Автопортрет. 1933
Иван Лаврентьевич Горохов (23 января 1863, деревня Бели, Можайский уезд, Московская губерния, Российская империя - 6 октября 1934, Можайск, Московская область, СССР) - русский художник-живописец, член Товарищества передвижных художественных выставок.



Автопортрет. 1884
Родился в деревне Бели в семье бывшего крепостного крестьянина. С ранних лет Ваню Горохова захватила страсть к рисованию. Ваня мечтал серьёзно учиться живописи, однако его отец - крестьянин, работающий у местного помещика и, естественно, поддержать увлечение сына живописью не мог. Слух о одарённом крестьянском мальчике, быстро распространился по округе. Узнал о нём и местный помещик Владимир Карлович фон Мекк (сын Карла Фёдоровича фон Мекка, предводитель дворянства Можайского уезда). Владимир Карлович приобрёл несколько рисунков юного художника и показал их гостившему у него великому пианисту Николаю Григорьевичу Рубинштейну. Рубинштейн, будучи человеком, хорошо разбирающимся в изобразительных искусствах, признал, что у мальчика несомненный талант, и что при должном обучении из него может получиться выдающийся живописец. Рубинштейн и фон Мекк предложили Ване поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, пообещав помощь в устройстве и финансовую поддержку на всё время обучения. В 1874 году Иван Лаврентьевич Горохов становится вольнослушателем МУЖВЗ, а с 1880 года - учеником. Учителями живописи у него были И. М. Прянишников и В. Е. Маковский. Общение с К. А. Коровиным, В. А. Серовым, И. И. Левитаном и другими художниками, помогло ему постичь глубину реалистического воплощения жизни. В 1886 году И. Л. Горохов окончил училище с отличными результатами: ему присудили Большую серебряную медаль и две малых серебряных (большую золотую медаль присуждали тогда лишь в Петербургской академии художеств) и звание классного художника. Дипломной работой художника стала картина «Выздоравливающая», исполнения в лучших традициях позднего передвижничества.


Автопортрет.
После окончания училища перед Иваном Лаврентьевичем встал выбор - продолжать обучение в Санкт-петербургской Императорской Академии художеств или сразу заняться живописью и преподаванием. Горохов решил посоветоваться об этом с К. Е. Маковским. «Я спросил его, между прочим, - напишет впоследствии Горохов, - стоит ли мне завершить своё образование в Академии художеств. На это он решительно возразил, что мне нет никакого смысла туда ехать, что я вполне сформировавшийся художник и поездка в Академию была бы для меня пустой тратой времени». Мечты Горохова стать художником-профессионалом в Москве не осуществились. Крестьянский сын, не имевший значительной поддержки со стороны влиятельных лиц, не получал заказов. Скоро жить в Москве стало невозможно и он уезжает в родную деревню. Возвратившись из Москвы на родину, живописец целиком отдает себя творческой работе.


Автопортрет. 1921 января 8 дня.
Но и в деревне жить и работать было нелегко. Не было настоящей мастерской. За красками и холстом приходилось ездить в Москву, дорого обходилась перевозка картин на выставки, к тому же надо было содержать семью. Первые годы самостоятельной творческой жизни художник постоянно находился в нужде. Как впоследствии напишет биограф Горохова (Н. Мусиенко): «Ивану Лаврентьевичу в смысле известности повезло гораздо меньше, чем многим его собратьям по искусству. Свои работы он, как правило, прямо с выставки или художественных аукционов продавал в частные коллекции, и теперь о судьбе большинства из них нет никаких сведений». Невзирая на лишения и бедность, художник упорно ведёт большую творческую работу, регулярно участвуя во многих столичных и провинциальных выставках. Начиная с 1893 года И. Горохов становится экспонентом «Товарищества передвижных выставок».


И.Л. Горохов со своими детьми. 1909 год.
Постепенно приходит долгожданное признание. На XXI выставке ТПХВ Горохов показывает картину «Крестьянские дети». «Мою картину, - вспомнит потом не без гордости Иван Лаврентьевич, - не только приняли, но и вскоре купили с выставки, и газетная критика отметила её как талантливую и выдающуюся по технике вещь. А издатель журнала „Нива“ А. Ф. Маркс письменно предложил мне 50 рублей и бесплатную высылку в течение года журнала со всеми приложениями за право её воспроизведения». В 1897 году случилось большое несчастье: пожар уничтожил почти всю деревню Бели, в том числе избу Гороховых. Удалось спасти только ничтожную часть имущества и готовившиеся для очередных выставок картины. Художник со своей многочисленной семьей перебирается в Можайск, где покупает в рассрочку дом. Кисти художника принадлежат мастерские картины с видами старого Можайска. Некоторые улицы, здания города, ныне не сохранившиеся, мы можем увидеть только у Горохова. Кроме художественной деятельности И. Л. Горохов занимался преподаванием - с 1905 по 1930 год вел художественный класс в Можайском реальном училище.


