Коррекция нарушений речи умственно отсталых учащихся требует организации специальной логопедической работы. В учебном плане вспомогательных школ предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем-логопедом. Учитель-логопед является членом медико-психолого-педагогической комиссии. Он должен путем специального обследования установить, имеется ли у ребенка речевое нарушение, и определить его характер. В сложных случаях дать аргументированное заключение о том, что является первичным: недоразвитие познавательной деятельности или речевое нарушение ребенка.

В начале учебного года логопед обследует всех поступивших в школу учащихся независимо от класса, в котором будут учиться.

Обследование речи охватывает произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма в соответствии со школьным стажем ребенка.

Первичное обследование устной речи детей проводится во время уроков в классе. Изучение состояния письма (у ранее обучающихся детей) проводится при помощи диктантов, тексты которых отвечают условиям логопедической проверки и соответствуют требованиям программы данного класса.

Всех детей, у которых в результате первичного обследования обнаружено нарушение речи, логопед отмечает в специальном журнале учета. Кроме этого на каждого учащегося, имеющего нарушения речи, после индивидуального обследования его состояния речи и письма заполняется речевая карта.

Обследование речи детей, занимающихся у логопеда в предыдущем году, проводится не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены логопедом для продолжения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.

Для занятий с логопедом отбираются наиболее остро нуждающиеся ученики. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере выпуска ранее принятых учащихся после устранения у них нарушений речи.

Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости ребенка.

К речевой карте учащегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается индивидуальный план занятий с ним.

План составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.

Логопед также знакомится с данными медицинского обследования с целью уточнения этиологии и характера речевого нарушения ученика и для того, чтобы найти наиболее правильный и эффективный коррекционный подход.

Началу систематических занятий предшествует организационный период (первые две недели учебного года).

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, школьной программы по родному языку и особенностей речевого дефекта. На логопедические занятия отводятся 5-е и 6-е уроки, свободные от классных занятия, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией школы и учителями классов логопед может брать детей с уроков чтения.

Индивидуальные и групповые занятия проводятся 4 раза в неделю с учащимися 1-4-х классов и 3 раза в неделю с учащимися 5-6-х классов. На индивидуальное занятие с каждым учащимся отводится, как правило, 15 минут. Продолжительность занятий для группы - 45 минут. Допускаются занятия с подгруппами продолжительностью - 20-25 минут.

Как правило, индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков.

Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности в пределах одного или двух смежных классов (например, вторых-третьих классов). Учащихся первых классов выделяют в отдельную группу, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.

Подгруппы комплектуются в тех случаях, когда особенности нарушения речи у некоторых учащихся требуют работы с ними по особому плану, не совпадающему с групповым планом. Группы для логопедических занятий комплектуются в количестве 4-6 человек, подгруппы - из 2-3 человек.

При необходимости логопед может производить перераспределение детей по группам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно детей объединить в группы или подгруппы, что значительно повышает эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе группа может быть разделена на подгруппы или часть детей выделена для индивидуальной работы.

Ответственность за аккуратное посещение учащимися логопедических занятий возлагается на логопеда и учителя данного класса, в старших классах школ-интернатов - на воспитателя, в школах без интернатов - на классного руководителя. Логопед:

Ведет журнал учета посещаемости занятий, в котором кратко отражает содержание пройденного на занятиях материала (ежедневно);

Организует работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту должны способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых учащимися в процессе логопедических занятий;

Систематически информирует учителей и воспитателей об успехах и недостатках учащихся, с тем чтобы во время и после уроков к речи детей предъявлялись посильные требования;

При завершении логопедических занятий с ребенком инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время;

Посещает уроки родного языка, развития речи, чтения и другие для проверки речевых возможностей учащихся, имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою очередь, учителя и воспитатели также должны периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы быть в курсе проводимой работы с учащимися данного класса;

Хорошо ориентируется в программных требованиях, в методах и приемах обучения родному языку, учитывает их в своей работе, использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается на уроке;

Помогает воспитателям в организации речевой работы с учащимися;

В конце учебного года проводит утренник, на котором дети, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В утреннике должны принимать участие все дети, имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях для них подбирается соответствующий материал;

Принимает участие в педагогических советах, где выступает с сообщениями и докладами о своей работе. Такие выступления имеют большое значение для пропаганды логопедических знаний среди учителей.

Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь разные формы: индивидуальные беседы, открытые занятия,

сообщения на методобъединениях с демонстрацией магнитофонных записей речи учащихся при поступлении и выпуске, сравнение письменных работ на разных этапах работы и др. В конце учебного года логопед составляет текстовой и цифровой отчеты о работе за год.


Похожая информация.


Специфика логопедической работы во вспомогательной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой -- особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы во вспомогательной школе.

1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы во вспомогательной школе должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, при устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового (сравнение с неречевым звуком), зрительного, кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков, устанавливается их сходство и различие; например, уточняется, что при произношении одних звуков участвует голос, а при произношении других -- нет. В процессе дифференциации звуков необходима работа по анализу звуковой структуры слова, по определению места звуков в слове. Сравниваются слова по их звуковой структуре, по наличию в них отрабатываемых звуков. Широко используется сравнение графических схем слов, нахождение в схемах одного или другого звуков.

2. С учетом характера нарушений речи логопедическая работа во вспомогательной школе должна проводиться над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи. Например, коррекцию нарушения произношения звука с (на этапе автоматизации) с учетом программы по русскому языку следует сочетать с работой над предлогом с (с братом, с мамой), уточняя семантику предлога (значение совместности действия), выделяя с как самостоятельное слово предложения. При этом отрабатывается анализ структуры предложения.

В процессе автоматизации звука с можно рекомендовать (также с учетом программы) и работу над приставкой с- (бегал -- сбегал, писал -- списал). При этом необходимо проводить работу по сравнению двух слов как по семантике, так и по звуковому оформлению. Для развития и уточнения лексики рекомендуются задания: назвать слова, обозначающие действия, признаки предметов, включающие звук с.

3. В процессе логопедической работы во вспомогательной школе важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий] (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.). Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане. Формирование речевых действий должно осуществляться по следующим этапам:

Материализация действия с опорой на вспомогательные средства. Так, работа по развитию дифференциации звуков на этом этапе предполагает использование картинок, названия которых анализируются, а также графических схем слов. Ребенок, выделяя звуки из слова, выкладывает фишки разного цвета в клеточки, соответствующие тому или иному звуку.

Выполнение действия в речевом плане. На этом этапе ребенок произносит слово и на основе его слухового и кинестетического образа, без опоры на вспомогательные средства, определяет наличие одного или другого звука в слове.

Выполнение действия во внутреннем плане. На этом этапе ребенок осуществляет дифференциацию звуков без материальных и речевых опор, по представлению.

В логопедической работе с умственно отсталыми детьми необходим постепенный, последовательный переход от одного этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности этих детей.

4. Особенностями логопедической работы во вспомогательной школе являются максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности. Так, постановке звука помогают зрительное восприятие артикуляции, тактильное восприятие муляжа, кинестетические ощущения от движения кисти руки, воспроизводящей положение языка при произношении данного звука, опора на кинеститеческие ощущения языка, губ, которые устанавливаются в правильном положении с помощью зонда, шпателя.

В процессе логопедической работы во вспомогательной школе широко используются схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, разрезная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения.

Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.

Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1--2 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для изучения языковых явлений и закономерностей овладения знания о языке. Таким образом, логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку. Этот факт обусловливает необходимость строить содержание логопедической работы во вспомогательной школе с учетом программы по русскому языку в данном классе. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.

Характерной для логопедической работы во вспомогательной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.

Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми, разговор по телефону, пересказ прочитанного, самостоятельные пересказы и т.д.).

Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

Особенностью логопедической работы во вспомогательной школе является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем -- на более сложном. Усложнение задания, введение более трудного задания предлагается вначале на простом речевом материале. Одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его выполнения умственно отсталыми детьми.

При проведении логопедических занятий необходимо ясное понимание ребенком цели занятия. В связи с этим цели занятия должны быть изложены умственно отсталому ребенку чрезвычайно конкретно, в доступной форме.

Для эффективного усвоения правильных речевых навыков умственно отсталыми детьми необходим определенный, не очень быстрый темп работы.

Следует поддерживать у умственно отсталого ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.

В связи с тем, что нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа во вспомогательной школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.

