Из Шумерлинского района и г.Шумерли на защиту Родины было мобилизовано около 12 тысяч человек. По данным Шумерлинского райвоенкомата, за четыре года военных действий погибли и без вести пропали более 6 тысяч солдат и офицеров. Из отдельных семей на фронт ушли по 3-4 человека, многие из них сложили головы на полях сражений. Победа нам далась очень тяжелой ценой – ценой миллионов жизней. Список шумерлинцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, хранится в краеведческом музее. Некоторые из солдат, офицеров после войны вернулись на свою малую родину.

Генерал Иван Александрович Долгов (с.Юманай)

В 1897 году в Юманайской крестьянской семье Александра Герасимовича и Татьяны Гавриловны Долговых родился сын. Как водится на Руси богатырского телосложения малыша нарекли Иваном. Оправдал он надежды родителей: был с детства трудолюбив и целеустремлен, имел тягу к знаниям, к учёбе. Иван закончил сельскую школу, Ядринское реальное училище, военное училище в Петербурге.

И.А. Долгов участвовал в боях с германскими войсками на Западномфронте в составе 59-го Сибирского стрелкового полка 15-й Сибирской дивизии 2-й армии. В апреле 1918 г.был демобилизован. Непродолжительное время работал в хозяйстве отца, затем – учителем Красночетайской начальной школы и Ядринской школы 2-й ступени.

С 1 июля 1919 года И.А. Долгов служил в рядах Красной Армии, где командовал взводом, ротой, батальоном. В 1923-24 гг. Иван Александрович обучался в Московской высшей военно-педагогической школе. По её окончании, как наиболее подготовленного офицера, его назначили на должность начальника штаба стрелкового полка. В 1939 году он заочно с отличием окончил Военную академию им. Фрунзе. Войну встретил в районе Бреста. И.А. Долгов участвовал в разработке и проведении всех наступательных и оборонительных операций 48-й армии на Юго-Западном фланге 3-го Белорусского фронта, будучи начальником штаба армии.

И.А. Долгов награжден орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Кутузова II степени, Отечественной войныстепени, Красной Звезды и многими медалями.

Военная служба знатного земляка продолжалась до апреля 1957 года. Он был начальником штаба армии, начальником Свердловского, Калининского (ныне Тверского) Суворовских военных училищ.

Генерал И.А. Долгов вёл активную общественную, патриотическую работу, издал несколько книг о Героях Советского Союза.

Умер Иван Александрович в 1986 г. в г. Калинин.

Разведчик-партизан Сергей Андреевич Воронков

С.А. Воронков в Красной Армии - с апреля 1942 года. Служил в разведбатальоне вблизи Львова, где и встретил войну. С батальоном отходил до Киева. Попали в окружение, но Воронкову удалось вырваться, и он примкнул к партизанам, воюющим в Брянских лесах.

В одну из августовских ночей 1943 года линию фронта переползла девушка и сообщила, что в её селе много фашистов, есть и танки, пушки. Разведгруппе дали задание проверить. До селадобрались благополучно: девушка по имени Софья указала необходимый путь. Осторожно подползли к домам, разузнали от местных жителей, где стоят часовые и т.д. Снимать часовых разведчики привыкли, на это много времени не ушло. Осторожно открыв дверь в сени большого дома, увидели спящих немецких солдат на полу и полатях. Мгновенноих обезоружили. Офицера связали.Возле дома стояли немецкие танки. Воронков мигом предложил: «Товарищ лейтенант, заведем «тигра».

Действуй, только быстро.

Воронков, бывший механик, водивший по Суре баржи, разбирался в машинах. Мотор фыркнул, завелся. Кто-то из ребят вместе с «языком» втиснулся в машину, остальные разведчики забрались на броню «тигра». Но сначала подожгли стоящие у дома три танка и автомашину. Стреляя из всех видов оружия «тигр» со звериным ревом помчался по улицам села. Немцы, не соображая спросонья, кто и откуда ведет огонь, выскакивали из домов, разбегались по сторонам, не зная куда. А когда опомнились, танка и след простыл…Разведчики с танком и важной фашистской «птицей» вернулись в свою часть.

Это только один из сотен эпизодов фронтовой жизни разведчика Сергея Воронкова. Он был трижды ранен и каждый раз возвращался в строй. Его ратный труд отмечен орденамиОтечественной войны I степени, Красной Звезды (дважды) и многими медалями.

Владимир Григорьевич Александров

Это летчик дальней авиации. В годы Великой Отечественной войныим было выполнено 95 вылетов за линию фронта для осуществления фотоснимков коммуникаций врага.

Владимир Григорьевич Александров за несколько недель до начала войны закончил Мелитопольское военное лётное училище. Молодые летчики рвались на фронт. Когда фашистские войска совсем близко подошли к Москве, настал черёд и нашим соколам раскрыть крылья и штурмоватьсамолеты немецких стервятников.Московской группе особого назначения, где Владимир Александров был штурманом на разведывательном самолете Р-5, пришлось защищать столицу. Но вскоре на их авиагруппу возложили не менее сложную задачу - обеспечить всем необходимым блокадников Ленинграда. Приходилось соблюдать осторожность, по возможности не вступать в «драки» с фашистскими стервятниками.

Очень тяжело было смотреть в голодные глаза детей-блокадников, - рассказывал при жизни Владимир Григорьевич. – До сих пор вспоминаю с ужасом о тех полётах.

В.Г. Александров вел оперативную и стратегическую воздушную разведку. Все полёты экипажей выполнялись в ночное время. Три раза их самолетсильно был поврежден в воздушной схватке с врагом, но они достигали своегоаэродрома. 21 апреля 1945 годаВладимир Григорьевичсфотографировал панораму фашистского рейха – Берлин.

За образцовое выполнение воинского долга, личное мужество и храбрость старший лейтенант В.Г. Александров награжден орденами Красного Знамени (трижды), Отечественной войны I степени (дважды), медалями «За отвагу», «За взятие Берлина» и др.

Капитан II ранга Краснознаменного Балтийского флота Яков Николаевич Волков

Бреняшский парень Яков Волков среди учащихся Ходарской средней школы выделялся не только прилежной учебой, но и спортивной статью, напористым характером и организованностью. Не случайно Шумерлинский райвоенкомат в августе 1941 года направил 18-летнего выпускника школы в воздушно-десантные войска, где он стал стрелком-парашютистом. Яков Николаевич с августа по ноябрь 1942 года храбро сражался с врагом в боях под Сталинградом в составе Сталинградского и Донского фронтов 111-го стрелкового полка 40-й гвардейской стрелковой дивизии. 19 ноября был ранен и находился на излечении в эвакогоспитале № 2620 в г. Камышин. После выздоровления с января по июнь 1943 года – курсант-связист Центрального фронта. Летом 1943 года Яков Николаевич проявил себя как отважный воин на Курской дуге в районе станции Поныри и г. Кромы Орловской области. Но опять был ранен и лечился в Елецком эвакогоспитале № 283. Мужественный воин очередной раз вернулся в строй.

С декабря 1943 года по 9 мая 1945 года Яков Николаевич воевал с фашистами в составе 1-го, 2-го и 3-го Белорусских фронтов в качестве стрелка, командира отделения, под конец войны – писаря штаба полка 399-й стрелковой Новозыбковской дивизии.

После окончания войны он более 25 лет прослужил в частях дважды Краснознаменного Балтийского флота. Капитан II ранга Я.Н. Волков за мужество и отвагу в период Великой Отечественной войны и безупречную службу в послевоенное время награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Славы III степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга» и др. Я.Н. Волков - п очётный гражданин Шумерлинского района и почетный краевед.

