Знаете ли вы, где находится один из самых ярких центров культурного подвижничества в России? Он расположен здесь, в небольшом селе Стрелец Долгоруковского района Липецкой области. Я хочу, чтобы вы запомнили это место и вспоминали его каждый раз, когда вам будут говорить о том, что великих людей в современной России уже не существует.

В 1821 году здесь, в скромном доме местного священника, родился Иосиф Васильевич Васильев. Он станет замечательным богословом, будет способствовать укреплению православной общины в зарубежных странах и навсегда войдет в мировую историю как один из основателей собора Александра Невского в Париже.

Этот монументальный храм станет отдушиной и связующим звеном с Родиной для тысяч российских эмигрантов. Здесь будут отпевать Ивана Тургенева, Федора Шаляпина, Андрея Тарковского и Булата Окуджаву. Здесь будут венчаться Пабло Пикассо и Ольга Хохлова. После революции 1917 года здесь будут звучать тысячи молитв о спасении России и служить сотни панихид по невинно убиенным русским аристократам. Сейчас трудно и представить то, что когда-то простой уроженец села Стрелец Иосиф Васильев вел сложнейшие переговоры о том, чтобы его строительство храма Александра Невского стало возможным.

В современном Стрельце живут не менее великие люди. В прошлом веке здесь родился герой нашего сегодняшнего материала Владимир Николаевич Белолипецких. В 1995 году он, ценой невероятных усилий, основал в родном селе собственный краеведческий музей, который сегодня насчитывает более 7000 экспонатов. К его начинаниям многие относились скептически: мол, кому нужен музей в селе, в котором живет всего-то 500 человек. Но настоящий энтузиазм всегда сильнее скепсиса.

С чего начал восстановление музея Владимир Николаевич Белолипецких? Как с помощью поэзии и желания вернуть духовную жизнь в свое село ему удалось проделать большую часть работ по восстановлению храма Михаила Архангела, основанный отцом Иосифа Васильева? Что стало с усадьбой Васильевых в Стрельце? Как Владимир Белолипецких спасал уцелевшие достопримечательности из усадеб Липецкой области? И почему храм на родине основателя главного русского собора в Париже срочно нуждается в спасении и пожертвованиях?


Село Стрелец было известно с конца XVII века. Свое название оно получило в честь стрелецких войск, которые основали здесь поселение и стали его первыми жителями.

Каменный храм во имя Архистратига Михаила в селе Стрелец был построен в первой половине XIX века. Его возведение было начато местным священником Василием Васильевым.

2. Архангельская церковь, церковь Архистратига Михаила, 1816-1836 гг.

Отец Василий был невероятно добрым и набожным человеком. Жил скромно - в Стрельце он построил небольшой по размеру дом. Его окружал участок земли с плодовым садом и необходимыми хозпостройками.

3. Нынешний музей в Стрельце построен на сохранившемся фундаменте дома священника Василия Васильева.

В семье Васильевых воспитывалось восемь детишек. Потомки Василия Васильева тоже связали свою жизнь со служением Богу. Несколько его сыновей стали священниками, а дочери - вышли замуж за батюшек. Их воспоминания о детстве в Стрельце, отцовском приходе и родительском доме помогали им всегда.

4.

Самым известным сыном Василия Васильева стал Иосиф Васильев. Он начал свое богословское образование в Орловской губернии, а продолжил - в Санкт-Петербурге. Иосиф Васильев всегда отличался усердием в учебе и постоянно расширял свой кругозор.
Однажды он всерьез увлекся изучением темы присутствия православной церкви в западных странах и ее дипломатических отношениях с другими конфессиями. Этому важному аспекту церковной деятельности он посвятил целый научный труд. Именно он и определил его дальнейшую миссию. Ознакомившись с научными работами отца Василия, церковное руководство назначило его священником посольской церкви в Париже. В ту пору центр православия в Париже находился в обычном жилом доме. Его площадь была чрезвычайно мала. С первых минут своей службы в Париже отец Иосиф задумал строительство большой православной церкви в столице Франции. Но его планам было суждено реализоваться не сразу. Переждав революции во Франции и Италии, ведя длительные и невероятно сложные переговоры с властями и ведя сбор денег на строительство храма, Иосиф Васильев все же смог добиться решения о строительстве храма.

Иосиф Васильев.

5. Население Стрельца: около 500 человек. Число экспонатов в музее - более 7000.

Собор Александра Невского был построен по проекту архитекторов Романа Кузьмина и Ивана Шторма в стиле эклектики. Торжественная церемония освящения собора состоялась в 1861 году. Этому собору была уготовлена участь стать духовным островком России в Париже. После революции на воскресных службах можно было встретить многих российских аристократов, которые спасаясь от смерти и тюрьмы, вынуждены были уехать из родной страны.

Собор Александра Невского в Париже.

Долгое время музей в Стрельце носил статус Народного и существовал только за счет энтузиазма Владимира Белолипецких и его помощников.

Семья Иосифа Васильева упоминается в произведении Валентина Пикуля - новелле «Как трава в поле»:
- «Были сороковые годы - грозные, николаевские. Духовная академия столицы всегда считалась учреждением строгим, это вам не семинария в благодатной провинции, где бурсаки выпьют и закусят солёным огурчиком. Учили крепко. Латынь, греческий, философия, история…

В это-то время и окончил академию некий Осип Васильев - из очень бедной, почти нищенской семьи, но парень удивительно умный и образованный. Его диссертация на звание магистра «О главенстве папы римского», писанная им на латыни, выявила большую глубину познаний в истории церкви, ему стали прочить профессорскую кафедру. Но студент от кафедры отказался, говоря, что желает служить священником. Синод не возражал, от синодальных владык было ему авторитетно объявлено:

- Ладно. Ныне посольской церкви Парижа требуется как раз священник… Но прежде женись».

Жену Осип выбрал из шести дочерей священника церкви на Волковом кладбище Евфимия Флёрова… «Осип Васильев по зрелому размышлению остановил свой выбор на Аннушке, благо училась в пансионе Заливкиной и французский язык понимала. По тем временам дочерей священников почти не учили, считая, что и без ученья прожить можно, а вот кладбищенский поп шагал впереди своего времени, и девицы его даже танцевали, будто смолянки…

Сразу после свадьбы молодой благочинный с женою отбыли в Париж, а поспели туда как раз к революции, когда народ свергал короля Луи Филиппа, на улицах возводились баррикады, окна пришлось затыкать подушками, из которых по утрам вытряхивали пули, застрявшие в перьях. Под звуки выстрелов Анна Ефимовна без особой натуги, а даже с некоторой приятностью спешно родила первую дочерицу, а потом как пошли, как поехали - дочка за дочкой, только успевай святцы листать, чтобы имя достойное избрать ради крещения новорождённой.

