Представляет собой комплексную модель обучения. Теоретическая подготовка осуществляется в учебном заведении. Практическая же часть организуется непосредственно на рабочем месте. В рамках такой программы предприятия направляют заявки на конкретное число специалистов. Учебные заведения, в свою очередь, составляют программы подготовки при участии работодателей. Практика для студентов организуется на предприятии без отрыва от процесса получения теоретических знаний.

Зарубежный опыт

Впервые дуальное образование было введено в Германии. Ее опыт сегодня считается образцом для всего ЕС. Дуальное образование в Германии включает в себя достаточно развитый институт наставничества, характеризующийся активным участием предприятий в подготовке кадров. Эта модель обучения имеет в стране жесткие законодательные рамки. Дуальное образование реализуется при участии ремесленных и торгово-промышленных палат.

Значение модели

Дуальная система образования является отличной возможностью для предприятия подготовить кадры с учетом особенностей своей деятельности. В рамках программ обучения достигается максимальное соответствие потребностям организации. Кроме этого, предприятие экономит средства на поиск и подбор кадров, их переучивание и адаптацию. Дуальное образование позволяет выбрать лучших учеников. Сами будущие специалисты получают хорошую мотивацию. По окончании обучения они будут гарантированно трудоустроены на предприятии. Следует также отметить, что внедрение дуального образования положительным образом отражается на репутации компаний, их имидже на рынке рабочих ресурсов. Для небольших компаний, желающих участвовать в программах, но не имеющих возможности организовать собственные мастерские, формируются межпроизводственные учебные центры при поддержке торгово-промышленных палат.

Цели модели

Дуальное образование призвано способствовать развитию самостоятельности и безболезненной адаптации молодых специалистов во взрослой жизни. Программы разработаны таким образом, что уже во время обучения они начинают получать вознаграждение за свой труд. Дуальное образование обеспечивает плавное вхождение в рабочую среду, исключает различные стрессы, связанные с недостатком опыта и теоретических знаний. Целью программ является не только обучение навыкам выполнения конкретных обязанностей, но и формирование умения трудиться в коллективе, социальной компетенции и ответственности.

Влияние на карьеру

Практика для студентов без отрыва от производства обеспечивает постоянный Уровень обучения в рамках программ непрерывно повышается. Еще сравнительно недавно студентами становились 14-летние подростки. В настоящее время среди них все чаще появляются вполне зрелые молодые люди, обладающие солидной базой знаний. У каждого шестого ученика есть аттестат о полном образовании. Однако многие из них не спешат поступать в вуз, предпочитая в первую очередь получить профессию. Это вполне обосновано. Ведь ни одно высшее образование не дает таких знаний о производстве, как дуальное обучение. Этот факт придает программам особое значение при достижении карьерных высот.

Значение для государства

Правительство, внедряя дуальное образование, эффективно решает проблему подготовки квалифицированных сотрудников. В немецкой экономике нагрузка в сфере обучения лежит преимущественно на предприятиях. По данным статистики, компании ежегодно расходуют на повышение квалификации сотрудников больше 40 млрд евро. Эта сумма значительно превышает затраты на содержание вузов. Государство обеспечивает поддержку подготовки специалистов на предприятиях, финансируя развитие системы ПТУ. Основной же функцией правительства является координация законодательной базы.

Нормативное обеспечение

В Германии принят закон, регламентирующий профессиональное образование, и "Ремесленное уложение". Эти нормативные акты регулируют взаимодействие молодежи с предприятиями и учебными заведениями. В законе определены компании, которые могут участвовать в дуальном образовании. Из 3.6 млн организаций задействовано полмиллиона. Положения о подготовке кадров принимаются участниками тарифных переговоров - структурами предприятий и наемных работников. Введение их в действие осуществляется на министерском уровне. Минтруд, в свою очередь, составляет Положение об обучении. Оно регламентирует экзаменационные требования.

Межведомственное взаимодействие

Общая идеология партнерства определена Федеральным институтом профобразования. На основе него Минобрнауки ФРГ взаимодействует с прочими заинтересованными ведомствами и министерствами. В федеральных землях работает Постоянная конференция. В ней участвуют министры образования от каждой административной единицы. На каждой территории ведется контроль деятельности всех профшкол, осуществляется разработка типовых положений, координируется обеспечение преподавательским составом и содержание программ обучения. К компетенции земельных министерств отнесены также юридический надзор и взаимодействие с региональными палатами по вопросам профобучения. В задачи последних входит контроль наличия в организациях необходимых условий для студентов, а также формирование экзаменационных комиссий. В результате в стране обеспечивается единое учебное пространство при возможности территориальных единиц решать собственные специфические задачи в области профтехподготовки кадров.