Горохов И. Л. учитель рисования и черчения. 1-й выпуск в первой средней школе (бывшее реальное училище) 1919г.
После Октябрьской революции Горохов осваивает жанр социалистического реализма - пишет портреты В.И. Ленина, А. В. Луначарского, картины на тему гражданской войны и строительства нового общества. Большая часть этих полотен не сохранилась - их уничтожили немецко-фашистские захватчики, оккупировавшие Можайск и район в 1941-1942 годах, лишь благодаря стараниям членов семьи художника удалось эвакуировать около двух десятков картин, и они находятся сейчас в доме потомков Ивана Лаврентьевича на улице Герцена в Можайске. Скончался Иван Лаврентьевич Горохов 6 октября 1934 года в Можайске. Похоронен там же.


Эскиз к картине «Мальчишки».


Ярмарка в Можайске. 1916


Дети за чтением. 1900


Дети за чтением книги. 1924


Гибель родного гнезда.


Грибы. Натюрморт. 1912


Русалка. 1912


Догорает.


Базарный день в Можайске. 1913


Забытые крестцы. 1912


Лунная дорожка. 1924


Грибы. Натюрморт. 1912


У постели выздоравливающей. 1882


В избе.


Купите ягоды. 1890


Яблочный базар в Можайске. 1913


У постели больного мужа. 1903


У окна. 1904


Детская головка. Этюд. 1911


Мужчина с рыжей бородой. Этюд. 1889


Пишущий мальчик. 1900


Мыльные пузыри.


По миру.


Девочка с котятами.


Сбивание масла. 1900-е.


У самовара.


Портрет девочки. 1892


Букет сирени. 1900-е.


Купание под Козьей горкой на Москве-реке. 1911


Крестьянская девочка у печи. 1907


Сорванцы. Набедокурили. 1912

23 января 1863 - 06 октября 1934

русский художник-живописец, член Товарищества передвижных художественных выставок

Биография

Родился в деревне Бели в семье бывшего крепостного крестьянина. С ранних лет Ваню Горохова захватила страсть к рисованию. Подолгу бродил он по полям и лесам, вслушивался в щебетание птиц, любовался яркими красками леса. И этот сказочный мир, открывавшийся его детскому взору, полный цветов и красок, он старался, как мог изобразить на бумаге. Ваня мечтал серьёзно учиться живописи, однако его отец - крестьянин, работающий у местного помещика и, естественно, поддержать увлечение сына живописью не мог. Слух о одаренном крестьянском мальчике, быстро распространился по округе. Узнал о нём и местный помещик Владимир Карлович фон Мекк (сын Карла Фёдоровича фон Мекка , предводитель дворянства Можайского уезда). Владимир Карлович приобрел несколько рисунков юного художника и показал их гостившему у него великому пианисту Николаю Григорьевичу Рубинштейну . Рубинштейн, будучи человеком, хорошо разбирающимся в изобразительных искусствах, признал, что у мальчика несомненный талант, и что при должном обучении из него может получиться выдающийся живописец. Рубинштейн и фон Мекк предложили Ване поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, пообещав помощь в устройстве и финансовую поддержку на все время обучения.

В 1874 году Иван Лаврентьевич Горохов становится вольнослушателем МУЖВЗ, а с 1880 года - учеником. Учителями живописи у него были И. М. Прянишников и В. Е. Маковский . Общение с К. А. Коровиным , В. А. Серовым , И. И. Левитаном и другими художниками, помогло ему постичь глубину реалистического воплощения жизни. В 1886 году И. Л. Горохов окончил училище с отличными результатами: ему присудили Большую серебряную медаль и две малых серебряных (большую золотую медаль присуждали тогда лишь в Петербургской академии художеств) и звание классного художника. Дипломной работой художника стала картина «Выздоравливающая», исполнения в лучших традициях позднего передвижничества. «Я взял самый простой жанровый сюжет, - напишет впоследствии Горохов в своих мемуарах, - около кровати с выздоравливающей девицей сидит на кресле другая девушка и читает ей книжку. Обстановка мещанская, с кошкой, вязаными салфеточками и прочим».

После окончания училища перед Иваном Лаврентьевичем встал выбор - продолжать обучение в Санкт-петербургской Императорской Академии художеств или сразу заняться живописью и преподаванием. Горохов решил посоветоваться об этом с К. Е. Маковским . «Я спросил его, между прочим, - напишет впоследствии Горохов, - стоит ли мне завершить свое образование в Академии художеств. На это он решительно возразил, что мне нет никакого смысла туда ехать, что я вполне сформировавшийся художник и поездка в Академию была бы для меня пустой тратой времени».

Мечты Горохова стать художником-профессионалом в Москве не осуществились. Крестьянский сын, не имевший значительной поддержки со стороны влиятельных лиц, не получал заказов. Скоро жить в Москве стало невозможно и он уезжает в родную деревню. Возвратившись из Москвы на родину, живописец целиком отдает себя творческой работе.