Несформированность контроля, слабость волевых процессов у умственно отсталых детей обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя и родителей. Нужно так организовать педагогический процесс во вспомогательной школе, чтобы не только на логопедических занятиях, но и в классе и во внеклассное время осуществлялись закрепление правильных речевых навыков, контроль и помощь педагогов и родителей в коррекции речевых расстройств.

Логопед должен проводить работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовывать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне. Например, занятия по устранению заикания будут более эффективны, если они проводятся на фоне расслабления после приема соответствующих медикаментов. При наличии чрезмерной возбудимости даже работа над звуками будет более эффективной, если она проводится на фоне успокаивающей терапии.

Логопед вспомогательной школы при перспективном планировании, учитывая необходимость участия в логопедической работе с детьми учителей, воспитателей и родителей, должен уделять большое внимание работе с педагогическим коллективом школы и родителями по пропаганде логопедических знаний.

Тема: Организация логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Развитие речи обучающихся специального (коррекционного) учреждения VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в

формировании фонетического, фонематического и грамматического строя. Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение

пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.

Но помимо особенностей развития речи, характерных для всех умственно отсталых детей, у значительной части обучающихся коррекционного учреждения имеются те или иные нарушения речи: неправильное произношение звуков - фонетический дефект, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание. Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям

письменной речи.

Коррекция нарушений речи умственно отсталых обучающихся требует организации специальной логопедической работы. Поэтому в учебном плане специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем - логопедом, имеющим соответствующее образование.

Обследование речи обучающихся

и отбор их для логопедических занятий

В начале учебного года должны быть обследованы все вновь принятые обучающиеся (независимо от класса, в который они зачислены). Обследованию подлежат также и обучающиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года).

Обследование речи должно охватывать произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма. Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности могут иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой деятельности.

Например, нарушения произношения могут затрагивать только произносительные процессы и выражаться в нарушениях внятности речи. Другие компоненты устной речи, а также письменная речь оказываются ненарушенными.

В некоторых случаях нарушения произношения выступают вместе с нарушениями фонематической системы языка, что влечет за собой нарушения чтения и письма.

И наконец, нарушения произношения могут выступать на фоне общего недоразвития речи, охватывающего фонетико - фонематическую и лексико -грамматическую стороны.

Логопед должен путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности обучающегося.

Первичное обследование речи обучающихся может проводиться в классной обстановке. Каждому обучающемуся предлагается ответить на несколько вопросов бытового характера, прочесть наизусть стихотворение или повторить за логопедом одну - две специально подобранные фразы. Изучение состояния письма у ранее обучавшихся в иных образовательных учреждениях обучающихся проводится при помощи диктантов, тексты

которых должны отвечать условиям логопедической проверки и соответствовать требованиям программы каждого класса.

Всех обучающихся с нарушениями речи, обнаруженных в результате первичного обследования, логопед отмечает в специальном журнале учета (Приложение 1).

Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается логопедом в условиях индивидуального обследования обучающихся традиционными логопедическими приемами. Для обследования произношения могут применяться фонетические альбомы, в которых даются слова различной слоговой структуры, а проверяемые звуки предлагаются в разных положениях (в начале,

середине, конце слова).

При изучении навыков звукового анализа проверяется умение обучающихся узнавать и различать на слух изолированные звуки, звуки в слогах и словах, умение сосчитать количество звуков в слове, произвести последовательное и выборочное выделение звуков.

Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи (Приложение 2).

Обследование речи обучающихся, занимавшихся у логопеда в предыдущем году, может проводиться не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены логопедом для продолжения занятий.

Соответственно заполняется и речевая карта.

Из числа обучающихся, имеющих нарушения речи, отбираются остро нуждающиеся в логопедической помощи. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере устранения нарушений речи у ранее принятых обучающихся.

Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости и общения обучающегося. Первоочередному зачислению на логопедические занятия подлежат обучающиеся с такими нарушениями произношения, которые мешают их речевому общению, усвоению чтения и письма, а также обучающиеся,

недостатки речи которых обусловлены ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми другими. К речевой карте каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается план занятий с ним. План

составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.

Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две - три недели учебного года.

Организация и проведение логопедических занятий

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке. На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и

учителями классов логопед может брать обучающихся с некоторых уроков.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2 - 4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 - 45 минут.

