дипломная работа

2.1 Вопросы искусства в романе «Коллекционер»

Фаулз дебютировал коротким романом «Коллекционер» (1963), в котором постоянно проявляются элементы фильма ужасов. За обыденными, на первый взгляд, событиями ощущается присутствие зловещей силы. Простому клерку Фредерику Клеггу судьба подбрасывает неожиданный выигрыш на скачках. Коллекционер бабочек, он задумывает жуткий план похищения и заключения в темницу девушки Миранды Грей.

Фаулз не случайно сделал Клегга коллекционером бабочек: у древних греков одно и то же слово обозначало бабочку и душу. Коллекционеры не любят живых бабочек. Поэтому Клегг никак не может привести созданный им идеал в соответствие с реальностью: Миранда - живая, ее мир - мир движения, поиска, творчества. Она тип «анимы» - «души» - одухотворенной красоты. Мир Клегга - мир подполья, замкнутого пространства, в котором творческая личность жить не в состоянии. Продумывая план похищения Миранды, Клегг позаимствовал его технологию из книги «Тайны гестапо».

Метафоричное название романа соотнесено у Фаулза с вопросами жизни, искусства, свободы. Что дает жизни искусство? Несет ли оно свободу? - один из акцентов его метафоры. По роману получается, что далеко не всякое искусство помогает жить другим, выживает само, приносит свободу.

В ситуации «двоих на плоту» обнаруживается, что каждый по-своему зажат и скован. Клегг пребывает в условностях морали, псевдоромантических грезах о любви, браке, чистоте. Миранда же полна подростковых максималистских представлений об искусстве, художнике-гении, недоступном для толпы; по ее словам, она даже не подозревала о существовании таких «серых» личностей, как Клегг.

Встреча двоих становится проверкой искусства на слух, ответственность, свободу. Дано ли сегодня Миранде уловить за «нулевыми», с ее точки зрения, сознанием и речью Клегга отчаянное и бесценное стремление к красоте и поддержать его и тем самым дать жизни выход? Или затверженные истины об искусстве, существовании, добре и зле окажутся в ней настолько прочными, что она не сможет от них освободиться? Не об этом ли сложном и тонком процессе ежеминутного выбора роман? Здесь все нерешено и зыбко. Да, какие-то шаги Миранды вселяют надежду на то, что с помощью искусства жизнь обретет выход. Какие-то, наоборот, - например, брошенный в Клегга топор, - внушают отчаяние. Порой ход дневниковых записей Миранды наводит на мысль: еще немного - и выход будет найден. А убывающие с каждым днем надежды Клегга, его ненависть и злость говорят о другом. Главное же - идет время. Разрастаясь, опухоль общей несвободы отравляет Миранду, пускает метастазы фашизма в душе Клегга. Искусство и жизнь, таким образом, в финале разведены еще больше, чем в начале романа. Умирающая художница рисует небо, а «почвенный» Клегг отпускает зловещую фразу о том, что в подвале дома, где он поселит новую девушку - «попроще Миранды», - он обязательно устроит печку…

И здесь начинаются вопросы. Что есть для Фаулза искусство? Как соотносится оно с жизнью? Что в современном искусстве, по его мнению, сдерживает свободу, мешает выжить?

Считая вершиной эстетических достижений человеческой мысли «Одиссею» Гомера и «Бурю» У. Шекспира, Фаулз оживляет цитаты, воскрешает героев из прошлого, литературных персонажей.

Создавая роман «Коллекционер», автор словно с определенным умыслом переносит образы шекспировских героев на страницы своего произведения, предварительно сокращая количество героев, а также изменяя и наделяя их новыми качествами. Дж. Фаулз находит конфликт пьесы современным, затрагивающим глубокие философско-этические проблемы, которые остаются актуальными в контексте нынешней эпохи. Художественная переработка шекспировского сюжета позволяет автору снова обратиться к вечным вопросам, волнующим человечество.

Литературные аналогии у Дж. Фаулза проявляются на двух уровнях: внешнем и внутреннем. К внешним аналогиям относятся имена главных героев - Калибан, Миранда; доминирующие черты характера этих персонажей; на внутреннем уровне прослеживается идейная преемственность, проявляющаяся в отношении к искусству как источнику духовной жизни человечества.