Но и в деревне жить и работать было нелегко. Не было настоящей мастерской. За красками и холстом приходилось ездить в Москву, дорого обходилась перевозка картин на выставки, к тому же надо было содержать семью. Первые годы самостоятельной творческой жизни художник постоянно находился в нужде. Как впоследствии напишет биограф Горохова (Н. Мусиенко): «Ивану Лаврентьевичу в смысле известности повезло гораздо меньше, чем многим его собратьям по искусству. Свои работы он, как правило, прямо с выставки или художественных аукционов продавал в частные коллекции, и теперь о судьбе большинства из них нет никаких сведений». Невзирая на лишения и бедность, художник упорно ведёт большую творческую работу, регулярно участвуя во многих столичных и провинциальных выставках. Начиная с 1893 года И. Горохов становится экспонентом «Товарищества передвижных выставок».

(1965-06-08 ) (55 лет) Место смерти Принадлежность

СССР 22x20px СССР

Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Часть Командовал

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Должность

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сражения/войны Награды и премии
Орден Ленина - 1945 Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Александра Невского
Орден Отечественной войны I степени Орден Красной Звезды Медаль «За боевые заслуги» 40px
Связи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В отставке

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Иван Лаврентьевич Сире́нко (25 марта 1910 года - 8 июня 1965 года) - заместитель командира 34-го гвардейского бомбардировочного авиационного Тихвинского Краснознамённого ордена Кутузова полка 276-й бомбардировочной авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта , подполковник, Герой Советского Союза ().

Биография

Иван Лаврентьевич Сиренко родился в деревне Парафеевка ныне Белебеевского района Башкирии в крестьянской семье. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1932 года.

Окончил семь классов неполной средней школы. Работал в Госстройконторе в Оренбурге , затем кузнецом-молотобойщиком на Оренбургском паровозовагоноремонтном заводе.

Участвовал в оборонительных операциях под Вильнюсом и Ржевом, в обороне Москвы , Ленинграда , освобождении Прибалтики, в разгроме врага на его территории. Имел ранение обеих ног и правой руки.

После окончания Великой Отечественной войны отважный лётчик продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР. С 1953 года подполковник И. Л. Сиренко - в запасе. Жил в Киеве .

Скончался 8 июня 1965 года. Похоронен в Киеве на Дарницком кладбище .

Подвиг

И. Л. Сиренко как опытный командир и воздушный боец водил группы бомбардировщиков на самые различные цели. Уничтожал живую силу и боевую технику на поле боя, на железнодорожных станциях, аэродромах, в морских портах.

12 марта 1944 года эскадрилья пикирующих бомбардировщиков Пе-2, где ведущим был И. Л. Сиренко, нанесла бомбовый удар по колонне танков и бронетранспортёров, двигавшейся по шоссе Вильнюс - Кёнигсберг. Цель была накрыта разрывами бомб. При выходе из пике на самолёт ведущего И. Л. Сиренко набросилась четвёрка «мессершмиттов». В неравном бою самолёт был подбит, а И. Л. Сиренко получил ранение обеих ног и правой руки.

После длительного лечения И. Л. Сиренко вернулся в родной полк и продолжал громить захватчиков в Восточной Пруссии. Здесь он совершил более 30 боевых вылетов во главе полка. На третий день штурма Кёнигсберга майор И. Л. Сиренко повёл девятку Пе-2 на аэродром противника в Девау, где базировалось большое количество самолётов. При подходе к цели группу встретил ураганный зенитный огонь. Умело маневрируя, И. Л. Сиренко увёл группу из-под огня. Выйдя на морское побережье, он развернул девятку и на большой скорости со снижением устремился на цель. В результате сожжено пятнадцать самолётов и взорван склад с горючим.

К маю 1945 года заместитель командира 34-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии майор И. Л. Сиренко совершил 153 боевых вылета на бомбардировку укреплений, скоплений войск противника .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество гвардии майору Ивану Лаврентьевичу Сиренко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6359) .

Награды

Память

На территории Вольского высшего военного училища тыла (военный институт) напротив здания управления ВУЗа Герою установлен памятник и мемориальная доска.

В городе Белебее (Республика Башкортостан), на территории мемориального комплекса "Защитникам Отечества" расположены мемориальная доска и бюст с изображением Сиренко И.Л.

Напишите отзыв о статье "Сиренко, Иван Лаврентьевич"

Примечания

  1. 15px . Сайт «Герои Страны ».
  2. в электронном банке документов «Подвиг Народа » (архивные материалы ЦАМО , ф. 33 , оп. 686046/793756 , д. 158/44 , л. 3/85-88 ).
  3. в электронном банке документов «Подвиг Народа » (архивные материалы ЦАМО , ф. 33 , оп. 690155 , д. 752 , л. 3, 81, 82 ).
  4. в электронном банке документов «Подвиг Народа » (архивные материалы ЦАМО , ф. 33 , оп. 690155 , д. 3866 , л. 4, 113, 114 ).
  5. в электронном банке документов «Подвиг Народа » (архивные материалы ЦАМО , ф. 33 , оп. 686196 , д. 3246 , л. 5, 201, 202 ).