Образование в России

В отечественной сфере обучения дела обстоят не так хорошо. Тем не менее на правительственном уровне ведется постоянная работа для улучшения ситуации. В частности, уже подписаны соглашения о взаимодействии с регионами, победившими в конкурсе Агентства стратегических инициатив (АСИ). Дуальное образование в нашей стране вводится в 10 субъектах: Ярославской, Калужской, Свердловской, Ульяновской, Волгоградской, Нижегородской и Московской области, в Красноярском и Пермском крае и в Республике Татарстан. В подписании соглашений участвовали не только регионы и Агентство, но и Министерства экономического развития, промторга, труда. Кроме этого, сторонами выступали Минобрнауки РФ и Российско-германская внешнеторговая палата. Директор Агентства Д. Песков отметил, что программа была поддержана президентом страны В. В. Путиным. В своем послании к ФС глава государства акцентировал внимание на введение моделей обучения, эффективных для формирования высококвалифицированного производственного кадрового состава. Президент выразил надежду на то, образование в России выйдет на новый курс. Программы обучения, в свою очередь, должны стать общепринятыми моделями.

Проект "Дуальное образование": характеристика

Разработанная модель предполагает учебных заведений и региональной власти. Совместное финансирование подготовки сотрудников под конкретные рабочие места осуществляется компаниями, заказывающими кадры для себя, и органами субъектов. Стоит отметить, что опыт дуального образования в стране уже был. Однако сегодня программы вводятся в условиях неплановой экономики. Предприятия, которые заинтересованы в получении высококвалифицированных кадров, стремятся добровольно решать проблемы и разделять ответственность за подготовку специалистов.

Задачи программы

Разработка и реализация проекта дуального образования направлена на обеспечение современного уровня профподготовки и переподготовки кадров для приоритетных отраслей передового высокотехнологичного производства в рамках государственно-частного партнерства. Основными задачами программы являются:


Заключение

Существенный эффект в совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров можно получить при условии, что часть ответственности возьмут на себя представители бизнес-сообщества. При этом должна быть создана совместная зона взаимодействия государства, работодателей и учебных заведений. Как отмечают специалисты, опыт внедрения дуального образования за рубежом может успешно применяться и в РФ. Действующее сегодня законодательство позволяет реализовывать эту модель с учетом современных условий. Однако, несомненно, опыт зарубежных партнеров потребует адаптации в России.

Система высшего образования день ото дня становится более гибкой и ориентированной на практику. Ведущие вузы понимают, что сегодня студенты учатся не только ради получения диплома, но, в первую очередь, чтобы получить те знания, навыки и умения, которые будут востребованы в практической деятельности.

В прошлом остался дефицит дипломированных специалистов, и теперь работодатели смотрят не на оценки в дипломе, а на то, что выпускник вуза умеет делать. Поэтому в университетах и институтах активно внедряются инновационные формы учебы. Главная цель этого - сократить разрыв между сухой теорией и полезными практическими навыками, которые ценятся на рынке труда.

В этой статье мы расскажем о двух перспективных технологиях обучения: дуальной и проектной, а также подскажем, в каких отечественных вузах они реализуются. Хотите получить больше полезной информации - подписывайтесь на наш телеграм-канал .

Дуальная система обучения

Подобный подход к образованию зародился в профессиональных училищах Германии, после чего дуальную систему также стали применять в Канаде, Австрии, Швейцарии и других странах.

Ее суть состоит в том, что студенты не только слушают лекции и обсуждают полученные знания на семинарах, но и выполняют практические задания на профильных предприятиях или фирмах. При такой форме учебы количество лекций уменьшается: студенты учатся или на 1-2-х парах, или 2-3 дня в неделю. Все остальное время они работают в организациях-партнерах вузов и даже получают за это зарплату. Если же они чувствуют недостаток заданий, преподаватели проводят дополнительные консультации.

Важным преимуществом такого подхода является то, что он решает проблему трудоустройства выпускников: чаще всего, студент остается работать в той фирме, где уже практиковался во время учебы. Кроме того, у такой системы есть и другие плюсы.

Достоинства дуального подхода

Внедрение дуального подхода позволяет достигнуть следующих результатов:

  1. улучшить практическую подготовку;
  2. адаптировать профессиональные знания и умения к реальным условиям рынка труда;
  3. ускорить процесс трудоустройства выпускника и его адаптации на рабочем месте.