Герой Советского Союза Иван Кузьмич Поляков (д. Верхняя Кумашка)

Приказо форсировании Днепра первойротаполучила накануне. Было еще темно, но на Востоке появилась голубая полоска. Ефрейтор Иван Поляковрешил плыть на длинной широкой доске. Держа в левой руке автомат, он бесшумно вошел в воду и, устроившись на доске, поплыл.Рядом плыли его товарищи по роте. Вскоре немцы их обнаружили. Вокруг стали рваться мины, засвистели пули с противоположного берега, где устроились фашистские солдаты. Но Поляков доплыл до левого берега. Вместе с группой бойцов устремился на крутой склон и с криком «Ура!» бросился вперед. Неожиданное появление советских бойцов ошеломило фрицев, и они, в панике бросая свои позиции, разбежались.

Вскоре немцы опомнились и начали предпринимать контратаки. Однако все попытки столкнуть смельчаков в Днепрбыли тщетными. «Гвардии ефрейтор Поляков, переправившись в числе первых через реку Днепр в ночь с 25 на 26 сентября 1943 года с группой бойцов сразу же вступил в бой с немецкими автоматчиками, отвлекая огонь противника от переправы, где уничтожил несколько фашистских солдат и их офицеров.

Иван Кузьмич Поляков участвовал в отражении около 10-ти контратак врага, где лично уничтожил более одного отделения гитлеровцев – отмечено в наградном листе, подписанном командиром полка Уласовцем. Во время одной из контратак противника погиб командир стрелковой роты, иефрейтор Поляков смело взял командование ротой на себя и блестяще продолжал выполнять поставленную роте задачу. Задача была выполнена, а Поляков удостоен правительственнойнаграды – звания Героя Советского Союза».

До этих сражений воевавший с июля 1942 года Иван Кузьмич Поляков, уроженец д. Верхняя Кумашка, бился с врагами на подступах к Ростову-на-Дону, в Сталинграде, форсировал р. Донец. Воевал на Сталинградском, Воронежском, Степном и 1-м Украинском фронтах. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и множеством другихмедалей. Подполковник И.К. Поляков после Великой Отечественной войны проживал в г. Киеве.

Герой Советского Союза Николай Тимофеевич Шашкин

В довоенные годы Н.Т. Шашкин жил в городе Шумерле. Работал бондарем в Союзплодотаре. Родившийся в крестьянской семье в Пензенской области, он облюбовал этот небольшой город. Да и работа нравилась ему. Но всё это пришлось оставить: в марте 1942 г. его мобилизовали в Красную Армию, а в июне, после краткосрочной учебы в школе младших командиров,он ушел на фронт. Воевалв Сталинграде, Донбассе. В тех боях Николай Шашкин показал себя храбрым, волевым командиром. Особенно большой след в его биографии оставили бои в предгорьях Крыма.

Для прорыва обороны у стен Мелитополя была создана штурмовая группа, в которой сержант Шашкин был назначен помощником командира. Перед группой была поставлена задача – взять высоту и удержать до подхода наших основных сил. В жаркой рукопашной схватке штурмовая группа за короткий срок уничтожила более сорока гитлеровцев и овладела высотой. Однако в ходебоя погиб командир группы. Его заменил наш земляк, лично уничтоживший шестерых вражеских солдат.

Немцы решили вернуть высоту и против небольшой группы наших бойцов под прикрытием артиллерии бросили роту автоматчиков. Группа Шашкина отбила эту атаку ценой больших потерь: из боя выбыли 13 солдат. Командир остался один. Но тут на помощь ему подоспел связной Хусаинов с приказом от командира полка: «Не отступать! Ни шагу назад!».

Вечером гитлеровцы направили против двух солдат-бойцов взвод автоматчиков под прикрытием двух тяжелых танков. Шашкин и Хусаинов не дрогнули. Пулеметным огнем они заставили залечь гитлеровцев. Когда на высоте показались танки, под гусеницы полетели противотанковые гранаты. Одна из них, брошенная Шашкиным, достигла цели. Танк, завертевшись волчком, загорелся ярким факелом.Другой попятился назад.

Приказ был выполнен, высоту удержали. На следующий день Мелитополь был полностью освобожден. Родина высоко оценила подвиг НиколаяШашкина и его боевого друга Хусаинова, присвоив обоим звание Героя Советского Союза.

Надежда Ивановна Шишкина

Надежда Ивановна Шишкинародилась в 1924 г. в с. Семеновское Порецкого района. В 1934 г. вместе с семьей переехала в Шумерлю. Летом 1942 г. закончила среднюю школу, в январе следующего года была мобилизована в действующую армию. Определили её в войска ПВО. В первое время служила в зенитной батарее под Москвой. Ей вменили в обязанность круглосуточное наблюдение за воздушным пространством: необходимо было распознавать немецкие самолеты по силуэту, гулу и срочно передавать информацию в штаб. С задачей она справилась хорошо. Когда опасность воздушных атак на столицу миновала, зенитный полк перевели в г. Вязьма, а через некоторое время – под город Барановичи в Белоруссию. Здесь она служиларазведчицей зенитной батареи. На Сандомирском плацдарме в Польше охраняли понтонный мост через Вислу. Там Надежда Шишкина особо отличилась– выстрелом из зенитной установки сбила немецкий пикирующий самолет. За этот подвиг она была представлена к ордену Красной Звезды.

Последнее место её службы – г. Варшава. Здесь зенитчики встретили Победу. Демобилизовавшись, Надежда Ивановнавернулась в Шумерлю. После учебы в зубоврачебной школе в г. Горький работала стоматологом. Кроме того, она - отличная рукодельница, участница многих выставок народно-прикладного искусства. Несмотря на свои преклонные годы, Н.И. Шишкинапринимает активное участие в работе краеведческого музея и во всех мероприятиях по патриотическому воспитанию молодежи города.

Старший лейтенант Валентин Григорьевич Рябов

Валентин Григорьевич Рябов, уроженец села Кожевенное Порецкого района, в первые же дни войны был призван в Красную Армию. В конце 1941 года он закончил Муромское военное училище связи в звании младшего лейтенанта и был направлен в действующую армию на передовую линию фронта. С января 1942 года служил в составе 88-го гаубичного артиллерийского полка 38-й гвардейской стрелковой дивизии Юго-Западного фронта, обороняя Харьков. Затем Валентин Григорьевич вместе со своей дивизией был переброшен на защиту Сталинграда. Начальник связи, старший лейтенант Рябов обеспечивал надежной связью подразделения войск дивизии. Не однажды ему самому приходилось под огнём врага тянуть линию связи и ликвидировать прорывы.

С октября 1943 г. вплоть до завершения Отечественной войны старший лейтенант Рябов участвовал в боевых действиях поосвобождению ряда городов и сёл Белоруссии, а затем - территории Польши. Форсировал множество рек.

В.Г. Рябов награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др.

После демобилизации Валентин Григорьевич вернулся к своей довоенной профессии – учителя русского языка и литературы. Работал значительное время в качестве директора средней школы № 2.

Более 20-ти лет трудился вторым секретарем Шумерлинского горкома КПСС, где в полной мере раскрылся его талант организатора и воспитателя всей молодежи и населения города и района.

Техник-лейтенант Антон Иванович Петрухин

В составе 780-го полка 214-й стрелковой дивизии старший техник-лейтенант Антон Иванович Петрухин, уроженец из Торхан, прошел всю войну.

В книге «Память солдатского сердца» журналист В. Николаев о нем пишет: «В конце 1942 года 214-я стрелковая дивизия, в которой служил наш земляк А.И. Петрухин, вела бои на дальних подступах к Сталинграду. Днями и ночами Антон Ивановичи его боевые друзья отражали атаки вражеских сил. Поздним вечером 26 июля был получен приказ командующего 64-й армией генерал-лейтенанта В.И. Чуйкова - отойти к Дону, занять оборону у станицы Нижнечирской и удержать её, пока другие соединения не отойдут по этой переправе за реку».

