Любой боевой корабль это своеобразная выставка достижений военно-промышленного комплекса своего времени. В его конструкции вооружения заложены результаты самых передовых изысканий науки, инженерной мысли и технологии. Двадцатое столетие стало по настоящему «золотым веком» военного кораблестроения, а начиналось все с могучих броненосцев и дредноутов.

Суда с паровыми двигателями пришли на смену парусникам в середине XIX века. Первое сражение новейших бронированных боевых кораблей оснащенных паровыми двигателями произошло в ходе гражданской войны в США. В марте 1862 года броненосец северян «Монитор » и корабль южан «Вирджиния » сошлись в бою на рейде Хэмптон-Роудс. В то время применение таких кораблей граничило с экспериментом. Тактики ведения боя кораблей с таким серьезным вооружением и защитой попросту не существовало. Главной ударной мощью флотов ведущих морских держав мира броненосцы станут лишь через 30-40 лет. В начале XX века корабли этого класса получат название в память о недавних парусных кораблях прошлого.

Многопалубный линейный корабль на протяжении трех столетий являлся основой боевой мощи парусных военных флотов мира. Со времен англо-голландских войн XVII века и до Ютландского сражения 1916 года исход войны на море решала артиллерийская дуэль, поэтому корабли выстраивались в линию так, чтобы во время залпа своих орудий быть повернутыми к противнику бортом, чтобы достичь максимальной мощи огня. Броненосцы также были предназначены для линейного боя. Во время морских сражений эти большие корабли с мощным вооружением, выстраивались в боевую линию, следуя в кильватерном строю.

Броненосцы и линкоры действовали в составе боевого соединения эскадры. Они предназначались для уничтожения кораблей противника и артиллерийской бомбардировки целей на побережье.

эскадренный броненосец «Петр Великий»

5 мая 1869 года на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге произошло знаменательное событие - для русского флота был заложен первый в Российской империи, да и в мире брустверно-башенный корабль. Он был спроектирован адмиралом Поповым. В Англии, которая тогда считалась владычицей морей, корабль нового типа «дредноут» был заложен на полгода позже.

Чем же отличался эскадренный броненосец «Петр Великий » от своих предшественников парусников и колесных пароходов. Во-первых, первый русский броненосец имел на вооружении две двухорудийные башни, калибр каждого орудия составлял 305 мм, а длина ствола достигала 30-ти калибров. Также в состав вооружения входили 14 артиллерийских орудий меньшего калибра и два торпедных аппарата. Толщина броневого пояса корабля и артиллерийской башни варьировалась от 203 до 365 мм. Корпус броненосца был выполнен из металла по специальной клетчатой системе. Корабль имел двойное дно и для обеспечения непотопляемости разделялся водонепроницаемыми переборками. Две паровые машины мощностью более 8000 л.с. помогали броненосцу развивать скорость хода до 14 узлов.

Технические характеристики эскадренного броненосца «Петр Великий»:

Длина - 98 м;

Ширина - 19 м;

Осадка - 8 м;

Водоизмещение - 10105 тонн;

Дальность плавания - 3600 миль;

Экипаж - 440 человек;

В России строительство броненосцев, которые стали предметом гордости и символом военной мощи государства велось с невиданным размахом. К началу XX века в составе русского императорского флота насчитывалось 17 тяжелых эскадренных броненосцев. Крупнейшими из них были «Петропавловск », «Цесаревич », «Ретвизан », «Пересвет », «Победа », «Полтава », «Севастополь », «Чесма » и «Император Николай I ».

броненосец «Полтава»

броненосец «Цесаревич»

броненосец «Ретвизан»

броненосец «Победа»

броненосец «Севастополь»

броненосец «Император Николай I»

броненосец «Пересвет»

С началом русско-японской войны связана одна из самых трагических страниц в истории русского флота. В ночь на 27 января 1904 года без объявления войны японские миноносцы напали на русские боевые корабли, стоящие на рейде Порт-Артура. В результате внезапной атаки из строя были выведены броненосцы «Ретвизан », «Цесаревич » и крейсер «Паллада ». Вскоре в Порт-Артур прибыл вице-адмирал Макаров один из выдающихся флотоводцев того времени. Он предпринял самые решительные меры для подготовки флота к активным боевым действиям, и 31 марта тихоокеанская эскадра вышла навстречу японскому флоту. Однако броненосец «Петропавловск», на котором находился адмирал Макаров, подорвался на японских минах и затонул. Адмирал погиб. Еще дважды русские корабли предпринимали вырваться из Порт-Артура во Владивосток и оба раза они заканчивались неудачей - эскадра погибла.

Японский флот в августе 1904 года высадил десант и приступил к осаде Порт-Артура. Спустя четыре месяц город был сдан. После гибели 1-й Тихоокеанской эскадры на базе Балтийского флота была сформирована 2-я эскадра Тихоокеанского флота. Ее возглавил вице-адмирал Зиновий Рожественский. В состав эскадры вошли около 30 кораблей, на вооружении которых находилось 228 артиллерийских орудий. Совершив полугодовой морской переход на Дальний Восток военные корабли подошли к островам Цусима, где их ждал японский флот адмирала Того. В его составе находилось около 120 боевых кораблей, на вооружении которых находилось свыше 900 артиллерийских орудий. Огневой мощью японский флот превосходил русскую эскадру в 4,5 раза. Исход предстоящего сражения был заранее предрешен. Подавляющее большинство русских военных кораблей погибли в бою с превосходящими силами противника.

Трагедией Порт-Артура и Цусимы заставили русских судостроителей пересмотреть концепцию строительства больших броненосных кораблей. В 1907 году в Российской империи была утверждена программа постройки четырех броненосцев нового типа - линейных кораблей. Было рассмотрено около 40 проектов судов, из них восемь от известных иностранных судостроительных заводов. В апреле 1907 года император Николай II одобрил один из четырех вариантов разработанный морским Адмиралтейством судостроительной программы. Ее целью являлось восполнение утраченного в ходе русско-японской войны корабельного состава. Предусматривалось строительство семи линкоров нового, так называемого дредноутского типа, сделав устаревшими все броненосцы .

