Соборное уложение 1649 года – свод законов Московской Руси, регулирующих самые разнообразные сферы жизни.

Причины создания Соборного уложения

Последний судебник, принятый до создания Соборного уложения, относился к 1550 году (Судебник Ивана Грозного). С тех пор прошел практически век, феодальная система государства несколько видоизменилась, были созданы многочисленные новые указы и уложения, которые зачастую не только делали предыдущие указы устаревшими, но также противоречили им.

Ситуация усложнялась также тем, что многочисленные нормативные документы были сильно разбросаны по ведомствам, отчего в законодательной системе государства был полнейший хаос. Были распространены ситуации, когда о новом акте знали только те, кто его принимал, а вся остальная страна жила по устаревшим нормам.

Для того, чтобы наконец упорядочить законотворчество и судебную систему, необходимо было создать совершенно новый документ, который бы отвечал требованиям времени. В 1648 году вспыхнул Соляной бунт, восставшие, среди прочего, требовали создание нового нормативного документа. Ситуация стала критической и откладывать было уже нельзя.

В 1648 году был созван Земский собор, который вплоть до 1649 года занимался созданием Соборного уложения.

Создание Соборного уложения

Созданием нового документа занималась специальная комиссия во главе с Н.И. Одоевским. Создание нового судебника происходило в несколько этапов:

  • Работа с многочисленными источниками законов и актов;
  • Совещание на тему содержания законодательных актов;
  • Редактирование царем и думой представленных черновиков новых законопроектов;
  • Совместное обсуждение тех или иных положений уложения;
  • Подписание всеми членами комиссии новой редакции законопроектов.

Такой тщательный подход к созданию документа был вызван тем, что члены комиссии хотели создать тщательно систематизированный и максимально полный и доступный судебник, исправив все недочеты в предыдущих документах.

Источники Соборного уложения

Основными источниками послужили:

  • Судебник 1550 года;
  • Указные книги, где фиксировались все вышедшие законопроекты и акты;
  • Челобитные царю;
  • Византийское право;
  • Литовский статут 1588 года использовался в качестве образца судебника.

Именно в Соборном уложении 1649 года наметилась тенденция к разделению норм права по отраслям, соответствующая современному законодательству.

Отрасли права в Соборном уложении

Новое уложение определяло статус государства и самого царя, содержало комплекс норм, регулирующих деятельность всех органов государственного управления, устанавливало порядок въезда и выезда из страны.

В уголовном праве появилась новая система классификации преступлений. Появились такие виды, как:

  • преступление против церкви;
  • преступление против государства;
  • преступление против порядка управления (самовольный выезд из страны);
  • преступления против благочиния (содержание притонов);
  • должностные преступления:
  • преступления против личности;
  • имущественные преступления;
  • преступления против нравственности.

Появились также и новые виды наказаний. Теперь преступник мог рассчитывать на смертную казнь, ссылку, тюремное заключение, конфискацию имущества, штраф или бесчестящее наказание.

Гражданское право также значительно расширилось благодаря росту товарно-денежных отношений. Появилось понятие физического лица и коллектива, возросла правоспособность женщин в вопросах совершения сделок, устная форма договора теперь заменялась письменной, положив начало современным сделкам купли-продажи.

Семейное право не сильно поменялось – все еще действовали принципы «Домостроя» - главенство мужа над женой и детьми.

Также в Соборном уложении был расписан порядок судопроизводства, уголовного и гражданского – появились новые виды доказательства (документы, крестное целование и т.д.), выделились новые процессуальные и розыскные мероприятия, направленные на доказательство виновности или невиновности.

Важным отличием от предыдущих судебников было то, что при необходимости, Соборное уложение 1649 года дополнялось и переписывалось при появлении новых актов.

Закрепощение крестьян

Однако наиболее заметное место в Соборном уложении занимают вопросы, касательно крепостного права. Уложение не только не дало крестьянам свободы, оно окончательно их закрепостило. Теперь крестьяне (включая их семьи и имущество) фактически становились собственностью феодала. Передавались по наследству, как мебель и не имели собственных прав. Изменились также правила касательно выхода из-под гнета – теперь крестьяне практически не имели возможности стать свободными (теперь беглый крестьянин не мог стать свободным спустя несколько лет, теперь сыск велся бессрочно).

Значение Соборного уложения

Соборное уложение 1649 года является памятника русского права. Оно наметило новые тенденции в развитии русского права, закрепило новые социальные черты и институты. Кроме того, уложение значительно продвинулось в плане систематизации и составления юридических документов, так как было сделано разграничение по отраслям.

Уложение действовало до 1832 года.

О БОГОХУЛЬНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯГЕЖНИКАХ

А в ней 9 статей

1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и Руской человек, возложить хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождщую Его пречистую Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, или на честный Крест, или на Святых Его угодников: и про то сыскивати всякими сыски накрепко.

Да будетсыщется про то допряма; и того богохульника обличив казнити,сжечь.

2. А будет какой безчинник, пришед в церковь Божию, во время святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургии, совершити не даст: и его изъимав и сыскав про него до пряма, что он так учинит, казнити смертию без всякия пощады.

3. А будет кто, забыв страх Божий, и презрев Царское повеление, учнет ему Государю, или Патриарху, или иным властем, в церкви Божий во время церковнаго пения, о каких своих делех бити челом: и того челобитчика за то вкинути в тюрьму, на сколько Государь укажет.

О ГОСУДАРСКОЙ ЧЕСГИ

И КАК ЕГО ГОСУДАРСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАГЬ

А в ней 22 статьи

1. Будет кто каким умышлением учнет мыслити на Государское здоровье злое дело, и про то его злое умышление кто известит, и по тому извету про то его злое умышление сыщется до пряма, что он на Царское Величество злое дело мыслил, и делать хотел: и такова по сыску казнити смертию.

3. А будет кто Царскаго Величества недругу город сдаст изменою, или кто Царскаго Величества в городы примет из иных государств зарубежных людей для измены же, а сыщется про то допряма: и таких изменников казнити смертию же.

4. А будет кто умышлением и изменою город зажжет, или дворы, и в то время, или после того зажигалыцик изъиман будет и сыщется про то его воровство допряма: и его самого сжечь без всякаго милосердия.

5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взяти на Государя.

6. А жены будет и дети таких изменников про тое их измену ведали: и их по тому же казнити смертию.

7. А будет которая жена про измену мужа своего, или дети про измену же отца своего не ведали, и сыщется про то допряма, что они тое измены не ведали: и их за то не казнити, и никакова наказания им не чинити; а на прожиток из вотчин и из поместей им, что Государь пожалует.

19. А будет кто сведав или у слыша на Царское Величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой зли умысел, а Государю и Его Государевым Боярам и ближним людем, и в городех Воеводам и приказным людем, про то не известит, а Государю про то будет ведомо, что он про такое дело ведал, а не известил, и сыщется про то допряма: и его за то казнити смертию без всякия пощады.

21. А кто учнет к Царскому Величеству, или на Его Государевых Бояр и Окольничих и Думных и длижних людей, и в городех и в полкех на Воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити, или побивати: и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнити смертию без всякия пощады.

О ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ, ЧТОБ НА ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ НИ ОТ КОГО НИКАКОГО БЕЗЧИНСТВА И БРАНИ НЕ БЫЛО А в ней 9 статей

1. Будет кто при Царском Величестве, в Его Государеве дворе, и в Его Государских палатах, не опасаючи чести Царскаго Величества, кого обезчестит словом; а тот кого он обезчестит, учнет на него Государю бити челом о управе, и сыщется про то допряма, что то, на кого он бьет челом, его обезчестил: и по сыску за честь Государева двора того, кто на Государеве дворе кого обезчестит, посадити в тюрьму на две недели, чтобы на то смотря иным неповадно было впредь так делати. А кого он обезчестит, и тому указати на нем безчестие.

2. А будет кто при Государе вымет на кого, какое ни буди, оружие, а не ранит, и не убиет: и того казнити, отсечь рука.

О ПОДПИЩИКЕХ, И КОТОРЫЕ ПЕЧАТИ ПОДДЕЛЫВАЮТ

А в ней 4 статьи

1. Будет кто грамоту от Государя напишет сам себе воровски, или в подлинной Государеве грамоте и в иных в каких приказных письмах что переправит своим вымыслом, мимо Государева указа и Боярского приговору, или Думных и приказных людей и подьяческия руки подпишет или сделает у себя печать такому, какова Государева печать: и такова за такия вины по сыску казнити смертию.