Имена героев несут символическую нагрузку. Называя своих героев именами шекспировской «Бури», автор не просто использует прием аллюзии, а определенным образом переосмысливает классический сюжет. Так, в пьесе У. Шекспира «Буря» уродливый дикарь Калибан - является персонажем второго плана; Миранда - единственная дочь хозяина острова Просперо - воплощение красоты и чистоты, она может быть охарактеризована как пассивная героиня. В «Коллекционере» Дж. Фаулза Миранда и Клегг (или Калибан, как называет его Миранда) являются сложными образами-антагонистами и им отведены главные роли.

Вопросы искусства в романе Л.Н.Толстого "Воскресенье"

2.1. Проблема искусства на страницах романа «Воскресение» В своей критике буржуазного общества Толстой большое меcто уделяет и разоблачению его искусства....

Выявление специфики преподавания драматического произведения на материале пьесы А.Н. Островского "Бесприданница"

Жизнь и творчество Виктора Олеговича Пелевина

Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза"

Приступая к изучению драматических произведения учащиеся располагают не-которыми знаниями по теории литературы. Они знако-мились с такими понятиями, как образ и образное отра-жение жизни в художественном произведении...

Мотив фантазии в романе Ю. Олеши "Зависть"

Фантазия -- продукт воображения. Фантазия изменяет облик действительности, отраженной в сознании, для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности...

С незапамятных времён людям было свойственно размышлять над вопросами, ответами на которые не могли стать какие - то общеизвестные фразы и догмы. Не случайно подобного рода вопросы стали называть философскими или вечными. Разумеется...

Образ и судьба русской деревни в повести Бунина "Деревня"

Предпримем попытку найти ответы на интересующие нас вечные вопросы о судьбах России в исследуемом произведении И.А.Бунина «Деревня». Логике подчиняясь, обратимся к тексту и найдём в нём рассуждения о России главных...

Образ Петербурга в поэзии А. Блока

Следующее поколение писателей - шестидесятники - взяло на себя груз этих «проклятых» вопросов. К Петербургской теме обращался Д. Минаев, П. Вейнберг, В. Курочкин. Но главные открытия этой эпохи связаны с творчеством Некрасова...

Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Методика преподавания литературы во всей полноте поставила проблему воспитания читателя, разбирающегося в сущности художественного творчества. Умение воспринимать и оценивать «поэтический колорит» (В. Г...

Оценка книги В. Балязина "Петр Великий и его наследники"

Книга рассказывает нам о брачных договорах дома Романовых с представителями германских династий и о том, как это отразилось на истории нашей родной страны, как...

Проблема бесконечно повторяющейся драмы художника в романе Джека Лондона "Мартин Иден"

"Мартин Идеи" был вершиной "поэтического" реализма Лондона; нигде больше писателю не удалось столь органично сочетать план событийный и философский...

«Чайка» - это самая «театральная» пьеса Чехова, потому что в ней действуют писатели Тригорин и Треплев и две актрисы - Аркадина и Заречная. Можно сказать, что искусство, творчество и отношение к ним - это, пожалуй...

Проблема творца и творчества в пьесе А. Чехова "Чайка"

Основа характера Аркадиной -- воля к самоутверждению и славе. Всю свою жизнь она поставила на службу профессии. Актерство пронизывает сердцевину ее личности и многое, если не все, определяет в ее характере. Судя по репертуару...

Стилистический прием сравнения в романе Дж. Фаулза "Коллекционер"

Произведения Дж. Фаулза довольно часто используются в качестве материала для исследований, ведь как уже было сказано ранее, его стиль и творения не смогут оставить равнодушным ни одного читателя. Джон Фаулз - выдающийся английский писатель...

Человек и природа в детских произведениях Мамина-Сибиряка

Порядок работы такой: часть читается учащийся по отдельным законченным отрывкам (их четыре), затем они отвечают на вопросы по каждому отрывку. После этого школьники кратко формулируют основную мысль отрывка. Первый отрывок Как вы думаете...

Фредерик Клегг - молодой человек, работающий делопроизводителем в местной Ратуше. Влюблен в Миранду Грей, студентку, с которой никак не может найти повода познакомиться. Клегг - человек закрытый, без каких-либо интересов. Единственное его увлечение - это коллекционирование бабочек.

Выиграв на скачках крупную сумму денег, молодой человек приобретает небольшой домик и в его голове созревает план похищения Миранды. Он фантазирует, как сможет совершить задуманное. Наконец, Клегг решается воплотить свой коварный замысел. В один из вечеров он выслеживает Миранду, усыпляет хлороформом. На автофургоне отвозит к своему дому и прячет в подвал. Миранда становится крупным уловом для коллекционера.

