С 1993 года большая группа исследователей целенаправленно и подробно изучает женский некрополь Московского Кремля. В результате чего в пристройке Архангельского собора появится музей "кремлевских жен " (о том, что интересного обнаружили ученые и что нам покажут в новом музее, ). Самой необычной частью проекта стала антропологическая реконструкция (восстановление по черепу) скульптурных известных женщин кремлевского прошлого. Этим занимается Сергей Никитин, главный специалист московского бюро судебно-медицинской экспертизы. О том, почему он взялся за реконструкцию обликов исторических персонажей, эксперт-криминалист Сергей Никитин рассказал в интервью обозревателю "Известий" Наталье Давыдовой.

вопрос: Как вы решились начать изучение некрополя? Сами же как-то сказали, что не по-человечески это - вскрывать могилы, тревожить усопших.

ответ: Нам не просто так захотелось вскрыть гробницы, заглянуть внутрь и в костях покопаться. Не дай Бог. Просто намечалась реконструкция подвальной палаты Архангельского собора и реставрация находящихся там с 1929 года саркофагов царских жен. Невозможно реставрировать каменный саркофаг с упокоенными в нем останками. Их надо было достать, составить опись. Вот и появилась возможность изучить останки и воссоздать облик известных женщин. Не осталось никаких портретов этих исторических персонажей, фактически ничего, кроме упоминания в летописях. А тут - уникальная возможность увидеть лица. Разве это не интересно? Но закончатся исследования, мы вернем все в саркофаги, и никто больше их не тронет. Кстати сказать, египтяне тоже вскрывали древние погребения и даже выставляли своих фараонов на всеобщее обозрение. Правда, по усохшей мумии трудно представить внешность, лица там практически нет, только череп, обтянутый кожей. Остались достаточно условные изображения фараонов - кстати, интересно было бы сравнить, насколько они соответствуют черепу. Сегодня это вполне реально: можно сделать томографию, по ней - пластиковую копию черепа (как мумии, так и живого человека) и реконструировать по черепу портрет.

в: Работающие в Кремле рассказывают шепотом, что в захоронении Анастасии Романовны, первой жены Ивана IV Грозного и первой русской царицы, когда его вскрыли, оказалось "две головы". Звучит зловеще.

о: Но так могло быть. Судя по всему, второй череп оказался там в 1929 году, когда большевики приняли решение о сносе Вознесенского женского монастыря. Работникам Музеев Кремля удалось спасти его царский женский некрополь: они описали и перенесли в Архангельский собор тяжеленные каменные гробницы с останками известных женщин. Некоторые саркофаги, например, великой княгини Евдокии, жены Дмитрия Донского, когда их откопали, развалились. Как выяснилось в ходе нашего исследования, второй череп принадлежал как раз Евдокии. Видимо, его в 1929 году положили в ближайший целый саркофаг, которым оказался как раз саркофаг царицы Анастасии. Была же большая суматоха, аврал, все делалось вручную. Вообще сотрудникам Музеев Кремля памятник надо поставить за этот научный, культурный и человеческий подвиг.

в: Почему скульптурный портрет Евдокии, основательницы Вознесенского монастыря и первой похороненной в его некрополе в 1407 году, вам сделать удалось, а Анастасии Романовны, умершей в 1560-м, - нет?

о: От черепа царицы Анастасии остались только кучка праха и косичка. По сохранившимся его остаткам мы смогли определить только ее возраст - 25-30 лет, а для восстановления внешнего облика он оказался непригоден. Но бывает, что утраты, если они не столь значительны, не мешают реконструкции. Понимаете, потрясающая пластика и органичность черепа позволяют восстанавливать многие отсутствующие его части. Так, в частности, удалось реставрировать и черепа императора Николая II, его дочерей, камердинера императора Алоизия Труппа, останки которых были обнаружены под Екатеринбургом. Сейчас заканчиваю монографию, обобщающую мои более чем 30-летние наблюдения. Она будет прикладной. Я же сам - практик и понимаю, что эта работа будет востребована экспертами-криминалистами и антропологами.

в: Не удалось восстановить и портрет второй жены Грозного - кабардинки Марии Темрюковны?