Литература

  • Несокрушимые. - Уфа, 1985.
  • Славные сыны Башкирии. - Уфа, 1979, кн. 4.
  • Башкирская энциклопедия. Гл. ред. М. А. Ильгамов; т. 5. П-С. - Башкирская энциклопедия, 2009. - 576 с. - ISBN 978-5-88185-072-2.

Ссылки

  • .
  • .

Отрывок, характеризующий Сиренко, Иван Лаврентьевич

Несмотря на то, что наш двор был очень большим, и в нём всегда было полно всякой домашней «живности», коня мы не могли держать по той простой причине, что его не так-то просто было купить. Арабский жеребец стоил для нас (по тогдашним меркам) очень дорого, потому что мой папа в то время работал в газете намного меньше часов, чем обычно (так как, по общему согласию семьи, был занят писанием пьес для русского драматического театра), и поэтому, большими финансами мы в тот момент не располагали. И хотя это было уже подходящее время для меня по-настоящему учиться конской езде, единственная возможность это делать была проситься иногда выезжать на прогулку с Пургой, которая почему-то меня тоже очень любила и всегда с удовольствием выезжала со мной кататься.
Но в последнее время Пурга была очень грустной и не выходила со своего двора. И, к моему большому сожалению, уже больше трёх месяцев как мне не разрешалось выезжать с ней на прогулки. Чуть более трёх месяцев назад её хозяин скоропостижно скончался, а так как они всегда жили с Пургой «душа в душу», то его жене видимо было тяжело какое-то время видеть Пургу с кем-либо другим. Так она бедненькая и проводила в своём (правда очень большом) загоне целые дни, безмерно тоскуя о своём, вдруг куда-то неожиданно исчезнувшем, любимом хозяине.
Вот к этому-то чудесному другу и повели меня в утро моего десятого дня рождения... Моё сердце от волнения буквально выскакивало из груди!.. Я просто не в состоянии была поверить, что сейчас вот-вот может осуществиться моя самая большая детская мечта!.. Помню с тех пор, как впервые без посторонней помощи сумела залезть на Пургу, я без конца упрашивала маму и папу купить мне лошадку, но они всегда говорили, что сейчас плохое для этого время и, что они «обязательно это сделают, надо только немного подождать».
Пурга встретила меня, как всегда, очень дружелюбно, но за эти три месяца она как бы чем-то изменилась. Была очень грустной, с замедленными движениями, и не высказывала слишком большого стремления выйти наружу. Я спросила хозяйку, почему она такая «другая»? Соседка сказала, что бедная Пурга, видимо, тоскует по хозяину и ей очень её жаль.
– Попробуй, – сказала она, – если сумеешь её «оживить» – она твоя!
Я просто не могла поверить тому, что услышала, и мысленно поклялась ни за что на свете не упустить этот шанс! Осторожно подойдя к Пурге, я ласково погладила её влажный, бархатистый нос, и начала тихонечко с ней разговаривать. Я говорила ей, какая она хорошая и как я её люблю, как прекрасно нам будет вместе и как сильно я буду о ней заботиться… Конечно же, я была всего лишь ребёнком и искренне верила, что всё, что я говорю, Пурга поймёт. Но даже сейчас, спустя столько лет, я всё ещё думаю, что каким-то образом эта удивительная лошадь меня и в правду понимала... Как бы там ни было, Пурга ласково ткнулась мне в шею своими тёплыми губами, давая понять, что она готова «пойти со мной погулять»... Я кое-как на неё взобралась, от волнения никак не попадая ногой в петлю, изо всех сил постаралась успокоить своё рвущееся наружу сердце, и мы медленно двинулись со двора, поворачивая нашей знакомой тропинкой в лес, где она, так же, как и я, очень любила бывать. От неожиданного «сюрприза» меня всю трясло, и я никак не могла поверить тому, что всё это по-настоящему происходило! Мне очень хотелось себя сильно ущипнуть, и в то же время я боялась, что вдруг, прямо сейчас, проснусь от этого чудесного сна, и всё окажется всего лишь красивой праздничной сказкой... Но время шло и ничего не менялось. Пурга – моя любимая подруга – была здесь со мной, и только чуть-чуть не хватало, чтобы она стала по-настоящему моей!..
День моего рождения в том году выпал на воскресение, а так как погода была просто великолепной, многие соседи в то утро прогуливались по улице, останавливаясь поделиться друг с другом последними новостями или просто подышать «свежепахнувшим» зимним воздухом. Я чуточку волновалась, зная, что сейчас же стану объектом всеобщего обозрения, но, несмотря на волнение, очень хотела выглядеть уверенной и гордой на моей любимой красавице Пурге... Собрав свои «растрёпанные» эмоции в кулак, чтобы не подвести чудесную подружку, я тихонечко тронула её бок ногой, и мы выехали за ворота... Мама, папа, бабушка и соседка стояли на дворе и махали нам вдогонку, как будто для них, так же, как для меня, это тоже было каким-то невероятно важным событием... Это было по-доброму смешно и забавно и как-то сразу помогло мне расслабиться, и мы уже спокойно и уверенно поехали дальше. Соседская ребятня тоже высыпала во двор и махала руками, выкрикивая приветствия. Вообще, получился настоящий «праздничный кавардак», который развеселил даже прогуливающихся на той же улице соседей...
Скоро показался лес, и мы, повернув на уже хорошо знакомую нам тропинку, скрылись из виду... И вот тут-то я дала волю своим, вопящим от радости, эмоциям!.. Я пищала, как несказанно обрадованный щенок, тысячу раз целовала Пургу в шелковистый нос (количество чего она никак не могла понять...), громко пела какие-то несуразные песни, вообще – ликовала, как только позволяла мне моя счастливая детская душа...
– Ну, пожалуйста, моя хорошая, покажи им, что ты опять счастливая... Ну, пожалуйста! И мы снова будем вместе много-много кататься! Сколько захочешь, обещаю тебе!.. Только пусть они все увидят, что ты в порядке... – упрашивала я Пургу.
Я чувствовала себя с ней чудесно, и очень надеялась, что она тоже почувствует хоть частичку того, что чувствовала я. Погода была совершенно изумительной. Воздух буквально «трещал», настолько был чистым и холодным. Белый лесной покров блистал и искрился миллионами маленьких звёздочек, как будто чья-то большая рука щедро рассыпала по нему сказочные бриллианты. Пурга резво бежала по вытоптанной лыжниками тропинке, и казалась совершенно довольной, к моей огромной радости, начиная очень быстро оживать. Я буквально «летала» в душе от счастья, уже предвкушая тот радостный момент, когда мне скажут, что она наконец-то по-настоящему моя...
Через какие-то полчаса мы повернули назад, чтобы не заставлять волноваться всю мою семью, которая и без этого, волновалась обо мне постоянно. Соседка всё ещё была на дворе, видимо желая собственными глазами убедиться, что с нами обоими всё в порядке. Тут же, естественно, на двор выбежали бабушка и мама, и уже последним появился папа, неся в руках какой то толстый цветной шнурок, который сразу же передал соседке. Я легко соскочила наземь и, подбежав к папе, с колотящимся от волнения сердечком, уткнулась ему в грудь, желая и боясь услышать такие важные для меня слова...