Лишив девушку свободы и заточив в подвале, Фредерик искренне верит, что таким способом сможет завоевать ее любовь. Всеми силами и средствами он старается превратить заключение Миранды в подвале дома приятным, для чего красиво благоустраивает помещение. В подвале появляются шикарная мебель, хорошие книги, картины, модная женская одежда. Проходит время, но в сердце у Миранды не появляются чувства к похитителю. Все попытки Клегга остаются напрасными. Он много рассказывает ей о бабочках, о своей жизни, о своих чувствах. Из этих разговоров Миранда понимает, что духовный мир ее похитителя пуст. Побывав наверху, в квартире, она видит мертвую красоту жилища Фредерика. Все бабочки в коллекции мертвы, только она еще жива и борется за свою свободу.

Понимая все это, Миранда пытается бежать, но безуспешно. Голодает. Никакие хитрости и уловки девушки не помогают ей найти пути из плена.

Возможно, ужас заточения был бы бесконечен, но девушка серьезно заболевает. Клегг не верит ей, считая очередной уловкой для спасения. Когда становится очевидно, что болезнь не обман - уже поздно что-нибудь предпринимать. Миранда умирает. Фредерик и его пленница вели дневники.

Сразу после смерти Миранды, Клегг думает о самоубийстве, боясь быть раскрытым. Но черная сторона коллекционера-маньяка побеждает и его опять влечет на новую охоту за очередной бабочкой.

Картинка или рисунок Фаулз - Коллекционер

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пришвин Таинственный ящик

    В начале рассказа заходит разговор о волках. Бывалый охотник утверждает, что человеку нечего бояться волков. Ведь волк – это всего лишь животное, а человек – существо разумное и потому может легко справиться со зверем при помощи оружия или же своего ума

  • Одно из самых трогательных, проникновенных и трагичных произведений о Великой Отечественной Войне. Здесь нет каких – либо исторических фактов, грандиозных сражений или величайших личностей, это простая и в то же время очень

  • Краткое содержание Толстой Юность кратко и по главам

    В повести Толстого описывается жизнь шестнадцатилетнего юноши Николая Иртеньевича. Впереди его ждут экзамены и поступление в университет. На его жизненном пути будут встречаться разные люди

  • Краткое содержание Тургенев Деревня

    В маленьком рассказе автор рисует нам старую улицу, спешащих по своим делам людей и старого нищего. Герой-рассказчик был остановлен крайне больным и немощным на вид нищим человеком. Одет он был в рванину, а помутненные глаза и грязные раны по всему телу

  • Тургенев

    Иван Тургенев входит в число самых значимых писателей 19 столетия. Его произведения известны по всему земному шару, они смогли коренным образом повлиять на мировоззрение множества людей. В творениях Тургенева нашли отражения события

«Коллекционер» - роман, написанный Джоном Фаулзом в 1963 году.

Роман рассказывает об одиноком молодом человеке, Фредерике Клегге, служащем клерком в муниципалитете. В свободное время юноша увлекается коллекционированием бабочек.

В первой части романа рассказ идёт от имени Клегга. Он увлечен девушкой по имени Миранда Грей, студенткой художественного училища. Но Клегг недостаточно образован, не интересуется ничем, кроме бабочек и у него не хватает смелости познакомиться с ней. Он восхищается Мирандой на расстоянии.

Однажды Фредерик выигрывает большую сумму денег на скачках. Это позволяет ему уволиться, отправить своих родственников за границу и купить дом в сельской глуши. Мысль похитить Миранду возникла случайно. «Сначала мне представилось, что на неё нападает какой-то человек, а я её спасаю. Потом как-то так повернулось, что человек этот - я сам, только я не делаю ей больно, никакого вреда не причиняю. Ну вот, вроде я увёз её в уединённый дом и держал её там, как пленницу, но по-хорошему, без всяких. Постепенно она узнала, какой я, полюбила..». Вскоре этот план был воплощён в реальность. В новом загородном доме Клегга оказался старый просторный подвал, который и послужил темницей для Миранды. Фредерик выследил её как-то вечером, прижал ко рту тряпку с хлороформом и затащил в фургон, предназначавшийся для перевозки оборудования. Для него это был очередной удачный улов, только на этот раз в сачке оказалась очень крупная бабочка.