о: Да, и это тоже очень жаль. Зато лицевая часть черепа его третьей жены, Марфы Собакиной, прекрасно сохранилась.

в: Наверное, когда создавали ее портрет, все время держали в уме, что это же была по сути победительница одного из первых конкурсов красоты на Руси, проведенного по царскому указу.

о: Она и в самом деле была удивительной красоты. Но перед свадьбой начала болеть, а через две недели после свадьбы умерла, фактически так и не став женой, - такая вот судьба ждала юную красавицу, и это зафиксировано церковными документами. Поскольку у нас судебно-медицинская служба, мы решили установить причину ее смерти. Кремлевская история в этом смысле особенно интересна. Отравили же до Марфы солями ртути первую жену Ивана Грозного Анастасию Романовну, в ходе исследований это было доказано абсолютно точно. На наличие металлических ядов были проверены и останки Марфы Собакиной. Правда, анализ ничего не показал. Возможно, был использован растительный яд, не поддающийся химическому исследованию, а может быть, и супруг что-то с ней учинил.

в: Вы долго работали над портретом Марфы?

о: С мая 2002 года по декабрь 2003-го, около полутора лет. В подобных делах спешка неуместна. И потом - это же не основная моя работа. По сути, исторической реконструкцией я занимаюсь в свободное время - после 6-8 вечера и до двух часов ночи. Обдумываю каждую черточку воссоздаваемого лика.

в: Что значит - работать над ликом?

о: Чтобы портрет живым получился. Тут надо разделять судебно-медицинскую, научную и антропологическую часть реконструирования и другой этап - работу над образом. Это занимает больше времени, чем собственно само восстановление.

в: У вас даже термин такой есть - "одушевление" портрета. И как же происходит "одушевление"?

о: Это нужно из себя половину крови выкачать и ввести ее в восстанавливаемый портрет. Я должен почувствовать череп - его глазницы, его контуры. Понять, например, как глаза приоткрыть. Могу две недели сидеть напротив и смотреть на этот облик, пока еще не оживленный. А потому вдруг понять, что и как надо сделать, чтобы человек "ожил". Скульпторам проще, они ваяют с натуры. А моя "натура" - череп с пустыми глазницами.

в: А какой портрет реконструировать сложнее - женский или мужской?

о: Думаю, что женский. Даже у нашего учителя Михаила Михайловича Герасимова портреты мужские получались гораздо лучше женских. Женская красота сложнее в воспроизведении, чем мужская огрубленность.

в: Судя по реконструированному облику Софьи Палеолог, заморская супруга великого князя Ивана III, еще в юности пережившая массу трагических событий, была очень сильной и волевой женщиной. Я не ошибаюсь, что на вашем скульптурном портрете у нее просматриваются усики?

о: Верно. И это не выдумка. Когда я начал исследовать череп Софьи Палеолог, то на внутренней стороне лобной кости обнаружил наросты - так называемый внутренний фронтальный гиперостоз. Иначе говоря, это показатель гормональных нарушений, проявляющихся, кстати, не только в "омужествлении" лица. С возрастом Софья Палеолог должна была заметно располнеть. Но я не стал изображать ее такой, смоделировал поближе к черепу. Просто удивительно, как эта маленькая женщина (ее рост около 160 см) с большими гормональными проблемами родила 12 детей.

в: Это правда, что в ближайшее время вы собираетесь "оживить" Наталью Кирилловну, мать Петра I?

о: Да. Многим, и мне в том числе, интересно будет увидеть, как она выглядела, понять, что Петр унаследовал от матери. Череп ее прекрасно сохранился. Реально реконструировать и портрет последней жены Ивана Грозного - Марии Нагой, и портрет первой его тещи (матери Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой). Я ее называю первой тещей на Руси. Она была постриженкой Вознесенского монастыря, ушла туда после смерти дочери. Это пожилая, за 70 лет, женщина, таких портретов в этом проекте я еще не делал.

в: Специалисты говорят, что в Русском музее вроде бы сохранились парсуны (так на Руси назывались ранние светские портреты) с изображениями Натальи Кирилловны. Не собираетесь на них взглянуть?