Родился в деревне Бели Можайского уезда Московской губернии в семье бывшего крепостного крестьянина. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1874 года — вольнослушатель, с 1880 года — ученик) у И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского. В 1887 году за картину «Выздоравливающая» получил большую серебряную медаль и звание классного художника. Работал в Можайске. Писал преимущественно жанровые картины в лучших традициях русского реалистического искусства. Участвовал в выставках с 1881 года в том числе был экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок. П.М. Третьяков высоко ценил мастерство художника, приобретая его работы непосредственно из мастерской. Императрица Александра Федоровна покупала картины И.Л. Горохова для музея Императорской Академии художеств, великий князь Константин Константинович Романов лично купил у художника картину «За ловлей бабочек». Художник создал около шестисот произведений.


Работы Ивана Лаврентьевича хранятся в филиале музея-заповедника «Бородинское поле» — Можайском историко-краеведческом музее, Переславль-Залесском художественном музее, мемориальном музее-усадьбе Н.А. Некрасова «Карабиха» (под Ярославлем), Государственной Третьяковской галерее. Основная часть наследия художника находится в частных коллекциях, в том числе за рубежом.



Биография художника хорошо известна, если ее полностью выложить, получится большая статья. Горохов, конечно, заслуживает пристального внимания, и мне непонятно пренебрежение его творчество современными искусствоведами, бурно восхищающимися западными художниками этого направления! Ведь в жанровой живописи наша школа очень сильна, а Горохов - один из лучших ее представителей. Картины И. Л. Горохова — это в основном небольшие жанровые полотна, посвященные деревенской жизни. Сюжеты и образы некоторых очень близки некрасовским. Что не удивительно, Горохов - крестьянский сын, жил и творил в деревне.


Октябрьской революции Горохов осваивает жанр социалистического реализма — пишет портреты В.И. Ленина, А. В. Луначарского, картины на тему гражданской войны и строительства нового общества. Большая часть этих полотен не сохранилась — их уничтожили немецко-фашистские захватчики, оккупировавшие Можайск и район в 1941—1942 гг., лишь благодаря стараниям членов семьи художника удалось эвакуировать около двух десятков картин, и они находятся сейчас в доме потомков Ивана Лаврентьевича на улице Герцена в Можайске. Скончался Иван Лаврентьевич Горохов 6 октября 1934 года в Можайске. Похоронен там же










Художник, в чьей судьбе Константин Маковский сыграл «злого гения». Но об этом в конце поста. А сначала краткая биография в изложении Николая Мусиенко из Можайска, первого (и, похоже, единственного) биографа Горохова:

Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934)


Ещё один «забытый художник»

«Его имя сейчас не на слуху даже у знатоков русской живописи. Не знал бы о нем ничего и я, если бы не редкая удача - знакомство с его внуком. Он-то однажды и показал мне семейную реликвию - большой альбом с пожелтевшими от времени страницами, исписанными убористым почерком деда. Иван Лаврентьевич торопился оставить потомкам воспоминания о своей жизни, полной тяжелых испытаний, творческого поиска и непрестанного труда...»