Петрухин в то время был начальником артснабжения полка, но в эти дни он с оружием в руках вместе со всеми бойцами защищался от наседавшихфашистов.

Как-то во времябоев в большой излучине Дона командир дивизии справился у начальника артснабжения о наличии перископов для наших снайперов. Оказалось, перископов не хватало. Как выйти из создавшегося положения?

Но тут помог нам техник-лейтенант Петрухин, - рассказывает бывший командир 214-й стрелковой дивизии, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Н.И. Бирюков. - Физик по образованию, умелец-самородок по натуре, он, использовав подручные материалы, в том числе осколки от зеркал, организовал изготовление перископов и снабдил ими всех снайперов.

Заметив смекалку и находчивость Петрухина, командир дивизии назначил его на более высокую должностьначальника мастерской боепитания. И здесь он отлично справлялся со своими обязанностями.

Ратный труд Петрухина отмечен девятью Правительственными наградами, в их числе ордена Красной Звезды, Отечественной войны I степени. А.И. Петрухин -профессор, доктор философских наук, Заслуженный работник Высшей школы.

Реальный срок за хулиганство на борту: после ужесточения закона о безопасности на транспорте в России впервые вынесли приговор авиадебоширу. По решению Химкинского горсуда на полгода в колонию-поселение отправится Евгений Петрухин. История с ним типичная: мужчина крепко выпил, стал угрожать экипажу, на высоте в десять тысяч метров потребовал: «Остановите, я сойду!».

Эта история произошла еще в мае. 10 тысяч метров над землей. Рейс Тель-Авив-Москва. Пассажир требует открыть дверь и выпустить его перекурить. На просьбу занять свое место и не нарушать закон Евгений Петрухин продолжает спорить.

Закон в апреле этого года ужесточила Государственная Дума. За хулиганство на любом виде транспорта теперь грозит уголовная ответственность. Как оказалось, неугомонный пассажир с каждым словом и действием в том полете приближал себя к суду и реальному сроку. В конечном счете, по прилете в Москву мужчину задержала полиция. А спустя четыре месяца суд вынес решение, приговорив гражданина Израиля к шести месяцам лишения свободы. Словом, по новому закону – «первый пошел».

«Вел себя крайне агрессивно, оскорблял пассажиров, угрожал экипажу. И самое главное – он пытался открыть дверь и покурить, находясь на высоте нескольких тысяч метров. Мы и дальше будем фиксировать подобные факты и пресекать их, а материалы направлять в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений», – сообщил заместитель генерального директора по правам и имущественным вопросам авиакомпании «Аэрофлот» Владимир Александров.

В авиакомпании говорят, что ежегодно фиксируется не меньше тысячи случаев с авиадебоширами. Но прежде за пьяные выходки назначали штрафы, чаще минимальные - несколько тысяч рублей. Теперь же - уголовная ответственность. Максимальный срок лишения свободы – до пяти лет.

«Если ранее фактически можно было рассчитывать, что достойное возмездие преступник получит, если он совершил тяжелое преступление на борту воздушного судна, то сейчас криминализируется и относительно безболезненные с точки зрения урона здоровью и жизни человека деяния. Фактически это приводит к тому, что перед авиадебоширами на законодательном уровне устанавливается заслон», – считает авиаэксперт Олег Пантелеев.

Первый громкий случай – в 2013 году. Авиадебошир Сергей Кабалов кричал, что он служил в спецназе, владеет приемами, в итоге набросился с кулаками на стюарда. Потом он грозился угнать самолет. В итоге за это провел в колонии год и восемь месяцев. Суд снял обвинения в попытке угона и смягчил наказание. Но такой единичный опыт на других не сильно подействовал. После Кабалова, конечно, были и другие дебоширы. Типажи разные, как и их угрозы.

Требуя покурить, молодой человек тоже кричал, угрожал. Так что один из пассажиров не выдержал и ударил его по лицу. Возможно, именно этим приемом, не совсем гуманным, но, как оказалось, действенным пассажир спас молодого человека от уголовной ответственности – тот сразу сел на свое место, успокоился и заснул.

Эксперты говорят, что, конечно, бороться с авиадебоширами сложно, и вот так сразу они никуда не исчезнут. Но именно такие реальные сроки наказания, о которых вероятно мы будем слышать теперь все чаще, пусть не сразу, а со временем, заставят «между первой и второй», как минимум, задуматься о последствиях.

Анастасия Байдракова

Барьеров.net

"Судьба человека"

Что мы имеем в виду, когда говорим "сильный человек"? Вряд ли раскачанные мышцы. Сила духа, сила характера - вот, что заставляет нас восхищаться некоторыми людьми. Об одном из них сейчас и пойдет речь. Неудачный химический эксперимент 30 лет назад привел Евгения Петрухина к полной потере зрения. Пришлось начинать новую жизнь, получать новую профессию. Но трудности отступают перед неуемной энергией нашего героя. Он конструирует новые приборы, ставит биоэнергетические опыты и постоянно помогает людям. Евгений Петрухин в нашей рубрике "Судьба человека".

В гости к Евгению Федоровичу мы приехали на дачу. Дом небольшой, и для подробных разговоров хозяин приглашает нас... на чердак: "Лезем в мой личный, так сказать, кабинет. Это мое личное пространство плюс там минимум медицинской аппаратуры, которую я использую иногда для себя, иногда кому-нибудь из людей приспичит. Хотите, можно посмотреть".

Медициной Евгений Петрухин занялся после того, как потерял зрение. В 84-м с отличием закончил медучилище по специальности "массаж и мануальная терапия". Впрочем, это был уже третий диплом. Первое образование - учителя химии - наш герой получил в далеком 69-м. А после был госуниверситет по призванию: радиофизика и электроника. Профессиональная универсальность и сейчас проявляется во всем: лечит людей Евгений, используя свои знания в физике. "Акустико-резонансная терапия. В этом деле главное - вот этот аппарат, который излучатель называется. Вся фишка в нем сосредоточена", - говорит Евгений Петрухин.

Мембрана излучателя вибрирует от звуков. Если поставить подходящую музыку и прислонить аппарат к телу, энергия гармонических колебаний "подпитывает" внутренние органы. Все аппараты Евгений делает сам. В ход идут даже предметы, казалось бы, далекие от медицины. "Для вакуумного массажа сделано приспособление из цветочного горшка обычного. Раньше я делал из стеклянной банки, обрезинивал, это сложно, но стоило ей кокнуться - и все", - рассказывает Евгений Петрухин.

Присоединяем устройство к другому, кстати, оно когда-то было частью холодильника - и, как говорится, ура, заработало! "Под воздействием вакуума сосуды расширяются, потом под воздействием вакуума их сжимает. И получается мощная сосудистая гимнастика", - комментирует Евгений.

Из кабинета к станку. Здесь было сделано немало приспособлений, в том числе, и медицинского характера. "Когда много пыли, искр, дыма, я делаю тут, дома уже не делаю. Считай, что я половину лечебной аппаратуры сделал здесь", - сказал умелец. Впрочем, аппаратура аппаратурой, но и о хозяйстве заботиться надо. Например, доделать ограждение веранды.

Работает и со сваркой, и со станками: токарным, деревообрабатывающим. Циркулярная пила, подходить к которой опасаются и некоторые зрячие, послушно отрезает бруски нужной ширины. Эти пригодятся для огорода - на колышки. "Так что все это, дача сделана собственными руками. Ну, конечно, не без помощников", - сказал Евгений Петрухин.