о: Вот закончу реконструкцию, и, если они действительно сохранились, сравним.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

Сергей Никитин - эксперт медико-криминалистического отделения Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Москвы. Главный специалист по антропологической реконструкции - восстановлению внешности человека по костным останкам. Закончил Московский мединститут им. Пирогова, антропологической реконструкцией начал заниматься с 1972 года в лаборатории Михаила Герасимова. Восстановил портреты иноков Киево-Печерского монастыря - летописца Нестора, богатыря Ильи Муромца, целителя Агапита - и первого игумена этого монастыря Варлаама. В 1990-х принимал участие в "царской" экспертизе - идентификации останков императора Николая II, членов его семьи и приближенных. С его помощью удалось определить останки Николая II, его дочери Анастасии. В рамках "кремлевского" проекта восстановил портреты Софьи Палеолог, Елены Глинской, Евдокии Донской, Ирины Годуновой, Марфы Собакиной и Маши Старицкой, дочери Владимира Андреевича Старицкого, племянницы Ивана Грозного, погибшей вместе с родителями в 1569 году (вся семья была отравлена по приказу Ивана Грозного). В 2000 году на международном конкурсе специалистов в области антропологической реконструкции в США выполнил контрольное восстановление портрета по черепу с лучшим результатом.

Какими были первые красавицы Руси

Изучая фольклор и древнюю литературу, можно сделать выводы о мужских вкусах прежних времен в отношении женщин. Эталон женской красоты на Руси менялся. В раннем Средневековье главными красавицами считались полные, сильные девушки с пышным бюстом, широкими бедрами - явный пережиток первобытной эстетики. Но уже в допетровской России образ отечественной красавицы стал другим. Предпочтительной стала уже не полная, но статная, непременно высокая, фигура, белое лицо с ярким румянцем и высокими "соболиными" бровями. Даже фасоны и детали женской одежды были подчинены к зрительному созданию величественного и статичного образа. Кстати, малоподвижность - важное достоинство россиянки прежней эпохи. Вертлявые хохотушки обществом не приветствовались.

Кремлевских мужчин восстанавливал Михаил Герасимов

Сергей Никитин - не первый, кому довелось восстанавливать портреты кремлевских небожителей. 43 года назад в Кремле работал Михаил Герасимов (1907-1970) - известный археолог, антрополог, скульптор, основоположник Российской школы антропологической реконструкции, создавший скульптурные портреты-реконструкции первобытных людей и ряда исторических личностей, в том числе Ярослава Мудрого и Тимура (Тамерлана).

В 1963-м Герасимов изучал захоронения в Архангельском соборе. Собор в то время переживал очередную реставрацию, работы шли ниже уровня пола и было принято решение о вскрытии и исследовании ряда останков. Герасимов сделал тогда три портрета, в том числе Ивана Грозного, первым доподлинно установив, как он выглядел (портреты хранятся сегодня в Музее истории Москвы). Правда, и уровень науки тогда был другой, и материалов о тех работах сохранилось мало - никакого сравнения с нынешним проектом изучения женского некрополя, когда используются все новейшие методы.

Закончил . Эксперт высшей квалификационной категории, главный специалист Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Москвы. Разработал методики сравнительного исследования фотоизображения лица и черепа, а также графического построения портрета по черепу с использованием компьютерных программ. 37 лет работает над усовершенствованием методик реконструирования как портрета, так и самого черепа; продолжает поиск зависимостей лица и его деталей от строения черепа.

В Бюро судебно-медицинской экспертизы работает с 1973 г. после окончания института, в котором проходил подготовку по судебной медицине на кафедре судебной медицины (в научном студенческом кружке, затем в субординатуре, в 1975 году закончил клиническую ординатуру).

В 1972-1975 гг. в лаборатории Михаила Герасимова начал заниматься антропологической реконструкцией (восстановлением головы по черепу). В 1973-1982 гг. работал в танатологических отделениях и в медико-криминалистическом отделении Бюро, с 1982 г. работает в медико-криминалистическом отделении, в 1976-1981 гг. был консультантом отдела реконструкции лица по черепу ЦНИКЛ МВД СССР. В этот период разработал методику, которая легла в основу комбинированного графического метода реконструкции, успешно применяемого по сей день.