О ДЕНЕЖНЫХ МАСТЕРАХ, КОТОРЫЕ УЧНУТ ДЕЛАТИ

ВОРОВСКИЯ ДЕНЬГИ

А в ней 2 статьи

1. Которые денежные мастеры учнут делати медныя, или оловянныя, или укладныя деньги, или в денежное дело, в серебро учнут прибавляти медь, или олово, или свинец, и тем Государеве казне учнут чинить убыль: и тех денежных мастеров за такое дело казнити смертию, залити горло.

О ПРОЕЗЖИХ ГРАМОТАХ В ИНЫЯ ГОСУДАРСТВА А в ней 6 статей

1. А будет кому лучится ехати из Московского государства, для торгового промысла или инаго для какого своего дела в иное государство, которое государство с Московским

государством мирно: и тому на Москве бити челом Государю, а в городех Воеводам о проезжей грамоте, а без проезжей грамоты ему не ездити. А в городех Воеводам давати им проезжия грамоты без всякого задержания.

3. А будет кто поедет в которое государство без проезжие грамоты, и быв в ином государстве приедет в Московское государство, а иной кто учнет на нево извещати, что он едил без проезжие грамоты самовольством для измены, или для инаго какова дурна: и по тому извету про того, кто ездил в иное государство без Государевы проезжие грамоты, сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет про него в сыску скажут, что он впрям ездил в иное государство без проезжия грамоты для измены или для инаго какова лихого дела: и того по сыску за измену казнити смертию.

О СЛУЖБЕ ВСЯКИХ РАТНЫХ ЛЮДЕЙ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

А в ней 32 статьи

С Польским и с Литовским, и с Немецким, и с иными окрестными государствы у Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Русии, вечный мир и докончание.

8. А которые Государевы ратные всяких чинов люди будут наГосудареве службе в полкех, и Государева служба им по разбору служити мощно, а они не дождався отпуску с Государевы службы сбегут: и им за побег чинити указ, кто сбежит в первые, и его бити кнутом; а будет тот же сбежит в другие, и его бити кнутом же, да поместнаго окладу у него убавити пятьдесят четвертей, да денег с поместнаго его окладу со ста четвертей по рублю; а будет он сбежит в третие, и его бити кнутом же, да у него же отняти поместье и отдати в роздачу.

19. А будет которой служилой человек, будучи на Государеве службе, с бою сбежит к себе в дом, а Воеводы на него о том отпишут к Государю: и у таких за тот побег из поместных их и из денежных окладов убавити половина; да у них же из поместий их взяти из Государя половину же, да им же за то чинити наказание, бити кнутом нешадно.

29. А будет кто на службе у кого украдет лошадь, и ему за тое татьбу руку отсечь.

О ИСКУПЛЕНИИ ПЛЕННЫХ

А в ней 7 статей

3. А которые взяты будут в полон не на бою, и не в посылках: и тем давати на окуп со ста четвертей по пяти рублев.

4. За Московских стрельцов по сороку рублев.

6. За посадских людей по двадцати рублев за человека.

7. За пашенных крестьян и за боярских людей по пятнадцати рублев за человека.

О МЫТАХ И О ПЕРЕВОЗЕХ И О МОСТАХ

А в ней 20 статей

4. А будет которые Московских чинов всякиа люди, и городовые дворяне, и дети боярские, и иноземцы по мытом и по перевозом и по мостом учнут с собою привозити торговых всяких чинов людей с товары, а про то сыщатся: и тех людей бити кнутом, да на них же взяти мыт и мостовщику и перевоз втрое, и отдати мытовщиком и перевозщиком и мостовщиком.

Глава X О СУДЕ А в ней 287 статей

1. Суд Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Русии, судити Бояром и Окольничим и Думным людем и Дьяком, и всяким приказным людем, и Судьям и всякая росправа делати всем людем Московского Государства, от большаго и до

меныпаго чину вправду. Также с приезжих иноземцев, и всяких прибылых людей, которые в Московском государстве будут, тем же судом судити и расправа делати по Государеву указу вправду, а своим вымыслом в судных делех по дружбе и по недружбе ничего не прибавляти, ни убавляти, и ни в чем другу не дружити, а недругу не мстити, и никому ни в чем ни для чего не норовити, делати всякия Государевы дела, не стыдяся лица сильных и избавляти обидящаго от руки неправеднаго.

2. А спорныя дела, которых в приказех зачем вершити будет не мощно, взносити из приказов в доклад к Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Русии, и к Его Государевым Бояром и Окольничим и Думным людем. А Бояром

и Окольничим и Думным людем сидети в палате, и по Государеву указу Государевы всякия дела делати всем вместе.

3. А будет которой судья истцу будет недруг, а ответчику друг или свой, и о том истец учнет бити челом Государю до суда, что ему перед тем судьею искати не мощно; также будет и ответчик до суда же учнет бити челом, что истцу его судья друг или свой и отвечать ему перед тем судьею не мощно: и тех истца и ответчика тому судье, на кого будет такое челобитие, не судити, а судити их иному судье, кому Государь укажет.

24. А будет которой судья не учнет ездить в приказ своим упрямством, не хотя в том приказе быть, кроме отеческих дел, и не для болезни, и не для инаго какова нужнаго недосугу, и не будет его в приказе многие дни: и тому судье за его вину учинить наказание, что Государь укажет, и велеть ему быть у Государева дела, и всякия судныя дела вершить безволокитно, чтобы за судьею и за всяким приказным человеком ни в котором приказе ни каким людем лишния волокиты и проести не было.

164. А которые люди в обыскех учнут говорите, что они про то дело, про которое будет обыск, ничего не ведают, а иные люди их в том уличат, что они про то дело ведают, и сыщется про то допряма: и на тех людех за ложныя их речи по тому же правити на Государя пеня, и наказание им чинити против того же, как о том писано выше сего

167. А посылати повальным обыском сыскивати по таким делам, в которых делех у истца с ответчиком не будет ближних обчих ссылок. А будет истец с ответчиком на суде пошлются оба на обчую правду, хотя на одного человека: и по обчей ссылке дело и вершити. А сверх тоя обчия ссылки повальным обыском сыскивати не посылати, чтобы от того истцу и ответчику лишния проести и волокиты не было.

200. А будет тот, к кому они таким умышлением приедут, бороняся от себя, и дом свой обороняя, кого из них убьет до смерти, и привезет тех побитых к судьям, и сыщется про то допряма, что он то убийство учинил по неволе, от себя бороняся: и ему того в вину не ставить; а кого он убьет, и ему то убойство учинится от себя, не приезжай на чужой дом насильством.

201. А будет кто сам кого задерет, и учинится меж ими бой, и на том бою того, кто наперед задерет, кто ранит, и он на того, кто его ранит, учнет бити челом в увечье; а тот, на кого

он учнет бити челом, в том не запрется, и скажет, что он его ранил, от себя бороняся; а сыщется про то допряма, что тот бой почался от того челобитчика от самаго: и ответчика в том бою не винити, и за увечье на нем раненому ничего не указывати, по тому, что тот раненой сам неправ.

208. А будет кто помещик, или вотчинник, или люди их и крестьяне загонят к себе из своего хлеба, или с некошенных лугов чьи лошади, или иную какую животину: и ему про то явя сторонним людем, послати к тому, чья та животина, чтобы он, пришед с сторонними людьми, досмотрел потравленнего его хлеба, или лугов. Да будет тот человек, чья та животина, пришед к нему с сторонними людьми потравленнаго его хлеба, или лугов досмотрит, и тот его потравленной хлеб, или траву ему заплатит: и ему ту животину, которую он из того своего хлеба, или с лугов загонит, отдать тому, чья та животина все в целе. А будет тот, чья та

животина, на досмотр потравленнаго хлеба или лугов не пойдет: и ему животину его держати у себя, а на него в потравленном хлебе и в лугах бити челом Государю, и искать судом. Да будет с суда про то сыщется допряма, что его хлеб, или луги потравлены тою животиною, которую животину он к себе загнал: и на том чья та животина, велеть ему тот

потравленной его хлеб и луги, сметя по сыску, доправити сполна: да ему же велеть на том, чья та животина, доправити той животины прокорм сметя же, да на том же виноватом велеть за его насильство доправити с суднаго дела Государевы пошлины вдвое.