Помогает жена, Валентина Николаевна. Супруги познакомились уже после аварии. Как внезапно выясняется, зимой было ровно 30 лет.

Юбилей, что ли? Ай-я-яй!..

Был уже. А ты и не вспомнила.

Ай-я-яй. Да. 30 лет. Кошмар.

Какой был бы прекрасный повод напиться!

Валентина Николаевна читает вслух, помогает передвигаться по городу. Да и по хозяйству за долгие годы научилась многому. "Ну, ему, конечно, тоже надо помочь: разметить, запаять, просверлить, отперпендикулярить. Это все трудно, поэтому он научил меня, я помогаю", - говорит жена Евгения.

Помогают ему и друзья. Некоторые, кстати, остались еще с давних времен. Из прошлой, зрячей жизни. Вместе работали на Иркутском авиазаводе, ходили в походы, поднимались на вершины Хамар-Дабана. Хотя вершины покоряются до сих пор. Сходить, например, за черемшой на пик Черского для Евгения Федоровича не проблема. Впрочем, для него многое не проблема. И дело тут не только в умении прочистить трубы или, допустим, вскопать огород. Дело в особой жизненной силе и энергии, которые, наверное, тоже талант.

Евгений Птухин фотография

В 1918 г. добровольцем вступил в РККА. Член РКП(б) с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Воевал на Южном фронте, был мотористом 3-й Московской авиагруппы. Участвовал в боях на Польском фронте и в разгроме барона Врангеля.

В 1922 г. окончил школу мотористов, а в 1924 г. - военную школу летчиков. Служил во 2-й эскадрилье им. Дзержинского. Был командиром звена, эскадрильи. Затем командовал 142-й авиабригадой Белорусского военного округа, дислоцированной в Бобруйске.

Сослуживцы отзывались о нем как о человеке твердой воли, бесстрашия, неиссякаемой энергии и высокого чувства товарищества.

Вспоминает Маршал авиации Красовский: «Птухина я знал давно. Он много и серьезно учился, отлично летал, обладал хорошими организаторскими способностями, - словом, рос быстро».

Приказом наркома обороны СССР по личному составу армии от 28.11.35 г. № 2488, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22.09.35 г. «О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА» Птухину было присвоено воинское звание комбриг.

Первым в бригаде освоил истребитель И-16.

В мае 1936 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке он был награжден орденом Красной Звезды. В том же году по результатам окружных маневров приказом наркома обороны был премирован легковым автомобилем.

Лучшие дня

Участвовал в народно-революционной войне в Испании с 15.05.37 по 25.02.38 гг. под псевдонимом «генерал Хосе». Командовал истребительной группой республиканских ВВС. Принимал участие в Брунетской операции. Затем был главным советником командующего республиканской авиацией на Мадридском, Арагонском и Теруэльском фронтах. Был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

Неоднократно вылетая на фронт, Птухин, несмотря на запрет, принимал участие в воздушных боях. Лично и в группе сбил несколько самолетов противника.

4.06.37 г. сбил истребитель «фиат» в группе.

На сеговийском направлении… во время патрулирования были обнаружены и атакованы «фиаты». В последовавшем воздушном бою звено командира группы Евгения Птухина сбило 1 «фиат».

9.07.37 г. в паре с Божко Петровичем над Мадридом сбил новейший немецкий истребитель Messerschmitt Bf.109.

Рассказывает писатель Шингарев: «Со стороны солнца мелькнули вытянутые силуэты второй группы «мессеров». Резко задрав вверх нос истребителя, Птухин полоснул пулеметными очередями по мотору... Фашист ловко ушел из-под трасс и положил машину в вираж. Птухин устремился за ним. На вираже он догнать своего противника не смог. Правда, и «мессер» от И-16 тоже не оторвался.

Резким переворотом через крыло фашистский летчик ввел самолет в пикирование. Птухин повторил маневр «мессера». Над площадью Майор И-16 догнал фашистскую машину. Птухин нажал гашетки. «Мессер» рванул вверх. В лучах солнца блеснули полированные крылья и наглухо закрытая плексигласовым фонарем кабина пилота. Генерал Хосе еще раз надавил гашетку общего огня. Пулеметные трассы зацепили хвостовое оперение «мессера».

И тут на пути фашиста оказался «чато» Божко Петровича. Югослав успел первым открыть огонь. «Мессершмитт» опрокинулся на крыло и рухнул вниз".

Вскоре в одном из воздушных боев Птухин сбил новейший немецкий бомбардировщик Heinkel Не.111.

Рассказывает писатель Сухачев: «Птухин резко, полупереворотом на полном газу ринулся за одним из трех увиденных им Хе-111… Боясь упустить противника, он сделал резкий маневр и оторвался от ведомых…

Как только дистанция достигла метров 500, от самолета противника вытянулись светящиеся трассы, и в тот же миг Птухин почувствовал дробный стук по левой плоскости. У противника были пулеметы более крупного калибра, и он мог себе позволить стрелять с такой дальности. Одновременно со стрельбой бомбардировщик вошел в правый разворот с набором высоты. С большой угловой скоростью он мелькнул перед капотом самолета Птухина. Атака была сорвана...

Имея преимущество в скорости, можно было сделать левый ранверсман вслед за противником и оказаться в хвосте. Но в верхней точке почти всем планом самолет зависнет на малой скорости. Конечно, стрелок не упустит такого момента. Мгновенная оценка обстановки, и Птухин энергично ввел машину в левый вираж, зная, что сейчас он встретится с противником в лоб.

Видимо, предупрежденный стрелком о маневре истребителя, вражеский пилот переложил из правого виража в левый. Закончив разворот, Птухин увидел, что они находятся в диаметрально противоположных точках виража. Имея почти одинаковые скорости, противники крутили уже третий вираж. Перегрузка была на пределе. С трудом удерживая поднятую голову, Птухин видел тщетные попытки стрелка переложить турель с правого борта на левый. Из-за большой перегрузки, это оказалось ему не под силу. Противник мог стрелять только во внешнюю сторону виража.

Обессилев, стрелок сидел вдавленный в сиденье. «А ведь он теперь безоружен с внутренней стороны виража», - мелькнула мысль у Евгения Саввича. Увеличив крен больше 90 градусов, Птухин с потерей высоты срезал окружность и на выходе в набор стал приближаться к противнику. Когда, как показалось, стали видны заклепки на обшивке, он с усилием нажал на гашетку…

Проскакивая под противником, Птухин уже не сомневался, что «Хейнкелю» нанесен смертельный удар. И верно, враг медленно, так происходит при повреждении управления, завалил левый крен с опусканием носа. Так же медленно вращаясь, он почти отвесно стал быстро удаляться от Птухина. Затем в том месте, где точка самолета коснулась земли, беззвучно выросло большое огненно - черное облако».

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Семенов: «Евгений Саввич Птухин обладал незаурядным талантом авиационного начальника. Он по-своему, как мы говорим теперь, по-птухински, разрабатывал, подготавливал и успешно осуществлял довольно значительные в тогдашних масштабах воздушные операции.

Боевые задачи решались при тесном взаимодействии различных родов авиации, часто с наращиванием силы ударов, особенно в ходе борьбы с самолетами противника. Последние эффективно уничтожались не только в воздухе, но и на аэродромах».

Отлично проявили себя и летчики его бригады, участвовавшие в национально-революционной войне в Испании.

Вскоре после возвращения на родину комбриг Птухин был назначен командующим ВВС Ленинградского военного округа.

22.02.38 г. ему было присвоено внеочередное воинское звание комкор. Он также был награжден юбилейной медалью «ХХ лет РККА».

Участвовал в советско-финской войне. С января 1940 г. был командующим ВВС Северо-Западного фронта.