По заданию Бюро СМЭ и НИИ СМ МЗ СССР выезжал в служебные командировки для экспертной оценки эксгумированных трупов. Принимал участие в научно-практических разработках с ВНИИ авиационной и космической медицины. В 1984-2006 гг. выполнял исследования для кафедры археологии МГУ, Жуковского ГК ВЛКСМ, научного отдела истории пещер Киево-Печерского ГИКЗ, Института мировой литературы, археологического отдела Московского Кремля, клуба Дмитрия Шпаро, Московской Патриархии, института археологии РАН, ассоциации «Военные мемориалы», Государственного архива РФ, подготовил 5 специалистов в области антропологической реконструкции.

В 1994 году произвел портретную экспертизу по факту обнаружения останков царской семьи, участвовал в работе правительственной комиссии. В январе 1995 года по поручению министра здравоохранения и медицинской промышленности РФ был командирован в Моздок для организации исследований останков неизвестных, погибших в начале вооруженного конфликта в Чеченской республике. Проводил экспертизы по фактам террористических актов в Москве и Беслане.

Выступал с докладом на 52-м съезде Американской академии судебных наук (США, г. Рено, февраль 2000). На международном конкурсе специалистов в области антропологической реконструкции в США (март 2000) выполнил контрольное восстановление портрета по черепу с лучшим результатом.

Светская живопись появилась на Руси только в конце XVII столетия — до этого она находилась под строгим церковным запретом. Вот почему мы не знаем, как выглядели знаменитые персонажи из нашего прошлого. Теперь благодаря работам специалистов Музея-заповедника «Московский Кремль» и экспертов-криминалистов у нас есть возможность увидеть облик трех легендарных женщин, великих княгинь: Евдокии Дмитриевны, Софьи Палеолог и Елены Глинской. И раскрыть тайны их жизни и смерти.

Рассказывает Татьяна Панова , доктор исторических наук.



"Идея проекта, о котором пойдет речь, возникла несколько лет назад, когда я участвовала в экспертизе человеческих останков, обнаруженных в подвале старого московского дома. В 1990-е такие находки быстро обрастали слухами о якобы происходивших здесь расстрелах сотрудниками НКВД в сталинские времена. Но погребения оказались частью разрушенного кладбища XVII— XVIII веков. Следователь был рад закрыть дело, а работавший со мной Сергей Никитин из Бюро судебно-медицинской экспертизы вдруг обнаружил, что у него с историком-археологом есть общий объект для исследований — останки исторических личностей. Так, в 1994 году началась работа в некрополе русских великих княгинь и цариц XV — начала XVIII века, сохраняющегося с 1930-х годов в подземной палате рядом с Архангельским собором Кремля.

Жестокосердная Софья



Первой «рассказала» о себе женщина XV столетия, прожившая долгую, по меркам того времени, жизнь, — Софья Палеолог , супруга великого князя Ивана III . Антропологи и эксперты-криминалисты помогли историкам узнать об этом человеке подробности, которых нет в письменных источниках. Теперь известно, что великая княгиня была небольшого роста — не более 160 см, болела остеохондрозом и имела серьезные гормональные нарушения, обусловившие мужеподобность облика и поведения. Смерть ее наступила по естественным причинам в возрасте 55—60 лет (разброс цифр обусловлен тем, что неизвестен точный год ее рождения). Но, пожалуй, самыми интересными оказались работы по воссозданию внешности Софьи, благо ее череп хорошо сохранился. Методику реконструкции скульптурного портрета человека давно и активно используют в судебно-розыскной практике, и точность ее результатов многократно доказана.
Мне посчастливилось видеть этапы воссоздания облика Софьи, еще не зная всех обстоятельств ее многотрудной судьбы. По мере того как проявлялись черты лица этой женщины, становилось ясно, насколько жизненные ситуации и болезни ожесточали характер великой княгини. Да иначе и быть не могло — борьба за собственное выживание и судьбу сына не могла не оставить следов. Софья добилась того, чтобы ее старший сын стал великим князем Василием III. Смерть законного наследника, Ивана Молодого, в возрасте 32 лет от подагры до сих пор вызывает сомнения в ее естественности. Кстати, здоровьем князя занимался итальянец Леон, приглашенный Софьей. Василий унаследовал от матери не только облик, который оказался запечатлен на одной из икон XVI века — уникальный случай (икону можно увидеть в экспозиции Государственного исторического музея), но и жесткий характер. Греческая кровь сказалась и в Иване IV Грозном — он очень похож на свою царственную бабушку средиземноморским типом лица. Это отчетливо видно, когда смотришь на скульптурный портрет его матери — великой княгини Елены Глинской.