Где получить дуальное образование в России?

Такая система уже действует в колледжах (преимущественно в Калужской, Ульяновской, Ярославской области и Пермском крае), однако педагоги говорят о том, что организация дуального обучения в вузе также будет воплощена в ближайшее время.

Технология проектного обучения

Суть проектного обучения также направлена на уход от «чистой» теории. Проектная система обучения построена на активных и интерактивных методах обучения (тренинги, мастер-классы, творческие мастерские, деловые игры, решение кейсов). Благодаря этому студенты учатся организовывать свою деятельность и взаимодействовать, приобретают навыки командной работы и тайм-менеджмента.

Эта технология возникла в США в конце 19-го столетия. Основатель проектной системы обучения - американский педагог Джон Дьюи, автор концепции прагматической педагогики.

Особенность такой учебы состоит в том, что вместо обычных лабораторных или домашних работ студенты работают над проектами в выбранной отрасли. Будущие юристы участвуют в ведении реальных дел, журналисты работают над выпуском телепрограммы, врачи ставят диагноз, педагоги готовят уроки.

От дуального обучения эта технология отличается тем, что над проектом студенты работают не в одиночку, а небольшими группами.

Преимущества проектного обучения

Внедрение модели проектного обучения дает учащимся возможность:

  1. лучше ориентироваться в информационном пространстве;
  2. самостоятельно принимать решения и нести ответственность;
  3. приобретать практические навыки, необходимые для работы в выбранной отрасли.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Работает ли этот способ обучения в России?

В отличие от дуального подхода к образованию, технология проектного метода обучения применяется во многих отечественных вузах. Студенты НИУ «Высшая школа экономики» осваивают данную технологию уже с 2014 года, а Южно-Уральский государственный университет в этом учебном году предложил учащимся выполнение проектов с дальнейшим трудоустройством на выбранных предприятиях.

Кроме того, такой подход реализуется в Московском политехническом университете, Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского и Дальневосточном федеральном университете.

Ну а если эти технологии оказались настолько действенными, что вы увлеклись практикой и забыли о реферате или контрольной - на помощь придет . Его специалисты помогут решить текущие вопросы качественно и оперативно.

Проблема дефицита рабочих кадров - одна из самых актуальных на сегодня. Ее решение, как извест-но, лежит в сфере взаимодействия органов государственной власти, работодателей и профессиональных образовательных организаций.

Совершенствование модели подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей экономики - цель проекта 1 Агентства стратегических инициатив (АСИ), реализуемого с ноября 2013 года совместно с Минобрнауки РФ, Минэкономразвития РФ и другими министерствами при методической поддержке Федерального института развития образования (ФИРО). Одной из основных задач проекта является разработка, апробация, внедрение и распространение в пилотных регионах моделей дуальной системы образования - на данный момент самого перспективного направления в подготовке специалистов для реального сектора экономики, ориентированного на международные стандарты качества.

Системное взаимодействие

Анализ деятельности в рамках проекта, завершающегося в этом году, и некоторые его итоги были озвучены ведущим научным сотрудником Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Е.Ю. Есениной на вебинаре «Дуальное образование: от проекта к жизни» 2 , организованном Ассоциацией руководителей образовательных организаций. Журнал «Аккредитация в образовании» - постоянный информационный партнер ассоциации.

Один из первых выводов - профессиональное образование и сфера труда становятся партнерами, которые уже не могут существовать друг без друга, и системные преобразования социальной и экономической сфер невозможны без взаимоответственного сотрудничества заинтересованных сторон.

Возьмем, например, предстоящий мониторинг качества подготовки кадров СПО, в котором, очевидно, среди показателей будут фигурировать и данные, касающиеся дуального обучения. Так как в связи со специфическими особенностями модель дуального обучения не может быть организована только силами профобразования, необходима поддержка администрации региона, структур, отвечающих за профориентацию, независимую оценку, и, конечно, работодателей. Другими словами, «снятие показаний» в процессе мониторинга только с профессиональных образовательных организаций будет некорректным, хотя, безусловно, практика учреждений СПО в современных условиях становится действенным инструментом формирования и распространения инноваций.

Что касается предполагаемых, виртуальных критериев мониторинга, которые могут быть связаны с дуальным обучением, они характеризуют особенности дуального образования в целом и сложность его внедрения в реальном, а не имитационном виде 3 . Например, наличие такого важного критерия, как создание мотивации студента к профессиональной деятельности и добровольному закреплению на рабочем месте, возможно только в соответствующих условиях, формируемых как на региональном уровне, так и со стороны работодателя и профессиональной образовательной организации.