Детство
«...Детство будущего живописца, родившегося в 1863 году, прошло в деревне Бели под Можайском. Отец - бывший крепостной крестьянин - у местного попа сумел научиться грамоте и сам занимался с сыном чтением и письмом. Из поездок на рынок всегда привозил дешевые книжки. Однажды мальчик взял бумагу и карандаш и попытался срисовать понравившуюся ему картинку. С того дня рисование стало его любимым занятием. Мальчик часами бродил по полям и лесам, по берегу речки, жадно всматривался в окружающий его мир, а потом переносил увиденное в заветную тетрадку

Наверное, талант Вани так и сгинул бы в деревенском захолустье, если бы не случай. Как-то через Бели проезжала артель иконописцев. На отдых они остановились в избе Гороховых. Один из гостей обратил внимание на черноглазого мальчугана, старательно выводившего в тетради огрызком карандаша затейливую вязь орнамента. Он заинтересовался, попросил у Вани тетрадку и ахнул - настолько хороши были рисунки бабочек, птиц, цветов.
Благодаря заезжим иконописцам об одаренном мальчике из крестьянской семьи узнали местный помещик-меценат Е. Бернард и гостивший у него основатель Московской консерватории Н. Рубинштейн. Они тоже высоко оценили способности мужицкого сына и решили отправить его на учебу в Москву. «Меня вымыли и причесали, надели красную рубаху и нанковые портки,- вспоминал И. Горохов- Мать плакала и благословила меня иконой Спасителя. И отец повел меня в соседнее село Красновидово к Бернардам, захватив мои рисунки и наброски. Так вскоре была определена моя судьба». Скромного и робкого крестьянского паренька без экзаменов приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Отрочество. Юность

На первых порах приют Ване дал в своем московском доме Евгений Михайлович Бернард. Он внес плату за учебу, купил кисти и шкатулку с набором масляных красок, отвел для него уголок в лакейской комнате и сказал, что обедать Иван будет на кухне вместе со слугами. «Я был на побегушках у всех, помогал в буфетной мыть посуду и делал всё, что мне прикажут, при этом старался быть исполнительным, аккуратным и вежливым, иначе беда - загрызут»,- вспоминал художник. Лишь мать супруги Бернарда - старушка Александра Дмитриевна жалела паренька и перед уходом в училище давала пятачок на булку, а когда хозяев не было дома, звала его в барские комнаты, заставляла читать вслух, учила по-французски и несколько раз водила в театр.

Через несколько лет Бернард разорился. Платить за учебу Горохова стало некому. Помогли Перов и Прянишников - благодаря их хлопотам Иван стал учиться за казенный счет и даже получал стипендию - пятнадцать рублей в месяц. А инспектор училища К. Трутовский нашел Горохову других покровителей - семью богатого промышленника Владимира Карловича фон Мекк. Он и его жена предоставили студенту бесплатно комнату, обеспечили провизией, одеждой, но больше почти не проявляли к его учебе интереса. Лишь иногда Иван случайно встречался с хозяевами дома в коридоре, но «такие встречи обыкновенно ограничивались молчаливым кивком головы». А после их отъезда в заграничный вояж дворецкий начал прикарманивать высылаемые для Ивана деньги, а пожаловаться на него Горохов стеснялся: «Кто я на самом деле? Приживальщик-дармоед. Если кто-нибудь скажет мне такое в глаза, я не мог оспаривать и только с горечью промолчу».

В эти годы крепкая дружба связала Ивана Горохова с его однокашником по училищу Андреем Рябушкиным. Их сблизило одинаковое происхождение - оба были из «лапотных» крестьян. Только своему закадычному другу он мог излить душу, пожаловаться на насмешки и издевательства дворни супругов фон Мекк, на своё зачастую полуголодное существование. Мизерной стипендии не хватало даже на еду. Приходилось подрабатывать: зимой Иван рисовал по заказам карандашные копии с фотографических карточек, а на лето по рекомендации своего преподавателя Владимира Егоровича Маковского устраивался гувернером в тульское имение Бибиковых - учил рисованию двух барышень...

Но Иван не отчаивался, упорно шел к достижению своей заветной мечты - стать настоящим художником. А наставники у него были отличные. Особую любовь и признательность юноши заслужил профессор Евграф Семёнович Сорокин: «Он славился как блестящий рисовальщик. Его живопись была такой насыщенной, сочной, что мы даже втайне подозревали, не владеет ли художник каким-то секретом. Позже мы поняли, что секрет его в одном - в великолепном мастерстве».