Реконструкция внешности Елены Глинской высветила ее прибалтийский типаж. Братья Глинские — Михаил, Иван и Василий — перебрались в Москву в начале XVI века после неудавшегося заговора литовской знати. В 1526 году дочь Василия — Елена, которая, по тогдашним понятиям, уже засиделась в девках, стала женой великого князя Василия III Ивановича . Умерла она скоропостижно 27—28 лет от роду. Лицо княгини отличалось мягкими чертами. Она была довольно высокого для женщин того времени роста — около 165 см и гармонично сложена. Антрополог Денис Пежемский обнаружил в ее скелете весьма редкую аномалию: шесть поясничных позвонков вместо пяти.

Один из современников Ивана Грозного отмечал рыжину его волос. Теперь ясно, чью масть унаследовал царь: в захоронении сохранились остатки волос Елены Глинской — рыжего, как красная медь, цвета. Именно волосы помогли выяснить причину неожиданной смерти молодой женщины. Это крайне важная информация, ведь ранняя гибель Елены несомненно повлияла на последующие события русской истории, на формирование характера ее осиротевшего сына Ивана — будущего грозного царя.
Как известно, очищение человеческого организма от вредных веществ происходит через систему печень — почки, но много токсинов накапливается и сохраняется длительное время также в волосах. Поэтому в тех случаях, когда мягкие органы недоступны для исследования, эксперты делают спектральный анализ волос. Останки Елены Глинской анализировала эксперт-криминалист кандидат биологических наук Тамара Макаренко . Результаты получились ошеломляющими. В объектах исследования эксперт обнаружила концентрации солей ртути, в тысячу раз превышающие норму. Такие количества организм не мог накопить постепенно, значит, Елена сразу получила огромную дозу яда, что вызвало острое отравление и стало причиной ее скорой смерти. Позднее Макаренко повторила анализ, который убедил ее: ошибки нет, настолько яркой оказалась картина отравления. Молодую княгиню извели с помощью солей ртути, или сулемы, — одного из наиболее распространенных в ту эпоху минеральных ядов.
Так 400 с лишним лет спустя удалось узнать причину гибели великой княгини. И тем самым подтвердить слухи об отравлении Глинской, приведенные в записках некоторых иностранцев, посетивших Москву в XVI— XVII веках.

Просто «Евдокея»

Так лаконично был отмечен белокаменный саркофаг Евдокии Дмитриевны , жены Дмитрия Донского . До сих пор жизнь этой великой княгини остается за рамками научных публикаций, что объясняется скудостью упоминаний о ней в средневековых хрониках. Неизвестно, когда в семье нижегородского и суздальского князя Дмитрия Константиновича родилась девочка Евдокия. Не знаем мы и о ее детских годах, которые, впрочем, должны были закончиться ранним замужеством.