Как правило, индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.

Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного класса или двух параллельных или смежных классов (например, 2 - 3-х классов).

В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно - дидактического материала.

При необходимости логопед может производить перераспределение обучающихся по группам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно объединить обучающихся в группы, что значительно повышает эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе часть

обучающихся группы может быть выделена для индивидуальной работы. Логопедические занятия рекомендуется проводить в логопедическом кабинете. Для логопедического кабинета отводится изолированное помещение, оснащенное необходимым учебно - дидактическим материалом (Приложение 3).

Посещение логопедических занятий обязательно для всех принятых на занятия обучающихся. Ответственность за посещение обучающимися логопедических занятий возлагается на логопеда, учителя класса и руководителя учреждения.

Логопед ведет журнал учета посещаемости занятий, для которого может использоваться обычный классный журнал или журнал, изготовленный по типу классного журнала. По окончании учебного года логопед составляет отчет о проделанной работе (Приложение 4).

Контакт логопеда с учителями, воспитателями,

педагогом - психологом

Логопеду следует вести работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту могут способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.

Контакт логопеда с учителями может осуществляться на всех этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования, о результатах которого логопеду рекомендуется поставить в известность учителя и воспитателя данного класса, и кончая выпуском обучающегося.

В случае необходимости учитель и воспитатель должны создать, по рекомендациям логопеда, определенные условия для обучающегося (индивидуализация контрольных работ по родному языку в особо тяжелых случаях нарушения письма, организация речевого режима для заикающихся обучающихся и т.п.).

Для информации о состоянии произношения обучающихся, посещающих логопедические занятия, может использоваться таблица произношения, из которой видно, какой звук поставлен и что следует требовать от обучающихся в произношении.

Развитие речи детей с нарушением интеллекта является одной из важных задач коррекционно-развивающей работы во вспомогательной школе. В младшем школьном возрасте недостатки устной речи у ребят данной категории проявляются в нарушении всех речевых компонентах: звукопроизношении, фонематическом восприятии, бедности словаря, ограниченности лексики (неточное употребление слов, незнание абстрактных понятий, названий частей предмета и т.д.), нарушении ритмо-слоговой структуры слова, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи. Недостатки сформированности каждого речевого компонента влекут за собой проблемы в формировании письменной речи. С учётом характера нарушений логопедическая работа во вспомогательной школе должна проводиться над речевой системой в целом.

Задачи логопедической работы во вспомогательной школе не ограничиваются преодолением дефекта речи, они значительно глубже и сложнее. Речь, выполняя когнитивную, регулирующую и коммуникативную функции, является «каналом развития интеллекта» каждого ребёнка, создаёт условия для развития его познавательной деятельности и обеспечивает средствами для благополучного социального взаимодействия с окружающими людьми.

В связи с вышесказанным успешность коррекционно-воспитательной работы зависит от слаженности действий и единства требований учителя-логопеда, учителя-дефектолога и воспитателя.

В процессе коррекционного обучения и воспитания особое значение имеет формирование умения создавать устное речевое высказывание, правильно оформленное по правилам литературного языка. Толчком для программирования такого высказывания часто является пример и требование педагога. В каждой учебной ситуации умственно отсталые дети отрабатывают образцы непринуждённой спонтанной речи. На логопедических занятиях, уроках, воспитательных занятиях проговариваются речевые алгоритмы в ситуациях общения, которые дети используют в разговорной речи. Для закрепления навыка используем различные задания и упражнения на словоизменение, словообразование, типа деформированных или незаконченных фраз, текстов. В игре или ситуации общения дети ищут ошибки, исправляют. В процессе такой работы формируется грамматические строй речи, уточняется активный словарь, лексическое значение конкретных, абстрактных и обобщающих понятий, фразовая речь.

Долго и не всегда успешно формируется звукопроизносительная сторона речи. Приходя в школу к 8 – 9 летнему возрасту до 90% детей имеют полиморфные нарушения звукопроизношения, когда нарушены несколько групп звуков: шипящие [Ш, Ж, Щ], сонорные [Р, Р, Л], и аффрикаты [Ч, Ц]. Часто встречаются органические нарушения в строении артикуляционного аппарата, что значительно осложняет коррекцию.