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «У постели выздоравливающей» 1886

В мае 1886 года И. Горохов успешно завершает учебу. Ему присваивают звание классного художника живописи. А за выпускную работу «Выздоравливающая» он получил большую серебряную медаль - этой награды удостаивались тогда немногие. Молодой живописец такого успеха не ожидал: «Я взял самый простой жанровый сюжет - около кровати с выздоравливающей девицей сидит на кресле другая девушка и читает ей книжку. Обстановка мещанская, с кошкой, вязаными салфеточками и прочим...»
Эту картину Горохов показал Константину Егоровичу Маковскому, приехавшему в Москву из Петербурга. «Он долго смотрел на нее, сделал кое-какие замечания. Я спросил его, между прочим, стоит ли мне завершать свое образование в Академии художеств. На это он решительно возразил, что мне нет никакого смысла туда ехать, что я вполне сформировавшийся художник и поездка в академию была бы для меня пустой тратой времени. Потом ходили с ним на Сухаревский рынок; по его словам, на Сухаревке иногда бывают редкостные вещицы. Покупал там какую-то статуэтку из слоновой кости, но не сошелся в цене. После он предложил мне поехать с ним в Петровский парк в загородный ресторан... На прощание дал мне рублей сто денег за выполненные для его исторических картин этюды интерьеров Теремного дворца и Грановитой палаты».

Зрелые годы

Жизнь в Москве требовала больших расходов, и Иван Лаврентьевич после окончания училища предпочел вернуться в родную деревню. Тем более что именно там был неисчерпаемый источник сюжетов - жизнь крестьян, которую он хорошо знал. Уголок крестьянского двора, усталая прачка на берегу, скорбные фигуры погорельцев возле своего убогого скарба, старуха, которая кормит цыплят, престольный праздник в деревне, купание в Москве-реке - всё это мастерски передавала кисть живописца. Но особенно часто на его картинах появлялись симпатичные детские лица.


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Портрет девочки» 1892


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «У самовара»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Мыльные пузыри»

«Однажды мне пришлось зайти в избу старика Ильи Яковлева в деревне Бели,- писал художник.- Его хатенка, как и все курные избы, была обложена снаружи соломой для укрытия от зимней стужи. Даже крохотное оконце припорошено соломой. Когда я вошел в избу, то сначала ничего не мог различить. Но как только я привык к скудному освещению, мне представилось прекрасное зрелище. С полатей на меня внимательно смотрели две пары милых детских глазок. Девочки полулежали на подушках, нимало не стесняясь прихода постороннего человека. Присмотревшись, я увидел третью головку, утонувшую в подушке, очевидно, спавшую. Весь этот обворожительный уголок я «снял» у хозяина на три дня, чтобы работать без помех, заплатив за это пять рублей из своих последних денег». Результат - картина «Гнёздышко», которая экспонировалась на выставке Московского общества любителей художеств в конце 1895 года и получила хорошие отзывы.


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Эскиз к картине "Мальчики"»

Двумя годами раньше одна из работ И. Горохова - «Крестьянские дети» - была принята для показа на ХXI передвижной выставке. «Надо сказать,- замечает художник,- что в этих выставках тогда участвовали все корифеи русского искусства и попасть туда экспонентом было лестно, но нелегко. Несмотря на это, мою вещицу не только приняли и вскоре купили ее с выставки, но газетная критика отметила ее как талантливую и выдающуюся по технике вещь, а издатель журнала «Нива» А.Ф. Маркс письменно предложил мне 50 рублей и бесплатную высылку в течение года журнала со всеми приложениями за право ее воспроизведения».

Посетители XXIII передвижной выставки обратили внимание на картину И. Горохова «По миру». Художник изобразил маленьких нищих: мальчик и девочка куда-то бредут сквозь снежную пургу, а жалкие лохмотья не способны защитить их от холода. Это небольшое по размерам полотно никого не оставляло равнодушным.

Как видим, признание современников художника не миновало. И все-таки не только жажда славы заставляла Ивана Лаврентьевича трудиться, не жалея себя. Ему прежде всего необходимо было хоть как-то свести концы с концами - семья росла, а условия для творчества были не из лучших. «В восьмиаршинной избе, где были и кухня, и столовая, и детская, заниматься художеством было почти невозможно. Вследствие этого я писал этюды или небольшие картины на открытом воздухе или у кого-нибудь в избе целиком с натуры... К тому же массу времени я терял на ведение хозяйства: летом заготавливал сено для двух коров, овощи на зиму и так далее. Художественная работа подвигалась вперед очень туго». В такой ситуации большим подспорьем было, когда что-то покупали меценаты. Так, Павел Михайлович Третьяков приобрел у Горохова рисунок «За шитьем» и включил его в экспозицию своей знаменитой галереи.