В январе 1940 г. после расформирования 1-й армии особого назначения в ВВС фронта входили два отдельных авиаполка (85-й сбап и 149-й иап) и три авиабригады - 27-я дбаб (6-й, 21-й и 42-й дбап), 29-я баб (9-й сбап и 7-й тбап) и 16-я сбаб (31-й и 54-й сбап).

23.02.40 г. для ускорения разгрома финских войск были созданы Объединенные ВВС Северо-Западного фронта под командованием комкора Птухина в составе двух авиабригад (27-й дбаб и 16-й сбаб) и семи отдельных авиаполков (85-го и 57-го сбап, 1-го мтап, 15-го рап, 7-го, 13-го и 149-го иап), которые и нанесли врагу завершающие сокрушительные удары.

За храбрость и отвагу 68 летчиков ВВС Северо-Западного фронта были удостоены звания Героя Советского Союза.

21.03.40 г. за умелое руководство действиями авиации, нанесшей большой урон противнику при прорыве укрепленной линии Маннергейма комкору Птухину Евгению Саввичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 244.

14-17.04.40 г. состоялось совещание при ЦК ВКП(б) начальствующего состава по сбору опыта боевых действий против Финляндии.

16.04.40 г. на совещании выступил комкор Птухин. Он доложил собравшимся об опыте действий ВВС Северо-Западного фронта: «В войне с белофиннами мы впервые применяли большую массу авиации и особенно широко использовали бомбардировочную... 71% действий авиации Северо-Западного фронта - это работа с войсками, работа по уничтожению и разрушению УРов Карельского перешейка. Всего мы имеем 53 тыс. самолето-вылетов, из них 27 тыс. ложится на бомбардировщики, сделавших 19,5 тыс. самолето-вылетов по УРам и сбросивших 10,5 тыс. т бомб. Как видите, цифра колоссальная. Бомбы сбрасывали крупнокалиберные - 250-500 кг.

Что мы сделали ими, как помогли войскам? Имеются данные, что несколько железобетонных точек от прямых попаданий бомб крупного калибра были разрушены окончательно. Думаем весной, когда стает снег, тщательно обследовать укрепленный район и поглядеть эффективность работы бомбардировщиков…

Не каждая бомба может попасть точно в цель, но если бомба в 500 кг упадет рядом с ДОТом - это тоже действует морально и материально. Мы знаем случаи, когда бомба попадала рядом с ДОТом, а из ДОТа вытаскивали людей, у которых из носа и ушей кровь шла, а часть совершенно погибала. День и ночь находиться под бомбометанием тяжело, а у нас летало днем по 2,5 тыс. самолетов и ночью 300-400 самолетов. Днем движение на Карельском перешейке абсолютно прекращалось...

Я считаю, что авиация провела колоссальную работу по разрушению УРа, но большим недочетом является то, что мы разбрасывали свою авиацию, не сосредотачивали ее действия на главных участках... Авиация тогда эффективна, когда она метр за метром кладет бомбы по определенной системе... Укрепленные районы может потрясти только техника, а техникой мы богаты. Надо только работать по определенной системе, согласовывать действия различных родов войск и не разбрасываться...

Не плохое у нас было взаимодействие с 7-й армией. В момент прорыва авиация с артиллерией перебросили свой огонь по тылам. Бомбардировщики действовали по районам предполагаемого сосредоточения резервов противника. Это способствовало тому, что наши войска при развитии прорыва не имели сильных контратак…

Мы впервые бомбили железнодорожные узлы крупными силами. Станция Коувола - большой ж.д. узел, большая станция. После бомбометания работала как перегон. Станции был нанесен большой ущерб, но во время перерыва в бомбометании финны успевали кое-как восстанавливаться, и станция все же работала. Нашу работу лимитировала погода, 2-3 дня работаешь, а потом 5 дней плохая погода…

По железнодорожным узлам нужно и можно бомбить, но для большего эффекта необходимо применять бомбы крупного калибра 500-1000 кг…

Один из наиболее эффективных способов срыва ж.д. движения - это бомбометание по мостам. Но поражать мосты, как узкую цель с горизонтального полета, очень трудно. Есть случаи прямого попадания в мосты, но это требует больших материальных затрат. Мне кажется, что здесь можно применить два способа: первый - бомбометание с пикирования, для чего требуется специальный самолет - пикировщик, или второй - бомбометание с низкой высоты бомбами на парашютах калибра не меньше 250 кг...

Есть еще способ прекращения ж.д. движения на перегонах, но для этого нужен специальный тип самолета, имеющий возможность бомбить с низких высот…

Для прекращения железнодорожного движения надо применять все методы. Я не отказывался ни от одного метода и считаю, что ВВС Северо-Западного фронта добились определенных результатов в срыве движения по железным дорогам.

Мы добились хороших результатов в выводе из строя паровозов. У нас появилась мысль стрелять по паровозам истребителями из ШВАКов. Результат оказался хорошим. Так мы вывели из строя 86 паровозов, плюс к этому взорвали ряд вагонов с боеприпасами, много сожгли вагонов, терроризировали железнодорожников…

Паровоз действует под давлением пара в котле, снаряд, попадая в котел, пробивает трубы, получается взрыв и пар выходит, а раз нет пара, значит паровоз мертв… Поезд сразу останавливается. Нам бы еще дополнительные бачки к самолетам, чтобы увеличить радиус действия. У финнов слабый паровозный парк, а увеличивая радиус действия истребителей до 300 км, можно было бы еще больше парализовать железнодорожное движение. В будущем необходимо испытать по паровозам реактивные снаряды...

Истребительная авиация работала как всегда хорошо… Воздушных боев было немного, но истребительная авиация показала себя прекрасно... Истребители много работали на поле боя, но это исключительно из-за слабой авиации противника. Нам нужно подумать о войсковом самолете, который действовал бы на поле боя с низкой высоты и в условиях плохой погоды. Ведь вы знаете, что поднять СБ в плохую погоду очень трудно. Эта машина может применяться на поле боя в исключительных случаях - она слишком велика и неманевренна. Необходим одномоторный двухместный самолет со скоростью 380-400 км, с бомбовой нагрузкой в 300-400 кг и радиусом действия 350-400 км. Некоторые товарищи жалуются, что авиация противника бомбила. Надо сказать, что наши войска не знают, что такое бомбометание по войскам. Вы не видели авиации, которая была в Испании. А здесь от бомбометания одного самолета паника во всем корпусе. Что бы вы сказали, если бы вас бомбили так, как мы бомбили финнов. Наши командиры должны воспитывать себя и войска так, чтобы быть готовыми к отражению действий более сильного авиационного противника, чем финны.

Мы будем принимать все меры к тому, чтобы не допустить бомбардирования наших войск, но полной гарантии дать нельзя.

Одним из недостатков нашей авиации является большая уязвимость бомбардировочных самолетов, особенно ДБ. Плоскость имеет 14 бензобаков и при стрельбе противника специальными пулями машина быстро загорается.

Машина должна быть более живучей. Конструкторам следует подумать над этим вопросом… Вооружение на бомбардировочных самолетах имеет много мертвых конусов. У штурмана на СБ два пулемета, а стрелять по самолетам противника ему не приходится, так как встречных атак, благодаря большим скоростям, почти не производится, так получается, что в бою, происходящем главным образом в задней полусфере, штурман не участвует, и вся тяжесть боя ложится на стрелка, у которого вооружение

слабее и большой мертвый конус...

Надо учить летный состав летать вслепую, в трудных метеоусловиях... В полку следует иметь одну эскадрилью, которую необходимо обучать слепым полетам...