Именно по этому основная задача учителя-логопеда в работе с 1 классом – формирование звукопроизносительных навыков. Часто перечисленные выше речевые проблемы не позволяют полноценно исправить косноязычие, и такая работа продолжается на индивидуальных или подгрупповых занятиях вплоть до 4 класса.

Большую помощь в формировании звукопроизношения оказывает фонетический режим в школе. Это подготовка устных выступлений детей к мероприятиям, ежедневные пятиминутные фонетические зарядки, которые хорошо проводить перед обедом. Контроль над произношением детей с учётом их речевых возможностей на каждом уроке и занятии с едиными требованиями. Они проявляются в установке перед ответом «Говори правильно», «Говори красиво»; одобрении «Молодец, сказал чисто, красиво»; замечаниях и образцах правильной речи «Послушай как надо сказать, повтори»; все вновь встречающиеся в речевом материале термины проходят «фонетическую обработку», то есть записываются на доске, указывается словесное ударение, прорабатывается его произношение.

В течение учебного года учителям-дефектологам сообщается этап коррекции каждого обучающегося, это необходимо при автоматизации звука не только в устной речи, но и при чтении и при комментированном письме. Для педагогов готовятся буклеты, в которых отражён речевой материал, используемый на логопедических занятиях (чистоговорки, скороговорки, считалки, стишки по лексическим темам), его удобно использовать на речевых минутках, на уроках чтения, во время фонетической зарядки, на прогулках во время игр и т.д.

Только совместные усилия всех педагогов образовательного учреждения качественно улучшат результаты коррекционно – развивающей работы по формированию речевых навыков у обучающихся в школе.

Предлагаю конспект логопедического занятия, в котором видна взаимосвязь с учителем дефектологом при звукобуквенном анализе слова (проводится в той же схеме, что и на уроках) и воспитателем домашнее задание задаётся на каждом занятии (материал у воспитателя в буклете).

Список литературы :

  1. Сорокина Н. В. — «Организация речевого общения дошкольников с нарушением интеллекта на занятиях по развитию речи» — ж. Дефектология №3/1990г. стр. 63
  2. Крылова Н. Л. — «Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР» — ж. Дефектология №4/1989г. стр. 55
  3. Нодельман В. И., Позднякова И.О. – «Особенности разговорной речи умственно отсталых школьников» — ж. Дефектология №6/2008г.
  4. Лалаева Р. И. – Логопедическая работа в коррекционных классах. М «Владос» 2004г. стр. 5 – 12, 170 – 172.
  5. Поваляева М.А. – Полный справочник. Настольная книга логопеда. М. «издательство Астрель» 2010. стр. 414 – 454.

Интегрированное подгрупповое занятие
«Логопедия – ритмика – музыка»

Лексическая тема : Рыбалка.

Коррекционная тема : Звук и буква [Р].

1 класс – двое обучающихся.

Время занятия : 25 минут.

Этап коррекции: Автоматизация звука в слогах и словах в разных позициях.

Цель: Автоматизировать звук [Р] в разных позициях в слогах и словах.

Задачи :

  1. Закреплять навык произношения звука [Р] в слогах и словах в разных позициях, формировать фонематический слух на основе упражнений в нахождении звука в слове, определении места звука в слове, звукобуквенного анализа.
  2. Корректировать слуховую память, на основе ритмических упражнений, активизировать экспрессивный словарь в изменении существительных по числам, в составлении предложений, пополнять импрессивный словарь (названия рыб).
  3. Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: снежинки из салфеток на ниточках, счётные палочки, лоточки с манной крупой, картинки с изображением рыб со скрепками, удочка с магнитом – червяком, ведро детское, два маленьких зеркала для артикуляционной гимнастики.

Музыкальное сопровождение для ритмических движений, песня «Любитель — рыболов» — музыка М. Старокадомского, слова А. Барто.

Ход занятия

Логопед:
  1. Орг. момент.
Поздоровайтесь с гостями.

Сегодня мы будем проговаривать звук [Р] в слогах и словах, а чтобы было интересно я приглашаю вас на рыбалку.

Что делают на рыбалке?

Где водится рыба?

Сейчас какое время года?

Представьте себе, что мы тепло оделись, взяли рыболовные снасти и отправляемся в дорогу.