Головным в серии дредноутов стал «Севастополь» водоизмещением 23000 тонн. На вооружении корабля находилось 12 орудий калибра 305 мм, 16 орудий калибра 120 мм, а также четыре торпедных аппарата. К началу Первой мировой войны было построено и введено в боевой состав флота еще три линкора этой серии - «Петропавловск », «Полтава » и «Гангут ». В дальнейшем было построено дополнительно три линкора модернизированной серии. В годы Первой и Второй мировых войн огневая мощь линкоров в основном использовалась для артиллерийской поддержки сухопутных войск на приморских направлениях.

6 июля 1902 года в России был спущен на воду эскадренный броненосец «Орел». Он был одним из последних кораблей данного типа. Его иностранные ровесники вскоре после введения в строй были сняты с вооружения по причине морального устаревания. «Орлу» повезло еще меньше – он попал в японский плен.

1. Россия

броненосец «Андрей Первозванный»

Строго говоря, самым мощным эскадренным броненосцем был «Андрей Первозванный». Но он поступил в состав Балтийского флота в 1912 году, когда уже вовсю шла эпоха дредноутов. И, по сути, уже не был никому особенно нужен. В 1924 году его передали в разделку на лом.

«Орел» же успел повоевать в русско-японской войне. И в 1902 году, в момент спуска на воду, на него возлагались большие надежды. Которые не оправдались отнюдь не по вине кораблестроителей.

«Орел» был одним из пяти эскадренных броненосцев серии «Бородино», заложенных в самом начале ХХ. века. При его создании были учтены характерные недостатки как отечественных, так и иностранных кораблей этого типа.

Броненосец имел высокий борт оптимальной формы, благодаря чему обладал прекрасной и низкой заметностью. Ярусное расположение орудий способствовало раннему обнаружению цели, ведению стрельбы с оптимальной дистанции и увеличению дальности стрельбы. При этом в любом секторе можно было вести огонь из 6-8 орудий. Оптимальная схема бронирования и использование крупповской брони позволили существенно повысить живучесть корабля. Так, в драматическом Цусимском сражении «Орел» получил 76 попаданий. Из них 5 – 305-мм снарядами, 2 – 254-мм, 9 – 203-мм, 39 – 152 мм. Но при этом не потерял плавучесть.

К еще одному существенному достоинству относилась высокая автоматизация корабля.

Вооружение «Орла» было для своего времени одним из лучших. Главный калибр представляли четыре 305-мм орудия. Имелись 12 пушек калибра 152-мм, 20 – 75-мм, 20 – 47-мм. Были также две 62-мм десантные пушки, а также 10 пулеметов «Максим», а также 4 торпедных 381-мм аппарата.

Суммарная мощность двух паровых машин равнялась 15800 л.с., скорость – 17,8 узлов. Экипаж состоял из 806 офицеров и матросов. Водоизмещение – 14400 тонн, длина – 121 метр.

2. Британия
«Лорд Нельсон»

Самым последним и самым мощным британским эскадренным броненосцем стал «Лорд Нельсон» спущенный на воду практически одновременно со вторым таким же кораблем «Агамемнон». Произошло это в сентябре 1906 года. А через два года броненосец был зачислен в королевский ВМФ.

«Лорд Нельсон» был спроектирован таким образом, чтобы повысить огневую мощь миноносцев-предшественников. Основной калибр был тем же самым – 305 мм. Но вспомогательная артиллерия была значительно усилена: вместо 152-мм орудий были использованы десять 234-миллиметровых. Также была существенно повышена бронезащита. Главный пояс, башни главного калибра и командная рубка имели 305-мм броню. По степени вертикальной защиты «Лорд Нельсон» был самым мощным кораблем не только британского, но и мирового флота начала прошлого века, превосходя даже первые дредноуты.

Наращивание корабельной артиллерии и защищенности корабля потребовало установки паровых машин мощностью 17,5 тыс. л.с. При этом достигалась скорость в 18,7 узлов.

«Лорд Нельсон» имел длину 135 м, ширину 24 м, осадку 8 м и полное водоизмещение 17800 тонн.

В этом броненосце впервые были использованы сплошные водонепроницаемые переборки в подводной части корабля. Связь между отсеками осуществлялась только в надводной части. Что снижало риск распространения затопления за пределы пробитого в бою отсека.

До Первой мировой войны броненосец находился в составе Флота митрополии, неся боевое дежурство вблизи территориальных вод Королевства. В 1915 году был переведен в Средиземное море, где принял участие в Дарданелльской операции. А в 1920 году в связи с устареванием был выведен из состава флота и продан на слом.

3. Япония
броненосец «Аки»

Если бы Япония не поиздержалась в ходе русско-японской войны, то броненосец «Аки», спущенный на воду в 1907 году, затмил по мощи знаменитый британский линкор «Дредноут». В соответствии с проектом, который пришлось скорректировать, на нем было бы установлено двенадцать 305-мм орудий. Установили лишь четыре. Но и в таком качестве он стал одним из мощнейших в мире кораблей своего класса.

Длина «Аки» равнялась 152 м, ширина 25 м, водоизмещение 20 тыс. т. Паровая машина развивала мощность 24 тыс. л.с. Обеспечивая этой махине скорость в 20 узлов.

Впечатляла и вспомогательная артиллерия, имевшая двенадцать 254-мм орудий.

Во время Первой мировой войны «Аки» в военных действиях участия не принимал. А в 1922 году в соответствии с Договором Пяти Держав (США, Италия, Франция, Великобритания и Япония) об ограничении морских вооружений броненосец превратили в плавучую мишень. И в 1924 году «Аки» был потоплен во время испытаний новых бронебойных снарядов.

4. Франция
Французский «Дантон»

Французский «Дантон» стал первым в серии из шести эскадренных броненосцев, в которую также вошли «Вольтер», «Дидро», «Кондорсэ», «Мирабо» и «Верньо». Все они были введены в строй летом 1911 года. Но, как и суждено было последним броненосцам, прослужили недолго в связи с наступлением эпохи дредноутов.

По скорострельности «Дантон» превосходил британский «Дредноут». За 10 минут он выпускал 200 тяжелых снарядов общим весом в 60960 кг. «Британец» же – лишь 120 снарядов общим весом 46320 кг. Это достигалось за счет использования двенадцати 240-мм орудий, которые имели рекордную по тем временам скорострельность: в минуту такое орудие выпускало два 220-килограммовых снаряда. Правда, на больших дистанциях это преимущество нивелировалось из-за снижения точности огня.