В 1366 году в Коломне состоялась свадьба Евдокии и юного московского князя Дмитрия Ивановича. В их семье родились 11 детей (первенец Василий появился в 1371-м, последний — Константин — в 1389-м). Угрозы военных набегов неоднократно заставляли великую княгиню покидать Москву. Так, в августе 1382 года, когда она только-только родила сына Андрея, к городу подходил хан Тохтамыш с огромным войском. Вместе с ним заодно выступили и родные братья Евдокии — Василий и Семен. Это из-за их предательства Тохтамышу удалось захватить и сжечь Москву. Дмитрий Донской тогда покинул город, чтобы собрать войско для отпора врагам, а великая княгиня с новорожденным сыном смогла вырваться из Кремля вместе с митрополитом Киприаном буквально перед приходом ордынцев. Горожане сперва не хотели выпускать из крепости жену отсутствующего великого князя, и, останься Евдокия в Москве, при захвате города она бы несомненно погибла.
Дмитрий Донской умер 19 мая 1389-го, не дожив до 40 лет. Он оставил завещание, в котором упоминается наследство великой княгини, в том числе стада животных и золото с серебром. Не забыл великий князь лишний раз поддержать авторитет своей жены в семье: «А вы, дети мои, слушайте своей матери во всем, из ее воли не выступайте ни в чем. А который сын мой будет не в ее воли, на том не будет моего благословенья». Годы после смерти мужа Евдокия посвятила заботам о подрастающих детях, строительству в Москве храмов, обустройству Вознесенского монастыря и некрополя в нем.
Умерла она 7 июня 1407 года. Вот, собственно, и все, что было о ней известно, до тех пор, пока шесть веков спустя ее останки не стали объектом изучения. Сохранность черепа жены Дмитрия Донского оказалась хорошей, что позволило воссоздать лицо Евдокии. Многолетний опыт, методики, проверенные на сотнях судебно-медицинских экспертиз, художественный талант эксперта-криминалиста Сергея Никитина вернули из прошлого облик княгини Евдокии, маленькой хрупкой женщины, отдельные эпизоды жизни которой чудом сохранились на страницах русских летописей. В чертах княгини видны мягкость и сосредоточенность, отсутствие презрения и величия, которые появляются на многих портретах императриц и других царственных особ XVIII—XIX веков.
Ученые выяснили, что женщина, перенесшая столько ударов судьбы, не отличалась особой статью, ростом она была около 155 см. На скелете Евдокии Дмитриевны не нашли следов прижизненных травм и серьезных заболеваний. Но нервных нагрузок она перенесла немало. Вдовые великие княгини часто в конце жизни постригались в монастырь — так же поступила и Евдокия. Состояние костного аппарата говорит о том, что она вряд ли перешагнула 55-летний рубеж, хотя по тем временам такой возраст был большим достижением. Удивило исследователей и то, что кости княгини не содержали обычного для многих останков этого некрополя повышенного количества свинца, ртути и мышьяка. В Средние века многие знатные женщины пользовались пудрой, притираниями и лекарствами на основе токсичных веществ. Десятилетиями их организмы накапливали яды, что не могло не сказаться на здоровье, однако к быстрой смерти, как в случае с Глинской, это не приводило — дозы поступали небольшие. Евдокия же, видимо, вела скромный образ жизни, в котором не было места дорогой и вредной косметике.

13 марта в Государственном Дарвиновском музее состоялась публичная лекция эксперта-криминалиста, главного специалиста Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы Сергея Алексеевича Никитина «Судебная медицина и история России. Реконструкция головы по черепу: дальнейшее развитие метода». Лекция прошла в рамках программы выставки «Вглядись в моё лицо» , посвященной 90-летию антрополога Галины Вячеславовны Лебединской .

Первые попытки воссоздать облик человека по его черепу начались еще во второй половине XIX века в Германии. Они были вызваны интересом к находкам останков людей каменного века и более ранних предков человека, которых к тому времени накопилось уже немало. В результате возникло желание увидеть, как выглядели наши предки. Один из первых опытов реконструкции принадлежит немецкому антропологу Герману Шаафхаузену (Hermann Schaaffhausen, 1816—1893), исследовавшему первые известные науке останки неандертальца. Следующие попытки осуществляли анатом и зоолог Юлиус Кольманн (Julius Kollmann, 1834—1918) и ряд других исследователей. Так как научный метод был еще не выработан, реконструкции оказывались во многом интуитивными. При попытках проверить точность реконструкции получалось, что два автора с одного черепа создавали непохожие портреты. Всё это несколько разочаровало ученых в перспективах такой реконструкции, поэтому на некоторое время работы прервались.

Разработка научного метода, позволяющего добиваться результатов, которые выдерживали бы проверку на точность, принадлежит Михаилу Михайловичу Герасимову (1907—1970). Ему удалось установить зависимости, связывающие строение костей черепа с расположенными поверх мягкими тканями. Для этого Михаил Герасимов провел масштабные исследования в моргах, определяя такие зависимости, а затем сделал контрольные опыты, восстанавливая облик по черепам и сопоставляя результат с фотографиями. Академик Борис Раушенбах, близко знакомый с Михаилом Герасимовым, в воспоминаниях о нем описывал, как для проверки метода Герасимова ему давали на реконструкцию, например, череп папуаса, привезенный в Россию Миклухо-Маклаем. Чей череп, конечно, не сообщалось, но получившийся скульптурный портрет обладал характерными папуасскими чертами.