Музыкальное сопровождение.

Идём по тропинке (обычным шагом),

по обрывистой дорожке (боковым приставным шагом), притопами и приходим на озеро.

  1. Дыхательная гимнастика.
Посмотрите, какие снежинки, давайте их сдуем.

Упражнения: вдох носом – выдох ртом

вдох одной норкой – другой

повторить другой норкой

вдох носом – долгий выдох долгий через рот, губы трубочкой.

  1. Артикуляционная гимнастика.
Озеро застыло и всё отражает как в зеркале.

Возьмите зеркала, выполним упражнения:

Упражнение «Заборчик» – улыбнуться (зубы сомкнуты и видны), удерживать позу в таком положении.

Упражнение «Чашечка»– открыть рот, широкий расслабленный язык поднять к верхней губе, прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

Упражнение «Лошадка» – присасывать язык к небу, растягивая подъязычную связку, щелкать языком медленно и сильно, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Упражнение «Грибок» – улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот, присосать широкий язык всей плоскостью к небу, открыть рот и удерживать получившуюся позу.

Упражнение «Барабанщик» – рот приоткрыт, кончик языка за верхними зубами. Быстро произносить ряд звуков и стучать языком: Д-Д-Д…

Выходим на изолированное произнесение звука [Р].

  1. Работа с профилем артикуляции звука.
  1. Изолирование произнесение звука [Р].
Для того чтобы правильно произнести звук [Р],

Как надо сделать губы?

Как разомкнуть зубы?

Где надо расположить язык?

Каким должен быть язык?

Как надо подуть?

Какой звук получается?

(дети произносят звук [Р])

Произнесите долго, отрывисто;

птичка прилетела, затрещала (произносят на высокий тонах ),

медведь проснулся, заревел (произносят на низких тонах ).

  1. Печатание и письмо буквы Р.
- Какой буквой обозначаем звук [Р]?

Складывать букву Р из палочек.

Написать на лоточке с манкой заглавную и маленькую букву Р.

Когда будем писать заглавную Р? (в названиях, именах )

  1. Автоматизация звука в слогах.
Игра «Эхо».

Когда рыбаки разговаривают друг с другом издалека, на озере слышится эхо.

Давайте поиграем в такую игру.

Учитель – логопед называет слоги, дети повторяют: РА, РО, РУ, РЫ, АР,ОР, УР, ЫР, АРА,ОРА,УРА, ЫРА, ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЫ, АТР, ОТР, УТР, ЫТР, АТРА, ОТРА, УТРО, ЫТРЫ, БРА, ПРО, ФРУА, ВРЫ, и др.

(произносить со сгибанием пальцев от мизинцев по одному )

  1. Автоматизация звука в словах.
Для того чтобы рыбачить зимой нужно добраться до воды, сделать лунку.

Прицепляем червяка.

Что прицепляем? (дети повторяют слово червяка )

Выловленную рыбу будем класть в ведро.

Куда будем класть выловленную рыбу? (в ведро )

Дети по очереди опускают удочку с магнитом в лунку, и ловят рыбу – картинку со скрепкой.

У тебя карась (лещ, карп, ёрш, осётр ).

Кто у тебя? (дети повторяют название рыбы )

Выкладываем на столе картинки.

Есть в названии звук [Р]?

Где находится звук в слове? (определить место звука в слове )

Скажи также:

Один карандаш, а много — карандаши

Один карась, а много? (караси )

Один карп, а много? (карпы )

Один ёрш, а много? (ерши )

Один осётр, а много? (осетры )

Посмотрите на картинки:

Как одним словом назвать, что это? (рыба )

Какая рыба лишняя? (лещ )

Почему? (в названии нет звука Р )

  1. Звукобуквенный анализ слова.
  1. Составление предложения.
  2. Итог занятия.
  1. Домашнее задание.
  1. Музыкальное сопровождение
Разберём слово РЫБА.

Один ученик у доски, второй на парте в кассе.

Сколько слогов? (2)

Назовите первый слог? (РЫ)

Назовите второй слог? (БА)

Составим первый слог

Сколько звуков в слоге РЫ?

Какой первый звук?

(Р – согласный, обозначим синим квадратиком и буквой Р)

Какой второй звук?

(Ы – гласный, обозначим красным квадратиком и буквой Ы)

Прочитай первый слог.