Клегг действительно не замышлял ничего плохого и до самого конца рассчитывал на любовь похищенной. Он потратил на неё почти все свои деньги, обставив комнату в подвале так, как могло бы понравиться Миранде: книги об искусстве, изящная мебель, картины, платья…

В первый же день она его узнала. Похититель от растерянности стал выдумывать историю с заказчиком в лице некого мистера Синглтона, но сообразительная девушка его раскусила. Клеггу пришлось во всём признаться. Но вопреки ожиданиям героя, Миранда не спешила бросаться ему на шею. Она называла его сумасшедшим, но вела беседу. Тем более, что юноша не применял насилия, называя пленницу своей гостьей. Но Миранда никак не хотела смириться со своей участью. Шутка ли - её лишили свободы, к тому же она долго не верила Клеггу, ожидая более коварного умысла. Своего похитителя она прозвала Калибан (имя героя пьесы Шекспира «Буря»).

Тем временем проходили дни, Клегг кормил свою пленницу изысканными блюдами, беседовал с ней и ждал, когда же возникнут ответные чувства. Они появились не скоро. Но это была не любовь, а жалость. Клегг много рассказывал о себе, о своём увлечении бабочками, о своих чувствах к Миранде. Девушка быстро поняла его небогатый духовный мир. Калибан был пуст внутри. Он не умел ценить искусство, а все его бабочки были мёртвыми. Все кроме одной - самой Миранды. И это напугало Калибана.

Миранда не прекращала бороться. Были попытки побега, были голодовки. Клегг не понимал, почему она не верит ему. Ведь он не собирался причинять ей вреда. Они договорились, что через месяц Клегг её отпустит. Он думал, что за это время Миранда полюбит его.

Но девушка только и думала, как сбежать. Ей удалось уговорить Клегга проводить её наверх и даже разрешить принять ванну. Там, наверху, она увидела, как живёт её «хозяин». Он показал ей своих бабочек. Другим увлечением Клегга было фотографирование. Но ни фотографии, ни бабочки не восхитили Миранду, она называла их мёртвой красотой. А от безвкусной обстановки комнат в доме её просто тошнило.

Ещё одна попытка сбежать не увенчалась успехом. Миранда решила обмануть обидчика, прикинувшись больной, но Клегг быстро её раскусил. Тайная записка родным также не смогла пройти незамеченной мимо глаз Калибана. Эти игры постепенно выводили его из себя. Она могла быть обходительной с ним, а потом совершала очередную пакость. Тяга к воле и жизнелюбие были у неё в крови.

Наконец, истёк срок её заточения. В этот день Фредерик намеревался сделать ей предложение. Кольцо было у него в кармане. Миранда поднялась наверх, они поужинали. Когда зашла речь о женитьбе, Клегг понял, что девушка так и не полюбила его, более того, она издевалась над ним. Конечно, ни о каком освобождении не могло быть и речи. В тот момент, когда девушка узнала страшную правду, когда все её мечты и надежды были разрушены, за окном проехал автомобиль. Девушка попыталась сбежать через окно, уже разбила его, но тампон с хлороформом в очередной раз усыпил её сознание. Оттаскивая девушку обратно в подвал, Клегг не удержался от искушения сфотографировать её в одном белье.

Несколько дней после этого Миранда не разговаривала с Клеггом. Предприняв ещё одну попытку побега, она решилась на более отчаянный поступок. В очередной раз уговорив Фредерика выпустить её наверх, девушка стала соблазнять Клегга. Она села к нему на колени, затем несколько раз поцеловала. Видя, что это не помогает, Миранда сбросила с себя всю одежду. Но её старания были напрасными, Клегг принял их за попытку купить свободу (это так и было). К тому же он признался в своём мужском бессилии.

Кто знает, сколько бы они так боролись друг с другом, если бы в один день Миранда тяжело не заболела. У неё был сильный кашель, она ничего не ела и несколько дней не выходила из своей темницы. Фредерик счёл это новым ходом со стороны своей узницы. А когда понял, что она не играет спектакль, было поздно.

Во второй части романа мы узнаём, что Миранда все эти дни вела дневник. Собственно, вторая часть содержит в себе записи из дневника девушки. Из них читателю становится ясно, какие мысли посещали заложницу. Таким образом, автор даёт нам две точки зрения на происходящее.

В третьей части к повествованию возвращается Калибан. Это очень маленькая часть, в которой описаны последние дни Миранды. Она умерла от болезни. Сначала Фредерик хотел убить себя рядом с ней, страшась того, что обо всей этой истории узнают люди. Но потом его тёмная сторона одержала верх, породив на свет настоящего маньяка. Он похоронил Миранду в саду возле дома, вычистил подвал и стал готовиться к новой охоте.