А будет кто чужую животину загнав к себе на двор из своего хлеба, или с лугов учнет держати в запоре, и держав в запоре голодом уморит, и в том будут на него челобитчики и с суда про то сыщется допряма: и за ту животину, которую он уморит, велеть на нем доправить цену, по указной цене, и отдать истцу. А будет у истца ту лошадь, или иную какую животину наперед того кто торговал, и давал денег больше того, а сыщется про то допряма же: и ему за ту умершую лошадь, или за иную животину велеть на том, кто ея уморит, доправить ту цену, что купцы давали.

224. А будет кто учнет на нивах своих жечь солому, или на лугах траву, и в то время огонь разгорится, и пожжет чужие нивы или огороды, и в том на него будут челобитчики: и про то сыскати. Да будет по сыску объявится, что он учинил то хитростию, пустил огонь по ветру, и чужия нивы или огорода не отнял своею леностию, а отняти было мощно: и на нем истцам убытки их велеть доправити по сыску.

226. А будет у кого загорится двор ненарочным делом, и от того иных людей дворы погорят: и на том, чей двор наперед загорится, никому ничего не правити по тому, что дому его запаление учинилося не по его умышлению.

228. А будет кто некия ради вражды, или разграбления зажжет у кого двор, и после того он будетизыман, и сыщется про него допряма, что пожар он учинил нарочным делом: и такова зажигалыцика казнити, сжечь.

272. А будет кто мастеровой человек возьмет у кого узорочные товары: камень алмаз, или яхонт, или изумруд, или лал, или иной какой камень для олмаженья, или гранити, или печати резати и небрежнием тот камень разломит, или какую нибудь поруху учинит, и в том на него будут челобитчики: и на нем за тот камень взяти цену, чем сторонние люди оценят.

273. А будет кто у кого возьмет к которому нибудь времени на ссуду платье, или платье же возмет делати портной мастер, и то платье мышми истравит, или ем испортит, и в том на него будут челобитчики: и за то изъеденое платье истцом взяти на них цену, а платье им отдати.

280. А будет кто с кем побраняся, назовет кого выблядком, и тот, кого он назовет выблядком, учнет на него Государю бити челом о безчестье, и с суда сыщется про того челобитчика допряма, что он не выблядок: и ему на том, кто его назовет выблядком, велеть по сыску доправить безчестие вдвое безовсякия пощады. А будет про того челобитчика в сыску скажут, что он прямой выблядок, прижит он у наложницы до законныя жены, или и при законной жене, или после законной жены: и таким выблядком в безчестьях отказывати, и к законным детем того, кто его у наложницы приживет, не причитати, и поместей и вотчин того, кто его беззаконно прижил, ему не давать. А будет тот, кто того выблядка у наложницы прижил, на той наложнице и женится: и ему того выблядка в законные дети не причитати же, и поместей его и вотчин тому его выблядку не давать по тому, что он того выблядка прижил у наложницы своей беззаконно до женитьбы.

282. А будет кто у кого собаку убьет нарочным делом: и на нем по сыску велети за ту собаку доправя указную цену, отдать истцу.

283. А будет кто собаку убьет ручным боем не из ружья, бороняся от себя: и ему за ту собаку цены не платить, и в вину ему того не ставить.

СУД О КРЕСТЬЯНЕХ

А в ней 34 статьи

Которые Государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из Государевых дворцовых сел и из черных волостей, живут Патриархом, или за Митрополиты, и за Архиепископы, и за Епископом, или за монастыри, или за Бояры, или за

Окольничим, и за Думными, и за комнатными людьми и за стряпчими и за дворяны Московскими, и за Дьяки, и за Жильцы, и за городовыми Дворяны, и детьми Боярскими и за иноземцы и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которыя книги писцы подали в Поместной и в иные приказы после Московского пожару прошлаго 134 году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за Государем, и тех Государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая, свозити в Государевы дворцовыя села и в черныя волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам, с женами и с детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

2. Также будет кто вотчинники и помещики учнут Государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в Государевых дворцовых селех, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в козаках, или в пушкарях, или в иных каких-нибудь служилых людех в замосковных и в Украйних городех, или за Патриархом, или за Митрополиты, и за Архиепископы и Епископы, или за монастыри, или за Бояры, и за Окольничими, и за Думными, и за комнатными людьми, и за Стольники, и за стряпчими и за дворяны Московскими, и за Дьяки, и за Жильцы, и за городовыми Дворяны, и детьми Боярскими и за иноземцы и за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после Московскаго пожару прошлаго 134 го да, будет те их беглые крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети по новым дачам написаны за кем в отдельных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей на бегов по писцовым книгам всяких чинов людем, без урочных лет.

9. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых 154 и 155 годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, сбежали, или впредь учнут бегать: и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат с женами и с детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюдь никому чужих крестьян не приимать, и за собою не держать.

33. А от которых всяких чинов от помещиков и от вотчинников ис порубежных городов бегают за рубеж люди их и крестьне, а быв за рубежем, пришед из за рубежа, у старых своих помещиков и вотчинников жити не похотят, учнут просити воли: и тех беглых людей крестьян роспрашивая отдавать старым их помещиком и вотчинником, из за кого они бегали, а воли им не давать.

О СУДЕ ПАТРИАРШИХ, ПРИКАЗНЫХ И ДВОРОВЫХ

ВСЯКИХ ЛЮДЕЙ И КРЕСТЬЯН

А в ней 3 статьи

О МОНАСТЫРСКОМ ПРИКАЗЕ

А в ней 7 статей

1. На Митрополитов, и на Архиепископов, и Епископов и на их приказных, и на дворовых людей, и на детей Боярских и на их крестьян, и на монастыри, на Архимандритов, и Игуменов, и на Строителей, и Келарей, и на Казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских

слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковный причет, во всяких делех, по нынешнее Государево уложение, суд давай ъ Приказе болыпаго дворца.

А ныне Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Русии, по челобитью Стольников, и Стряпчих, и дворян Московских, и городовых дворян, и детей Боярских, и гостей, и гостиныя и суконныя и иных разных сотен и слобод и городовых торговых и

посадских людей, указал монастырскому приказу быть особо, и на Митрополитов, и на Архиепископов, и Епископов, и на их приказных и на дворовых людей, и на детей Боярских и на их крестьян, и на монастыри, на Архимандритов, и Игуменов, и на Строителей, и Келарей, и на Казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковный причет, во всяких истцовых искех суд давати в монастырском приказе.

О КРЕСТНОМ ЦЕЛОВАНИИ

А в ней 10 статей

1. Которым Московскаго государства всяких чинов Руским людем доведется по судным делам изо всех приказов крест целовать: и им или за них людем их крест целовать в розных исках трожды. А возрастом бы те люди были, кому целовать крест, в двадцать лет, а меньше двадцати лет не целовать и ко кресту таких не припускать. А у кого таких людей не будет, и им за себя целовать крест самим.

О ВЕРШЕНЫХ ДЕЛАХ

А в ней 5 статей

4. А который судныя всякия дела всяких чинов людей во всех Приказех по Государеву указу и по Боярским приговором вершены до нынешняго уложения: и тех судных дел впредь не всчинять, и быти тем делам по тому, как те дела вершены прежде сего.

О ПОМЕСТНЫХ ЗЕМЛЯХ

А в ней 69 статей

В Московском уезде быти поместьям:

1. За Бояры, по двести четвертей за человеком.За Окольничими за Думными дьяки, по сту по пятидесят четвертей за человеком.За Стольники, и за Стряпчими, и за Дворяны московскими и за дьяки, и Московских стрельцов за Головами, и за степенными, и за путными ключники, по сту четвертей за человеком.

За дворяны из городов, которые служат по выбору, по семидесять четвертей за человеком.

За жильцы и за стремянными конюхи и за сотники Московских стрельцов, по пятидесять четвертей за человеком. .

За дворовыми людьми, за стряпчими, и за сытники и Царицына чину, за детей Боярскими, с поместных их окладов со ста четвертей по десяти четвертей.

2. А которые помещики всяких чинов похотят межь себя поместьи своими менятися: и им в росписке тех своих меновых поместей бити челом Государю, и челобитныя о том подавати в

Поместном Приказе, за руками.

О ВОТЧИНАХ

А в ней 55 статей

1. В прошлом во 136-м году блаженныя памяти Великий Государь Царь и Великий Князь Михаиле Федорович всея Русии, и Отец Его Государев, блаженныя же памяти Великий Государь, Святейший филарет Никитич, Патриарх Московский и всея Русии указали

о родовых и выслуженных вотчинах по правилам Святых Апостол и Святых Отец: кого не станет, да после его останется жена бездетна, да после того же останутся боатья родные и двоюродные и род: и те вотчины давать в род того умершаго, кого не станет, братьям родньм и двоюродным и в род, кто кому ближе. А женам тех умерших, которые останутся бездетны, давать им из животов их четверть да приданое. А до родовых и до выслуженных вотчин им

дела нет, опричь купленных вотчин. А которые вотчинники померли, а вотчины их после их по духовным и по данным их, даны их племянницам и внучатам, и правнучатам девкам: и тем вотчинам быть за ними по родству.