​«Профессиональное образование становится зеркалом экономики. В связи с этим важно понимание, что сферам труда и образования необходимо ответственное, заинтересованное, мотивированное отношение друг к другу».

Из выступления ведущего научного сотрудника Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Екатерины Есениной на вебинаре «Дуальное образование: от проекта к жизни»

Эксперты подчеркивают, что достижение этого и других критериев возможно исключительно в рамках системного подхода на федеральном и региональном уровнях в части изменения подходов к стандартизации и разработке программ, мотивации сторон взаимодействия и подготовки педагогических кадров, в том числе и наставников на предприятиях. В этом направлении предстоит серьезная работа, а некоторые субъекты РФ уже имеют положительный опыт преобразований.

В пилотных регионах дуальное обучение достаточно успешно реализуется, прежде всего, на базе одиннадцатых классов, когда есть возможность допускать на рабочие места совершеннолетних студентов, проводить производственный и квалификационный экзамены, и это неслучайно. В России пока не готовы к обучению несовершеннолетних в формате тех же Германии и Австрии, где именно предприятие принимает студентов на обучение и несет основную ответственность за образовательную программу.

Тем не менее в нашей стране работа с несовершеннолетними обучающимися все-таки проводится на основе прохождения студентами учебной практики за пределами реального производства при участии структурного подразделения одной из организаций: колледжа, предприятия, регионального центра или отдельного юридического лица. Основная задача заключается в налаживании конструктивного взаимодействия между организациями и их педагогическими кадрами, которые действовали бы в единой логике, предъявляли единые требования к обучению и опирались на виды работ, необходимые для получения студентами соответствующей квалификации.

Многие пилотные регионы организовывают процессы обучения таким образом, чтобы на предприятие студент попадал на втором или третьем курсе, но при этом работодатель очень активно участвует в его подготовке изначально. На первом-втором курсах из числа работодателей привлекаются преподаватели, выстраивается единая программа обучения, которая позволяет студенту быть готовым к выполнению реальных заданий на рабочем месте, продумываются и формы организации практики, когда обучение проходит в малых группах и иногда индивидуально.

В целом построение дуальной системы образования на региональном уровне требует соблюдения ряда условий, которые зачастую могут выполняться только с участием работодателей, администрации, структур, которые становятся координаторами взаимодействия разных сторон, а также структур, отвечающих за профориентацию и независимую оценку качества подготовки обучающихся.

Проблемные зоны

Как отмечалось ранее, некоторые крупные регионы уже преуспели в создании климата, благоприятного для развития дуального образования. При этом в ряде субъектов речь пока идет только о дуальном обучении, а не о целостной системе. Причин тому несколько, и одна из них заключается в отсутствии координатора взаимодействия сторон, слабой вовлеченности администрации региона в процесс построения такой образовательной модели. Даже если работодатель и образовательная организация находят возможность выстроить договорные отношения, то таковые могут быть достаточно успешными, но система подготовки кадров на уровне региона практически не складывается.

Наряду с этим специалисты проекта отмечают сложности с нормативно-правовым обеспечением сетевой формы реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в аспекте нюансов оформления договора. В данный момент экс-перты АСИ, Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Мин-обрнауки РФ и ФИРО решают эту проблему. Предполагается, что в ближайшее время будет подготовлено совместное информационное письмо.

Прорабатывается вопрос и о возможности участия организации работодателя в проведении учебной и производственной практики не как части образовательной программы, так как в ней существуют профессиональные модули и практика является их неотъемлемым элементом. Эксперты решают, каким образом в данном случае называть документы о взаимодействии и что должно быть в структуре этого документа в обязательном порядке, с тем чтобы сотрудничающие стороны беспрепятственно могли говорить о сетевой форме реализации образовательной программы.

Еще одна проблемная зона - индивидуальные учебные планы студентов, которые в реальной практике слабо используются образовательными организациями, считающими их обременительными. Вместе с тем задается вопрос: обязательно ли заключать ученические договоры со студентами индивидуально, если они единой группой отправляются на одно и то же место практики?

Ученический договор с нормативной точки зрения является приложением к трудовому, при этом еще возможен договор в рамках организации целевого обучения. Пилотные регионы разрабатывали свои ученические договоры, в том числе и трехсторонние, с участием родителей для несовершеннолетних студентов, но на данный момент подобные документы явля-ются лишь проектами и могут заключаться исключительно по желанию сторон. Преимущество ученического договора - в выстраивании индивидуальной программы обучения, так как приложением к нему становятся виды работ, которые выполняет студент или группа обучающихся, а отделы технического обеспечения на предприятиях часто используют такие документы в непосредственной работе с инструкторами производственного обучения и наставниками на рабочем месте.