Иногда мадам Васильева выводила своих детей на прогулку - до парка Монсо и обратно. Все девочки в беленьких платьицах, в одинаковых прюнелевых туфельках, все в одинаковых шляпках «а ля фурор», каждая младшая держалась за поясок старшей, идущей впереди, а сама мать время от времени раздавала им несерьёзные «шпандыри», чтобы вели себя чинно и благопристойно…»

7. Памятный знак.

Отец Иосиф Васильев скончался на родине, от инсульта в Гатчине. Во время отпевания отца Иосифа в Казанском соборе Санкт-Петербурга присутствовало множество петербуржцев. На отпевании присутствовали и митрополиты, что являлось символом особого почтения к личности умершего. Иосиф Васильев был похоронен на территории Александро-Невской лавры. В советские годы его могила была уничтожена. В некоторых источниках сказано, будто на месте могилы отца Иосифа в настоящее время находится захоронение Анатолия Собчака.

8.

Казалось, что в советские годы имя отца Иосифа Васильева было предано забвению. Но это не так! Все это время его чтили на родине знаменитого православного деятеля - в селе Стрелец. Бессменным хранителем памяти Иосифа Васильева стал местный активист, заслуженный работник культуры Владимир Николаевич Белолипецких.

9. Владимир Николаевич Белолипецких.

С ранней юности он был наделен поэтическим талантом и постоянно организовывал культурные мероприятия для жителей Долгоруковского района. Местные жители признаются: они не боялись за культурное образование своих детей потому, что им чутко руководил Владимир Николаевич.

10.

11. Зал народного быта

В восьмидесятые годы прошлого века Владимир Белолипецких принял решение об открытии краеведческого музея села Стрелец на базе местного дворца культуры. В то время «реанимация» воспоминаний об истории и православных достопримечательностях еще была диковинной. Некоторые жители села начинания Владимира Николаевича не поддержали. Мол, кому нужен этом музей в селе, в котором живут всего 500 человек?

12.

Но Владимир Белолипецких мыслил масштабно - он хотел привить сельчанам любовь к своей родине, рассказать им о семье Васильевых и достопримечательностях села, возродить Прощенный колодец и Храм Михаила Архангела, сохранить предметы и ценности из бывших усадеб Долгоруковского района. Несмотря на критику, большинство жителей Стрельца поддержали начинания активиста. Началась долгая и кропотливая работа по сбору экспонатов для музея. Часть этих уникальных вещей Владимир Белолипецких находил сам. Так, например, льва из усадьбы Василия Шереметева на берегу Быстрой Сосны он увидел во дворе одних из своих знакомых. Во время революции 1917 года усадьба была уничтожена, а все ее ценности были растащены по домам. Лев, которого спас Владимир Белолипецких стал единственным «живым» свидетелем процветания этой дворянской усадьбы. Аналогичная история случилась и с некоторыми предметами «усадебного» уголка музея: старинной мебелью, книгами, предметами интерьера.

14.

Со временем, музей истории Стрельца перестал умещаться в местном ДК. Владимир Николаевич стал просить у местных властей помощи в строительстве нового здания для музея.

15. А вот так Стрелец и Храм Михаила Архенгела выглядели в 19 веке.

В 1995 году общими обновленный музея открыл свои двери, но уже в отдельном здании. Оно было построено на фрагменте фундамента разрушенной усадьбы Васильевых. Рядом с музеем был установлен памятный знак. С тех пор музей, создаваемый Владимиром Белолипецких, получил относительную автономию. Он существовал на пожертвования граждан. А его руководитель на протяжении нескольких десятилетий не получал зарплату за свой труд.

16.

Отвечая на вопрос о зарплате, Владимир Николаевич смущается. Он подчеркивает, что всю жизнь он создавал музей от чистого сердца, не ставя материальные мотивации во внимание. Но он с радостью рассказывает истории о людях, которые помогли музею.

17.

Многие экспонаты Стрелецкого музея были подарены Владимиру Белолипецких меценатами. Так, одной из жемчужин его «усадебной» коллекции является прижизненное издание «Козьмы Пруткова» братьев Жемчужниковых. Усадьба Жемчужниковых в позапрошлом веке находилась недалеко от Стрельца. Редкое издание стало подарком музею от липецкого коллекционера.

19.

21. Стрелец - село воинской славы. 9 декабря его жители будут отмечать День освобождения села от немецко-фашистских захватчиков

Владимир Белолипецких обладает удивительным умением интересно преподносить факты из истории Стрельца. Одним из самых любопытных стендов в его музее является стенд, посвященный визитам НЛО в село. У этого явления было несколько очевидцев. По просьбе Владимира Николаевича, одна из свидетельниц мистического происшествия, описала свои впечатления на листе бумаги и даже - нарисовала пришельца.

22. Андрей Найденов держит в руках старинный оклад.

23. Уголок усадеб. Чудом уцелевшие предметы, оставшиеся от нескольких усадеб Липецкой области

Сейчас экспозиция музея составляет более 7000 предметов. Это - экспонаты. Связанные с историей основания села, народного промысла, семьей Васильевых, соседними усадьбами, годами Великой Отечественной Войны и современностью Владимир Николаевич Белолипецких признается: создание столь огромного музея стало возможным только благодаря доброте и отзывчивости русских людей.

24.

Постепенно, около музея начал образовываться культурно-исторический центр села. Был построен мемориальный комплекс и небольшой скверик около него. С музеем Владимиру Белолипецких помогают ученики местной школы. Они же помогают проводить ему экскурсии, которые в последнее время приезжают в Стрелец все чаще.

25.

26. С замечательными людьми, известными краеведами и настоящими подвижниками: Александром Клоковым, Андреем Найденовым и Владимиром Белолипецких.

Жители Стрельца много десятилетий мечтали о том, чтобы их храм Михаила Архангела был восстановлен. В советские годы он пришел в состояние крайнего запустения. Владимир Белолипецких часто описывал этот храм в своих стихах. Кроме того, слава об огромном сельском музее в Стрельце постепенно начала «греметь» как в Липецкой области, так и за ее пределами.

27. Храм был восстановлен из руин на средства завода "Энергия" и его руководителя Владимира Александровича Антипенко

А вот так храм выглядел в 2008 году до реставрации.


Автор фотографии: Ирина Бухтиярова Снято: 4 июня 2008

Для восстановления храма Владимиру Белолипецких удалось привлечь елецкого мецената - главу завода «Энергия» Владимира Александровича Антипенко. Благодаря меценатскому пожертвованию храм Михаила Архангела удалось восстановить буквально из руин. Сегодня здесь царит удивительно светлая атмосфера и идет приходская жизнь. А еще, частыми гостями в Стрельце являются школьники Липецкой области. Здесь для ребятишек проводит интересные экскурсии с трапезой в храме. Большую часть материальной ответственности за экскурсии приход храма Михаила Архангела берет на себя.

28. Из-за отсутствия современной системы отопления, храм сильно страдает от холода и сырости.