6. А которая купленная вотчина, после умершаго, дана будет жене его, опричь детей: и она в той вотчине вольна; а иному никому до той вотчины дела нет.

9. А продавать поместныя земли в вотчину по Государеву имянному указу, кого Государь пожалует, а без Государева имянного указу помещиком поместных их земель в вотчину никому не продавать.

Глава XVIII

О ПЕЧАТНЫХ ПОШЛИНАХ.

А в ней 71 статья

1. Кому дано будет Государево жалованье, поместье вновь: и с тех людей имати печатных пошлин с дачь, с четверти пашни по полутретье деньге.

4. А будет кого Дворянина, или сына Боярского убьют на Государеве службе, а поместья его даны будут жене его и детем: и с тех имати пошлины с челобитья, а не с четвертей.

О ПОСАДСКИХ ЛЮДЕХ

А в ней 40 статей

7. А которые Патриарши, и властелинские, и монастырские, и Боярских, и Окольничих, и Думных и всяких чинов людей слободы устроены в городех на Государевых посадских землях, или на белых местех, на купленных и не на купленных, или на животинных выпусках без Государева указу: и те слободы, со всеми людьми и с землями, по роспросу, взяти в посад без лет и безповоротно, за то, не строй на Государеве земле слобод, и не покупай посадской земли.

21. А которые посадские люди давали дочерей своих девок за вольных за всяких людей и тех вольных людей по женам их в черные слободы не имати.

СУД О ХОЛОПЕХ

А в ней 119 статей

1. Которые дети Боярские наверстаны, и у разбору и в служилых списках и ни в какой Государеве службе нигде не объявился, и поместных и вотчинных дачь за ними нет, а ныне они по кабалам в Боярских дворех, а бити челом они в Боярские дворы в прошлых годех, до нынешняго Государева указу: и тем детем Боярским неверстанным и впредь быти в Боярских дворех по прежнему.

2. А впередь детей Боярских верстаных и неверстанных никому в холопи не примати, и в Холопье приказе на них, без Государева имянного указу, кабал не давати.

32. А будет положат на одного холопа две полныя, или две докладныя, и которая будет крепость старее, и того холопа по сыску тому и отдати.

35. А которой холоп изменит, побежит в иное господарство, а после того выдет он из того господарства в Московское государство собою: и он старому Боярину холоп по старому холопству по тому, что он в иной земле был в бегах, а не полоном взят.

80. А кто учнет у себя в дому делати беззаконие с рабою с женкою, или с девкою, и приживет с нею детей, и в том на него та раба учнет Государю бити челом: и таких женок и девок, и на кого учнут Государю бити челом, отсылати на Москве на Патриарш двор

к Патриаршим приказным людем, а в городех к Митрополичьим и к Архиепископлим приказным же людем, и велети при них сыскивати святительским судом, и указ им чинити по правилом Святых Апостол и Святых Отец, и по допросу обоих их отцов духовных.

92. А кому беглой человек из приказу отдан будет в холопство по прежнему: и тому, кому тот беглой человек будет отдан, приказать накрепко, чтоб он того своего беглаго человека до смерти не убил, и не изувечил, и голодом не уморил.

О РАЗБОЙНЫХ И О ТАТИНЫХ ДЕЛЕХ

А в ней 104 статьи

1. Которые разбойники розбивают, и людей побивают, и тати крадут в Московском уезде и в городех, на посадех и в уездех: и такия разбойныя и убийственныя и татиныя дела ведать в Разбойном приказе.

2. А которые воры крадут, и убийственныя всякия дела чинят на Москве: и то ведать на Земском дворе, а в Разбойном приказе тех дел ни чем не ведати.

3. А ведати в городех розбойныя и убийственныя и татныя дела Губным старостам и целовальником по наказом из Разбойного приказу, а Воеводам в городех таких дел ничем не ведать. А где Губных старост нет, и в тех городех губныя дела ведать Воеводам и приказным людем.

8. А которые люди приведут в губу татя или разбойника, а те разбойники или тати уйдут на тех людей, и на их дворовых людей и на крестьян, которые их в губу приведут, говорити разбой, или татьбу, или иное какое воровство: и тому не верити, для того, чтобы всяким людем безстрашно было воров имая в губу приводить.

9. А приведут татя, а доведут на него одну татьбу: и того татя пытать и в иных татьбах и в убийстве, да будет с пытки в иных татьбах и в убийстве не повинится, а скажет, что он крал впервые, а убийства не учинил: и того татя за первую татьбу бити кнутом и отрезать ему левое ухо, и посадить его в тюрьму на два года, а животы его отдати истцом в выть, и на тюрьмы выимая его посылать в кандалах работать на всякия изделья, где Государь укажет. А как он два года в тюрьме отсидит, и его послать в Украйнные городы, где Государь укажет, и велеть ему в Украйнных городех быти, в какой чин он пригодится, и дать ему письмо

за Дьячею приписью, что он за свое воровство в тюрьме урочные годы отсидел, и из тюрьмы выпущен.

12. А приведут татя, а доведут на него татьбы три, или четыре или болыпи: и того татя пытав казнити смертью, хотя он и убийства не учинил, а животы его отдать истцом в выть.

13. А будет тать учинит и на первой татьбе убийство: и его казнить смертью.

14 А церковных татей казнить смертью же безо всякаго милосердия, а животы их отдавати в церковныя татьбы.

17. А будет розбойника поймают на разбое в другие: и его по тому же пытати и в иных розбоях. Да будет он повинится только в двух розбоях, а убийства хотя и не учинил: и его за другой розбой казнити смертию, а животы его отдать в выть истцом.

18. А которые розбойники говорят на себя в роспросе и с пыток, что они были на одном розбое да на том же розбое учинили убийство, или пожгли дворы, или хлеб: и тех розбойников за первый разбой казнити смертью.

УКАЗ, ЗА КАКИЯ ВИНЫ КОМУ ЧИНИТИ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ, И ЗА КАКИЯ ВИНЫ СМЕРТИЮ НЕ КАЗНИТИ, А ЧИНИТИ НАКАЗАНИЕ А в ней 26 статей

1. Будет который сын или дочь учинит отцу своему, или матери смертное убийство: и их за отеческое, или за матерне убийство, казнити смертию же безо всякия пощады.

3. А будет отец, или мать сына, или дочь убиет до смерти: и их за то посадити в тюрьму на год, а отсидев в тюрьме год, приходитя им к церкви Божий, и у церкви Божий объявляти тот свой грех всем люд ем вслух, а смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити.

7. А будет кто убьет до смерти брата, или сестру сам, или по его велению, кто иной их убьет, а сыщется про то допряма: и их за то самих всех казнити смертию же.

9. А будет чей человек того, кому он служит, убьет до смерти: и его самого казнити смертию же безо всякия же пощады.

10. А будет кто не бояся Бога, и не опасался Государския опалы и казни, учинит над кем нибудь мучительское наругательство, отсечет руку, или ногу, или нос, или ухо, или губы

обрежет, или глаза выколет, а сыщется про то допряма: и за такое его наругательство самому ему то же учинити; да на нем же взяти из вотчин его и из животов тому, над кем он такое наругательство учинит, будет отсечет руку, и за руку пятьдесят рублев, а будет отсечет ногу, и за ногу пятьдесят же рублев; а за нос, и за ухо, и за губы, и за глаз, по тому же за всякую, по пятидесяти рублев.

13. А которые воры чинят в людех смуту, и затевают на многих людей своим воровским умышлением затейныя дела: и таких воров за такое их воровство казнити смертию.

14. А будет жена учинит мужу своему смертное убийство, или окормит его отравою, а сыщется про то допряма: и ее за то казнити, живу окопати в землю и казнити ее такою казнию безовсякия пощады, хотя будет убитого дети, или иные кто ближние роду его, того не похотят, что ее казнити, и ей отнюдь не дати милости, и держати ее в земле до тех мест, покамест она умрет.

15. А которая женка приговорена будет к смертной казни, а в те поры она будет беременна: и тоя женки, покамест она родит, смертию не казнити, а казнити ее в те поры, как она родит, а до тех мест держати ее в тюрьме: или за крепкими приставы, чтобы она не ушла.