Немаловажно обеспечить независимую оценку образовательного процесса и результатов обучения. Промежуточная или итоговая аттестации не то же самое, что независимая оценка квалификации, и если принципы независимости и объективности не будут закладываться в работу образовательных организаций изначально, то бесполезно будет говорить о формировании и оценке квалификации.

Мониторинг потребностей в профессиональных компетенциях педагогических кадров образовательных организаций и наставников на производстве, планирование стажировок, определение результатов и контроль их достижения - эти вопросы также нуждаются в серьезной проработке. Ключевым условием совершенствования профобразования являются сами кадры, точнее - команда, в которую входят представители сферы труда и образования, готовая вникать в нормативные и методические нюансы, нацеленная на проектирование образовательного процесса и получение определенного результата. Следует отметить и такие слагаемые успеха, как формирование практикоориентированной образовательной среды (на предприятии - корпоративной культуры), которая мотивирует человека к собственной деятельности, организация самостоятельной работы студентов, подразумевающая реалистичное количество часов, сопровождение профессионального самоопределения студентов и ряд других.

Принципиально значимым для ликвидации указанных проблем может считаться процесс трансформации сознания. Участники проекта и представители крупных предприятий говорят о необходимости создания новейшей методики и дидактики профессионального образования и обучения, понимаемых как обновление, изучение исторического наследия, применение в современных условиях, осмысление реализуемой деятельности. Так, например, при подготовке студента очень важна практическая составляющая, но речь идет не только о решении узких профессиональных задач, но и о развитии профессиональноориентированного мышления, в рамках которого невозможно обойтись без общих компетенций, связанных с коммуникацией, способностью к образованию и самообразованию.

​Пилотные регионы, участвующие в проекте АСИ «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования»

  • Белгородская область
  • Волгоградская область
  • Калужская область
  • Красноярский край
  • Московская область
  • Нижегородская область
  • Пермский край
  • Республика Татарстан
  • Самарская область
  • Свердловская область
  • Тамбовская область
  • Ульяновская область
  • Ярославская область

Перспективное планирование

Формы и методы практикоориентированного профессионального образования могут быть весьма разнообразными. Однако главное здесь - построение устойчивой системы взаимодействия профобразования и сферы труда, дающей обучающимся возможность получить значимую для человека, общества и государства квалификацию.

Для России сегодня очень важно выстраивание именно управленческих механизмов, так как практикоориентированное образование становится элементом развития систем квалификаций в регионах и на федеральном уровне. Практика пилотных регионов показала, что довольно эффективный управленческий механизм может быть создан на основе кластерного подхода. Необходимо достичь определенного консенсуса по вопросу развития системы квалификаций, куда входят и задачи по развитию профессионального образования.

Требуют разъяснений и возможности предприятий. В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ТК) организация работодателя отвечает за обучение своих сотрудников, а ученический договор, являющийся приложением к ТК, - нормативным оформлением взаимоотношений работодателя и обучаемого им работника. Эксперты проекта пришли к выводу, что предприятие может обучать при наличии лицензии как минимум по направлениям профобразования и ДПО, а также при наличии структурного подразделения, которое занимается этими вопросами. Функционал отделов производственного технического обучения достаточно широк, он включает методическую работу, взаимодействие со структурными подразделениями предприятий и работниками, которых обучают на местах, другие направления деятельности. Такая практика существовала в советское время и вполне реализуема на современном этапе. Также ожидается принятие поправок в статью № 264, согласно которым обучающие предприятия будут иметь налоговые льготы.

Эти и другие процессы требуют времени, но в их основе лежит понимание того, что между работодателями и образовательной организацией существуют реальные возможности для взаимодействия, а трудности на пути подобного сотрудничества прорабатываются и постепенно разрешаются.

  1. Подробнее: asi.ru/projects/7267/
  2. Подробнее: http://bit.ly/AO88Dobr
  3. См. подробнее в Методических рекомендациях по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров

Дуальное обучение для Казахстана - новая форма подготовки специалиста, в которой совмещена практическая и теоретическая составляющие профессионального образования. Что это такое? Расскажем подробнее.