Однако, в храме еще не все гладко. Из-за отсутствия газа, отопление в помещении храма происходит от котла. Пожилые жители села, поднимая тяжелые дрова, самоотверженно топят котел, чтобы прихожане не мерзли на службе. В будние дни холод и сырость наносят огромный урон иконам и стенам в храме. Жители стрельца мечтают об утеплении храма, но пока для них это - настоящая роскошь. Стоимость всех необходимых работ составляет около 900 тысяч рублей. Стрельчане верят, что чудо обязательно произойдет и на отопление их храма найдутся деньги. Так же, как когда-то нашел деньги на строительство собора Александра Невского в Париже их великий земляк Иофиф Васильев.

29. Жители Стрельца будут рады любым пожертвованиям на храм

Село Стрелец стало для меня настоящим открытием. Путешествуя по России, я видел много увлеченных людей. Но знакомство с Владимиром Белолипецких произвело на меня невероятно сильное впечатление. Этот человек смог создать огромный краеведческий музей в маленьком селе. Невероятно концептуальный и богатейший музей в селе! Не в каждом городе есть такие протрясающие экспозиции! Владимир Белолипецких стал символом того, что любое начинание можно осуществить, было бы на то желание

Меня беспокоит состояние храма в Стрельце. Его может постигнуть участь десятков российских храмов, героическая реставрация которых сошла на «нет» из-за сырости и холода. Друзья, давайте поможем Владимиру Николаевичу и жителям села собрать необходимую сумму денег на организацию газового отопления в храме! Перечислив даже небольшую сумму, мы увеличим шансы стрельчан вступить в программу софинансирования и иные условия, при которых цель может быть достигнута! Эти люди - пример настоящих патриотов. Уверен, что наше посильное пожертвование даст им стимул на совершение еще большего количество добрых дел и свершений!

Перечислить деньги на храм можно на карту «Мир», принадлежащую Владимиру Николаевичу Белолипецких: 2202 2002 7079 2466
Телефон Владимира Николаевича для вопросов по пожертвованиям и организации экскурсий: 8-905-683-14-32

Благодарю Владимира Николаевича Белолипецких за теплый прием, интервью и исторические данные о селе Стрельце!

Карты

1801 год.

1832 год.

1870 год.

1937 год.

1942 год.

1950 год.

1984 год.

2000 год.

12 сентября 2018 года, в день, когда Церковь празднует перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского (в схиме Алексия), в селе Суворовском (Усть-Лабинское благочиние Армавирской епархии) праздновали престольный день одноименного храма.

Божественную литургию совершил ио секретаря Армавирской епархии, благочинный Усть-Лабинского округа протоиерей Александр Черных. Ему сослужили протоиерей Сергий Светличенко, протоиерей Сергий Бодин, протоиерей Виталий Бабичев, иерей Василий Васильев, иерей Владимир Шепитько и настоятель храма Благоверного Князя Александра Невского — иерей Григорий Гуреев.

По завершении богослужения верующие совершили крестный ход по территории Суворовского сельского поселения. Участие в шествии приняли глава администрации сельского поселения Ислам Юрьевич Шагундоков, казаки, педагоги и учащиеся СОШ № 10.

Следует отметить, что здание храма Благоверного Александра Невского в селе Суворовском по сей день остается разделенным пополам: в одной части совершаются богослужения, а в другой – располагается сельский культурно-досуговый центр.






«Не в силе Бог, а в правде!» Святой Александр Невский.

Святой князь Александр Невский родился 30 мая 1219 года в Переяславле-Залесском. Отцом его был Ярослав – младший сын Всеволода Большое Гнездо, прадедом – Владимир Мономах. Мать святого князя Александра Феодосия происходила из южно-русских князей и была наследницей их лучших качеств. Прадедом матери был князь Мстислав Храбрый, причисленный к лику святых, мощи которого находятся сейчас в Софийском соборе. Дед матери, Мстислав Мстиславич Удалой в конце своей жизни стал схимником.

С самого раннего детства св. князь принял благословение на ратное служение во Имя Бога на защиту Русской земли. На третьем или четвертом году жизни совершался постриг в воины.

Княжеских сыновей обычно постригали епископы. Обряд происходил в храме. Мальчика ставили перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие. Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу. После совершения обряда отрока сажали на коня – это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, обыкновенно – лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родину от внешних врагов. Этот обряд был совершен над Александром святителем Симоном, епископом Суздальским, в Спасо-Преображенском соборе города Переяславля, где проходило детство великого князя. С молодых лет князей учили грамоте. При обучении старались ознакомить юношу с книгами Священного Писания, главным образом с Евангелием и Псалтирью.

Юный Александр с юных лет отличался глубоким религиозным настроением и живым чувством долга. Серьезный не по летам характер его не позволял ему предаваться пустым забавам. Кроме чтения священных книг, любил он церковное пение.

Приобретали юные князья и светские знания. Они изучали иностранные языки, преимущественно латинский и греческий, и на этих языках читали античную литературу. Наряду с книжным воспитанием обращалось большое внимание и на воспитание физическое: езда верхом, стрельба из лука, владение другим оружием.

Выдающимся событием в жизни князей было “посажение на стол”. Этот обряд считался необходимым, без него князь не был бы князем. Поэтому в летописях к выражению “вокняжился” обычно прибавляется: “и сел на столе”.

“Вокняжение” молодого Александра Ярославича происходило в Софийском Новгородском соборе в 1236 году. Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович сказал ему: “Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч – твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий – старейшее княжение во всей земле Русской!” Архипастырь, возложив руки на главу князя, молился Царю царей, чтобы он “из Своего жилища” благословил верного раба Своего Александра, укрепил его “силою свыше”, утвердил его на “престоле правды”, показал его доблестным защитником святой соборной церкви и сподобил его “небесного царства”.

В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, а затем она была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом Василием Ярославичем Костромским и перенесена в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси. С востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада угрожали крестоносцы, которые, воспользовавшись нашествием Батыя, вторглись в пределы Отечества. В 1240 году войско шведов на кораблях под командованием зятя шведского короля Биргера вторглось в Неву. Гордый швед прислал в Новгород к князю Александру гонцов со словами: “Если можешь, сопротивляйся – я уже здесь и пленяю твою землю”.

Но этот надменный вызов не смутил юного князя, хотя у него была только малочисленная дружина. Отдав приказание наличным военным силам быть готовыми к походу, Александр пришел в Софийский собор. Там он вместе со святителем и новгородским народом горячо молился. Окончив молитву и приняв благословение от святителя Спиридона, вышел князь Александр из Софийского собора к своей дружине и новгородскому народу и обратился к ним со словами: “Братья! Не в силе Бог, а в правде!” Его святое воодушевление передалось дружине и народу. С небольшой дружиной, уповая на Бога, князь сразу же направился навстречу врагу.

Перед битвой случилось чудное предзнаменование. Воин Пелгуй, во святом крещении Филипп, был в ночном дозоре. Он всю ночь провел без сна, следил за шведским войском, которое прибывало на кораблях по Неве до устья реки Ижоры, где высаживалось на сушу. Этот воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по Неве, и в ней святых князей мучеников Бориса и Глеба. И сказал Борис: “Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру”.

Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр по благочестию своему повелел никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов, которые были застигнуты врасплох. Прежде чем враги успели опомниться, русские дружным натиском ударили на них. Как Божия гроза, впереди всех пронесся в середину врагов юный князь и с неукротимой отвагой бросился на Биргера и нанес ему тяжкий удар по лицу – “возложил ему печать на лицо”. Была страшная битва. Ангел Божий незримо помогал православному воинству. Когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти русские воины, было обнаружено множество перебитых врагов.

За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари-крестоносцы. В 1240 году немцам удалось захватить Копорье, Псков и Изборск. Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: “Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка”. По его молитве помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.

Западные пределы Русской земли были ограждены, но с восточной стороны против бесчисленных полчищ монголов требовалась мудрая дипломатия, “кротость голубя и мудрость змеи”. Поскольку невозможно было противостоять военной силой против монголов, нужно было искать компромисс.

Князь Александр пять раз ездил к хану татарскому, кланялся, унижался, вымаливал милость и пощаду. Однажды пришлось святому Александру ехать в самое гнездо татарского царства, в Монголию, к пределам Дальнего Востока, к истокам Амура, среди невыразимых трудностей и опасностей тогдашнего путешествия. Надо было кланяться хану, надо было унижаться и смиряться, надо было переносить потерю независимости русского народа. Много золота и серебра уплатил князь хану, выкупая пленных русских, смягчая его гнев данью и подарками. Одного он не хотел отдать, одним не мог пожертвовать: святою православною верою.

Русский летописей передает нам картину приема ханом князя Александра. У хана Батыя был такой обычай: приезжающих к нему на поклонение сразу не допускали к хану, а отправляли к волхвам, которые заставляли их пройти сквозь огонь, затем надо было поклониться кусту, огню и идолам. Александру Ярославичу также предстояло исполнить эти обряды.

Благочестивый князь наотрез отказался подчиниться требованиям, противным христианской совести. “Смерть, смерть ему”, – закричали волхвы. Но приближенные хана пошли к Батыю, чтобы узнать решение своего господина. Прошло несколько минут напряженного ожидания. Наконец, явились ханские слуги и, к общему удивлению, принесли приказ хана не принуждать Александра к исполнению обрядов. Александр предстал пред лицо Батыя.

Величественный вид князя поразил хана. Батый сразу понял, что перед ним – князь, далеко превосходивший других князей своим умом и достоинствами. Самодовольная улыбка проскользнула по лицу хана, когда князь Александр склонил перед ним свою голову и сказал: “Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану кланяться+ Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь!” Батый некоторое время любовался героем, наконец, произнес, обратясь к окружающим: “Правду говорили мне, нет князя, равного этому”.

Верность Православию святой князь Александр показал, когда посланные в 1248 году Римским папой Иннокентием IV два кардинала пытались склонить князя в католичество, обещая помощь в борьбе с монголами. На это князь ответил, что мы верны Христовой Церкви и Православной вере, которая зиждется на Семи Вселенских Соборах, а “от вас учения не принимаем”.

Святой Александр, вдохновляемый верой Христовой, чувствовал великую ответственность пред Богом и историей за судьбу Святой Церкви и своей Родины. В 1261 году стараниями князя Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

В 1262 году суздальский и ростовский народ, не терпя татарских сборщиков дани, поднял восстание против них. Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, что “татар бити”. Восставший народ, несмотря на справедливую ненависть к притеснителям, ограничился только убийством наиболее свирепых хищников, поэтому и убитых было немного. Ждали татарской мести. Но Бог направил события в совсем другое русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. В этом великом соединении русских и татарских земель была положена основа будущего многонационального Российского государства.

Святой князь Александр в своей последней поездке в Сарай исполнил свой долг пред Богом, спасая Русь от возмездия татар за восстание против них. Но и силы его были отданы все, жизнь его была положена на служение своей Родине и вере. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его было перенесено во Владимир, в Рождественский монастырь, где митрополит Кирилл с духовенством совершил погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: “Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле”.

При погребении было явлено Богом чудо. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. “И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело его было привезено издалека в зимнее время”.

Так прославил Бог своего угодника – святого воина-князя Александра Невского.

Интернет-издание «Православие и мир».

С вященномученик Евгений родился в Москве 20 декабря 1892 г. в семье священника Василия Васильева. Получив начальное духовное образование, он поступил в Московскую Духовную академию, но окончить ее ввиду захвата власти безбожниками не успел и продолжил обучение в частном порядке, сдавая экзамены профессорам академии. Евгений Васильевич был рукоположен во священника и через некоторое время назначен настоятелем Успенской церкви в селе Косино Ухтомского района Московской области и помощником благочинного. Дом его был на севере села. Когда он приехал в Косино, жители отметили, что у нового батюшки вещей почти не было, и самым главным в его багаже было фортепиано. Отец Евгений хорошо пел, до семинарии он окончил музыкальное училище. Служил он всегда истово, даже если в храме было только два человека, служил Богу.

В 1936 г. До секретного отдела НКВД стали доходить сведения об увеличении числа паломников в Успенский храм и на Святое озеро. Паломники, отслужив молебен в церкви, шли на озеро, откуда брали воду, и некоторые из них купались. Были часты случаи исцелений, о которых знали как сами верующие, так и священник. Предположив, что все это происходит благодаря активной деятельности настоятеля о. Евгения, власти решили его арестовать. 31 марта 1936 г. Отец Евгений был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

– Следствие располагает данными, что Вы в контрреволюционных целях распространяли ложные слухи о якобы имевших место случаях чудесного исцеления на Святом озере от различных болезней.

– Я не отрицаю, что ко мне в церковь в село Косино приезжали верующие из различных мест, служили в церкви молебны, после этого из церкви уходили на Святое озеро за водой, купались в нем с целью получить исцеления от болезней. В летнее время бывали отдельные дни, когда ко мне в церковь приезжало по 10-15 человек верующих.

Допрошенные свидетели показали, что видели за службой в церкви в селе Косино много приезжих верующих из разных районов Московской области, которые специально приезжали к священнику Евгению Васильеву отслужить молебен и на Святом озере набрать известную целебной силой и помогающую от различных болезней воду. Верующие по окончании церковной службы по указанию священника шли на озеро купаться, пили воду, набирали ее с собой и расходились по домам, рассказывая при этом, что они получили исцеления от болезней, которыми страдали продолжительное время. «Священник Евгений Васильев на мой вопрос, почему он дает указания верующим пить грязную воду из озера, ответил: «Что вы говорите? Это Святое озеро раньше очень почиталось верующими, на озеро приезжало много народу со всех концов, было много случаев чудесных исцелений от различных болезней, и сейчас снова верующие стали приезжать отслужить молебен, набрать воды, а некоторые выкупаться. Я лично знаю несколько человек, которые получили исцеление после купания в Святом озере. Правда сейчас власть очень преследует за это, все приходится делать очень скрытно. В этом году немного стало проще, а то попросту поставили сторожей. До революции на Святое озеро стекалось несколько тысяч богомольцев, среди которых были различные больные, и многие по вере уходили вполне здоровыми. Так и сейчас многие в это лето, помолившись в нашем храме, и выкупавшись в озере, исцелились. Вот вам доказательство того, как еще крепко народ верит в Бога… многие из них обошли все больницы, и пришли сюда».

«В феврале 1936 года, – утверждал свидетель, – священник Васильев пригласил меня из церкви в дом, где в моем присутствии говорил: «Коммунисты и молодежь постановили закрыть нашу церковь и засыпать ее хлебом, но я сумел организовать верующих, и мы снова отстояли наш храм. Конечно, это не надолго, но возможно, Бог смилуется над нами, будет война, и тогда мы отмучаемся от этой проклятой власти». Верующие после окончания церковной службы и молебна по указанию священника Евгения Васильева шли на озеро – купаться, умываться, пить воду, отдельные верующие во время купания пели молитвы, плакали по выходе из озера и распускали слухи, что они исцелились от болезней, чем еще больше привлекали паломничество верующих на Святое озеро. Мне лично священник Васильев говорил, что за лето 1935 года на Святом озере было несколько случаев чудесного исцеления от болезней, и при этом привел пример двенадцатилетней девочки, дочери цыганки, которая была совершенно слепой и впоследствии получила исцеление».

Этих обвинений для властей было достаточно и 2 июля 1936 г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило священника к трем годам заключения в исправительно–трудовом лагере. Отец Евгений был выслан сначала в Мариинский лагерь в Новосибирской области, а потом в Хабаровск.

Священник Евгений Васильев скончался 24 ноября 1937 г. В исправительно-трудовом лагере в г. Хабаровске и был погребен в безвестной могиле.

Память священномученика Евгения совершается в день его смерти – 11 (24) ноября, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

Васильев Евгений Васильевич ( - ), священник , священномученик

Власти несколько раз собирались закрыть церковь. Так, в феврале года было решено в здании храма устроить зернохранилище. Однако в то время о. Евгений сумел организовать верующих, и они отстояли храм.

В году до секретного отдела НКВД стали доходить сведения об увеличении числа паломников в Успенский храм и на Святое озеро, расположенное рядом с храмом и издавна славившееся как целебное. Паломники, отслужив молебен в церкви, шли на озеро, откуда брали воду, и некоторые из них купались. Были часты случаи исцелений, о которых знали как сами верующие, так и священник. Предположив, что все это происходит благодаря активной деятельности настоятеля отца Евгения, власти решили его арестовать.

31 марта года отец Евгений был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Он обвинялся в "распространении в к/р целях ложных слухов о якобы имевших место случаях чудесного исцеления на Святом озере".

- Следствие располагает данными, что вы в контрреволюционных целях распространяли ложные слухи о якобы имевших место случаях чудесного исцеления на Святом озере от различных болезней.

- Я не отрицаю, что ко мне в церковь в село Косино приезжали верующие из различных мест, служили в церкви молебны, после этого из церкви уходили на Святое озеро за водой, купались в нем с целью получить исцеление от болезней. В летнее время бывали отдельные дни, когда ко мне в церковь приезжало по 10-15 человек верующих.

Допрошенные свидетели показали, что встречали за службой в церкви в селе Косино много верующих из различных районов Московской области, которые специально приезжали к священнику Евгению Васильеву отслужить молебен и на Святом озере набрать воды, которая имеет целебную силу и помогает от всяких болезней. Верующие по окончании wерковной службы по указанию священника шли на озеро купаться, пили воду и набирали ее из озера в привезенную посуду и расходились по домам, рассказывая при этом, что они получили исцеление от болезней, которыми страдали продолжительное время.

Священник Евгений Васильев на мой вопрос, почему он дает указания верующим пить грязную воду из озера, ответил:

"Что вы говорите? Это Святое озеро раньше очень почиталось верующими, на озеро приезжало много народу со всех концов, было много случаев чудесных исцелений от различных болезней, и сейчас снова верующие стали приезжать отслужить молебен, набрать воды, а некоторые выкупаться. Я лично знаю несколько человек, которые получили исцеление после купания в Святом озере. Правда, сейчас власть очень преследует за это, все приходится делать очень скрытно. В этом году немного стало проще, а то попросту поставили сторожей. До революции на Святое озеро стекалось несколько тысяч богомольцев, среди которых были различные больные, и многие по вере уходили вполне здоровыми. Так и сейчас многие в это лето, помолившись в нашем храме и выкупавшись в озере, исцелились. Вот вам доказательство того, как еще крепко народ верит в Бога... многие из них обошли все больницы и пришли сюда".

Из показаний свидетеля:

В феврале 1936 года священник Васильев пригласил меня из церкви в дом, где в моем присутствии говорил: "Коммунисты и молодежь постановили закрыть нашу церковь и засыпать ее хлебом, но я сумел организовать верующих, и мы снова отстояли наш храм. Конечно, это не надолго, но, возможно, Бог смилуется над нами, будет война, и тогда мы отмучаемся от этой проклятой власти". Верующие после окончания церковной службы и молебна по указанию священника Евгения Васильева шли на озеро - купаться, умываться, пить воду, отдельные верующие во время купания пели молитвы, плакали по выходе из озера и распускали слухи, что они исцелились от болезней, чем еще больше привлекали паломничество верующих на Святое озеро. Мне лично священник Васильев говорил, что за лето 1935 года на Святом озере было несколько случаев чудесного исцеления от болезней, и при этом привел пример двенадцатилетней девочки, дочери цыганки, которая была совершенно слепой и впоследствии получила исцеление.

Файл в формате ****. doc превысил размер 24 МВ. Размещен на сайте в исходном и в сжатом виде. Для тех у кого не установлена программа работы с архивами размещаю исполняемый файл который автоматически разархивируется в документ формата WORD в текущую дирректорию.

«Венчает время след……» А.С. Пушкин.

Биографический очерк священников фамилий от А до Я

Саратовской, Самарской, Астраханской епархий Х VIII -ХХ вв.

Александров Александр

Александров Владимир Александрович (*02.10.1870г)

В 1887г окончил курс в Вольском двухклассном городском МНП училище. С 1894г по 1904г учитель церковно-приходских школ (ЦПШ) Хвалынского и Кузнецкого уезда. Учитель Виляевской ЦПШ Кузнецкого уезда. В октябре 1907г рукоположен во диакона и определен на диаконское место к Николаевской церкви села Шемышлейка Кузнецкого уезда. Учитель местной ЦПШ. В марте 1909г рукоположен во священника и перемещен на священническое место к Богородице-Ахтырской церкви села Спасское (Сукино тож) Вольского уезда. В апреле 1917г определен на священническую вакансию к Космо-Дамианской церкви села Кикина Вольского уезда и перемещен к церкви села Юрьевка Вольского уезда. Награды: набедренник 1916г.

Жена Параскева Васильевна (*22.08.1881г)

Александрова Зинаида Владимировна (*10.10.1904г)

(ГАСО Ф. 135 д. 7994 1917г, СЕВ № 41 1907г, № 16 1909г, № 11-12 1916г, № 13 1917г, СКСЕ 1912г)

Александров Александр

Пономарь.

Александров Алексей Александрович (*1834г)

В феврале 1854г исключен по окончании курса в Симбирской семинарии. В марте 1855г определен учителем удельного сельского училища села Хрящевка Ставропольского уезда. В феврале 1856г перемещен на дьяческое место к Спасо-Вознесенскому собору г. Бугуруслан Самарской епархии. В апреле 1858г определен секретарем Бугурусланского Строительного Комитета. В мае 1858г рукоположен во диакона с оставлением на причетнической должности при Спасо-Вознесенском соборе г. Бугуруслан.

Жена Екатерина Петровна (*1836г)

Александрова Мария Алексеевна (*1857г)

(ЦГАСО Ф. 32/15 д. 46 1861г)

Александров Александр

Диакон Казанской церкви слободы Елань Аткарского уезда на 1895-1897гг.

(ГАСО СЕВ № 17 1895г)

Александров Дмитрий

Окончил курс в Саратовской духовной семинарии (СДС). В марте 1890г определен на диаконское место к церкви села Широкий Буерак Хвалынского уезда. В 1891г предоставлено священническое место в том же селе.

(ГАСО СЕВ № 7 1890г, № 18 1891г)

Александров Александр

Александров Николай Александрович.

Священник Иоанно-Предтеченской церкви (Красный Крест) г. Саратова на 1895-1896гг.

(ГАСО Краткие сведения о церквях Саратовской епархии 1895-1896гг (КСЦСЕ 1895-1897гг))

Александров Петр

Крестьянин села Варыпаева Аткарского уезда. В январе 1918г временно допущен к исполнению обязанностей заместителя псаломщика при Николаевской церкви села Шихан Вольского уезда.

(ГАСО СЕВ № 4 1918г)

Александров Тимофей (*1816г)

Пономарский сын. По исключении из 2 класса Саратовского духовного училища (СДУ) в 1840г определен в пономаря к церкви села Биклей Саратовского уезда. В 1841г посвящен в стихарь. В 1843г перемещен в дьячка к молитвенному дому села Левинка Николаевского уезда Самарской епархии.

Жена Александра Ивановна (*1820г)

(ЦГАСО Ф. 32/17 д. 4 1847г)

Александров Федор

Священник благочинный церкви слободы Успенской (Рудня тож) Камышинского уезда. В январе 1779г осуществил чин освящения деревянной церкви в сельце Покровском, Алмазов Яр Саратовской десятины.

(ГАСО СЕВ № 20 1895г)

Александрийский Александр

Александрийский Дмитрий Александрович (*1807г)

По исключении из высшего отделения СДУ определен в пономаря к церкви на Элтонское озеро Камышинского уезда. В 1824г перемещен в Николаевскую слободу. В 1836г (или 1839г?) перемещен к Казанской церкви сельца Николаевка Николаевского уезда.

Жена Александра Ивановна (*1811г)

Александрийская Елена Дмитриевна (*1831г)

(ЦГАСО Ф. 32/17 д. 4 1847г, Ф. 32/17 д. 8 1851г, Ф. 150/1 д. 116а 1858г)

Александровский Семен

Дьячок Борисоглебской церкви села Александровка (Ростовки тож) Сердобского уезда Саратовской губернии на 1859г.

Александровский Степан Семенович (+1891г).

Окончил БДУ. Обучался в СДС с 1871г. Уволен из семинарии из 6 класса с документом об окончании полного курса семинарских наук по 2-му разряду в 1877г. Священник Богородицкой церкви сельца Новоникольское Сердобского уезда Саратовской губернии. В 1883г утвержден катехизатором на 1884г по 3 округу Сердобского уезда. Награды: набедренник 1888г

Александровский Сергей Степанович (*1885г+14.12.1937г).

Родился в селе Гривки Сердобского уезда Саратовской губернии. Обучался в Саратовском духовном училище с 1895г. Обучался в Саратовской Духовной Семинарии с 1900г. На епархиальной службе с 1907г. Священник Введенской церкви села Анастасьино Аткарского уезда с 1909г. В октябре 1912г перемещен к Казанской церкви села Гривки Сердобского уезда Саратовской губернии. Законоучитель. Награды: набедренник 1914г, скуфья 1918г.

Проживал: Б.-Маресевский р-н, с. Красная Поляна.
Репрессирован. Арестован 18.11.1937г. Обвинен в а/с агитации. Приговорен Тройкой 02.12.1937г к ВМН.

Жена Финансова Евгения Алексеевна (*1888г). Дочь священника Михаило-Архангельской церкви села Старо-Заркино Петровского уезда Финансова Алексея Павловича

Александровский Павел Степанович (*1881г+1951г)

Обучался в СДС. В июле 1904г определен на диаконское место к Христорождественской церкви села Власовка Сердобского уезда. В мае 1905г предоставлено священническое место при Введенской церкви села Анастасьина Сердобского уезда. В июле 1907г перемещен к Вознесенской церкви села Карякина Аткарского уезда. Законоучитель Карякинского земско-общественного училища. С 1908г священник Михайло-Архангельской церкви села Свищевка Сердобского уезда. Награды: скуфья 1913г, 1918г.

На 1919г жил в Моршанске. Репрессирован. Сослан в Архангельскую область на лесоповал. После отбытия ссылки вскоре умер.

Жена Сергиевская Лидия Александровна (*1884г+1949г). Дочь священника церкви села Вертуновка Сердобского уезда Сергиевского Александра Георгиевича.

Александровская Анна Павловна

(ГАСО Справочная книга Саратовской Епархии 1912г- (СКСЕ 1912г), СЕВ № 25 1876г, № 25 1877г,№ 26 1883г,№ 20 1888г,№ 25 1891г, № 14 1898г, № 14, 19-20 1904г, № 12 1905г, № 4 1913г, № 9 1914г, №16-18 1918г, (Саратовские Епархиальные ведомости),СДВ№ 30 1907г, № 4, 51 1908г, № 36-37 1912г (Саратовский духовный вестник) Ф.135/1 д. 5705.1905г, Ф. 135/1 д. 8236 1917г, ГАПО Ф. 182/11 д. 155 1859г, Ф. 12д. 5040 1877г, Интернет-ресурсы)

Александровский Андрей

Священник церкви слободы Старо-Хоперской Балашовской округи на 1826-1837гг.

Александровский Иван Андреевич (*1817г)

Обучался в СДС с 1826г. На 1837г воспитанник низшего отделения второго класса.

Александровский Андрей

Священник церкви села Корнеевка Николаевской округи Самарской епархии на 1836-1837гг.

Александровский Кирилл Андреевич (*1827г)

Обучался во 2-м СДУ с 1836г.

(ГАСО Ф. 12 д. 910 1836-1837гг)

Александровский Алексей

Священник церкви села Караваинка Царицынского уезда на 1882-1885гг

Александровская Мария Алексеевна (*24.03.1873г) Обучалась в СЕЖУ с 1882г. На 1884-1885гг воспитанница 2 класса

(ГАСО Ф. 710 д. 33 1884-1885гг)

Александровский Алексей

Безместный священник. В 1875г предоставлено священническое место при церкви села Киселевка Аткарского уезда Саратовской епархии.

(ГАСО СЕВ № 1 1875г)

Александровский Алексей

Безместный священник. В ноябре 1876г предоставлено священническое место при церкви села Черкасское Вольского уезда Саратовской епархии.

(ГАСО СЕВ № 2 1876г)

Александровский Алексей (+1893г)

Заштатный священник села Кленовка Камышинского уезда Саратовской епархии.

(ГАСО СЕВ № 10 1893г)

Александровский Алексей

Священник церкви села Юматовка Саратовского уезда Саратовской епархии. В 1892г уволен за штат.

(ГАСО СЕВ № 15 1892г)

Александровский Иоанн

Диакон церкви села Никифоровка Петровской округи на 1818-1825гг.

Александровский Александр Иоаннович (*1806г)

Обучался в Пензенской духовной семинарии с 1818г. На 1825г воспитанник низшего отделения.

(ГАПО Ф, 21/1 д. 2а 1824-1825гг)

Александровский Александр

Священник церкви села Антиповка Камышинского уезда Саратовской епархии. В марте 1910г перемещен к Дмитриевской церкви села Бабинки Балашовского уезда.

(ГАСО СДВ № 14 1910г)

Александровский Павел

Александровский Александр Павлович (*12.08.1828г +07.11.1906г).

Священник Покровской церкви села Мордовский Карай Балашовского уезда. В 1867г, 1879г утвержден катехизатором по 5 округу Балашовского уезда. В 1870г,1874г,1881г утвержден Духовником 5-го округа Балашовского уезда. Законоучитель. В ноябре 1891г перемещен к Михаило-Архангельской церкви села Мордовский Карай. В сентябре 1901г уволен за штат. Награды: набедренник 1874г, камилавка 1878г, благословение Св. Синода без грамоты 1892г, наперсный крест 1895г, орден св. Анны 3-й степени 1900г.

(ГАСО СЕВ № 11 1867, № 12 1870г,№7, 8 1874г,№ 19 1878г, № 36 1879г, № 24 1881г, № 3, 23 1891г,№ 4 1892г, № 10,22 1895г, № 19 1904г,№ 10 1900г, № 18 1901г, № 18 1902г, № 19-20 1904г, СДВ № 5 1907г, «Краткие сведения о церквях Саратовской Епархии, существующих при них причтах и прихожанах 1895-1896гг.»(КСЦСЕ 1895-1896гг, МРНП 2012г Д.Н.Шилов)

Александровский Александр

Священник церкви села Большой Карай Балашовского уезда на 1868г.

(ГАСО СЕВ № 12 1870г)

Александровский Павел

Александровский Александр Павлович (*1882г)

Окончил СДУ. Учитель школы грамоты. В мае 1901г определен на псаломщическое место к церкви села Петропавловка Сердобского уезда.

(ГАСО СЕВ № 18 1901г, СКСЕ 1912г)

Александровский Алексей

Священник слободы Рудни Камышинского с….1867г. В 1874г резолюцией Его Преосвященства отрешен от настоящей должности.

Александровский Александр Алексеевич (*12.08.1867г).

Обучался в СДС с 1883г. В июле 1889г уволен со свидетельством об окончании полного курса семинарских наук. В сентябре 1889г определен на диаконское место к Троицкой церкви Посада Дубовка Царицынского уезда. В марте 1890г предоставлено священническое место при церкви села Кленовка Камышинского уезда. В ноябре 1894г утвержден в должности помощника благочинного 3 округа Камышинского уезда. В марте 1895г перемещен на священническое место к Иоанно-Предтеченской церкви г. Саратова и утвержден в должности законоучителя во 2 начальном училище. В августе 1898г утвержден в должности законоучителя Саратовских городских начальных 5-го мужского и 9-го женского училища. В октябре 1901г утвержден в должности законоучителя воскресной школы для взрослого мужского населения при 5-м мужском начальном училище и во младших параллельных классах второго женского начального училища. На 1902г законоучитель священник городского мужского начального училища (по адресу: 5-е угол Шелковой и Жандармской улицы городской дом) Солдатско-Слободской одноклассной церковноприходской школы (Солдатская слободка). В 1902г уволен от заведования местной церковно-приходской школы. В ноябре 1906г поручено преподавание Закона Божия в 9-м женском начальном училище г. Саратова и назначен законоучителем во вновь открытом одноклассном начальном смешанном училище в приходе Саратовской Иоанно-Предтеченской церкви. В 1895г, 1896г, 1898г, 1904г,1906г,1908г назначался на произнесение очередных проповедей при Саратовском кафедральном соборе. В 1907г утвержден в должности законоучителя трех отделений 7-го смешанного начального училища Воскресной школы для взрослых при 5 мужском училище.

Жил в доме церкви Красного креста. В июле 1915г перемещен на священническую вакансию к Сергиевской церкви села Малая Сергиевка Балашовского уезда. Награды: набедренник 1901г, скуфья 1913г.

Жена Екатерина Николаевна (*11.11.1869г)

Александровская Евгения Александровна (*1891г)

Александровская Евгения Александровна (*11.02.1893г)

Александровский Владимир Александрович (*22.07.1894г)

Александровская Мария Александровна (*03.01.1897г)

Александровская Лидия Александровна (*01.03.1901г)

Александровский Николай Александрович (*27.07.1902г)

(ГАСО АКСГ 1898г,1902г,КСЦСЕ 1895-1896гг, СЕВ 1870г, № 16 1874г, № 14 1884г, № 13 1886г, № 13 1888г, № 13, 19 1889г,№ 8 1890г, № 23 1894г,№ 7, 23 1895г, № 22 1896г, № 19,23 1898г, № 17 1900г, № 10, 21 1901г, №8, 10 1902г,№ 15, 23, 24 1904г, № 4 1913г, № 22-23 1915г, СДВ № 1, 7 1906г, № 41 1907г, №1, 3 1908г, Ф 135. д. 9115 1897, 1898г, 1899г, Ф. 135 д.9132 1912г)

(Александровский) Иван

Священник. На 1815г умерший.

Жена Мария Васильевна (*1745г)

Александровский Александр Иванович (*1773г)

Священник Успенской церкви посада Дубова Царицынского уезда на 1806-1822гг.

Жена Татьяна Петровна (*1776г)

Александровский Петр Александрович (*1796г) На 1815г воспитанник семинарии.

Александровский Илья Александрович (*1798г) На 1815г воспитанник семинарии.

Александровский Алексей Александрович (*1812г) На 1815г воспитанник семинарии.

Александровский Иван Александрович (*1805г)

Александровский Федор Александрович (*1807г)

Александровская Мария Александровна (*1809г)

Александровская Ольга Александровна (*1813г)

(ГАСО Ф. 28 д. 192 1815г, ГАВО Ф 289/1 д.8 1806г, Ф 289/1 д. 12 1814г, Ф 289/1 д. 13 1815г, Ф 289/1 д. 19 1822г)

(Аленев) Федор.

Аленев Александр Федорович (*1782г)

Диакон Успенской церкви Посада Дубова Царицынской округи Пензенской епархии Саратовской губернии на 1815-1819гг. На 1837г умерший.

Жена Надежда Михайловна (*1784г)

Аленева Алимпиада Александровна (*1807г)

Аленева Агрипина Александровна (*1813г)

Александровский Николай Александрович (*1810г).

Александровский Василий Александрович (*1819г+16.08.1862г) Обучался в КДУ с 1831г. На 1837г воспитанник высшего отделения. Диакон Успенской церкви Посада Дубовка Царицынского уезда с…. 1847г.

Жена Елена Александровна (*1822г)

Александровский Павел Васильевич (*1845г).

Александровский Кирилл Васильевич (*01.03.1848г+22.08.1848г)

Александровская Мария Васильевна (*01.01.1858г)

Александровский Виктор Васильевич (*09.11.1859г)

(ГАСО Ф. 135/1 д. 10019 1847-1848гг, Ф. 28 д. 192 1815г, Ф. 12 д. 910 1836-1837гг, ГАВО Ф. 289/ 2 д 33 1848г, Ф. 289/ 2 д 37 1850г, Ф. 289/ 2 д 55 1858г, Ф. 289/ 2 д 57 1859г, Ф. 289/ 2 д. 62 1862г, Ф. 339/48 д. 1 1856-1860гг)

Александровский Василий.

Священник церкви станицы Александровской Царицынской округи на 1835-1837гг.

Александровский Петр Васильевич (*1827г). Обучался в КДУ с 1835г. На 1837г воспитанник второго класса.

Александровский Василий.

Диакон церкви села Поселок Кузнецкой округи на 1829-1837гг.

Александровский Петр Васильевич (*1827г) Обучался в ПДУ с 1836г во 2 классе.

Александровский Стефан Васильевич (*1820г). Обучался в ПДУ с 1829г. На 1837г воспитанник высшего отделения.

(ГАСО Ф. 12 д. 910 1835-1837гг)

Александровский Александр

Александровский Василий Александрович (*1862г)

Окончил курс в духовной семинарии. На епархиальной службе с 1885г. Священник церкви села Бабинок Балашовского уезда с 1910г. Окружной миссионер. Награды: набедренник 1910г, скуфья 1916г.

В семье на 1912г живет мать.

Дети (1 сын и 5 дочерей):

(ГАСО СЕВ № 4, 14 1913г, СДВ № 12,20-21 1912г, № 4, 14 1913г, № 11-12 1916г, СКСЕ 1912г)

Александровский Василий

Заштатный священник церкви села Мордовского Карая Балашовского уезда. В ноябре 1902г определен на должность эконома Балашовского духовного училища. В ноябре 1903г предоставлено священническое место при Казанской церкви села Попова Врага Сердобского уезда. В ноябре 1907г перемещен к Христо-Рождественской церкви слободы Романовка Балашовского уезда. С февраля 1908г назначен заведующим и законоучителем местной воскресной школы и Романовского 2-го земско-общественного училища. В июне 1909г перемещен на 2-ю вакансию к церкви села Антиповка Камышинского уезда.

Александровский Сергей Васильевич. На 1902г обучался в Балашовском духовном училище.

(ГАСО СЕВ № 18, 20 1903г, № 44-45 1907г, №10, 49-50 1908г, № 8, 39-40 1909г)

Александровский Иван

Александровский Василий Иванович (+22.11.1911г).

Учитель Мажновского сельского училища Балашовского уезда. В январе 1887г предоставлено дьяконское место при домовой училищной церкви во имя Казанской Божией Матери в селе Таловке Камышинского уезда. В сентябре 1894г определен на священническое место к Христо-Рождественской церкви села Рыбное Вольского уезда. В феврале 1906г перемещен к Михаило-Архангельской церкви села Лапоть Камышинского уезда. Награды: Архипастырское благословение 1898г, набедренник 1903г.

Жена Любовь. В 1912г назначена пенсия в размере 50 рублей в год из Камышинского казначейства.

Александровская Мария Васильевна. Муж диакон церкви села Чигонак Балашовского уезда Казанский Николай Никифорович.

(ГАСО Ф. 135 д.4679 1897г, СЕВ № 2 ,1887г, № 2 1888г, № 20 1894г,№ 10, 18 1898г,№ 10 1903г, № 18 1904г, № 9 1906г, № 51 1911г, № 40-41 1912г,КСЦСЕ 1895-1896гг).

Александровский Алексей

Александровский Василий Алексеевич

Окончил курс в СДС. В феврале 1885г определен на священническое место к церкви села Репная Вершина Балашовского уезда. В ноябре 1890г перемещен к Успенской церкви села Тростянка Балашовского уезда. В январе 1900г предоставлено священническое место при Михаило-Архангельской церкви в селе Разсказани Балашовского уезда. В сентябре 1901г перемещен к Михаило-Архангельской церкви села Мордовский Карай Балашовского уезда. В октябре 1901г утвержден в должности законоучителя в Мордово-Карайской земско-общественной школе. В феврале 1902г перемещен к церкви села Красное поле Кузнецкого уезда. В марте 1902г уволен за штат. Награды: набедренник 1901г.

Жена Елена Георгиевна (+09.09.1900г)

Александровский Сергей Васильевич.

(ГАСО СЕВ№ 4 1885г, № 23 1890г, №2 1900г,№ 10, 18, 21 1901г, № 6, 8, 1902г, № 18 1903г ,КСЦСЕ 1895-1896гг , МРПН 2012г Д.Н. Шилов)

Александровский Василий

Священник церкви села Гривки Балашовского уезда. Награды: благословение Св. Синода 1866г.

(ГАСО СЕВ № 20 1866г)

(ГАВО Ф. 289/ 2 д. 38 1850г, Ф. 289/ 2 д. 56 1858г, Ф. 289/ 2 д. 58 1859г, Ф. 289/ 2 д. 62 1862г, ГАСО СЕВ № 2, 5 1890г, МРПН 2012г Д.Н. Шилов