16. А будет кто умысля воровски, придет в чей дом, и похочет того дому над госпожею какое дурно учинити, или ея из того дому похочет куды увести, а люди ее от такова вора не оборонят, и учнут помочь чинити тем людем, что по нее приедет, а после того про такое их дело сыщется: и тех воров, кто таким умыслом в чужой дом приедет, и которые люди им на такое воровство учинят помоч, всех казнити смертию.

19. А будет кто над кем учинит смертное убийство, по чьему научению, а сыщется про то допряма: и того, кто на смертное убийство научал, и кто убил, обоих казнити смертию же.

21. А будет чей человек убьет кого нибудь до смерти, или ранит, обороняя того, кому он служит: и тому человеку того в вину не ставить, а спрашивать того убийства на том, кому он служит.

23. А будет кто кого отравит зельем, и от тоя отравы тот, кого отравят умрет: итого, кто такое злое дело учинит, пытати накрепко, наперед того он над кем такова дела не делывал ли,

и пытав его, казнити смертию.

24. А будет кого бусурман какими нибудь мерами, насильством или обманом Руского человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма: и того бусурмана по сыску казнить, сжечь огнем без всякаго милосердия. А кого он Руского человека обусурманит: и того Руского человека отослать к Патриарху, или иной власти, и велеть ему учинити указ по правилом Святых Апостол и Святых Отец.

25. А будет кто мужескаго полу, или женскаго, забыв страх Божий и Христианский закон, учнут делати свады женками и девками на блудное дело, а сыщется про то допряма: и им за такое беззаконное и скверное дело учинити жестокое наказание, бити кнутом.

26. А будет которая жена учнет жити блудно и скверно, и в блуде приживет с кем детей и тех детей сама, или иной кто по ея веленью погубит, а сыщется про то допряма: и таких беззаконных жен, и кто по ее велению детей ея погубит, казнити смертию безо всякия пощады, чтобы на то смотря, иныя такова беззаконного и сквернаго дела не делали, и от блуда унялися.

Глава XXIII О СТРЕЛЬЦАХ А в ней 3 статьи

1. Стрельцов во всяких делех, оприч разбою и татьбы с поличным, судити и управа меж ими чинити в Стрелецком приказе. А посему у стрельцов с их исков по судным делам пошлин имати, и то писано выше сего.

УКАЗ О АТАМАНЕХ И О КАЗАКЕХ

А в ней 2 статьи

1.А на ком учнут искати, или кому отвечати Атаманы и казаки: и им в судных и во всяких управных делах чинити указ, и по крепостям и по сыску, до чего доведется. А Государевых пошлин на виноватом не имать с двунатцати рублев, а что будет иск сверх двунатцати рублев, и с того иску Государевы пошлины с Атаманов и с казаков имати по указу. А за бесчестья Атаманом и казаком, кто их чем обезчестит, правити их денежных окладов, а которым идет корм, и тем за бесчестья правити по пяти рублев.

УКАЗ О КОРЧМАХ

А в нем 21 статья

1. У кого корчму вымут впервые, или кто на продажу вино курит: и на тех вперые заповеди правити по пяти рублев, а на питухах по полуполтине на человека. А у кого корму вдругоряд вымут: и на тех людех заповеди правити вдвое, по десять рублев, а на питухах по полтине на человеке, да тех же людей, у кого корму вымут вдругоряд, бити кнутом по торгом, а питухов бити батоги.

2. А будет у кого корчемное продажное питье и питухов вымут втретие: и на тех заповеди имати по двадцати рублев на человеке, а на питухах по рублю на человеке, да их же бити кнутом, да продавцов же сажати в тюрьму, до Государева указу.

8. А которым людем пития у себя безъявочно держати не велено, а они у себя питие держати учнут, не явя, и то неявочное питие у них вымут: и на тех людех имати заповеди по пяти рублев на человеке, а питие имати на Государя.

16. А которые стрельцы и гулящие и всякие люди с табаком будут в приводе двожды, или трожды: и тех людей пытать и не одинова, и бити кнутом на козле, или по торгам; а за многие приводы у таких людей пороти ноздри и носы резати, а после пыток и наказанья ссылати в дальние городы, где Государь укажет, чтоб на то смотря иным так не повадно было делать.

17. А которых корчемников и табатчиков поймают объезжие Головы, и дети Боярские или у кого во дворех вымут вино, или табак, и те люди, где вымут, объезжим Головам и детем Боярским датут откуп рублев пять, или десять, или двадцать, или тридцать, или болыпи того, чтоб их с Корчемным и с неявленным питьем и с табаком в Новую Четверть не водили; и те объезжие Головы, и дети Боярские, взяв у них откуп, приведут их в Новую Четверть, и откупы объявят: и у них того откупу не имать.

18. А которые объезжие Головы, и дети Боярские, взяв откуп, корчемника или табатчика отпустят, а в Новую Четверть их не приведут, а про то будет в Новой Четверти ведомо, и сыщется про то допряма: и тех Голов и детей Боярских пытати и наказанье чинить, бити кнутом, и в приказе им впредь не быть.

19. А которые всякие люди корчемников и табатчиков, и питухов у Голов, и у детей Боярских уйдут отбивать: и тем отбойщиком, по роспросу и по сыску, чинить наказание,

бить кнутом на козле по торгам; а иных бить батоги, чтоб, на то смотря, иным не повадно было так делать.

20. Да и в городех корчемником и табатчиком чинити тот же указ, как писано выше сего. Совершена сия книга повелением Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича, всея Русии Самодержца, в третье лето Богом хранимьы Его державы, и при сыне Его Государеве, Благоверном Царевиче и Великом Князе Дмитрие Алексеевиче, в первое лето рождения его, лета 7157 - го Генваря в 29 день.

Шпаргалка по истории государства и права России Дудкина Людмила Владимировна

32. Общая характеристика соборного уложения 1649 г

16 июля 1648 г. царь и Дума вместе с собором духовенства решили согласовать между собой и свести в один кодекс все источники действовавшего права и дополнить их новыми постановлениями. Проект кодекса составляла комиссия из бояр: князя Одоевского , князя Семена Прозоровского , окольничего князя Волконского и дъякова Гаврилы Леонтьева и Федора Грибоедова . В это же время решено было собрать для рассмотрения и утверждения этого проекта Земской собор к 1 сентября. В конечном итоге обсуждение Уложения закончено в 1649 г. Подлинный свиток Уложения, отысканный по приказу Екатерины II Миллером, в настоящее время хранится в Москве. Уложение является первым из русских законов, напечатанных тотчас же по его утверждению. В 1-й раз Уложение печаталось 7 апреля-20 мая 1649 г. Затем в том же, 1649 г. (26 августа-21 декабря). Когда было сделано третье издание при Алексее Михайловиче, до сих пор неизвестно. С тех пор печатание законов входит необходимым условием в состав публикации законов.

Значение Соборного Уложения 1649 г. велико, поскольку данный акт является не только сводом законов, но и реформой, давшей чрезвычайно добросовестный ответ на нужды и запросы того времени.

Соборное Уложение 1649 г. является одним из важнейших правовых актов, принятых на совместном заседании Боярской думы, Освященного Собора и выборных от населения. Данный источник законодательства представляет собой свиток длиной 230 м, состоящей из 25 глав, разделенных на 959 рукописных столбцов, напечатанный весной 1649 г. огромным для своего времени тиражом – 2400 экземпляров.

Условно все главы можно объединить в 5 групп (или разделов), соответствующих главным отраслям права: гл. 1–9 содержат государственное право; гл. 10–15 – устав судопроизводства и судоустройства; гл. 16–20 – вещное право; гл. 21–22 – уголовное Уложение; гл. 22–25 – добавочные статьи о стрельцах, о казаках, о корчмах.

Источниками при составлении Уложения были :

1) «Правила святых Апостолов» и «Правила святых Отцов»;

2) византийское законодательство (насколько оно было известно на Руси по кормчим и другим церковно-гражданским юридическим сборникам);

3) старые судебники и уставы прежних государей российских;

4) Стоглав;

5) узаконения царя Михаила Федоровича;

6) боярские приговоры;

7) Литовский статут 1588 г.

Соборное Уложение 1649 г. впервые определяет статус главы государства – самодержавного и наследного царя. Прикрепление крестьян к земле, посадская реформа, которая изменила положение «белых слобод», перемена статуса вотчины и поместья в новых условиях, регламентация работы органов местного самоуправления, режим въезда и выезда – составили основу административно-полицейских преобразований.

Помимо понятия «лихое дело» в значении «преступление», Соборное Уложение 1649 г. вводит такие понятия, как «воровство» (соответственно, преступник назывался «вором»), «вина». Под виной понималось определенное отношение преступника к содеянному.

В системе преступлений выделялись следующие уголовно-правовые составы : преступления против церкви; государственные преступления; преступления против порядка управления; преступления против благочиния; должностные преступления; преступления против личности; имущественные преступления; преступления против нравственности; военные преступления.

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Система и общая доктрина уложения Гражданское уложение было обширным кодексом (2385 ст.). Его юридическая система отличалась от крупнейших сводов частного права рубежа XVIII–XIX вв. и была сходна построению Саксонского гражданского уложения. Такое построение восходило к

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

30. Структура и содержание Соборного уложения 1649 г Изменения, произошедшие в общественно-политических отношениях, должны были получить отражение и в праве. Иначе невозможно полноценное существование государства. В 1648 г. был созван Земский собор, который продолжал свои

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

1. Общая характеристика Государственность в Древней Греции возникает в начале І тысячелетия до н. э. в форме самостоятельных и независимых полисов - отдельных городов-государств, включавших наряду с городской территорией также и прилегающие сельские поселения.Переход

Из книги Философия права автора Алексеев Сергей Сергеевич

1. Общая характеристика История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима за долгое время. Саму историю Древнего Рима

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

1. Общая характеристика В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V-XVI вв.). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

1. Общая характеристика Возрождение и Реформация - самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой

Из книги Избранные труды по гражданскому праву автора Басин Юрий Григорьевич

1. Общая характеристика Голландия - первая страна в Европе, где в ходе длительной национально-освободительной борьбы против господства феодально-монархической Испании (вторая половина XVI - начало XVII в.) к власти пришла буржуазия и была установлена буржуазная

Из книги автора

1. Общая характеристика Английская буржуазная революция XVII в. нанесла сокрушительный удар по феодализму и открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений в одной из ведущих стран Западной Европы. Она имела несравненно более широкий резонанс, нежели

Из книги автора

1. Общая характеристика Просвещение - влиятельное обще культурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было важной составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии.Специфику

Из книги автора

1. Общая характеристика Общественно-политическая жизнь Западной Европы в первой половине XIX столетия проходила под знаком дальнейшего утверждения и упрочения буржуазных порядков в данном регионе мира, особенно в таких его странах, как Англия, Франция, Германия,

Из книги автора

1. Общая характеристика В XX в. развитие политико-правовых исследований приобретает широкий размах. Преемственность с прежними учениями (неокантианство, неогегельянство) заметно дополняется новыми направлениями и школами в юриспруденции (интегративная юриспруденция,

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

§ 1. Общая характеристика В главе 24 тома I настоящего Учебника были показаны различные, преимущественно внедоговорные, правовые основания пользования жилищем. Здесь же целесообразно рассмотреть договорные основания и содержание договора найма жилища.В течение многих

1. Исторические и экономические предпосылки создания

Соборного Уложения 1649 года.

3. Система преступлений.

4. Система наказаний.

5. Значение Соборного Уложения 1649 г. в общественно-политической жизни России.


1. Истороческие и экономические предпосылки создания

Соборного Уложения 1649 года.

Начало 17-го столетия характеризуется политическим и экономическим упадком России. В значительной мере этому способствовали войны со Швецией и Польшей, закончившиеся поражением России в 1617 году.

После подписания мирного договора в 1617 году со Швецией Россия потеряла часть своих территорий - побережье Финского залива, Карельский перешеек, течение Невы и города на её побережье. Выход России к Балтийскому морю был закрыт.

Кроме того, после похода на Москву в 1617-1618 годах польско-литовского войска и подписания перемирия к Польше отошли Смоленская земля и большая часть Северной Украины.

Последствия войны, вылившиеся в упадке и разорении хозяйства страны, требовали срочных мер по его восстановлению, но вся тяжесть легла, главным образом, на черносошенных крестьян и посадских людей. Правительство широко раздает земли дворянам, что приводит к непрерывному росту крепостничества. Первое время, учитывая разорение деревни, правительство несколько уменьшило прямые налоги, зато выросли различного рода чрезвычайные сборы (“пятая деньга”, “десятая деньга”, “казачьи деньги”, “стрелецкие деньги” и т.д.), большинство которых вводилось почти непрерывно заседавшими Земскими соборами.

Однако, казна остается пустой и правительство начинает лишать денежного жалования стрельцов, пушкарей, городовых казаков и мелкий чиновный люд, вводится разорительный налог на соль. Многие посадские люди начинают уходить на “белые места” (освобожденные от государственных налогов земли крупных феодалов и монастырей), эксплуатация же остальной части населения увеличивается.

В такой ситуации невозможно было избежать крупных социальных конфликтов и противоречий.

1 июня 1648 года вспыхнуло восстание в Москве (так называемый “соляной бунт”). Восставшие в течение нескольких дней удерживали город в своих руках, разоряли дома бояр и купцов.

Вслед за Москвой летом 1648 года развернулась борьба посадских и мелких служилых людей в Козлове, Курске, Сольвычегодске, Великом Устюге, Воронеже, Нарыме, Томске и других городах страны.

Практически, на протяжении всего правления царя Алексея Михайловича (1645-1676 г.) страна была охвачена мелкими и крупными восстаниями городского населения. Необходимо было укрепить законодательную власть страны и 1 сентября 1648 года в Москве открылся Земский собор, работа которого завершилась принятием в начале 1649 года нового свода законов - Соборное Уложение. Составлен проект был специальной комиссией, а целиком и по частям его обсуждали члены Земского собора (“по палатам”). Напечатанный текст был разослан в приказы и на места.

2. Источники и основные положения Соборного Уложения

1649 года.

Соборное Уложение 1649 года, обобщив и впитав в себя предшествующий опыт создания правовых норм, опирался на:

Судебники;

Указные книги приказов;

Царские указы;

Думские приговоры;

Решения Земских соборов (большая часть статей была составлена по челобитным гласных собора);

- “Стоглав”;

Литовское и византийское законодательство;

Новоуказные статьи о “разбоях и душегубстве” (1669 г.), о поместьях и вотчинах (1677 г.), о торговле (1653 и 1677 г.), которые вошли в Уложение уже после 1649 года.

В Соборном Уложении глава государства – царь, определялся как самодержавный и наследственный монарх. Положение об утверждении (избрании) царя на Земском сборе обосновывало эти принципы. Всякие действия, направленные против персоны монарха, считались преступными и подлежали наказанию.

Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления. Эти нормы можно условно отнести к административным. Прикрепление крестьян к земле (гл.11 “Суд о крестьянах”); посадская реформа, изменившая положение “белых слобод” (гл.14); перемена статуса вотчины и поместья (гл.16 и 17); регламентация работы органов местного самоуправления (гл.21); режим въезда и выезда (ст.6) - все эти меры составили основу административно-полицейских преобразований.

С принятием Соборного Уложения изменения произошли в области судебного права. Был разработан ряд норм, касающихся организации и работы суда. Происходит еще большее по сравнению с Судебниками разделение на две формы: “суд” и “розыск”.

Процедура суда описана в главе 10 Уложения.Суд основывался на двух процессах - собственно “суд” и “вершение”, т.е. вынесение приговора, решения. Суд начинался с “вчинания”, подачи челобитной жалобы. Ответчик вызывался в суд приставом, он мог представить поручителей, а также дважды не являться в суд, если на то имелись уважительные причины. Судом принимались и использовались различные доказательства: свидетельские показания (не менее десяти свидетелей), письменные доказательства (наиболее доверительные из них - официально заверенные документы), крестное целование (по спорам на сумму, не превышающую одного рубля), жребий. Для получения доказательств использовались обыск “общий” - опрос населения по поводу факта совершенного преступления, и обыск “повальный” - по поводу конкретного лица, подозреваемого в преступлении. В практику суда вводился так называемый “правеж”, когда ответчик (чаще всего неплатежеспособный должник) регулярно подвергался судом процедуре телесного наказания (битье розгами). Число таких процедур должно было быть эквивалентным сумме задолженности. Так, к примеру, за долг в сто рублей пороли в течение месяца. Правеж был не просто наказанием - это была также мера, побуждающая ответчика выполнить обязательство (самому или через поручителей). Судоговорение было устным, но протоколировалось в “судебном списке” и каждая стадия оформлялось особой грамотой.