Назовите второй слог в слове рыба?

Сколько звуков в слоге БА?

Какой первый звук в слоге?

(Б – согласный, обозначим синим квадратиком и буквой Б)

Какой последний звук?

(А – гласный, обозначим красным квадратиком и буквой А)

Прочитай второй слог.

Чего не хватает? (чёрточки между слогами )

Прочитай слово? (читают по слогам )

Произнеси? (повторяют целым словом )

Второй ребёнок читает и произносит слово РЫБА.

Составьте предложение со словом РЫБА.

Какой звук мы тренировались произносить?

Что вам понравилось на занятии?

Даниил – когда задумаете во что – то поиграть, посчитаетесь и выберете водящего для игры, ты будешь объявлять начало – громко скажешь: Рыба карась – игра началась.

Повтори.

Виталя – придёте сейчас в группу, а воспитатель спросит: «Что вы делали на занятии?» А ты скажешь: Тра – тра – тра – мы ловили осетра.

Повтори

Мы удачно сходили на рыбалку, пора возвращаться домой. (повторяем движения с начала урока,

исполняем песню «Любитель — рыболов» — музыка М. Старокадомский, слова А. Барто).

Комович Елена Валерьевна,
учитель-логопед специальной (коррекционной)
школы-интерната №28 (8 вида),
г. Тулун Иркутской области

Логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности; усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико- грамматическую стороны, связную речь, поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом.

При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Сенсомоторный уровень речи у умственно отсталых детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства умственно отсталых школьников происходит коррекция нарушений фонетической стороны речи, полное устранение нарушений фонетической стороны речи. В то же время языковой и смысловой уровни развития речи у этих детей не достигают нормы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.

Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы во вспомогательной школе:

1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы во вспомогательной школе направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

2. При устранении нарушений звукопроизношения большое место отводитсядифференциациифонетическиблизкихзвуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного,кинестетического образа.Сравниваются звучание,артикуляциядвухзвуков,устанавливаютсяихсходстваи различия. С учетом характера нарушений речи логопедическая работа
во вспомогательной школе проводится над речевой системой в целом. Накаждомлогопедическомзанятииставятсязадачикоррекции нарушенийнетолькофонетико-фонематической,ноилексико- грамматической стороны речи.

3. В процессе логопедической работы во вспомогательной школе важно основыватьсянапринципепоэтапногоформированияумственных действий (Л.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин). Это необходимо для того, чтобыотнаглядно-образногомышленияперейтикорганизации действия во внутреннем плане. В логопедической работе с умственно отсталыми детьми необходимпоследовательный переход от одного
этапакдругому,чтосвязаносособенностямимыслительной деятельности этих детей.

4. Особенностямилогопедическойработывовспомогательнойшколе являютсямаксимальноевключениеанализаторов,атакже использование максимальной и разнообразной наглядности. В процессе логопедическойработыширокоиспользуютсясхемы,муляжи правильнойартикуляциизвуков,разрезнаяазбука,игровые упражнения, технические средства.

5.Важнейшеезначениеимеет дифференцированныйподход,который предполагаетучетособенностейвысшейнервнойдеятельности: психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

6. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимоувязыватьсобщиммоторнымразвитием (преимущественно развитием тонкойручноймоторики)умственноотсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики,влогопедическиезанятия,особенномладшихклассов, включаются пальчиковая гимнастика , заданияпо оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

7. Содержаниелогопедическойработывовспомогательнойшколе строится с учетом программы по русскому языку в данном классе. При этом цели и задачи логопедической работы иные, чем цели и задачи уроков русского языка.

8. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталыхдетейоченьконсервативны,изменяютсяструдом, необходимоособеннотщательноотрабатыватьэтапызакрепления правильных речевых навыков.

9. Характернойособенностьюлогопедическойработыво вспомогательнойшколеявляетсячастаяповторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функциикоры,трудностьюформированияновыхусловно -рефлекторныхсвязей,быстрым их угасаниембездостаточного подкрепления.

10. Сформированные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки не используются умственно отсталым ребенком в повседневном речевом общении. . В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки на разнообразном и обширном речевом материале не только на логопедических занятиях, но и на уроках и во внеурочной деятельности.

11.Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному