Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Древнегреческий ученый Анаксагор

Историки науки считают Анаксагора (ок. 500-428 до н. э.) первым ученым-профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V века до н. э. это был новый, дотоле небывалый тип творческой личности. Анаксагор так излагал свои воззрения: греки ошибаются, думая, будто что-нибудь имеет начало или конец; ничто не зарождается и не разрушается, ибо все есть скопление и выделение прежде существовавших вещей. Поэтому все, что образуется, можно назвать смешением - разделением. Значит, не было акта творения, а было и есть только устроение. Таким образом, если ничто не может произойти из ничего, то все предметы могут быть только сочетаниями уже существующих начал. То, что при этом вступает в соединение или претерпевает отделение, именуется семенами, или гомеомериями. (Это нечто, подобное современному пониманию химических элементов.) В противоположность Пармениду и Фалесу, учившим, что «Все есть едино», Анаксагор утверждал: «Все есть многое»; но масса стихий сама по себе хаотическая. Что сочетает элементы? Какая сила из неисчислимого множества стихий-зародышей устраивает всеобъемлющую гармоническую систему? Эта сила, говорил Анаксагор, есть Разум (Нус) - сила, движущая Вселенной. Он был последователем Анаксимена и впервые к материи присоединил разум, начав свое сочинение так: «Все вещи были вперемешку, затем пришел Разум и их упорядочил». Поэтому Анаксагора прозвали Разумом. Он отверг и судьбу как нечто темное, а также случай, считая его причиной, неведомой человеческому разуму.

Анаксагор впервые отделил невещественное начало мысли, или Ума, от материи. Он понял, что материя как таковая не объясняет явлений движения, мышления и целесообразности во вселенском миропорядке. Нематериальное начало сущего Анаксагор определял по аналогии с разумным духом человека. Таким образом, впервые введено понятие универсального начала, которое играет роль мирового двигателя.

Разум, как понимал его Анаксагор, есть всеведущая и движущая сила, приводящая стихии в определенное устройство.

.....................................

С середины V в. до н.э. центром философской мысли Древней Греции становятся Афины. Период расцвета классической Греции начинается с 479 г. до н.э., с победы греков при Саламине, и продолжается до 431 г. до н.э. - до начала печально известной для Эллады, и особенно для Афин, Пелопонесской войны между Спартой и Афинами (431-404 до н.э.).

Часть II. История философии

Этот пятидесятилетний период отмечен высочайшим внутренним расцветом Древней Греции, а вершиной его стало правление стратега афинской демократии Перикла. При нем рабовладельческая демократия достигла своего расцвета. Укрепляя политическое и экономическое могущество Афинского государства, Перикл прикладывал максимум усилий для превращения Афин в «центр просвещения Эллады». В своем доме он собирал выдающихся философов, ученых, художников, архитекторов, скульпторов. Среди них софист Протагор (481-411 до н.э.); историк Геродот (ок. 485-425 до н.э.); трагики Софокл (ок. 496-406 до н.э.), Еврипид (ок. 480- 406 до н.э.); скульптор Фидий (490-432 до н.э.) и др. В эту интеллектуальную среду входил и философ Анаксагор. Именно с него и начинается философия в Афинах.

Анаксагор

Анаксагор (ок. 500-428 до н.э.), уроженец ионийского города Кла- зомен, был первым известным афинским философом. Ученик Анаксимена. Был приглашен в Афины Периклом. Накануне Пелопонесской войны его судили и приговорили к смерти по обвинению в богохульстве (утверждал что Солнце представляет собой раскаленную массу). Красноречие Перикла спасло Анаксагора, но философу пришлось покинуть Афины и вернуться в Ио-

нию. В Малой Азии несколько лет спустя он умер в Лампса- ке. Среди его учеников Перикл, Фукидид, трагик Еврипид, Метродор из Лампсака, Архелай и др. Идеи и мысли Анаксагора оказали влияние на формирование взглядов Демокрита и Сократа. Анаксагор - автор прозаического сочинения «О природе ». До нашего времени дошли лишь отдельные фрагменты этого труда.

В своем натурфилософском учении Анаксагор продолжает традиции ионийских философов, развивая идеи, сформулированные мыслителями Элейской школы. Он так же, как и Эмпедокл, согласен с идеей элеатов о невозможности существования небытия, ибо «ничто не возникает из небытия» 1 . Идея о том, что субстанция не уничтожается и не создается и что не может быть возникновения из ничего, приводит Анаксагора к мысли о невозможности существо-

Антология мировой философии. Т. 1. С. 308.

вания не только небытия, но и возникновения и гибели как реальных событий.

Никакая вещь не возникает и не гибнет, ибо все есть следствие процессов соединения и разделения.

[Слова] возникновение и гибель неправильно употребляют эллины. Ибо [на самом деле] ни одна вещь не возникает и не уничтожается, но [каждая] составляется из смешения существующих вещей или выделяется из них. Таким образом, правильно было бы говорить вместо «возникать» - «смешиваться» и вместо «погибать» - «разделяться» 1 .

«Все - во всем». Согласно Анаксагору, начала вещей составляют не телесные стихии (земля, вода, воздух, огонь), а мельчайшие бесчисленные, качественно определенные частицы, которые сам он называл «семенами всех вещей», Аристотель же - «гомеомериями» («подобночастными»). Различные сочетания этих частиц обусловливают многообразие всех вещей, ибо «во всех соединениях [заключается] много различных [веществ,] и [находятся] семена всех вещей, имеющие разнообразные формы, цвета, вкусы и запахи» . Качества не возникают, вечны и неизменны.

Вопрос о превращении одних вещей в качественно иные вещи - центральный вопрос натурфилософских воззрений Анаксагора. К решению этого вопроса он подходит следующим образом. Приняв положение элеатов о том, что «ничто не возникает из небытия», Анаксагор обосновывает свой основной принцип: «Все - во всем » или «Во всем есть часть всего» ъ.

Это означает, что в любой точке пространства содержатся го- меомерии всех видов, ибо «все заключается во всем по той причине, что и в большом, и в малом [находится] бесконечность и нельзя получить ни наименьшего, ни наибольшего. <...> Любая из частиц есть смесь» . В каждой вещи содержатся семена всех вещей, а ее качественная определенность определяется свойствами тех гомео- мерий, которые в не преобладают. Поэтому любое качественное изменение вещи предполагает смену доминирующих в ней качественных составляющих - гомеомерий. Так Анаксагор решает вопрос превращения одних вещей в качественно иные вещи.

Принцип «все - во всем» действует и вглубь. Анаксагор выдвигает тезис о неисчерпаемости гомеомерий.

В отличие от Эмпедокла, сводившего все многообразие окружающих вещей к четырем неразложимым телесным стихиям (элементам), Анаксагор исходит из бесконечности делимости вещей и составляющих их частиц. Вещи, по его мнению, делимы до бесконечности, и мельчайшие частицы в этом отношении подобны целой вещи. В каждой вещи есть частица каждой другой, ибо каждая го- меомерия, подобно целому, заключает в себе все существующее, и (сущее) не просто бесконечно, но бесконечно бесконечно.

Решение вопроса о неисчерпаемости гомеомерий наиболее удивительное и важное место в учении Анаксагора. Утверждая положение о том, что не только Вселенная как «целокупная смесь» бесконечна по величине, но и «каждая гомеомерия, подобно Вселенной, содержит в себе все вещи, и даже не просто бесконечные [по числу], но и бесконечное число раз бесконечные» 1 , Анаксагор высказывает гениальную догадку о строении Вселенной как бесконечного ряда вложенных друг в друга миров. По его мнению, каждая частица, как бы она мала ни была, содержит все свойства Вселенной. Внутри каждой гомеомерии «есть населенные города, и возделанные поля, как и у нас, и солнце у них есть, и луна, и все прочее, как у нас...» .

Идея о вложенных мирах была подхвачена в XVII в. Г. Лейбницем, в XVIII в. - французскими материалистами и другими выдающимися мыслителями. В XX в. эта идея получила математическое обоснование в исчислениях А.А. Фридмана и уравнениях А. Эйнштейна. Решения Фридмана (1888-1925) описывают многосвязную Вселенную, состоящую из множества трехмерных миров, живущих в своем собственном ритме времени. По отношению ко всем остальным каждый из этих миров является «абсолютным ничто», точкой, лишенной размеров, массы и всех других мыслимых физических свойств. С одной стороны, бесконечность, с другой - нуль! Жители каждого такого мира не будут даже и подозревать и его замкнутости, ровно, как и о том, что кроме этого, кажущегося им бесконечным мира есть еще множество других похожих миров.

Как не вспомнить знаменитое изречение о том, что «в многообразных формах греческой философии имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрения» .

Натурфилософия Анаксагора представляет существенный шаг вперед по сравнению с представлениями ионийских мыслителей. Телесная субстанция в виде воды, воздуха, огня уступает место дифференцированной материальной субстанции.

«Начало Вселенной - ум и материя». Первоначальное состояние мира, согласно взглядам Анаксагора, представлялось следующим образом. «Все вещи были вместе, бесконечные и по множеству, и по малости», т.е. в начальной стадии гомеомерии представляли целостную массу, где было так все едино, что ничто не выделялось. Первичное вещество само по себе - это инертная масса. Поэтому необходима действующая причина, которая привела бы в движение это инертное первичное вещество. И Анаксагор находит такую действующую причину в «Нусе», т.е. в уме - творце Вселенной. Для Анаксагора «начало Вселенной - ум и материя; ум - [начало] производящее, материя - [начало] страдательное» 1 .

В начальном состоянии мира, как уже указывалось выше, все вещи были смешаны и только Нус (Мировой ум) был не смешан ни с одной вещью, ибо он един, бесконечен, самодержавен и существует сам по себе. Мировой ум выполняет две задачи: он движет миром, и он познает мир. «Он - тончайшая и чистейшая из всех вещей, он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу» .

Реализуя свою «величайшую силу», Мировой ум приводит первоначальное и инертное вещество в круговое движение.

Тяжелые тела, как земля, [при возникновении мира] заняли нижнее место, легкие, как-то огонь, - верхнее, а вода и воздух - среднее. Так на плоской Земле возникло море, после того как Солнце выпарило влагу. Звезды первоначально двигались куполообразно, так что постоянно видимый полюс находился в зените, но впоследствии [их орбиты] наклонились. Млечный путь - отражение света звезд, не освещаемых Солнцем, кометы - скопление планет, испускающих языки пламени, мелькающие [= «падающие»] звезды - как бы искры, выбрасываемые из эфира... [Солнце - раскаленная глыба, по величине больше Пелопоннеса]... Ветры возникают от того, что воздух разжижается [и течет] под воздействием Солнца. Гром столкновение облаков, молнии - сильное трение облаков, землетрясение - опускание воздуха в недра Земли. Животные рождаются из влажного, горячего и землистого [начал], а затем друг от друга...

В отличие от Анаксимена и Эмпедокла, учивших о происхождении живого из неживого, Анаксагор считал, что семена живых существ попадают на землю вместе с влагой. Тем самым можно считать Анаксагора основоположником панспермии , гипотезы о появлении жизни на Земле в результате переноса с других планет неких «зародышей жизни».

Растениям и животным наравне с человеком присущ разум, которым наделены не только высшие, но и низшие организмы. По свидетельству некоторых доксографов (авторов сочинений, содержащих высказывания различных древнегреческих философов), Анаксагор отождествлял душу и разум. Душа, согласно его взглядам, «воздушна».

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР

(Anaxagoras) из Клазомен (ок. 500-428 до н.э.) - др.-греч. и ученый. Около 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской филос. школы. Был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От сочинений А. до нас дошли 20 фрагментов.
Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение А. сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, слагавшуюся из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращательное , сообщенное ей неким внешним по отношению к ней агентом - умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее филос. («вечный » Аристотеля, «первичного толчка» в философии Нового времени), означала радикальное источника движения косной, инертной материи. А. описывал как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, и утверждал, что он «содержит полное обо всем и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации Космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.
Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение «семена» стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всем имеется часть всего», каждая же кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований количество любого рода вещества остается неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется». Эти принципы относятся не только к «семенам» качественно однородных веществ (получившим у перипатетиков наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Др. особенности концепции А.: пустоты, признание бесконечной делимости вещества, относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин.
А. был первым ученым, давшим правильное солнечных и лунных затмений.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АНАКСАГОР

из К л а з о м е н (ок. 500-428 до н. э. ) , др.-греч. философ и учёный. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактич. основоположником афинской филос. школы. В кон. 30-х гг. был обвинён в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провёл в Лампсаке. От соч. А. до нас дошли 20 фрагментов - гл. обр. благодаря Симпликию.

Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего Апаксимена) и учения о бытии Парменида. Своё учение А. сформулировал в виде , гипотезы, согласно крой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисл. множества мельчайших, чувственно невоспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращат. движение, сообщённое ей неким внешним по отношению к ней агентом - умом (нусом) . Концепция ума, оказавшая значит, влияние на дальнейшее развитие филос. мысли («вечный перво-двигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии нового времени) , означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. А. наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с же, утверждая, что он «содержит полное знание обо всём и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко всё большей организации космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космич. вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение тёмного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведённые в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всём имеется часть всего», каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остаётся неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется».

Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получивший в перипатетической школе наименование «гомеомерий») , но и к противоположностям тёплого и холодного, светлого и тёмного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции А.: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физич. величин.

А. был первым учёным, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Фрагменты: DK II, 5-44; L a n z a D., Anassagora. Testimonianze e frammenti, Firenze, 1966.

T a н н e p и П., Первые шаги др.-греч. науки, СПБ , 1902 , гл. 12; Рожанский И. Д., А. У истоков антич. науки, М., 1972 ; G u t h r i e W. K. G., A history of Greek philosophy, v. 2, Camb., 1971.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР из Клазомен (ок. 500-428 до Р. X.) – древнегреч. философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Был обвинен в безбожии (он утверждал, что Солнце представляет собой раскаленную массу) и изгнан (431). Жил затем в Лампсакосе. Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали . Мировой «ум» (греч. « ») – тончайшее и легчайшее – приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные отделяются друг от друга, а однородные соединяются – так возникают вещи. При этом ум заключен в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (греч. amykton, лат. immissibile). Этот взгляд имеет большое для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в , распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АНАКСАГО́Р

(Ἀναξαγόρας) из К л а з о м е н в М. Азии (ок. 500–428 до н.э.) – древнегреч. натурфилософ материалистич. направления (хотя и непоследовательный); впервые профессионально преподавал философию в Афинах. Близостью к Еврипиду и Периклу возбудил недовольство со стороны реакц. противников рабовладельч. демократии; был обвинен в безбожии и избег наказания, переехав в Лампсак, где основал свою филос. школу.

А. принадлежит глубоких для своего времени идей, сделавших его одним из ведущих натурфилософов 5 в. до н.э. А. вместе с Эмпедоклом и атомистами выдвинул учение о неразрушимых элементах, к-рых он признавал, вопреки Эмпедоклу, количество и, вопреки атомистам, считал бесконечно делимыми. А. предвосхищал современное математич. учение о бесконечных множествах, в к-рых часть может быть не только конечной, но и бесконечной, и о бесконечно малом и бесконечно большом. А. признавал все части равными целому (А 46, Diels). Кроме того, А. отвергал наличие наименьшего и наибольшего элементов в бесконечности, а также считал все вещи одинаково большими и малыми, что тоже указывает на развивающееся у пего математич. бесконечности.

Разделяя все чувств, качества на элементы, бесконечные по качеству и количеству (он их назвал "семенами" или "вещами", позже они были названы гомеомериями), А. представлял себе каждый такой элемент тоже состоящим из бесконечного количества более мелких частиц, части к-рых эквивалентны целому. А. объяснял всякое разрушение разъединением на неразрушимые элементы, а всякое возникновение соединением одинаковых качеств, рассыпанных по всем элементам (там же, В 17), проповедуя, т.о., в своей натурфилософии "всё во всём" (там же, В 5–6).

Состоящую из элементов материю А. мыслил инертной массой; ее приводит в движение ум (νοῦς), в к-ром философы-идеалисты не замедлили увидеть духовное и личное начало (см. Гегель , Соч., т. 9, 1932, с. 288 и сл.; С. Н. Трубецкой, История древней философии, ч. 1, М., 1906, с. 141 и сл.). На самом деле А. понимал ум в виде некой тонкой и легкой материи и вводил это понятие лишь в качестве движущей причины, да и то проявившей себя, по-видимому, только в самом начале в виде единовременного толчка и затем предоставившей материи двигаться по собств. законам. В древности сомневались даже и в том, что ум, согласно А., есть действенная (А 57, Diels); Аристотель (там же, А 61) считал этот ум просто потенцией сущего; нек-рые историки философии трактовали его как телесный (В. Виндельбанд, История древней философии, М., 1911, с. 86 и сл.; Г. Гомперц, Греческие мыслители, т. 1, СПБ, 1911, гл. 4).

Соч.: [Фрагменты], в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 3, Казань, 1919, с. 104–61, и в кн.: Античные философы [Свидетельства, фрагменты и тексты], сост. А. А. Аветисьян, Киев, 1955; [Фрагменты], в кн.: Diels Н., Die Fragmente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 2, В., 1935, S. 5–44.

Лит.: Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 107–18; Лурье С. Я., Теория бесконечно малых у древних атомистов, М.–Л., 1935; его же, Очерки по истории античной науки, М.–Л., 1947 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957, с. 92–94; Bröcker W., Die Lehre des Anaxagores, "Kantstudien", В., 1942–43, Bd 42, S. 176–89.

А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР (Αναξαγόρας) из Клазомен (ок. 500428 до н. э.)-греческий философ и ученый. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской философской школы. В конце 530-х был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От его сочинений до нас дошли 20 фрагментов-главным образом благодаря Симпликию. Воззрения Анаксагора сформировались под воздействием Милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение Анаксагор сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или “семян”, всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь Приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей неким внешним по отношению к ним агентом-умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли (“вечный перводвигатель” Аристотеля, идея “первичного толчка” в философии Нового времени), означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. Анаксагор наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как “легчайшую” из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с другой же стороны, утверждая, что он “содержит полное знание обо всем и имеет величайшую силу”. Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации космоса был, согласно Анаксагору, следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под воздействием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо “во всем имеется часть всего”, каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остается неизменным, ибо “никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется”. Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получившим в перипатетической школе наименование “гомеомерий”), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции Анаксагора: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин.

Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Фрагм.: DK II, 5-44; Lanw D. Anassagora. Testimonianze e franunenti. Firenze. 1966.

Лит.: Рожанский И. Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972; Он же. Анаксагор. М., 1983; Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902, Гл. 12; Schoßeid M. An Essay on Anaxagoras. Cambr.-N. Y., 1980; Guthrie W. K. C. History of Greek Philosophy, vol. 2. Cambr., 1971; Sider D. The Fragments of Anaxagoras, Meisenheim am Glan. 1981; Furth М. A. “Philosophical Hero”? Anaxagoras and the Eleatics.- “Oxford Studies in Ancient Philosophy”, 9, 1991, p. 95-129; Mansfeld J. The Chronology of Anaxagoras Athenian Period and the Date of his Trial.-“Mnemosyne”, 32, 1979, p. 39-60; 1980, 33, p. 17-95.

И. Д. Рожанский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "АНАКСАГОР" в других словарях:

    Анаксагор - Анаксагор, сын Гегесибула (или Евбула), из Клазомен. Он был слушателем Анаксимена. Он первый поставил Ум (noys) выше вещества (hyle), следующим образом начав свое сочинение, написанное слогом приятным и возвышенным: Все, что имеется, было… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    АНАКСАГОР - АНАКСАГОР Ἀναξαγόρας) из Клазомен (500 428 до н. э.), др. греч. философ и ученый, систематизатор основных проблем философии досокра товского периода (см. Досократики), первый крупный мыслитель, постоянно учивший в Афинах. ЖИЗНЬ. А.… … Античная философия

    АНАКСАГОР Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    АНАКСАГОР - (ок. 500 – ок. 428 до н. э.) Греческий философ из Клазомен (Малая Азия). Распространял свое учение в Афинах; пользовался расположением Перикла и Еврипида. Сохранились только фрагменты его главного философского труда «О природе», где выдвигается… … Список древнегреческих имен

    - (Anaxagoras) Анаксагор (Anaxagoras) из Клазомен (ок. 500 428 до н.э.) Древнегреческий философ. Родился в местечке Клазомен в Малой Азии, в семье богатых и знатных родителей. Не признавал богов и пытался дать естественное объяснение природным… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Анаксагор, Anaksagoras, из Клазомен, ок. 500 ок. 428 гг. до н. э., греческий философ. Работал в Афинах приблизительно с 461 г., был другом Перикла и Еврипида. Обвиненный в безбожии, покинул Афины. Умер в Лампсаке. Сочинение О природе (Peri… … Античные писатели

Анаксагор (500 - 428 до н. Н.э.) родился в Клазоменах. Когда ему исполнилось 20 лет, он перебрался в Афины, где прожил более 30 лет своей жизни, посвятив их философии. Обвиненный в 428 г. до н. е. судом как безбожник, перебрался в г. Лампсаку, где и закончил свою жизнь. Из трудов Анаксагора до нас дошли лишь фрагменты первой части книги "О природе".

В учении о бытии Анаксагор исходил из позиции стихийного материализма, но оно в значительной степени отличалось от его предшественников, представителей милетской и элейской школ, Гераклита. Если ответ на вопрос о сущности бытия, первооснову мира они искали в подведении многообразия мира под определенный вид материи, то Анаксагор видел ее в признании основой всех вещей бесконечной массы материальных частиц, которые отличаются между собой. Эти частицы он называл "семенами вещей" (подобные частицы - гомеомерии).

Сама материя рассматривалась Анаксагором как вечная, нестворювана и неуничтожима, и, опять же, в отличие от Эмпедокла, качественно дифференцирована. По признанию последнего, Анаксагору удалось приблизиться к решению двух важных проблем, которые были непреодолимым препятствием для его предшественников, в частности элейцы. Это проблемы соотношения единого и множества (качественной многообразия) сущего и признание определенных изменений (возникновение и упадок) при неизменности и вечности бытия. Первую проблему он решал качественной определенностью семена вещей, вторую - введением положения о том, что семена вещей содержится в разных вещах, а потому они могут переходить в другие, соединяться или разъединяться, что и предстает перед нами либо как возникновение, или как уничтожение, упадок.

Организацию космоса, образования конкретных вещей Анаксагор рассматривал как закономерный процесс, который чем-то напоминает развитие живого организма. Уже с самого начала в семенах вещей "в общей совокупности заложены все вещи". Находясь в одном зародыше, они развиваются одна из другой, сначала незаметны из-за малой величины "подибнородних частиц", затем разрастаются и постепенно разъединяются. Относительно возникновения живых существ: по мнению Анаксагора, они порождаются во влажной земле благодаря сочетанию семена вещей, которое упало, с каплями дождя, прохождению общих стадий развития, приведенных выше.

Человека Анаксагор считал наиболее разумным живым существом, поскольку она имеет больше органов чувств и руки. Однако при объяснении процесса развития Анаксагор наткнулся на ряд трудностей. Ведь согласно его точке зрения именно семена вещей является инертным, неподвижным, и, чтобы привести их в движение, должна быть причина. Как такую причину семена вещей, как и причины всех вещей вообще, Анаксагор вводит духотворчий принцип упорядочения материального мира, который он называет нус - ум. Разум чище и тоньше всех вещей, ни с чем не смешивается, существует сам по себе и для себя, обладает полным знанием всего, благодаря чему и возникает той причиной, которая обеспечивает порядок, закономерность существования вещей и мира.

Анаксагор был принципиальным сторонником утверждения возможности познания человеком окружающего мира. Основой познания он считал чувственное познание, но не абсолютизировал его. Осознавая, что из-за своей слабости органы чувств не всегда могут быть надежными свидетелями на пути достижения истины, Анаксагор указывал на необходимость корректировки чувственного знания, где только с помощью разума, связанного с чувствами, можно получить "мудрость о окружающий мир", поскольку и "видение неявного есть явное".

Учение Анаксагора было значительным шагом по сравнению с материализмом ионийских философов и метафизическим материализмом элейцы, а его концепция гомеомерий подготовила почву для атомизма, основателем которого был Левкипп, а наиболее выдающимся представителем досократовской философской мысли - Демокрит, последний досократиков, который обобщил все предыдущие знания о природе и нашел наиболее удачное монистическая решения проблем, поставленных поступательным развитием философской мысли.