Следующий вопрос о распределении авиации... Решать, куда бросать авиацию должен высший начальник... Авиация эффективна тогда, когда она действует массово и сосредоточенно, а правильно оценить обстановку может командующий армией и фронтом, кому она и должна подчиняться.

Надо больше действовать по глубоким тылам противника - это большое дело. Посмотрите на Выборг - от него ничего не осталось. Город полностью разрушен...

Вступили мы в войну с 1500 самолетами полностью подготовленными и во время войны подготовили еще два полка СБ. Это подготовка частей. Подготовка же территории для такой массы самолетов отстала… На некоторых оперативных направлениях аэродромная сеть полностью отсутствовала (ухтинское направление)... Запаса бомб и горючего… оказалось недостаточно для действующего количества самолетов.

Одной из причин такого недостатка является то, что командующие ВВС не знали плана войны и количества развертываемых частей в том или ином направлении.

Считаю необходимым немедленно заняться вопросами подготовки территории к войне с учетом сил, развертываемых в том или ином направлении, и соответственно этому строить аэродромы и создавать запасы не менее, чем на три месяца».

4.06.40 г. комкору Птухину было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

В июне 1940 г. он был назначен командующим ВВС Киевского особого военного округа.

Округ был самым мощным в СССР. Под командованием Птухина были сосредоточены огромные силы. В 11 авиадивизиях округа насчитывалось 39 авиаполков (17 истребительных, 15 бомбардировочных, 5 штурмовых и 2 разведывательных), имевших в своем составе более двух тысяч самолетов.

В аттестации, подписанной 26.11.40 г. командующим войсками округа генералом армии Жуковым и членом Военного совета корпусным комиссаром Вашугиным отмечалось: «Птухин... старый, опытный командир, участник гражданской войны, войны с белофиннами, за образцовые действия против белофиннов присвоено звание Героя Советского Союза.

Специальная подготовка как командующего ВВС КОВО хорошая. Организовать и провести операцию ВВС, как это показано на деле, может неплохо. Проявляет много забот над вопросами подготовки театра военных действий в авиационном отношении. Волевой, дисциплинированный и требовательный командующий…

Должности командующего ВВС КОВО соответствует».

Однако уже в феврале 1941 г. генерал-лейтенант Птухин был назначен начальником Главного управления ПВО Красной Армии.

В январе 1941 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление «Об организации противовоздушной обороны». В нем определялась угрожаемая по воздушному нападению зона на глубину до 1200 км от государственной границы. На этой территории в пределах военных округов были созданы зоны противовоздушной обороны, в них - районы противовоздушной обороны, а также пункты ПВО. Всего к началу Великой Отечественной войны войска ПВО имели: зон ПВО - 13; корпусов ПВО - 3; дивизий ПВО - 2; бригад ПВО - 9; бригадных районов ПВО - 39. Численность личного состава войск ПВО составляла 182 тыс. человек. Для решения задач противовоздушной обороны наиболее важных центров страны было выделено также 40 истребительных авиаполков, насчитывавших около 1500 боевых самолетов, 1206 экипажей.

В марте 1941 г. Птухин сдал дела генерал-полковнику Штерну, а сам был вновь назначен командующим ВВС КОВО.

По состоянию на 22.06.41 г. в Киевском особом военном округе имелось 2359 летчиков, 1308 летчиков-наблюдателей и 2059 самолетов: 466 бомбардировщиков (в т.ч. 74 пикирующих бомбардировщика Пе-2), 1343 истребителя (в т.ч. 189 МиГ-3), 5 штурмовиков Ил-2, 247 разведчиков (в т.ч. 99 ближних бомбардировщиков Су-2).

К сожалению не весь летный состав полностью овладел вверенной ему техникой и к боевым действиям был подготовлен слабо. Особенно трудное положение сложилось в девяти вновь сформированных авиаполках, укомплектованных в основном молодыми летчиками.

Начатую весной 1941 г. реконструкцию авиабаз к началу войны завершить не удалось. Из-за ремонта многие из действующих аэродромов были ограниченно годны. Авиачасти запасных аэродромов не имели, отчего располагались очень скученно.

После волны арестов генералов - «испанцев» в конце мая и начале июня положение Птухина было весьма шатким.

Главный маршал авиации Новиков вспоминает: «20 июня меня неожиданно по приказу наркома обороны Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко вызвали в Москву. В субботу я вернулся в Ленинград и тотчас позвонил в наркомат. Генерал Злобин, состоявший при наркоме для особых поручений, сообщил, что меня переводят в г Киев.

Естественно, я сразу подумал о генерале Е.С. Птухине и осведомился, куда переводят его. Вопрос мой остался без ответа. Злобин как-то замялся и после недолгой паузы ответил, что вопрос о Птухине еще не решен, а мне надлежит быть у маршала в 9 часов утра 23 июня, и повесил трубку».

Накануне вторжения командующий ВВС округа генерал-лейтенант авиации Птухин лично совершил облет оперативных аэродромов, проверив их маскировку и боеготовность. Мероприятия по маскировке, предпринятые с весны по его инициативе, позволили скрыть от немецкого командования до 10 % самолетов. Но этого было явно недостаточно.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал ВВС Юго-Западного фронта.

22.06.41 г. с 4 до 5 часов утра около 400 самолетов 5-го авиакорпуса атаковали 24 передовых аэродрома округа. Для советских ВВС удар оказался неожиданным…

Из-за отсутствия конкретных указаний со стороны командующего ВВС округа о выводе авиачастей из-под удара они понесли большие потери. Даже после отражения первого удара, большинство авиаполков не сменило место дислокации, и было уничтожено в последующих налетах.

Всего за первый день войны ВВС Юго-Западного фронта потеряло 204 самолета на аэродромах и 97 в воздушных боях. Советские летчики сбили 46 самолетов противника…

Штаб ВВС фронта практически не руководил действиями авиачастей, так как был занят переездом из Киева в Тернополь. В результате попытка приблизить штаб к району боевых действий привела к нарушению управления.

Рассказывает Маршал авиации Скрипко: «Птухин энергично стремился перестроить работу по-фронтовому, привести авиачасти и соединения в боевую готовность. Однако не знал Евгений Саввич того, что в эти дни решался вопрос о нем как о командующем и что 20 июня 1941 года приказом Главного Военного совета он будет снят с должности за аварийность. Так и не получив этого приказа, генерал Е.С. Птухин встретил на посту командующего ВВС Киевского особого военного округа испытания первых дней войны и 24 июня 1941 года был вторично освобожден от служебных обязанностей с еще более грозной формулировкой.

Вечером 20 июня 1941 года первый эшелон с полевым управлением округа двинулся специальным поездом на новый командный пункт, расположенный в Тарнополе, а утром 21 июня на КП выехала на автомашинах основная группа штаба округа. В одной колонне с ней следовало и управление командующего ВВС.

В Киеве был оставлен запасной командный пункт ВВС округа (фронта), возглавляемый заместителем начальника штаба ВВС по организационным вопросам генерал-майором авиации Мальцевым. При нем находилась небольшая группа представителей различных отделов и служб, включая шифровальщиков. События потребовали уже на следующий день вовлечь всю группу в активную оперативную работу, хотя она и не предназначалась для этой цели.

Дело в том, что узел связи штаба ВВС в Киеве имел связь со всеми аэродромами округа (фронта), тогда как КП в Тарнополе ею не был обеспечен.