«Я ещё не решил окончательно насчёт Мэриэн (ещё одно М! Я слышал, как завотделом называл её по имени). Только на этот раз тут уже не будет любви, это будет интерес к делу, чтобы их сравнить, и для того, другого, чем я хотел бы заняться, скажем, более детально, и я сам буду её учить, как это надо делать. И одёжки все подойдут. Ну, конечно, этой я сразу растолкую, кто здесь хозяин и чего от неё ждут».

На этом заканчивается исповедь Фредерика Клегга.

Вывернуть наизнанку привычное, подойти к любому вопросу из глубины сознания — так работает постмодернизм, образцовым представителем которого выступает Джон Фаулз. "Коллекционер" (краткое содержание которого не способно передать всю глубину произведения) — это антироман, вошедший в историю.

Сжатый экскурс в любовное безумие

Выигрыш в лотерею ломает жизнь, и не одну. Клерк городской ратуши Фредрик Клегг тихонько собирает бабочек, но одна из них остается недоступной — Миранда Грей, привлекательная и образованная студентка. Одержимый ею, герой собирается пополнить коллекцию, мечтает о том, что между ними завяжется любовь. Хотя здесь могло быть место романтической истории, реальность оказывается совершенной иной.

Роман о помешательстве, похищении человека — все это собрал в одном произведении Джон Фаулз. "Коллекционер" пропитан постмодернизмом. И только он способен показать при помощи природы субъективной реальности.

Две стороны монеты: любовь и ненависть

Коллекционер двойственности. В своем романе он столкнул два мира, два восприятия, и при этом сделал героев заложниками реальности. Миранда похищена и отдалена от мира, а Клегг давно живет в собственном пространстве иллюзий. Используя эту двойственность, Фаулз манипулирует мнением читателя, предлагая два взгляда на одну ситуацию. Техника повествования ведет к столкновению точек зрения не только в отношении мотивов и целей, воспринимаемых в качестве определяющих факторов сюжета, но и в апелляции к читателя.

"Социальные противоречия и моральное противостояние" — такую тему для первого романа выбрал Джон Фаулз. "Коллекционер" открывает начало эксперимента с подачей материала. Чтобы показать разные нормы, к которым привыкли герои, автор создал индивидуальную манеру повествования для каждого из них. Миранда говорит с читателем "голосом" своего дневника, насыщенного и интеллектуальными высказываниями. Клегг подходит к пленению Миранды, словно к решению математической задачки. Он не находит ничего плохого в своих действиях и оправдывает себя. Читатель легко вовлекается в игру автора и сопереживает похитителю наравне с его жертвой, решающей эмоциональную дилемму лишения свободы.

Одновременно автор выступает психиатром, наблюдающим за поведением собственных творений. Где-то на дне подвала Клегг пытается создать Эдем, отдаленный от мирской суеты. Он тянется к Миранде, словно к аниме, поскольку с раннего детстве был лишен любви. Герой ищет ту заботу, которую не получил от матери. Ему не хватает сильного самосознания, которое бы помогло определиться с ролями людей, встреченных на жизненном пути. Клегг никогда не чувствовал себя любимым. Все важные отношения в его судьбе заканчивались трагедией, потому он попросту неспособен полюбить девушку и объясниться ей в этом.

Сказка о хрупкой бабочке — основа образности романа

Возможность выслушать две стороны одной истории и сделать вывод на основе опыта, который был прожит с персонажами, — цель, которую поставил Джон Фаулз. "Коллекционер" является уникальным примером постмодернистской литературы, которая использует различные приемы для воздействия на психику читателя при помощи образов. А стоит ли выбирать одну из сторон?

Одну из мощнейших интерпретаций фразы которую сейчас активно использует молодежь, подарил миру Джон Фаулз. "Коллекционер", отзывы о котором касаются насилия, открывает эту тему при помощи образов. Бабочки стали символом неразделенной любви, пережитой, словно болезнь. Через коллекционирование насекомых главный герой проявляет садистские наклонности — навсегда лишает их крыльев. Миранда, попадая в плен к Клеггу, остается свободной в своих снах, где может летать.

Бабочки выступают разделителем классовых отличий, что показано в эпизоде знакомства с коллекцией. Хотя Фред Клегг наделен многомерным характером, Миранда на его фоне кажется больше, чем человеком — сокровищем, которое он искал всю жизнь. И хотя герой сделал все возможное, на свой взгляд, для создания идиллии, но не сумел уберечь девушку от простуды и смерти. Клегг, как настоящий коллекционер, преследует другую женщину, на чем завершается роман, пронизанный сотнями чувств.