Дуальное обучение в Казахстане: цели, задачи, проблемы и пути их решения

Дуальное образование - тема, которая с недавних пор стала популярной в Казахстане. Такая актуальность обусловлена кризисом, который переживает профессиональнее образование, высшие учебные заведения.

Кризисная ситуация в казахстанской системе подготовки специалистов не уникальна для постсоветского пространства. Связано это с двумя главными причинами:

  1. Длительное время учебные заведения технического и гуманитарного профиля руководствовались исключительно теми стандартами обучения, которые определяло государство. При этом у будущего работодателя не спрашивали, какого специалиста он ожидает.
  2. Предприятия стали частными, и взаимосвязь «вуз (колледж) - производство» была нарушена.

Однако экономика, школа, медицина, социальные проекты, техника стремительно развиваются и требуют готовых специалистов, которые с первых же дней работы на производстве будут иметь четкие представления о задачах и технологии их выполнения.

К сожалению, учебные центры больше времени уделяют исключительно теоретической подготовке, тогда как на практику отведено от силы 10% учебного плана. В результате выпускники колледжей, техникумов и университетов, попав на производство, выглядят и чувствуют себя беспомощными. У работодателя в свою очередь нет ни времени, ни ресурсов для формирования у них практических навыков.

Путь решения этой проблемы - дуальное обучение (ДО). Давайте разберемся, что такое дуальное обучение? Какие цели и задачи оно преследует?

Эта система предполагает подготовку специалиста одновременно по двум направлениям - теоретическому и практическому. 1/3 времени обучения он получает базовые знания в колледже, а 2/3 - отшлифовывает навыки и получает практически значимые знания на производстве - обучающем предприятии.

Главная цель - подготовить квалифицированного и грамотного выпускника, у которого сформированы базовые навыки работы на производстве, разработать казахстанскую модель ДО в системе технического и профильного образования (ТиПо).

Проще говоря, подготовить такого специалиста, который бы с первых же дней мог включиться в работу и выполнял бы ее на высоком профессиональном уровне. Кроме того, дуальное образование предполагает формирование заказа от работодателей Казахстана на специалистов с определенными навыками и знаниями.

Для достижения этой цели необходимо реализовать такие задачи:

  • изучить передовой опыт дуального обучения;
  • создать экспериментальные площадки для ДО;
  • определить особенности подготовки в системе дуального образования в разных областях, регионах Казахстана, а также сферах экономики.

Как же развивается дуальное обучение в Казахстане? В нашей стране такой вид подготовки кадров начали внедрять с 2012 года. В этом направлении есть ряд успехов:

  • в нормативных актах закреплено понятие «дуальное обучение». В первую очередь это касается Трудового кодекса;
  • на законодательном уровне утвержден баланс теории и практики в системе обучения в техникумах и колледжах. Часы распределяются так - 40% к 60%;
  • утверждены правила реализации таких программ в учебных заведениях технического и профессионального образования;
  • тому, кого обучают по этой системе, засчитывается трудовой стаж;
  • заключены договоры с предпринимателями, которые обеспечивают производственную базу для подготовки специалистов.

Наиболее перспективные направления реализации ДО в Казахстане - это учебные заведения технико-технологического и сельскохозяйственного профиля.

Сегодня наиболее успешно реализуется дуальное обучение в колледже, поскольку образовательные структуры такого типа предполагают подготовку специалиста среднего звена, изначально сориентированного на производство.

На данный момент в этой программе задействовано 348 колледжей. Они сотрудничают с более чем 1700 предприятиями. Подготовку проходят более 20 тыс. студентов.

Работодатели заключают договор с теми, кто поступает в такие колледжи. Благодаря этому студент знает, что после завершения учебы он будет трудоустроен на конкретном предприятии, а руководитель производства уверен в том, что в коллектив вольется новый квалифицированный сотрудник.

Благодаря межгосударственным (немецко-казахстанским) программам учебные центры подобного рода созданы в ВКО, Акмолинской и Костанайской областях, в Карагандинской области.

Вместе с тем участники этой программы обучения сталкиваются с рядом проблем:

  1. Недостаточно разработана законодательная и нормативная база, которая регламентирует такую систему подготовки специалистов.
  2. Действуют устаревшие образовательные стандарты.
  3. Отсутствуют инвестиции (большинство предпринимателей не готовы вкладывать деньги в подготовку специалистов).

Таким образом, перед профильным министерством стоит ряд задач первостепенной значимости, без решения которых невозможна полноценная реализация ДО. В том числе:

  • разработать нормативную базу;
  • выработать национальную модель подготовки специалистов по таким программам;
  • создать инфраструктуры для реализации дуального обучения (центры переподготовки и сертификации специалистов, учебные пункты на предприятиях);
  • разработать систему мониторинга эффективности действия программы ДО.