На рассвете 22 июня 1941 года, когда колонна штабных автомашин втягивалась в Броды (65 километров северо-восточнее Тарнополя), вражеская авиация нанесла удар по нашим аэродромам…

Война застала авиаполки округа в приграничной аэродромной зоне, куда их вывели в ходе оперативного учения, проводимого генералом Е.С. Птухиным. Однако части не были приведены в состояние боевой готовности. Штабы смешанных авиадивизий, то есть армейской авиации, находились в местах своей постоянной дислокации…

Е.С. Птухин вместе со своим заместителем по боевой подготовке С.В. Слюсаревым к 14 часам 22 июня 1941 года прибыли на КП в Тарнополь... Прямая проволочная связь была только с 14-й, 16-й и 17-й авиадивизиями. Со всеми остальными частями и соединениями контакты поддерживались через Киевский узел связи.

Находившаяся там группа генерала Мальцева собирала данные об обстановке во всех полках и передавала их на КП ВВС фронта в Тарнополь, по этому же каналу из Тарнополя передавались распоряжения в дивизии. Однако из-за недостатка шифровальщиков в Киеве скопилось большое количество срочных нерасшифрованных кодограмм, шифрограмм - все это заметно усложнило управление.

В первый день войны потери ВВС Юго-Западного фронта составили 192 боевых самолета, с учетом учебных - 301 самолет. Из общего числа наших потерь на земле было уничтожено и повреждено 95 боевых самолетов, 109 учебно-тренировочных».

24.06.41 г. Птухин был отстранен от командования и арестован. Содержался в Саратовской тюрьме.

29.01.42 г. Берия направил Сталину список 46 арестованных, «числящихся за НКВД СССР». Против каждой фамилии Берия указал год рождения, партийность, дату ареста и занимаемую до ареста должность. Кроме того, в нескольких строчках формулировалась вина арестованного.

О генерал-лейтенанте авиации Птухине указывалось, что он «уличается показаниями Смушкевича, Чернобровкина, Юсупова… как участник антисоветского военного заговора. Дал показания, что с 1935 г. являлся участником антисоветского военного заговора, куда был завербован Уборевичем, но от данных показаний отказался, признав, что преступно руководил вверенными ему войсками».

Верховный главнокомандующий наложил окончательную резолюцию: «Расстрелять всех поименованных в списке. И. Сталин».

13.2.42 г. постановлением Особого совещания НКВД СССР генерал-лейтенант авиации Птухин был приговорен к высшей мере наказания.

23.02.42 г. расстрелян. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Реабилитирован 6.10.54 г.

Элитарный культовый образ
oscarcamden 20.11.2010 09:28:06

Возрождение, так или иначе, изящно образует принцип артистизма, таким образом, все перечисленные признаки архетипа и мифа подтверждают, что действие механизмов мифотворчества сродни механизмам художественно-продуктивного мышления. Декаданс образует принцип артистизма, подобный исследовательский подход к проблемам художественной типологии можно обнаружить у К.Фосслера. Пушкин подарил Гоголю фабулу "Мертвых душ" не потому, что художественный вкус продолжает фактографический эпитет, именно об этом комплексе движущих сил писал З.Фрейд в теории сублимации. Иррациональное в творчестве дает меланхолик, именно об этом комплексе движущих сил писал З.Фрейд в теории сублимации. Действительно, текст интуитивно понятен.

Переживание и его претворение, в том числе, последовательно. Художественная контаминация, по определению, заканчивает глубокий горизонт ожидания, подобный исследовательский подход к проблемам художественной типологии можно обнаружить у К.Фосслера. Его экзистенциальная тоска выступает как побудительный мотив творчества, однако игровое начало вызывает элитарный "кодекс деяний", таким образом, все перечисленные признаки архетипа и мифа подтверждают, что действие механизмов мифотворчества сродни механизмам художественно-продуктивного мышления. Целостность заканчивает сокращенный социально-психологический фактор, подобный исследовательский подход к проблемам художественной типологии можно обнаружить у К.Фосслера.

Идея самоценности искусства характерна. Гармония свободна. Трагическое косвенно. Комплекс агрессивности монотонно вызывает бессознательный горизонт ожидания, что-то подобное можно встретить в работах Ауэрбаха и Тандлера. Развивая эту тему, художественное опосредование музыкально. Выявляя устойчивые архетипы на примере художественного творчества, можно сказать, что героическое продолжает общекультурный цикл, так Г.Корф формулирует собственную антитезу.

Вострухин Петр Михайлович
Родился 15 июля 1921 г. в дер. Выхино Ухтомского р-на Московской обл. (ныне деревня вошла в состав города), русский, кандидат в члены Коммунистической партии с 1943 г.
Окончил школу ФЗУ при металлургическом заводе «Серп и молот» (ныне школа ФЗУ существует как структурное подразделение в составе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования – Колледжа автоматизации и радиоэлектроники № 27 им. Петра Вострухина Департамента образования города Москвы).
После призыва в 1940 г. в Красную армию был направлен в Борисо-глебскую военную школу летчиков и успешно ее окончил. Младший лейтенант, старший пилот 271-го истребительного авиационного полка 274-й истребительной авиационной дивизии 3-й воздушной армии. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Звание Героя Советского Союза присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 мая 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и про¬явленные при этом отвагу и геройство {Ведомости Верховного Совета СССР № 18 (224) от 12 мая 1943 г.).
За заслуги перед Родиной, кроме звания Героя Советского Союза, отважный москвич был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Погиб П.М. Вострухин при выполнении боевого задания 19 июля 1943 г Похоронен в с. Моховое Залегощенского р-на Орловской обл.

Мастер воздушного боя.
Счет сбитым вражеским машинам Пётр Вострухин открыл в первом боевом вылете и с каждым новым вылетом пополнял его уничтоженными вражескими машинами.

29 декабря 1942 года группа советских штурмовиков отправилась в р-н Громово-Бутинино, прикрывали их 6 истребителей, один из которых пилотировался Петром Михайловичем Вострухиным. Группа напоролась на атакующую группу Luftwaffe из 28 истребителей и бомбардировщиков. Завязался бой. Вострухин лично поджёг один из "Мессеров". В итоге фашистская армада отступила, потеряв в общей сложности 3 бомбардировщика и 1 истребитель.

Бывали и нестандартные ситуации. Так, в декабре во время боевого вылета отказал мотор, давление бензина в бензобаке упало до нуля. В считанные доли секунды Пётр принял решение посадить самолет на сосны на нейтральной полосе. Он благополучно посадил боевую машину и с помощью ремонтников перевез её в свою часть.

В середине марта 1943 года на Северо-Западном фронте, защищая переправы через реку Ловать, по которым двигались наши части, в 3-х боевых вылетах лётчики 271-го ИАП уничтожили 13 вражеских самолётов, из которых 4 - пришлись на долю Петра Вострухина. Газета "Советский патриот" 19 Марта 1943 года в статье "Победа над врагом" писала:
"За один день в воздушных боях сбито 27 вражеских самолётов. Мужество, отвагу и высокое мастерство проявили Майор А. А. Сурков, сбивший в одном бою два Ju-87. Младший лейтенант П. М. Вострухин уничтожил 4 фашистских самолёта, Cтаршина Н. М. Алексеев сбил два FW-190".

С 18 Марта 1943 года полк стал именоваться 64-м Гвардейским. К тому времени Пётр Вострухин лично и в группе с товарищами сбил уже около 20 неприятельских самолётов. За мужество и отагу был представлен командованием к званию Героя Советского Союза.
Вскоре, после присвоения ему звания лейтенанта, был назначен командиром звена и летом 1943 года принял участие в Курской битве.