Розыск или “сыск” применялся только по наиболее серьезным уголовным делам, причём особое место и внимание в розыске отводились преступлениям, в которых затрагивался государственный интерес (“слово и дело государево”). Дело в розыскном процессе могло начаться с заявления потерпевшего, с обнаружения факта преступления или с обычного наговора.

В главе 21 Соборного Уложения 1649 года впервые устанавливается такая процессуальная процедура, как пытка. Основанием для ее применения могли служить результаты “обыска”, когда свидетельские показания разделялись: часть в пользу подозреваемого, часть против него. Применение пытки регламентировалось: ее можно было применять не более трех раз, с определенным перерывом; а показания, данные на пытке (“оговор”), должны были быть перепроверены с помощью других процессуальных мер (допроса, присяги, обыска).

Были осуществлены следующие изменения и в области уголовного права - определялся круг субъектов преступления: ими могли быть как отдельные лица, так и группа лиц. Закон разделил субъектов преступления на главных и второстепенных, понимая под последними соучастников. В свою очередь соучастие могло быть физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что и главный субъект преступления) и интеллектуальным (например, подстрекательство к убийству в гл.22). В связи с этим, субъектом преступления стал признаваться даже раб, совершивший преступление по указанию своего господина. Вместе с этим, необходимо отметить, что от второстепенных субъектов преступления (соучастников) закон отличал лиц, только причастных к совершению преступления: пособников (лиц, создававших условия для совершения преступления), попустителей (лиц, обязанных предотвратить преступление и не сделавших этого), недоносителей (лиц, не сообщивших о подготовке и совершении преступления), укрывателей (лиц, скрывших преступника и следы преступления). Уложение также провело деление преступлений на умышленные, неосторожные и случайные. За неосторожное преступление виновный наказывался так же, как за умышленное преступное действие (наказание следовало не за мотив преступления, а за его результат). Но закон выделил также смягчающие и отягчающие обстоятельства. К смягчающим обстоятельствам относились: состояние опьянения; неконтролируемость действий, вызванная оскорблением или угрозой (аффект); а к отягчающим - повторность преступления, размер вреда, особый статус объекта и предмета преступления, совокупность нескольких преступлений.

Закон выделил три стадии преступного деяния: умысел (который сам по себе может быть наказуемым), покушение на преступление и совершение преступления, а также понятие рецидива, которое в Соборном Уложении совпадает с понятием “лихой человек”, и понятие крайней необходимости, которая является ненаказуемой только при соблюдении соразмерности ее реальной опасности со стороны преступника. Нарушение соразмерности означало превышение пределов необходимой обороны и наказывалось.

Объектами преступления по Соборному Уложению 1649 года определялись: церковь, государство, семья, личность, имущество и нравственность. Наиболее опасными считались преступления против церкви и впервые они были поставлены на первое место. Это объясняется тем, что церковь занимала особое место в общественной жизни, но главное, что она была взята под защиту государственных институтов и законов.

Большие изменения Соборного Уложения 1649 года касались области вещного, обязательственного и наследственного права. Сфера гражданско-правовых отношений была определена достаточно четко. К этому побуждали развитие товарно-денежных отношений, формирование новых типов и форм собственности, количественный рост гражданско-правовых сделок.

Субъектами гражданско-правовых отношений являлись как частные (физические), так и коллективные лица, причем постепенно расширялись юридические права частного лица за счет уступок со стороны лица коллективного. Для правоотношений, возникавших на основе норм, регламентирующих сферу имущественных отношений, характерна стала неустойчивость статуса самого субъекта прав и обязанностей. Прежде всего, это выражалось в расчленении нескольких правомочий, связанных с одним субъектом и одним правом (например, условное землевладение давало субъекту право владения и пользования, но не распоряжения предметом). С этим возникала сложность в определении истинного полноправного субъекта. Субъекты гражданского права должны были удовлетворять определенным требованиям, таким как пол (наблюдалось существенное возрастание правоспособности женщины по сравнению с предыдущим этапом), возраст (ценз в 15-20 лет давал возможность самостоятельного принятия поместья, кабальных обязательств и т.д.), социальное и имущественное положение.

Вещи по Соборному Уложению были предметом целого ряда правомочий, отношений и обязательств. Основными способами приобретения имущества считались захват, давность, находка, пожалование и непосредственно приобретение в обмене или при покупке.

В Уложении 1649 года особо рассматривается процедура пожалования земли. Она представляло собой сложный комплекс юридических действий, включавший выдачу жалованной грамоты; составление справки (т.е. запись в приказной книге определенных сведений о наделяемом лице); ввод во владение, который заключался в публичном отмере земли. Раздачу земли, наряду с Поместным приказом, осуществляли и другие органы - Разрядный приказ, Приказ Большого дворца, Малороссийский, Новгородский, Сибирский и другие. Договор в XVII веке оставался основным способом приобретения прав собственности на имущество, и, в частности, на землю. В договоре теряют значение ритуальные обряды, происходит замена формализованных действий (участие свидетелей при заключении договора) письменными актами (“рукоприкладством” свидетелей без их личного участия).

Впервые в Соборном Уложении 1649 года регламентировался институт сервитутов - юридическое ограничение права собственности одного лица в интересах права пользования другого или других лиц. Личные сервитуты –это ограничения в пользу определенных лиц, специально оговоренных в законе, например, потрава лугов ратниками, находящимися на службе. Вещные сервитуты – это ограничение права собственности в интересах неопределенного числа субъектов. Они включали право владельца мельницы в производственных целях заливать нижележащий луг, принадлежащий другому лицу; возможность возводить печь у стены соседского дома или строить дом на меже чужого участка и т.д. (гл.10). Наряду с этим, право собственности ограничивалось либо прямым предписанием закона, либо установлением правового режима, который не гарантировал “вечной собственности”.


3. Система преступлений.

Система преступлений охватывала разнообразные стороны жизни общества, касалась как простого люда, так и зажиточных слоёв населения, государственных служащих и по Соборному Уложению 1649 года выглядела следующим образом:

Преступления против церкви: богохульство, совращение православного в иную веру, прерывание хода литургии в храме;

Государственные преступления: любые действия и даже умысел, направленный против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена. По этим преступлениям ответственность несли не только лица, их совершившие, но и их родственники и близкие;

Преступления против порядка управления: намеренная неявка ответчика в суд и сопротивление приставу, изготовление фальшивых грамот, актов и печатей, самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество, содержание без разрешения питейных заведений и самогоноварение, принесение в суде ложной присяги, дача ложных свидетельских показаний, ”ябедничество” или ложное обвинение;

Преступления против благочиния: содержание притонов, укрывательство беглых, незаконная продажа имущества, недозволенная запись в заклад, обложение пошлинами освобожденных от них лиц;

Должностные преступления: лихоимство (взяточничество, неправомерные поборы, вымогательство), неправосудие (заведомо несправедливое решение дела, обусловленное корыстью или личной неприязнью), подлоги по службе (фальсификация документов, сведений, искажения в денежных бумагах и т.д.), воинские преступления (нанесение ущерба частным лицам, мародерство, побег из части);

Преступления против личности: убийство, разделявшееся на простое и квалифицированное (убийство родителей детьми, убийство господина рабом), нанесение увечья, побои, оскорбление чести (обида, клевета, распространение порочащих слухов). Вовсе не наказывалось убийство изменника или вора на месте преступления;

Имущественные преступления: татьба простая и квалифицированная (церковная, на службе, конокрадство, совершенная в государевом дворе, кража овощей из огорода и рыбы из садка), разбой (совершаемый в виде промысла) и грабеж обыкновенный или квалифицированный (совершенный служилыми людьми или детьми в отношении родителей), мошенничество (хищение, связанное с обманом, но без применения насилия), поджег (пойманного поджигателя бросали в огонь), насильственное завладение чужим имуществом (землей, животными), порча чужого имущества;

Преступления против нравственности: непочитание детьми родителей, отказ от содержания престарелых родителей, сводничество, “блуд” жены (но не мужа), половая связь господина с рабыней.


4.Система наказаний.

В системе наказаний по Соборному уложению 1649 года основной упор делался на физическое устрашение (начиная от битья кнутом до отсечения рук и четвертования при смертной казни). Заключение преступника в тюрьму было второстепенной задачей и являлось дополнительным наказанием.

За одно и то же преступление могло быть установлено сразу несколько наказаний (множественность наказаний) - битье кнутом, урезание языка, ссылка, конфискация имущества. За кражу наказания устанавливались по нарастающей: за первую - битье кнутом, урезание уха, два года тюрьмы и ссылка; за вторую - битье кнутом, урезание уха и четыре года тюрьмы; за третью - смертная казнь.