Решить эти задачи - значит сформировать новую модель подготовки профессионалов. Она сократит разрыв между тем, что умеют и знают выпускники учебных заведений, и тем, какие требования к ним предъявляют производства разных секторов экономики.

Дуальное обучение: зарубежный опыт

Представление о том, насколько эффективно дуальное обучение, дает опыт зарубежных стран. В первую очередь речь идет о Германии, где и появилась идея такой образовательной системы.

Считается, что дуальное обучение - это модель обучения, ставшая популярной еще в средневековой Германии. Тогда ремесленников готовили в специальных ремесленных цехах. В ХІХ веке дети учились на производстве и одновременно в воскресной школе.

На сегодняшний день более 50% образовательных институтов и центров Германии работают по системе дуального обучения. Подготовка по таким программам ведется по 340 специальностям и профилям. Более 54% специалистов, которые ежегодно трудоустраиваются на немецкие предприятия, - выпускники таких колледжей.

В чем особенность такой формы обучения в Германии:

  1. Колледжи готовят специалистов, контактируя с производством. Учебные планы составлены таким образом, что 1 или 2 дня в неделю студент проходит теоретическую подготовку, а 3 или 4 дня - работает на предприятии.
  2. Студент получает от фирмы или завода заработную плату, социальные льготы.
  3. По завершении обучения выпускник сдает своеобразные государственные экзамены.

Несмотря на то что предприниматели, которые участвуют в такой программе, инвестируют значительные суммы, однако и выгоду от этого получают существенную. Все вложенные ими деньги в подготовку специалиста возвращаются сторицей через 9 месяцев, максимум - через 2–3 года.

Сегодня в Германии увеличивается потребность в квалифицированных работниках, поэтому актуальна программа дуального обучения мигрантов. Она работает по принципу «3+2». Мигрант, ставший учеником, получает право легально находиться в стране на протяжении 3-х лет обучения и 2-х последующих, когда будет отрабатывать вложенные в его подготовку деньги на предприятии.

Программа «Ученичество» работает и в США. Она охватывает молодежь, которой не исполнилось 18-ти. Подготовка ведется в основном по техническим направлениям. В Великобритании на дуальном обучении находится около миллиона человек ежегодно.

Государства стараются поощрить работодателей, которые участвуют в системе дуальной подготовки. К примеру, в Канаде действуют налоговые льготы, во Франции предприниматели-инвесторы получают компенсацию.

Дуальное обучение - перспективная программа подготовки специалистов. Выпускники колледжей, где реализована такая программа, получают профессию, им несложно трудоустроиться.

Такие работники - движущая сила экономики страны. Они получают адекватные современным требованиям знания, формируют навыки и умения. Поэтому легко справляются с производственными задачами.

Первостепенная задача правительства Казахстана - заинтересовать предпринимателей в партнерстве с учебными заведениями.

ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

М.Н. Провоторова

ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

Практическая подготовка - одно из основных направлений профессионального становления будущих специалистов, которая организуется с целью закрепления и углубления знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретения необходимых умений и навыков практической работы по изучаемой специальности. Перспективы развития профессионального образования находятся в прямой зависимости от спроса выпускников профессиональных учебных заведений.

В условиях инновационного развития экономики России ключевым ресурсом являются квалифицированные кадры. В настоящее время все больше говорится о необходимости увеличения доли квалифицированных рабочих, получивших среднее профессиональное образование. В стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года в качестве одной из задач указано преодоление диспропорций на рынке труда по уровню и структуре квалификаций.Проблема недостатка рабочих кадров подтверждается данными Росстата России и анализом сайтов вакансий.

Кардинальное обновление технического и технологического парка промышленности требует совершенствования системы подготовки профессиональных кадров. В этом отношении важное место в настоящее время уделяется системе дуального образования. Система успешно функционирует во многих европейских и азиатских странах (Германия, Франция, Китай и др.). С 2014 года в 13 регионах России были запущены пилотные проекты реализации системы дуального обучения.

Дуальное обучение предполагает совмещение теоретической и практической подготовки, при котором в учебном заведении студент должен овладеть основами профессиональной деятельности (теоретическая часть), а практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочих местах. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. Важнейший компонент - наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве .

Цели дуального обучения:

Уменьшение разрыва между теорией и практикой, повышение мотивации получения знаний и приобретения практического опыта работы и дальнейшего трудоустройства;

Внедрение в учебный процесс новых техноло­гий обучения;

Обеспечение профессиональной подготовки студентов в колледже на требуемом рынком труда уровне.

В настоящее время в колледже уже применяются элементы дуального обучения в ходе подготовки студентов, но существует объективная необходимость его дальнейшего развития.

Учебный процесс организуется следующим образом: па­раллельно с обычными занятиями в колледже (общепрофессиональный цикл дисциплин), студенты выполняют практические и лабораторные занятия междисциплинарных курсов на оборудовании социальных партнеров, а при проведении производственных практик ходят на работу на конкретное предприятие, где приобретают практический опыт на конкретных рабочих местах. Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт все расходы, связанные с ним, включая возможную ежемесячную оплату обучающемуся при выполнении определенного объема работ.

Опыт внедрения дуального обучения в регионах России показывает преимущества для всех участников проекта:

Преимущества для работодателя:

Подготовка кадров под конкретные технологические процессы;

Повышение производительности и качества услуг и продукции;

Сокращение сроков адаптации выпускников на предприятии;

Снижение затрат на дополнительное обучение;

Повышение престижа рабочих профессий.

Преимущества для колледжа:

Повышение качества профессионального образования;

Повышение престижа и конкурентоспособности, увеличение количества абитуриентов;

Развитие материально-технической базы;

Высокий процент трудоустроенных выпускников.

Преимущества для будущих специалистов:

Учеба в реальных рабочих условиях на производстве;

Осознанное овладение профессиональными компетенциями;

Оплата труда в период прохождения производственной практики за достигнутый результат (возможность получения стипендии и зарплаты);

Гарантированное трудоустройство.

Работодателям экономически целесообразно инвестировать в образование, поскольку «на выходе» они получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия. Подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в произ­водстве: необходимость профессиональной адаптации отпадает.

Для студентов дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой профессиональной жизни. Учась дуально, студент, во-первых, получает среднее профессиональное образование; во-вторых, получает реальный опыт на производстве; в-третьих, имеет шанс получить постоянную работу сразу по окончании учебного заведения на том предприятии, где он трудился. Ну, и далеко не последнюю роль играет тот факт, что, будучи студентом, может зарабатывать.

На этапе подготовки к внедрению дуального обучения, а эта работа уже началась, колледжем будет разработана нормативно-правовая и учебно-методическая документация:

Положение об организации и проведении дуального обучения в колледже;

- «дорожная карта» по обеспечению образовательного процесса в рамках реализации дуального обучения;

Запланировано проведение совместных совещаний с базовыми предприятиями с определением количества рабочих ученических мест и возможности задействования оборудования работодателя;

Совместно с работодателями будут разработаны программы дуального обучения по специальностям;

Составлены планы-графики дуального обучения и согласованы с базовыми предприятиями.

На этапе реализации программ дуального обучения, согласно утвержденным графикам будет осуществляться дуальное обучение студентов 2-4 курсов посредством проведения практических и лабораторных занятий по МДК на базе работодателя и реализации программ учебной и производственной практики.

Опираясь на опыт регионов внедривших дуальную систему обучения при разработке МДК необходимо руководствоваться не специальностью, которую получает студент, а компетенциями - набором на­выков и умений. Реализация коротких профессиональных модулей, разработанных в соответствии с запросами конкретных работодателей за счет времени, отведенного на вариативную часть, требует постоянного обновления и «тонкой настройки» на конкретные потребности, в соответствии с востребованностью компетенций на рынке труда.

Для обеспечения конкурентоспособности и дальнейшего развития выпускников необходимо на базе Учебного центра профессиональных квалификаций давать студентам профессию, рекомендуемую к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена, с присвоением разряда совместно с работодателями.

Развитие дуального обучения в колледже предполагается на базе стратегического социального партнера АО «ВЗПП-Сборка» для специальностей 11.02.01 Радиоаппаратостроние, 11.02.13 Твердотельная электроника с последующим расширением спектра предприятий радиоэлектронного профиля и задействованием предприятий - социальных партнеров: ОАО «Электросигнал», АО ВЦКБ «Полюс», АО «Концерн «Созвездие». В дальнейшем предполагается развитие дуального обучения и по другим специальностям колледжа.

Таким образом, по дуальной системе обучения студенты получают более глубокие знания по выбранной специальности, осознанное овладение общими и профессиональными компетенциями, приобретают практический опыт на конкретных рабочих местах, что повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда и гарантирует трудоустройство.