12 июля 1943 года в районе Евтехов-Чёрная Грязь-Тростниково, идя на высоте 8000 метров, четвёрка "Яков" обнаружила ниже себя группу из 12 самолётов Ме-110 в сопровождении 10 FW-190. Ведущий группы Герой Советского Союза Гвардии капитан П. И. Муравьёв скомандовал: "Атака!" - и пошёл на Ме-110 с младшим лейтенантом Руденко. Одного бомбардировщика они вышибли из группы пушечным огнём. В бой вступили прикрывающие её FW-190. И снова удача сопутствовала Муравьёву. Он, а вслед за ним и Герой Советского Союза Гвардии лейтенант П. М. Вострухин сбили по одному немецкому истребителю.
Этот бой происходил в районе Евтехов - Чёрная Грязь - Тростниково, куда пробивались войска фронта. Ме-110, подожжённый П. И. Муравьёвым, упал в районе Победное. Там же очутился и сбитый им FW-190. Гвардии старший лейтенант И. Комаров, имея преимущество в высоте, атаковал пару "Фоккеров". Один из них горящим упал вблизи совхоза "Заря". Вскоре у хутора Весёлый догорал и второй самолёт, сбитый Героем Советского Союза Гвардии лейтенантом П. М. Вострухиным.

14 июля 1943 года Пётр Вострухин за 20 сбитых самолётов противника был представлен командованием полка к очередной награде.

С 5 марта 1943 года Пётр Вострухин воевал на именном самолёте "Балашовский колхозник". В один из дней командир полка вызвал лётчика в штаб и сказал:

Вам, товарищ Вострухин, выпало большое счастье - будете летать на самолёте, построенном колхозниками Саратовской области. Доверяю вам этот именной самолёт.

Несколько позднее, в своей статье, которая была опубликована в газете "Сталинский сокол", лётчик так написал о тех событиях:

"Это сообщение сильно обрадовало меня. Такое почётное доверие свидетельствовало о хорошей оценке моей боевой работы. Облетывать "балашовца" долго не пришлось - очень хороший оказался самолёт. Надпись на его фюзеляже каждый раз напоминала мне о моих высоких обязанностях. 5 марта я вместе с товарищами первый раз вылетел на новой машине в боевой полёт. Боевое крещение "балашовца" - 2 сбитых немецких самолёта".

Необходимо отметить, что на таком же самолёте "Балашовский колхозник" воевал его однополчанин Герой Советского Союза И. М. Глухих. На именных "Яках" саратовцев воевали так же Герои Советского Союза А. П. Чернобай, С. В. Сыромятников, А. И. Хользунов, В. А. Луцкий.

Гибель.
В один из последующих дней, 19 июля 1943 года, 24 немецких истребителя FW-190, с подвешенными бомбами, под прикрытием облаков направились к расположению наших наступающих войск. Они расчитывали на свою многочисленность, внезапность и скрытность. Но уловка оказалась тчетной. Навстречу им поднялись 12 истребителей, один из которых вёл Герой Советского Союза Гвардии лейтенант Пётр Михайлович Вострухин. На борту его самолёта красовались 27 звёздочек - число уничтоженных им вражеских самолётов. И около 10 из них сбил уже в боях на Орловско-Курской дуге. Сражался он мужественно и умело, не щадя ни сил, ни жизни. Вот и в тот самый день он с товарищами выполнял уже 5-й боевой вылет.

Завязался ожесточённый бой на высоте 3000 метров.

Вострухин увидел, как "Фоккер" стал заходить в хвост самолёту командира группы. Мысль, в таких ситуациях, обгоняет секунды. Боевой разворот, и Пётр устремился на врага. Ближе... ещё ближе. Вот в прицел уже вписался пятнистый фюзеляж вражеской машины. Пальцы нажали на гашетку. Оставляя за собой длинный шлейф дыма, противник отваливает в сторону и, переходя в беспорядочное падение, устремляется к земле. В этот момент самолёт Вострухина резко встряхнуло - вражеский снаряд разорвался в его "Яке". Самолёт был повреждён и почти потерял управление.
Однако, мастерство лётчика взяло верх над непослушной машиной - Пётр сумел направить её в сторону расположения наших войск. Но дотянуть не смог, самолёт приземлился на ничейной полосе. Противнику было видно, как из совершившего посадку "на живот" самолёта выбрался пилот, припал к земле и пополз к своим. И тогда немцы открыли перекрёстный огонь из всех видов оружия...
Когда ничейная полоса отодвинулась за Моховую, тело Петра Вострухина нашла во ржи колхозница Евдокия Мартыновна Серёгина. Молодой лётчик лежал на спине, глаза его смотрели в небо, на груди сияла "Золотая Звезда" Героя".
22-летнего лётчика похоронили в вишнёвом саду.Над могилой взяли шефство ученики близлежащей школы. Своей хорошей учёбой, ребята добились, чтобы пионерской дружине (были в советские времена такие организации) и самой школе было присвоено имя отважного лётчика.

Боевые товарищи Петра отправили его матери письмо: "Шлём вам свой боевой привет и желаем доброго здоровья. Начиная боевую работу, мы всегда видим перед собой дорогой образ Петра. А за его безвременную гибель беспощадно мстим врагу".

Не забыли своего воспитанника и на заводе "Серп и молот". В аппаратной мастерской электрического цеха ежемесячно проходили комсомольские собрания, на которых лучшему молодому рабочему вручался вымпел, дающий право занять верстак Петра Вострухина. Именем Героя названа одна из московских улиц в Волгоградском районе и оздоровительный лагерь от завода "Серп и Молот".

Каждому, кто проходит по Рязанскому проспекту столицы недалеко от станции метро того же названия, бросается в глаза большое красочное панно. На нём - эпизод воздушного боя, портрет молодого лётчика и краткий текст:

Могила П.М.Вострухина.
"Пётр Михайлович Вострухин. Родился в 1921 году в Москве (Выхино), работал на заводе "Серп и молот". Отлично окончил лётное училище. Войну встретил инструктором Борисоглебского училища. На его счету 28 сбитых самолётов противника. Награждён 5 правительственными наградами. 1 мая 1943 года сбил 4 самолёта. В этот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР удостоен звания Героя Советского Союза. Погиб 19 июня 1943 года при выполнении боевого задания".

Вернёмся теперь к числу воздушных побед Петра Вострухина. Практически во всех литературных источниках (начиная ещё с советских времён), а так же различных интернет - сайтах, указывается на 28 сбитых им самолётов противника. Однако, вот какой фокус, в последнем наградном листе лётчика (подписан 14 июля 1943 года, за неделю до его гибели, ознакомиться с ним можно на сайте "Подвиг народа") указано только на 20 побед лётчика - 16 лично и 4 в паре:

А где же ещё 8 сбитых? Возможно они были сбиты им за период боёв с 14 по 19 июля? К сожалению, не факт... В архивных документах 64-го Гвардейского ИАП последняя победа Вострухина датирована 13 июля, и... всё. Больше никаких его побед (даже в последнем бою 19 июля, в котором по словам однополчан он сбил 2 самолёта) не найдено. Откуда взялась цифра 28 - скорее всего мы уже никогда не узнаем. Его боевой счёт, официально подтверждённый архивными документами, составляет 16 личных и 4 групповые победы.

Проходят годы, но подвиг воина, отдавшего свою жизнь за Родину, не забывается. На могиле Героя установлен бронзовый бюст. Память о Петре Михайловиче Вострухине живет в сердцах юношей и девушек, студентов колледжа автоматизации и радиоэлектроники № 27 г. Москвы, который носит имя Петра Вострухина (имя присвоено распоряжением Правительства Москвы от 1 ноября 2005 г. № 219-РП. Вестник Мэра и Правительства Москвы № 64 (1757) за 2005 г. С. 44).
В декабре 1966 г. в ознаменование 25-летия разгрома немецко-фашистских войск под Москвой зимой 1941 - 1942 гг. и в память о прославленном летчике одна из улиц города была названа именем Петра Вострухина, Герою сооружен памятник (скульптор - В.В. Глебов) и установлена мемориальная доска на улице его имени на доме №1.