Михаилу Герасимову принадлежат реконструкции внешнего облика целого ряда гоминид: австралопитека, гейдельбергского человека, неандельталеца. Он установил, как выглядели люди с палеолитических стоянок Сунгирь. Созданы им и портреты многих исторических деятелей: Ивана Грозного, Ярослава Мудрого, Тамерлана, Улугбека, Андрея Боголюбского.

Лаборатория пластической реконструкции, созданная Михаилом Герасимовым, работает и в наши дни. Ее сотрудниками было сделано . Также ученики Герасимова продолжили совершенствовать методику . Например, Галина Вячеславовна Лебединская в кандидатской диссертации создала метод реконструкции профиля носа - очень сложной для восстановления части головы. Чтобы выявить закономерности, связывающие строение лицевых костей и хрящей носа, она проанализировала тысячи рентгеновских снимков. Снимки были сделаны в мягких лучах, позволяющих зафиксировать не только кости, но и облик мягких тканей.

В целом метод реконструкции головы по черепу развивался в основном в сфере археологии, где позволял увидеть лица людей прошлых эпох, и палеонтологии, в которой он применялся для воссоздания облика гоминид. Хотя в целом ряде случаев к Михаилу Герасимову обращались за помощь следственные органы, полное признание этого метода в криминалистике пришло несколько позднее. В 1983 году реконструкция головы по черепу вошла в официальный перечень экспертиз, которые выполняют отечественные судебные эксперты. Следователи получили возможность назначать такую экспертизу.

Сергей Алексеевич Никитин, осваивавший метод реконструкции по черепу под руководством Галины Вячеславовны Лебединской, в области судебной медицины много лет. Надо сказать, что в криминалистике методика воссоздания лица постоянно проходит проверку на точность. Ведь созданный экспертом портрет предъявляется для опознания в числе нескольких других портретов людей того же пола и близкого возраста. И такие проверки реконструкции успешно проходят.

Но, работая в бюро судебно-медицинской экспертизы, Сергей Никитин не раз помогал не только криминалистам, но и историкам. Лишь о нескольких интересных случаях такой работы он успел рассказать в лекции.

Во второй половине 1980-х он работал в Киево-Печерской лавре, где выполнил реконструкцию облика нескольких святых XI - XII веков, которые покоятся в Ближних пещерах лавры. Среди них были святой Агапит, считающийся первым врачом в Киевской Руси, первый игумен лавры Варлаам (обнаружилось, что у него была прижизненная травма - рубец на черепе от удара мечом или топором). Восстанавливая облик летописца Нестора, Сергей Никитин по асимметрии в развитии костей определил, что Нестор был правшой, и выполнил помимо скульптурного портрета также и реконструкцию правой руки. Создал он и портрет Илии Печерского, известного как Илья Муромец. Судя по следам ранений, например, переломам ключиц, этот человек действительно участвовал в битвах.

Летчик В. Я. Косоруков. Реконструкция С. А. Никитина

Интересный случай был в 1986 году, когда Сергей Никитин сделал портрет по черепу летчика, погибшего в 1941 году под Москвой. Сбитый самолет упал в болото в окрестностях деревни Ильятино. Останки летчика поисковый отряд нашел лишь в 1985 году. Портрет, выполненный Никитиным, был показан по телевидению, и этого человека удалось опознать . Им оказался младший лейтенант Василий Яковлевич Косоруков. Сейчас погибший летчик похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Это был не единственный случай, когда Сергей Никитин работал над останками времен Второй мировой. Например, он содействовал японской организации, занятой поисками могил японских военнопленных, чтобы перезахоронить их на родине. Так как лагеря для военнопленных в Советском Союзе были смешенными, в них находились и немцы, и румыны, и венгры, и итальянцы, определить, где среди захоронений умерших в плену находятся японцы, не прибегая к антропологической реконструкции невозможно.

Довелось работать Сергею Никитину и с останками черепа Адольфа Гитлера, которые хранятся в Государственном архиве Российской Федерации. В данном случае целью было не воссоздание портрета, а идентификация хранящихся в архиве костей с фотографией, сделанной в 1946 году при обнаружении останков Гитлера. Идентичность подтвердилась. Во время этого исследования обнаружилось выходное пулевое отверстие на теменной кости Гитлера.