Все чаще и чаще мы предпочитаем кинематограф литературе, но талантливые писатели всегда находят выход, возвращая нас к черно-белым страницам. Английский писатель Джон Фаулз написал «Коллекционера» и доказал, что книги надо пропускать через себя, прочувствовать настроение героев, и определенные истории звучат ярко именно языком литературы. Роман Фаулза был экранизирован, но, так как самих действий в произведении не так много, смотрится фильм не так захватывающе, как читается текст, и за это писателю отдельный поклон.

Так в чем же сюжет? Одинокий молодой человек по имени Фредерик Клегг влюбляется в студентку художественного училища Миранду Грей. Пока ничего необычного – он влюбляется в нее, читатель ждет действий, случайного знакомства или чего угодно, но только не того, что произойдет в книге. Так как Клегг недостаточно образован, он боится познакомиться с Мирандой обычным способом, поэтому решает ее похитить. Теперь Миранда находится в заточении у главного героя, который, кстати, увлечен коллекционированием бабочек – а вот и разгадка названия.

Роман интересен и своей структурой: сначала идет повествование от лица Клегга, вторая часть – дневник, который ведет Миранда. В третьей и четвертой частях слово вновь предоставляется Клеггу. Таким образом, мы рассматриваем ситуацию с разных сторон, и проникаемся участием не только к жертве, но и к похитителю.

Находясь в заточении, Миранда начинает понимать, что она – словно очередная бабочка в его коллекции, которыми он любуется, но отпускать не хочет. Клегг обеспечивает ее едой, одеждой, покупает то, что она просит, и дает ей все, кроме свободы. Однако творческую душу не устроит золотая клетка, поэтому, несмотря на неплохие условия, Миранда стремится сбежать. Впрочем, как делали бы большинство людей в подобной ситуации.

Фаулз настолько безупречно проработал роман, что поставил читателей в неловкое положение – мы начинаем больше сопереживать не Миранде, а ее похитителю. Описать похищение сможет каждый второй, но проходя взглядом по строкам от лица Клегга, волей-неволей начинаешь сочувствовать ему, сопереживать, и даже оправдывать его поступок. Понаблюдаешь за отношениями героев и даже задаешься вопросом, а кто из них жертва? Само собой, Миранда – она не может выбраться из дома, Клегг ее выводит из подвала только с кляпом во рту и связанными руками… о чем вообще может идти речь? Как в такой ситуации можно понять маньяка? А вот можно, вернее, Фаулз делает для этого все.

На Клегга даже не хочется вешать ярлык маньяка, стоит ему описать свои чувства, свое состояние и одиночество – и мы неизбежно проникаемся к герою, который отчаянно ждет взаимных чувств пленницы. Если посмотреть с другой стороны, в духовном заточении находится именно Клегг, а Миранда может вертеть им, как хочет. Единственное, чего она не может добиться – своей свободы.

Однозначный плюс произведения – оно станет интересным чтивом как для любителей «литературы попроще», так и для поклонников сложных, витиеватых сюжетов. Роман «Коллекционер» — произведение постмодернизма, поэтому Фаулз запрятал в нем кое-какие отсылки к предшествующим творцам. Многое мы узнаем из шекспировской «Бури», напрямую встречаем Холдена Колфилда из сэлинджеровского «Над пропастью во ржи», а что-то даже из греческой мифологии. Конечно, интересно узнать – сбежит ли Миранда? Полюбит ли она своего «Калибана»? Может, он ее отпустит сам? Но поискать различные аллюзии в произведениях Фаулза – значит украсить чтение великого романа.

Постмодернистский роман «Коллекционер» демонстрирует наглядный пример совмещения духовного – Миранды, и приземленного – Клегга. Возможно, в таких «Калибанах» многие узнают своих знакомых, которые просто не могут проникнуться искусством. В процессе прочтения романа добавляется еще одна интрига – сможет ли Миранда пробудить в собственном похитителе чувство прекрасного, либо он обречен на оскудение личности? В книге есть эпизод, где героиня раздевается перед Фредериком, отчасти причина заключается именно в желании понять, способен ли он оценить красоту женского тела, или же им управляет банальная пошлость. Думаю, ответ стоит найти для себя во время прочтения «Коллекционера».