В Соборном Уложении 1649 года применение смертной казни предусматривалось почти в шестидесяти случаях (даже курение табака наказывалось смертью). Смертная казнь делилась на простую (отсечение головы, повешение) и квалифицированную (колесование, четвертование, сожжение, залитие горла металлом, закапывание живьем в землю),

Членовредительские наказания включали следующие: отсечение руки, ноги, урезание уха, носа, губы, вырывание глаза, ноздрей. Эти наказания могли применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных. Они должны были выделять преступника из окружающей массы людей.

Вообще, система наказаний по Соборному Уложению 1649 года характеризовалась следующими особенностями:

а). Индивидуализация наказания. Жена и дети преступника не отвечали за совершенное им деяние. Однако пережитки архаической системы наказаний сохранились в институте ответственности третьих лиц: помещик, убивший чужого крестьянина, должен был передать понесшему ущерб помещику другого крестьянина, сохранялась процедура “правежа”.

б). Сословный характер наказания. Этот признак выражался в том, что за одни и те же преступления разные субъекты несли разную ответственность (например, за аналогичное деяние боярин наказывался лишением чести, а простолюдин - кнутом. Глава 10).

в). Неопределенность в установлении наказания. Этот признак был связан с целью наказания - устрашением. В приговоре мог быть указан не сам вид наказания и использовались формулировки: “как государь укажет”, “по вине” или “наказать жестоко”.

Если даже вид наказания был определен, неясным оставался способ его исполнения (аналогичные формулировки типа “наказать смертью” или “бросить в тюрьму до государева указа”), т.е. неопределённость наказания.

Неопределенность в установлении наказания создавала дополнительное психологическое воздействие на преступника. Целям устрашения служила особая символика наказаний: заливание преступнику горла расплавленным металлом; применение к нему такого наказания, которое он желал бы для оклеветанного им человека. Публичность наказаний имела социально-психологическое назначение, поскольку многие наказания (сожжение, утопление, колесование) служили как бы аналогами адских мук.

г). Тюремное заключение, как специальный вид наказания, могло устанавливаться сроком от трех дней до четырех лет или на неопределенный срок. Как дополнительный вид наказания (а иногда как основной) назначалась ссылка (в отдаленные монастыри, остроги, крепости или боярские имения).

К представителям привилегированных сословий применялся такой вид наказания, как лишение чести и прав, варьирующийся от полной выдачи головой (превращение в холопа) до объявления “опалы” (изоляции, остракизма, государевой немилости). Обвиненного могли лишить чина, права заседать в Думе или приказе, лишить права обращаться с иском в суд.

С принятием Уложения 1649 года стали широко применяться имущественные санкции (глава 10 Уложения в семидесяти четырех случаях устанавливала градацию штрафов “за бесчестье” в зависимости от социального положения потерпевшего). Высшей санкцией этого вида была полная конфискация имущества преступника. Наконец, в систему санкций входили церковные наказания (покаяние, отлучение от церкви, ссылка в монастырь, заточение в одиночную келью и др.).


5. Значение Соборного Уложения для общественно-

политической жизни России.

Существующая ранее в России судебно – правовая практика, опиравшаяся на судебники, указы, думские приговоры и т.д., носила разрозненный и часто противоречивый характер. С принятием Соборного Уложения в 1649 году впервые в истории российской государственности была сделана попытка создать единый свод всех действующих правовых норм, охватить им все стороны общественно – политической и экономической жизни России, а не отдельные группы общественных отношений. В результате кодификации Соборное Уложение было сведено в 25 глав и 967 статей, наметилось разделение норм по отраслям и институтам. И хотя основная цель не была достигнута, да и не могла быть достигнута в тех условиях, Соборное Уложение укрепило судебно – правовую систему России и явилось фундаментом, на котором в последующем она развивалась и дополнялась как свод законов феодально – крепостнической России.

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

  • Глава IV. О подпищикех, и которые печати подделывают
  • Глава V. О денежных мастерех, которые учнут делати воровские денги
  • Глава VI. О проезжих грамотах в ыные государства
  • Глава VII. О службе всяких ратных людей московского государьства
  • Глава VIII. О искуплении пленных
  • Глава IX. О мытах и о перевозех, и о мостах
  • Глава Х. О суде
  • Глава XI. Суд о крестьянех. А в ней 34 статьи
  • Глава XII. О суде патриарших приказных, и дворовых всяких людей, и крестьян. А в ней 3 статьи
  • Глава XIII. О монастырском приказе. А в ней 7 статей
  • Глава XIV. О крестном целовании. А в ней 10 статей
  • Глава XV. О вершеных делах. А в ней 5 статей
  • Глава XVI. О поместных землях. А в ней 69 статей
  • Глава XVII. О вотчинах. А в ней 55 статей
  • Глава XIX. О посадских людех. А в ней 40 статей
  • Глава XX. Суд о холопех. А в ней 119 статей
  • Глава XXI. О розбойных и о татиных делех. А в ней 104 статьи
  • Глава XXII. А в ней 26 статей
  • Глава XXIII. О стрелцах. А в ней 3 статьи
  • Глава XXIV. Указ о атаманех и оказакех. А в ней 3 статьи
  • В лето 7156 го(да) июля, в 16 день, государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третьее лето богом хранимый своея державы, советовал с отцем своим и богомольцем, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором, и говорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми, которые статьи написаны в правилех святых апостол, и святых отец, и в градцких законех греческих царей, а пристойны те статьи к государьственным и к земским делам, и те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей росийских, и отца его государева, блаженныя памяти великого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии указы и боярские приговоры на всякие государьственные и на земские дела собрать, и те государьские указы и боярские приговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи в прошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи по тому же написати и изложити по его государеву указу общим советом, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, от болшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна. И указал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии то все собрати, и в доклад написати бояром, князю Никите Ивановичю Одоевскому, да князю Семену Васильевичю Прозоровскому, да околничему князю Федору Федоровичю Волконскому, да дьяком Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову.

    А для того своего государева и земского великого царьственного дела указал государь, по совету со отцем своим и богомольцем, святейшим Иосифом патриархом Московским и всея Русии, и бояре приговорили выбрать из столников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жилцов, из чину по два человека, также всех городов, из дворян и из детей боярских взяти из больших городов, опричь Новагорода по два человека, а из новгородцов с пятины по человеку, а из менших городов по человеку, а из гостей трех человек, а из гостиные и из суконные сотен по два человека, а ис черных сотен и из слобод, и из городов с посадов по человеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государево царьственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити и на мере поставить, чтобы те все великие дела, по нынешнему его государеву указу и Соборному Уложенью , впредь были ни чем нерушимы.

    И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу бояре князь Никита Ивановичь Одоевской с товарыщи, выписав ис правил святых апостол и святых отец, и из градских законов греческих царей, и из старых судебников прежних великих государей, и из указов блаженные памяти великого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии, и из боярских приговоров, и которых статей в прежних судебниках, и во указех прежних государей, и в боярских приговорех не написано, и те статьи написав вновь к государю приносили.

    И в нынешнем во 157-м году, октября с третьего числа, государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русии самодержец, со отцем своим и з богомольцем святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы и с епископом, также и с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми того собрания слушал, и выборным людем, которые к тому общему совету выбраны на Москве и из городов чтено, чтобы то все Уложенье впредь было прочно и неподвижно. И указал государь то все Уложенье написать на список и закрепити тот список святейшему Иосифу, патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом, и архиепископом, и епископу, и архимаритом и игуменом, и всему освященному собору, и своим государевым бояром, и околничим, и думным людем, и выборным дворяном и детем боярским, и гостем, и торговым и посадъцким людем Московского государьства и всех городов Российского царства. А закрепя то Уложение руками, указал государь списати в книгу, и закрепить тое книгу дьяком Гаврилу Левоньтьеву, да Федору Грибоедову, а с тое книги для утверженья на Москве во все приказы и в городы, напечатать многие книги, и всякие дела делать по тому Уложению.

    И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, то Уложение на список написано. И святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь освященный собор также и бояре, и околничие, и думные люди, и выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкие люди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с того Уложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книги напечатана сия книга.

    А как то Уложение по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, чтено выборным людем, и в то время в ответной полате, по государеву указу сидел боярин князь Юрьи Алексеевичь Долгорукой, да с ним выборные люди.