В начале 1990-х была, пожалуй, самая знаменитая реконструкция, выполненной Сергеем Никитиным. Он работал с обнаруженными под Екатеринбургом останками семьи Николая II. Сергей Никитин выполнил портреты Николая, Александры Федоровны, их дочерей Ольги, Татьяны, Анастасии, а также расстрелянных вместе с царской семьей врача Е. Боткина, горничной А. Демидовой и камердинера А. Труппа. На черепе Николая обнаружились следы давнего ранения, которое он получил в 1891 году, когда, еще будучи наследником престола, посещал Японию. Покушавшийся, японский полицейский, стоявший в оцеплении, сумел нанести по голове Николая два удара саблей. Точную локализацию ранений для сопоставления со следами на черепе, Сергей Никитин смог установить благодаря описаниям, сделанным врачами в 1891 году, а также благодаря хранящейся в Эрмитаже шляпе, которая была на Николае в момент покушения.

Софья Палеолог. Скульптурная реконструкция С. А. Никитина

Довелось Сергею Никитину работать и с останками великих княгинь, которые покоятся в Архангельском соборе Московского Кремля. Традиционно усыпальницей жен и дочерей московских князей служил другой кремлевский монастырь - Вознесенский. Но этот монастырь был взорван в 1929 году. Реставратор Николай Померанцев сумел тогда организовать перенос гробниц в подвальную палату Архангельского собора. В 1990хгоах в ходе реставрации гробницы были исследованы, и Сергей Никитин смог сделать портреты целого ряда женщин, оставивших след в русской истории. Это Софья Палеолог, Елена Глинская, жена Дмитрия Донского Евдокия, Ирина Годунова - сестра Бориса Годунова и жена царя Федора Иоанновича, третья жена Ивана Грозного Марфа Собакина, первая теща Ивана Грозного Ульяна Федоровна (в монашестве Анастасия), племянница Ивана Грозного Мария Старицкая, мать Дмитрия Шемяки Анастасия Звенигородская.

Случалось, что Сергей Никитин работал не в стенах лаборатории, а в условиях Крайнего Севера. Это случилось, например, когда в селе Усть-Оленёк была изучена могила путешественников Василия и Татьяны Прончищевых. Лейтенант Василий Прончищев на судне «Якутск» в 1735-1736 годах исследовал побережья моря Лаптевых. Он умер 29 августа, а через 14 дней умерла и путешествовавшая вместе с мужем Татьяна. Оставшиеся члены экипажа, который возглавил Семен Челюскин, похоронили супругов на берегу возле устья реки Оленёк.

Другой случай работы в Арктике произошел также в море Лаптевых, на острове Котельный. Там находится могила умершего в 1902 году Германа Вальтера , врача из экспедиции Эдуарда Толя, искавшей легендарную Землю Санникова. Из-за воздействия вечной мерзлоты могила разрушилась, поэтому было необходимо перезахоронить Германа Вальтера. Но в процессе перезахоронения была проделана идентификация черепа умершего с прижизненной фотографией Вальтера. Это первый случай такой идентификации в полевых условиях.

Еще один опыт идентификации связан с поисками могилы генерала Белой армии Владимира Каппеля. Он умер недалеко от Нижнеудинска, но из-за опасений, что могила Каппеля будет разрушена наступающими красными, его похоронили лишь в китайском Харбине, возле Иверской церкви . В 1950-х годах надгробие было разрушено, и могила затерялась. Найти ее удалось, благодаря сделанным в 1946 году фотографиям, а окончательно подтвердить личность погребенного смогли при помощи судебно-медицинской экспертизы. Сейчас Владимир Каппель похоронен в Москве, в Донском монастыре.

Рассказал Сергей Никитин и о ряде методов, разработанных им для совершенствования реконструкции облика по черепу. Это, например, определение степени выступания глазного яблока, позиции углов глаз, адаптация компьютерной программы для сравнительного исследования черепа и прижизненной фотографии. В результате работы этой программы исследование, которое ранее занимало около 10 часов, выполняется за 10 минут.