В 1897 году случилось большое несчастье: пожар уничтожил почти всю деревню Бели, в том числе избу Гороховых. Удалось спасти только ничтожную часть имущества и готовившиеся для очередных выставок картины. Художник со своей многочисленной семьей перебирается в Можайск, где покупает в рассрочку дом.
В дверь продолжает настойчиво стучаться нужда: «Я вынужден был писать такие картины, которые бы нравились буржуазной публике и подходили для украшения гостиных... От этого мне было невыносимо тяжело, горько, обидно». И всё же Горохов не оставляет и свою любимую тему - жизнь простого народа. Рисует сценки, увиденные им на городском базаре, в кузнице, в мастерских ремесленников. Нередко на его полотнах того времени как воспоминание о пережитой гибели родного гнезда полыхают пожары.


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Гибель родного гнезда»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Догорает»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Сорванцы набедокурили»

В 1903 году Иван Лаврентьевич приобрел продававшуюся в пригородной деревне на снос курную избу, поставил ее на участке возле своего дома, заполнил крестьянской утварью и превратил в своеобразную мастерскую. Сюда он часто приводил натурщиков - деревенских ребятишек, мужиков и баб...

Последние годы жизни

На этом записки художника оказались прерванными. Что было потом? Известно, что в 1905 году И.Л. Горохов поступает учителем графических искусств в Можайское городское реальное училище. Педагогическая работа, которой Иван Лаврентьевич занимался вплоть до 1930 года, требовала много душевных сил и времени, но он выкраивал часы и для художественного творчества.

В советское время из-под его кисти вышли несколько портретов В.И. Ленина, портрет наркома просвещения А.В. Луначарского, пейзажи родного Подмосковья, натюрморты. К этому периоду относится и его летнее путешествие в Крым, где он пишет виды Феодосии, пробует свои силы в качестве мариниста.


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Прибой.Феодосия»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «В жаркий июльский день»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Купание в реке»

Делает он и эскизы к большой картине о Гражданской войне, однако этот замысел так и остался неосуществленным - 6 октября 1934 года художник скончался. Похоронен Иван Лаврентьевич в Можайске.

Ивану Лаврентьевичу в смысле известности повезло гораздо меньше, чем многим его собратьям по искусству. Свои работы он, как правило, прямо с выставок или художественных аукционов продавал в частные коллекции, и теперь о судьбе большинства из них нет никаких сведений. Часть картин пропала во время оккупации Можайска фашистами. И всё же некоторые его произведения попали в музейные экспозиции. Дальневосточный музей изобразительных искусств в Хабаровске, мемориальный музей-усадьба Н.А. Некрасова «Карабиха», Днепропетровский и Тамбовский художественные музеи - вот только несколько адресов, где их можно увидеть. Четыре картины И.Л. Горохова находятся сейчас в запасниках Государственной Третьяковской галереи.


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Ярмарка в Можайске» 1916


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Можайск»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Натюрморт с грибами»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Забытые крестцы»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Ледовозы» 1912


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Запил»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Яблочный базар в Можайске»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «У постели больного мужа» 1903


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Семья»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Закат. Троицкая церковь» 1917


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Купите ягоды»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Русалка» 1912


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Бабы»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Дети художника»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «На лугу»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Крестьянка» 1902


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Пейзаж»


Горохов Иван Лаврентьевич (Россия, 1863-1934) «Бабочек ловят»

Вернемся к упомянутому альбому-дневнику, где художник запечатлел свою встречу с Константином Маковским. Встречу, безусловно, повлиявшую на судьбу крестьянского живописца. «Он долго смотрел на нее, сделал кое-какие замечания. Я спросил его, между прочим, стоит ли мне завершить свое образование в Академии художеств. На это он решительно возразил, что мне нет никакого смысла туда ехать, что я вполне сформировавшийся художник и поездка в Академию была бы для меня пустой тратой времени».

Далее, видимо, решив главный вопрос этой встречи, Маковский предложил Горохову составить ему компанию в прогулке на Сухаревский рынок, где Маковский намеревался поискать «редкостные вещицы». Взятый «для компании» Горохов наблюдал, как знаменитый художник долго выторговывал какую-то статуэтку из слоновой кости, но так и не купил, не сойдясь в цене. После этого, вспоминает Горохов, «он предложил мне поехать с ним в Петровский парк в загородный ресторан... На прощанье дал мне рублей сто денег за выполненные для его исторических картин этюдо-интерьеры Теремного дворца и Грановитой палаты».

Едва ли упомянутые «этюды» были сделаны во время этой самой поездки; значит, встреча с посещением «Сухаревки» у них была не первой. Значит, ранее получив заказ, Горохов его выполнил и теперь, на этой встрече, получил расчет: «рублей сто денег». Судя по мизерной сумме, Маковский, походя, без лишних затрат, решал свои проблемы, а Горохов, пребывая в бедности, и копейками не гнушался...»

Не оброни тогда Маковский фразу о достаточности обучения, как знать, может были бы сейчас картины Горохова на одном ценовом уровне с картинами самого Маковского на аукционных сайтах...