При солидных габаритах (длина – 146 м), высокой мощности 4-х турбинной силовой установки (22,5 тыс. л.с.) и развитой артиллерии, имевшей 4 калибра, экипаж состоял всего лишь из 680 человек.

«Дантон» и пятеро его «братьев» принимали активное участие в сражениях Первой мировой войны. «Вольтер» был поражен двумя торпедами, но остался на плаву. И прослужил в ВМФ Франции до 1935 года. «Дантон» же был потоплен немецкой подводной лодкой в марте 1917 года.

5. Австро-Венгрия
броненосец «Радецкий»

Германия по части создания броненосцев не блеснула. Ее «Дойчланд», имевший четыре 280-мм орудия и четырнадцать 170-мм, по огневой мощи был вполне посредственным кораблем. Заслуживала уважения разве что его бронезащита.

А вот соседняя Австро-Венгрия построила три броненосца семейства «Радецкий», конкурировавших с лучшими зарубежными кораблями этого типа. Так, например, огневая мощь вспомогательного калибра «Радецкого» уступала лишь мощности промежуточной артиллерии французского «Дантона».

Уникальная особенность конструкции заключалась в наличии бронированного двойного дна. Это должно было повысить защиту корабля от подводных взрывов.

По замыслу главного конструктора «Радецкий», заложенный в 1907 году, должен был обладать рядом параметров корабля дредноутного типа. Однако для реализации этой затеи необходимо было перестраивать доки. Правительство сильно торопилось, в связи с чем было предложено немедленно начать строительство корабля облегченного варианта. А этих вариантов более чем хватало: «Радецкий» был построен по четвертому из пяти разработанных проектных вариантов.

Получился не самый крупный в мире броненосец, имеющий длину 138 м, ширину 24 м, водоизмещение 15 тыс. т. Но обладающий прекрасными огневыми качествами. Орудия главного 305-мм калибра, спроектированные и изготовленные на заводе «Шкода», делали три первых выстрела за минуту. Затем, при подачи снарядов из погреба, — 2 выстрела. Вспомогательный 240-мм калибр имел скорострельность 2,5 выстрела в минуту.

Во время Первой мировой войны «Радецкий» и два его «брата-близнеца» — «Эрцгерцог Франц Фердинанд» и «Зриньи» — участвовали в обстреле итальянского побережья. После поражения в войне перешли к Италии, где в 1920 году были проданы на слом.

Линкоры господствовали на море более трехсот лет, достигнув пика своего совершенства во время Второй мировой войны. Наличие линкоров в веке XX было сродни обладанию ядерным оружием в XXI. В этих морских левиафанах воплощались самые передовые конструкторские идеи. Мощные и дорогостоящие корабли в условиях безудержной гонки вооружений устаревали буквально за три-четыре года, и их серийная постройка становилась чрезвычайно обременительной даже для самых богатых стран.

Но, вопреки всем ожиданиям, их жизнь слишком коротка. Стальные гиганты не смогли устоять перед авиацией, превосходившей корабельную артиллерию и по дальности действия, и по способности поражать линкоры в самые уязвимые места. Но перед тем как уйти на задворки истории, эти гиганты смогли громко хлопнуть дверью, вписав свои имена в пантеон морской славы.

"Адмирал граф Шпее" (12 100 тонн)

Этот корабль стал врагом Британии номер 1 и объектом охоты для самого мощного военного флота в мире. После Первой мировой войны немецкий флот стал жертвой ограничений тоннажа и вооружения своих кораблей согласно условиям Версальского договора. Однако благодаря гению немецких инженеров удалось превратить жертву в охотника посредством создания нового класса кораблей – "карманных линкоров" типа "Дойчланд", вооруженных, как линкор, но обладающих скоростью хода, как крейсер.
Всего было построено три таких корабля, "Адмирал граф Шпее" был последним в серии и самым технически совершенным. Корабль настолько понравился Гитлеру, что тот лично создал эскиз бронзового орла, ставшего эмблемой линкора (прежде чем стать диктатором, Гитлер был художником).

"Адмирал графе Шпее" был неплохо защищен – с учетом внутренней переборки толщина вертикальной защиты достигла 140 мм (100+40), что должно было защитить крейсер от 152-мм, а на определенных дистанциях - от 203-мм снарядов. Была усилена также горизонтальная защита, площадь броневой палубы стала больше, а над погребами боеприпасов достигал толщины 70 мм. Общий вес бронирования корабля составил 3000 тонн – 25% стандартного водоизмещения (12 100 тонн). Другой козырной картой немецкого графа была уникальная для того времени силовая установка. Впервые на столь крупных кораблях установили дизели в качестве единственного типа двигателя. Дизелей было 8, модели M-9Zu42/58, 9-цилиндровых, с максимальной мощностью по 7100 л.с. при 450 об./мин. (максимальная продолжительная мощность 6655 л.с.), и 4 вспомогательных, модели M-5Z42/58, 5-цилиндровых, с максимальной мощностью 1450 л. с. при 425 об./мин. Недостатки этих двигателей, такие как шумность и вибрация, с лихвой перекрывались огромной дальностью плавания. Также такая двигательная установка позволяла набрать полный ход в считанные минуты. Паротурбинным кораблям противника для этого требовалось от 30 минут до часа.

Система управления огнем "Адмирала графа Шпее" была одной из самых совершенных на то время и позволяла вести огонь с исключительной точностью. Новая 283-мм пушка (немцы официально называли ее "28 см", и поэтому в литературе она часто значится как 280-мм) с длиной ствола в 52 калибра и углом возвышения в 40 могла стрелять 300-килограммовыми снарядами на расстояние 42,5 км. Всего "карманный линкор" располагал шестью такими орудиями, которым ассистировали 6 - 150-мм, 8 - 37-мм и 12 - 20-мм зенитных автоматов и 8 торпедных установок калибра 533 мм. Также на корабле базировалось два гидросамолета Arado 96.

Гибель: 13 декабря 1939 года около 6 часов утра "Адмирал граф Шпее" столкнулся с эскадрой английских крейсеров - тяжелым "Эксетер", легкими крейсерами "Аякс" и "Ахиллес". В ходе боя "Адмирал граф Шпее" практически уничтожил "Эксетер" и серьезно повредил два других крейсера. Хотя повреждения "Адмирала графа Шпее" оказались не очень велики, корабль зашел в порт Монтевидео для ремонта, но правительство Уругвая, зависящее от англичан, дало только три дня на ремонт корабля. Этого было мало, и капитан решил затопить линкор, хотя у него были все шансы на победу. Командир "карманного линкора" Hans Langsdorff взял на себя всю ответственность за потерю корабля, а южноамериканские газеты назвали его трусом. Немцы были того же мнения.

"Бисмарк" (50 900 тонн)

Следующий линкор, о котором нельзя не рассказать, конечно же, "Бисмарк". При его постройке немцы решили проигнорировать версальские соглашения. И сделали по-настоящему отличный корабль, лучший в мире линкор, как считают некоторые эксперты. В нем было ощущение невероятной мощи – конструкторы смогли уместить на "Бисмарке" невероятное количество оружия. Корабль был вооружен восемью 380-мм и двенадцатью 150-мм орудиями, шестнадцатью 105-мм зенитками, шестнадцатью 37-мм и двенадцатью 20-мм автоматами, 2 торпедными аппаратами.

Под стать вооружению была и защита – броня главного пояса составляла 320 мм, верхнего пояса 145 мм, носа и кормы 80 мм, башни главного калибра от 180 до 360 мм, боевой рубки - 350 мм. Конструкция днища была специально спроектирована и обеспечивала высокую противоторпедную защиту, а мощные броневые палубы защищали от артиллерийского огня и бомбардировок. При выбранной толщине броня могла выдерживать прямое попадание снаряда 380-мм калибра с расстояния 20-30 км, и взрыв торпеды с весом заряда 250 кг ТНТ (тринитротолуол). Однако такой гигант не был неповоротливым – он мог развивать скорость в 30,1 узла, это был один из лучших показателей в мире для таких кораблей. Также на линкоре базировалось 6 разведывательных гидросамолетов, которые запускали специальной катапультой.

"Бисмарк" был грозным противником и смог это доказать на море, когда на его перехват вышли линкоры Королевского Британского флота Hood (41 600 тонн) и "Принц Уэльский" (43 786 тонн). Hood выпустил шесть залпов по "Бисмарку", после чего немецкий линкор накрыл англичанина ответным залпом главного калибра с дистанции 18 км. После попадания 800 кг снарядов мощный взрыв разорвал Hood пополам. Британцы были в шоке, они не верили, что гордость их флота может потонуть. Дело было не в потере одного военного корабля - как будто вся империя потерпела поражение. "Принц Уэльский" поспешил выйти из боя под дымовой завесой, получив семь попаданий.

Гибель: Черчилль был в ярости и приказал отправить четыре линкора и два авианосца на потопление "Бисмарка". Последний мог с легкостью уйти от противника, но в судьбу немецкого гиганта ввязался "случай". После атаки самолетов-торпедоносцев одна из торпед повредила винты и заклинила руль. "Бисмарк" не только потерял ход, но и управление. Он не мог вести точный огонь по противнику, поэтому английские линкоры, не боясь, подошли к неуправляемому немцу и расстреляли его практически в упор. "Бисмарк" погиб, но так и не сдался – линкор ушел под воду с поднятым флагом.


"Ямато" (72 810 тонн)

Этот корабль можно вполне назвать сверхлинкором. Размеры "Ямато" поражают: длина – 263 метра! Ширина около 37 метров, высота – 39 м. Водоизмещение – 72 810 тонн. Каждое из девяти его орудий главного 460-мм калибра весило по 2820 т и было способно отправить почти полуторатонные снаряды на расстояние в 45 километров. Огневую мощь дополняли шесть 155-мм, восемнадцать 127-мм и пятнадцать 25-мм орудий.

Корабль имел весьма совершенную систему управления огнем главного калибра тип 98, которая состояла из двух электромеханических вычислителей-компьютеров. Защищен был корабль лучше, чем все другие линкоры за всю историю кораблестроения. Толщина бортового броневого пояса составляла 410 мм. Наиболее мощно была защищена боевая рубка. Толщина ее стенок составляла 500 мм, крыши – 200 мм, пола – 75 мм, а идущая к ней от главной палубы цилиндрическая шахта имела толщину стенок 300 мм. Главный пост управления огнем защищали 150-мм плиты. Правда, нужно отметить, что за исключением румпельных отделений и палубной брони в оконечностях, броневая защита ограничивалась цитаделью, занимавшей всего 54% от длины корабля по ватерлинии.

Японское командование так сильно берегло "Ямато" и однотипный ему "Мусаси", что за все время войны им так и не удалось встретиться на море с вражескими линкорами. Японские моряки печально шутили по этому поводу: "В мире есть три самые большие и бесполезные вещи - это пирамида Хеопса, Великая Китайская стена и линкор "Ямато".
Гибель: седьмого апреля, начиная с полудня, "Ямато" подвергся атаке американской авиации с палуб пяти авианосцев одновременно (всего 227 машин).

Линкор устоял, а вот японская авиация не выдержала, оставив левиафана без прикрытия с воздуха. Вторая волна американских самолетов добила гиганта – в "Ямато" попало пять торпед и шесть авиабомб. После чего в 14.23 взорвался носовой погреб (500 тонн взрывчатки), пламя поднялось в воздух на 2 км. Дым от взрыва был похож на ядерный гриб высотой 6 км. Потери американцев –10 самолетов и 12 летчиков.

"Миссури" (57 000 тонн)

Этот корабль можно назвать последним линкором XX столетия. "Миссури" был спущен на воду 29 января 1944 года и на протяжении пятидесяти лет был символом военно-морской мощи США. На его борту 2 сентября 1945 года в 9.02 по токийскому времени был подписан Акт о капитуляции Японии.

В ходе постройки "Миссури" особое внимание было уделено защите его башенных орудий и погребов с боеприпасами. Самая толстая броня имела толщину 15 см, а два огромных пояса вдоль сторон линкора располагались под углом внутрь корабля, что обеспечивало защиту, равную 34 см стали. Листы обшивки, которые смыкались вместе, составляли вес до 50 тонн каждый.

Вооружен американец был более чем достаточно – каждая орудийная башня линкора "Миссури" (2 носовые, 1 кормовая) имела три 406-мм орудия, самые мощные из всех, что когда-либо устанавливались на военных кораблях ВМС США. 406-мм снаряд имел невысокую начальную скорость – всего 700 м/с, но огромный вес – 1220 кг! При таких баллистических характеристиках попадания сверху через палубу вражеского корабля на больших дистанциях могли стать фатальными: от них защищала только 10-дюймовая броня, позволительная разве что для японских сверхгигантов типа "Ямато".

Последний раз главный калибр линкора "Миссури" сказал свое слово в Персидском заливе в 1991 году, когда дополнил боевой арсенал коалиции во время Кувейтской операции "Буря в пустыне". А до этого корабль в 1980-е годы прошел модернизацию, получив стратегическое оружие – крылатые ракеты "Томагавк", а также противокорабельные ракеты "Гарпун", автоматизированные зенитные артиллерийские комплексы "Вулкан-Фаланкс", современное радиоэлектронное оборудование и средства радиоэлектронной борьбы. И все же эксплуатация такого гиганта была непозволительной роскошью для американцев.

Поэтому 21 марта 1992 года линкор "Миссури" направился в родной порт. Вскоре дни корабля были сочтены, но он совершил еще один символический церемониальный вояж. Линкор вернулся в Перл-Харбор, чтобы побывать на месте, где Япония втянула США во Вторую мировую войну. Для мощного боевого корабля USS Missouri – символа всех линкоров Второй мировой войны – это было путешествие назад во времени.

31 марта 1992 года на верфи в порту Лонг-Бич оборудование линкора было демонтировано. Последний линкор XX столетия был выведен из строя. А 4 мая 1998 года передан в музей Перл-Харбора.

Небольшая обзорная статья о самых могучих боевых кораблях 20 столетия.


1. Авианосцы типа «Нимитц»
Серия из 10 атомных авианосцев, общим водоизмещением 100 000 тонн. Самые крупные военные корабли в истории человечества. Последние события в Югославии и Ираке показали, что корабли этого типа способны стереть с лица земли не самые маленькие страны за считанные дни, в то время как сами «Нимитцы» останутся невосприимчивы к любому противокорабельному оружию, за исключением ядерных зарядов.
В настоящий момент «Нимитцы» являются полноправными хозяевами Мирового океана. Регулярно проходя модернизацию, они останутся в действующем составе флота до середины ХХI века.


2. Линкоры типа «Айова»
Эталон линейного корабля. Создателям «Айов» удалось найти оптимальное сочетание огневой мощи, скорости и защищенности.

9 орудий калибра 406 мм
Основной бронепояс – 310 мм
Скорость хода – свыше 33 узлов.

4 линкора этого типа успели принять участие во Второй Мировой войне, войне в Корее, войне во Вьетнаме. Затем наступила долгая передышка. В это время шла активная модернизация кораблей, были установлены современные ЗРК, 32 «Томагавка» еще больше усилили ударный потенциал линкоров. Полный комплект артиллерийских стволов и бронирования оставили без изменений.
Сейчас «Айовы» выведены из боевого состава флота. Их ремонт и модернизация признаны нецелесообразным, линкоры за полвека полностью выработали свой ресурс. Три из них превращены в музеи, четвертый – «Висконсин», до сих пор тихо ржавеет в составе «Резервного флота».


3. Эсминцы типа «Орли Берк»
На 2012 год в составе ВМС США находится 61 Иджис-эсминец, каждый год флот получает еще по 2-3 новые единицы. Вместе со своими клонами - японскими эсминцами УРО типа «Атаго» и «Конго», "Орли Берк " является самым массовым в истории боевым кораблем с водоизмещением свыше 5 000 тонн.
Самые совершенные на сегодняшний день эскадренные миноносцы способны наносить удары по любым наземным и надводным целям, бороться с подводными лодками, самолетами и крылатыми ракетами, и даже обстреливать космические спутники.
Комплекс вооружений эсминца включает в себя 90 вертикальных пусковых установок, из них – 7 «длинных» модулей, что позволяет разместить до 56 крылатых ракет «Томагавк».


4. «Дредноут»
Построенный всего за 1 год огромный корабль, полным водоизмещением 21 000 тонн, произвел революцию в мировом кораблестроении. Один залп HMS "Deadnought" был равен залпу всей эскадры броненосцев времен Русско-Японской войны. Поршневая паровая машина впервые была заменена на турбину.
Единственную победу «Дредноут» одержал 18 марта 1915 года, возвращаясь вместе с эскадрой линкоров на базу. Получив с линкора «Мальборо» сообщение о находящейся в зоне видимости подводной лодке, он протаранил её. За эту победу капитан «Дредноута», позволивший себе вывалиться из кильваторного строя, получил с флагманского корабля высшее одобрение, которое только может получить капитан HMS на английском флоте: « Хорошо сделано».


5. Авианосцы типа «Эссекс»
24 ударных авианосца этого типа стали становым хребтом ВМС США в годы войны. Активно участвовали во всех боевых операциях на Тихоокеанском театре военных действий, прошли миллионы миль, были лакомой целью для камикадзе, но, тем не менее, ни один из «Эссексов» не был потерян в боях.
Огромные для своего времени корабли (полное водоизмещение – 36 000 тонн) имели на своих палубах мощное авиакрыло, что делало их господствующей силой на Тихом океане.
После войны многие из них прошли модернизацию, получили угловую палубу (тип «Орискани») и оставались в действующем составе флота до середины 70-х годов.

Двадцатый век по праву считается золотым периодом для кораблестроения. Мощнейшие, гигантские плавучие города, начиненные новейшим вооружением и ядерным реактором, могут в течение десятилетий существовать в автономном режиме. Основным оружием становятся баллистические ракеты, выпущенные с морской авиации или корабля. Такую технику не остановит даже самая толстая бронь. Основным способом защиты становятся системы противовоздушной обороны. После окончания Второй мировой войны расстановка сил на планете меняется. США уходят далеко вперед от всех остальных морских держав. А начиналось столетие со знаменитых броненосцев и революционных дредноутов.

Самый сильный корабль в начале 20 века

Броненосцы, получившие свое распространение в последние десятилетия 19 века, считались мощнейшими кораблями в мире. Как и их предшественники – деревянные парусные линкоры, они действовали в составе боевого соединения – эскадры. Во время сражения морские гиганты выстраивались в линию так, чтобы в момент залпа орудий быть повернутыми бортом к противнику. Такая тактика была необходима для достижения максимальной огневой мощи.

Русско-Японская война – оборона Порт-Артура, Цусимское сражение

После проведения реформ в Японии – Реставрации Мэйдзи, Страна Восходящего Солнца начала проводить агрессивную внешнюю политику, которая затронула и Россию. Николай II уделял много внимания Дальнему Востоку, укрепление своих границ было главной задачей российского царя. Япония же искала повод для начала военных действий.

Для базирования тихоокеанского флота необходимо найти незамерзающий порт. На российских границах такой территории не было. Поэтому в 1898 году было подписано соглашение, согласно которому китайский Порт-Артур предоставлялся России в аренду сроком на 25 лет. Первая тихоокеанская эскадра, в составе которой были знаменитые броненосцы «Петропавловск», «Полтава» и «Севастополь». Японская армия негативно отреагировала на такое соседство.

Русские боевые корабли, отправленные в Порт-Артур, имели длину 112 м, водоизмещение 11,5 тысяч тонн. Скорость достигала 16,5 узла. Автономность плавания – 3 750 морских миль. Главный броневой пояс был обшит 368-мм сталью, основное вооружение – 254-мм плитами. Вооружение включало 4 305-мм пушки, 12 152-мм техники, 12 47-мм оружий, а также 6 торпедных аппаратов, включающих до 50 мин.

В январе 1904 года произошла внезапная атака на Порт-Артур со стороны Японского флота. Из строя было выведено несколько русских кораблей, через 3 месяца Россия выдвинула оставшиеся судна в море, но проиграла сражение.

После гибели всей первой тихоокеанской эскадры Балтийский флот сформировал вторую и отправил ее к восточным границам. Поход занял полгода. В 1905 году вблизи острова Цусима 30 российских кораблей поджидало более 120 единиц Японского императорского флота. Исход был предрешен. Россия потеряла значительную часть броненосцев.

Дредноут (1906) – Великобритания

Новый британский линкор « » (HMS Dreadnought), построенный в 1906 году в Великобритании, стал родоначальником нового класса кораблей, названных в его честь. Своим появлением он мгновенно сделал устаревшими все действующие броненосцы. Огромное мощнейшее судно являлось самым сложным техническим устройством своего времени.

«Беллерофон» 1907 год

Главный калибр состоял из 305-мм пушек, которые располагались парами на 5 башнях. Средний калибр не был даже включен в состав вооружения корабля. Выполнялся новый принцип, звучащий как «all-big-gun» – «только большие пушки».

Все последующие линкоры, придерживающиеся этого правила, назывались дредноутами. Страны, претендующие на звание сильных морских держав, стремились иметь в распоряжении хотя бы один такой корабль. Лидерами выступали Англия и США. Россия также участвовала в гонке вооружений – в ее составе находилось 4 дредноута, головным кораблем выступал «Севастополь».

Новые технологии военного флота

Развитие артиллерии позволило продолжать гонку производства дредноутов в начале 20 века. Позднее скорострельные большие пушки стали применяться и на других боевых кораблях, а также в качестве береговой обороны.

Огромные тяжелые установки, расположенные на палубе, позволяли осуществлять выстрелы из пушек большого калибра. Самыми мощными были японские 460-мм орудия Типа 94, установленные на линкорах «Ямато» времен Второй мировой войны.

Вместе с размером артиллерии важным показателем была скорострельность. Советская установка АК-130 осуществляет до 45 выстрелов в минуту. С 1985 года она состояла на вооружении эсминцев проекта 956.

Палубная авиация – реактивные самолеты

В годы Первой мировой войны находилась в зачаточном состоянии. В качестве техники использовались гидросамолеты. Проводились первые испытания, в дальнейшем разрабатывались механизмы для взлета и посадки самолета на палубу движущегося корабля. Вторая мировая война уже активно использовала данный вид вооружения. Боевая авиация показала свое превосходство над всеми остальными видами морской техники.

Появление реактивных самолетов ускорило процесс создания морских платформ в лице авианосцев. Большинство крупных морских стран начали проектировать гигантские судна нового типа.

Ракетное вооружение

На каждый вид нового оружия необходимо было искать противодействие. Когда стало понятно, что пушки не работают против самолетов, началась разработка ракетного вооружения. Страны, входящие в состав НАТО, выдвинули идею начать «ракетную войну в море». Так, со второй половины 20 века началась разработка новых видов техники, которые разделяли на 3 группы:

  • Система зенитного управляемого ракетного оружия (ЗУРО);
  • Управляемое ракетное оружие (УРО);
  • Противолодочное управляемое ракетное оружие (ПЛУРО).

Система ПВО и ПРО

Появление ЗУРО, УРО и ПЛУРО в одной стране вело к созданию аналогичных устройств в других государствах. Необходимо было искать методы защиты от агрессивной техники. Так появилась система Противоракетной обороны (ПРО). Для обеспечения безопасности со стороны воздуха использовались установки противовоздушной обороны (ПВО).

Морские мины

Получили свое распространение в годы Первой и Второй мировых войн. Они устанавливались в местах наиболее вероятного прохождения противника. Боевое судно, в том числе незаметная вражеская подводная лодка, являлись целью морских мин. Для их расстановки применяли специальные корабли, называемые тральщиками. Позднее были разработаны торпедные аппараты, которые имели возможность устанавливать минные заграждения.

Атомный реактор

Использование атомных реакторов на военных кораблях стало очередным рывком в сфере военно-морского флота. Ядерная корабельная энергетическая установка обеспечивала движение боевой единицы, а также функционирование всех электрических и паровых устройств.

  • В 1954 году США построили первый в мире корабль с атомным реактором на борту. Им стала подводная лодка «Наутилус».
  • В 1958 году СССР ответил на американский вызов, введя в строй атомную субмарину «Ленинский комсомол».
  • В 1961 году США получили на вооружение первый военный надводный атомоход – ракетный крейсер «Лонг Бич».
  • В этом же 1961 году США стали обладателями первого в мире атомного авианосца «Энтерпрайз». Все последующие американские авианосцы оснащались атомным реактором.
  • В 1980 году СССР поставил на вооружение свой первый военный атомоход – крейсер «Киров». Гражданский атомный ледокол «Ленин» начал свою службу в далеком 1959 году.

Беспилотники

В конце 80-х годов 20 века США первыми начали применять тактические беспилотные летательные аппараты (БЛА). Впервые они были использованы в 1990 году во время операции «Буря в пустыне».

Позже начали создаваться беспилотники, движущиеся по воде, под водой и гибридные образцы. Такие устройства выполняют различные боевые задачи, при этом отсутствует риск гибели человека, управляющего данным вооружением. Дальнейшее развитие техники продолжилось в следующем 21 веке.

Конструкции боевых кораблей 20 века

Линкоры – Дредноуты

Все линкоры, построенные после появления британского «Дредноута», придерживались правила «all-big-gun». Это значит, что основное вооружение имело один калибр – самый большой из возможных. При этом, чем большую огневую мощь выдавал корабль, тем более защищенным он должен быть – ведь противник обязательно будет стремиться оснастить свои судна как минимум аналогичным вооружением. Следовательно, бронирование дредноута должно выдерживать собственный вид орудий.

Страны, претендующие на звание лидеров морских держав, имели в распоряжении хотя бы один такой корабль. Началась так называемая «дредноутная лихорадка».

Америка имела достаточно средств для постройки большого количества мощных кораблей. Начиная строительство нового класса судов одновременно с главной морской державой – Великобританией, она получила шанс сравняться по мощности. Новый Свет не упустил этой возможности, в результате чего в 20 веке он стал новым властелином морей.

Россия также участвовала в гонке вооружений – в ее составе находилось 4 дредноута, головным кораблем выступал «Севастополь».

Авианосцы

После внедрения морской авиации логичным продолжением развития дредноута стал авианосец. Они имели еще больший размер. На борту базировались десятки самолетов, необходима была площадка для взлета и посадки воздушных судов. Для обслуживания гигантских плавучих городов требовалось до 5000 человек.

Развитие ядерных установок позволило увеличить автономность плавания до десятков лет, необходимо было только своевременно пополнять провиант. Такая огромная машина была слишком заметна в океане, а значит уязвима. никогда не идет в поход в одиночестве. Рядом с ним всегда находятся десятки сопровождающих боевых кораблей, в том числе незаметные субмарины.

Авианосец Зейдлиц (Seydlitz) – 1943 год

Мощность авианосцев определяют по следующим показателям:

  • Вид и количество авиационного вооружения;
  • Количество осуществляемых взлетов и посадок за определенный промежуток времени;
  • Оперативная подготовка авиации для выполнения боевых задач;
  • Длительная автономность плавания, при необходимости удобство дозаправки в открытом море.

Бесспорным лидером по числу и мощности авианосцев выступали США. Все остальные страны находились далеко позади.

Битва авианосцев в Коралловом море (1942)

Одним из самых значимых боев между авианосцами можно назвать сражение в Коралловом море между флотом Японии с одной стороны и США с Австралией с другой. Это была первая в мире битва, когда ВМС противоборствующих стран не видели друг друга. С кораблей не был выпущен ни один снаряд. Бой осуществлялся при помощи авиации.

Схватка длилась 4 суток. За этот период было потоплено по одному авианосцу с каждой стороны. Кроме того, Императорский флот потерял 92 самолета, Союзнические силы – 69. Произошло первое стратегическое поражение Японии в годы Второй мировой войны.

Подводные лодки

Первые попытки создания подводных лодок начались еще в 19 веке. Свое распространение они получили в годы мировых войн. Незаметные для надводных судов субмарины подплывали к транспортникам или вражеским боевым единицам и атаковали.

Развитие подлодок стало еще одной причиной, по которой дредноуты стали уязвимыми. Неся в себе самое опасное вооружение, они являлись главной целью противника. Неудивительно, что все подводные корабли в первую очередь пытались устранить линкоры.

Использование атомных реакторов позволило субмаринам в течение многих месяцев находиться под толщей воды и продолжать изучение территории, не оповещая об этом противника.

Проект 941 «Акула» (1980) – СССР

Самой большой подводной лодкой в мире, построенной в 20 веке, считается советская атомная субмарина «Акула». На XXVI съезде КПСС Брежнев намерено называл ее «Тайфун», таким образом он хотел запутать американцев. Полное водоизмещение составляло рекордные 48 000 тонн, длина 172 метра.

Проект К-222 «Золотая рыбка» (1968) – СССР

Самая скоростная субмарина была также построена в СССР. Свое неофициальное имя подлодка получила вследствие дорогой стоимости. На испытаниях в 1970 году корабль показал скорость в подводном положении, равную 44,7 узла, что являлось самым высоким показателем в мире. Ни одна торпеда, существовавшая в те годы, не могла догнать советскую машину.

Тип «Огайо» (1981) – США

В 1981 году в строй вошла первая атомная подводная лодка в мире, на вооружении которой находились баллистические ракеты. До 1997 года на службу заступили еще 17 аналогов.

Эсминцы

Появление новых видов вооружения требовало создания универсальной и скоростной боевой единицы, способной защищать громоздкие дредноуты (а позднее авианосцы), выполнять разведывательные функции, сопровождать грузы, обеспечивать противовоздушную оборону, при необходимости расставлять минные заграждения. Таким многоцелевым судном стал эскадренный миноносец.

Эсминец типа «Арли Берк» (1989)

Эсминец « » стал первым кораблем из одноименной серии, выпускающейся в США до настоящего времени. Спуск на воду был осуществлен в 1989 году. На борту судна находилось самое современное тактическое ударное и ракетное вооружение систем класса «корабль-воздух» и «корабль-корабль».

Самый сильный корабль в конце века

20 век – век развития технологий и появления ядерного вооружения. Наряду с созданием технических новинок проектировались огромные грозные корабли, несущие в себе смертоносные орудия. Главным достижением ушедшего столетия стало появление атомного реактора и использование морской авиации. Авианосцы и атомные подводные лодки стали опасными инструментами, способными уничтожить целые города.

Авианосцы типа «Нимиц» – США

С 1975 года до конца 20 столетия американские военно-морские силы приняли на вооружение 8 авианосцев типа «Нимиц». Еще 2 были построены в 21 веке. Данная боевая единица является самой большой по водоизмещению – свыше 100 тысяч тонн. Два атомных реактора позволяют проводить в океане десятки лет. Для обслуживания одного корабля требуется экипаж, состоящий из 3 200 человек, еще 2 800 необходимо для обеспечения работы авиации.

  • Судно участвовало в операции «Орлиный коготь». В 1980 году с авианосца «Нимиц», находящегося у берегов Ирана, были отправлены 8 вертолетов с солдатами специального назначения на борту. Они должны были освободить американцев, которых удерживали экстремисты в здании посольства США в Тегеране. Кампания не задалась с самого начала. Заложников освободить не удалось.
  • В 1981 году при посадке самолета EA-6B Prowler произошла авария, в результате которой погибло 14 человек, еще 45 было ранено.
  • В 1991 году «Нимиц» принимал участие в операции «Буря в пустыне».

Морские державы в 20 веке

Флот США 20 века

В конце 19 века военно-морские силы начали активно наращивать потенциал. В числе первых они вступили в гонку вооружений, строя броненосцы, а затем дредноуты. Участие во Второй мировой войне показало превосходство американских судов над всеми остальными.

Америка стала инициатором создания НАТО, получив поддержку со стороны многих стран-лидеров. Годы холодной войны и периода запугивания социалистических стран во главе с СССР способствовали дальнейшему развитию вооружения. В результате произведенных усилий США ушли далеко вперед от господствующей в океане в 19 веке Великобритании. Основным конкурентом оставался Советский Союз. Но по ряду кораблей, например, авианосцев, никто не мог догнать американский флот. И это не случайно, Америка расположена вдалеке от территорий, где происходят основные мировые события. Следовательно, ей необходимо иметь огромную автономную плавучую базу, с которой будут совершаться вылеты. Борясь с засекреченным СССР, США пытались незаметно подобраться к его границам. Необходимо было развивать подводное кораблестроение.

Флот России 20 века

В 20 век для был самым сложным периодом. Участие в двух мировых войнах, а перед этим война с Японией подорвала российский флот. Вместе с этим происходили внутренние глобальные перемены. Смена управления в 1917 году и изменение политического режима приостановили строительство некоторых видов кораблей. Со второй половины 20 века проектировка новейшего вооружения была возобновлена. Но последующая перестройка и развал Союза вновь остановили развитие флота.

Несмотря на это, СССР и Россия в течение всего столетия входили в пятерку сильнейших военно-морских стран мира. Они были единственной страной, способной сдерживать агрессивную политику США. На появление новых американских субмарин или других кораблей они тут же отвечали аналогичным судном собственного производства. Лишь авианосная группа кораблей не могла конкурировать с главным соперником. Такое положение было обусловлено нежеланием строить хоть и мощные, но в то же время самые уязвимые корабли в мире. Наибольшее внимание уделялось подводным лодкам, несущим в себе самое современное вооружение.

Флот Британии 20 века

Создание «Дредноута» стало самым запоминающимся в 20 веке для . В дальнейшем она внесла большой вклад в усовершенствование нового класса кораблей. С началом Второй мировой войны строительство огромных боевых судов приостановили. Необходимо было сдерживать немецкие субмарины, для этого не нужны новые морские монстры – авианосцы.

В послевоенные годы адмиралтейство отдавало предпочтение боевым единицам с атомным реактором. Они были более быстроходны и автономны. Являясь членом НАТО, Англия участвовала в холодной войне на стороне США. СССР считался потенциальным врагом. Для сдерживания возможной агрессии со стороны Северной Атлантики проектировались корабли, способные функционировать в условиях вечной мерзлоты.

Флот Германии 20 века

Агрессивная политика в первой половине 20 века привела к двум мировым войнам. Всемирная дредноутная лихорадка охватила и Пруссию. Всего было построено 19 кораблей, способных на равных сражаться с аналогичными судами противника. После 30-х годов флот ежегодно пополнялся эскадренными миноносцами и подводными лодками. Шла усиленная подготовка к новым сражениям. Первые столкновения показали, что легко не будет. Начатое строительство авианосцев было заморожено.

После поражения одна часть Германии находилась под контролем НАТО, во второй базировалась армия СССР. О создании собственного мощного флота не приходилось и мечтать. Лишь в последние годы 20 века страна смогла объединиться и практически с нуля нарастить военно-морские силы.

Флот Японии 20 века

Удивительно быстро Япония смогла войти в число стран, имеющих мощный военно-морской флот. Проведенные в 19 веке реформы полностью поменяли риторику японцев. Их агрессивные действия вылились в войны: сначала с Китаем, затем с СССР, а после этого с половиной мира. Поражение в 1945 году поставило точку. С этого момента Стране Восходящего Солнца запрещено было иметь флот. Лишь в конце 20 века она начала восстанавливать утраченную мощь, но в рамках существующих ограничений.

Флот Франции 20 века

Продолжала соперничать с ведущими морскими державами по количеству и огневой мощи кораблей. В числе первых она производила новейшие эсминцы и дредноуты. Начало Второй мировой войны остановило наращивание сил. Вторая половина 20 века показала, что французов не стоит списывать со счетов. Они хоть и строят свои боевые единицы неспешно, но при этом уверенно входили в топ 5 сильнейших флотов мира.

Флот Испании 20 века

Когда-то самый могущественный флот мира – , в начале 20 века имел удручающий вид. Поражение в войне с США в конце 19 столетия сыграло в этом немаловажную роль. В течение следующих нескольких десятилетий Испания восстанавливала свой флот. Начало Второй мировой войны негативно отразилось на кораблестроении. После 50-х годов ВМС продолжили наращивание огневой мощи, но больше так и не попали в пятерку величайших флотов столетия.

Прошлый век запомнится всему миру благодаря мировым войнам, действия которых происходили не только на суше, но и в океане. Последующая холодная война вынуждала разрабатывать огромное количество новейшего вооружения. Опыт предыдущих сражений позволил определить самые уязвимые места. Каждая новая разработка у противника требовала еще более сложных и мощных орудий в собственном флоте.