Проблемы демографии актуальны для всего нашего государства. Вопросы, касающиеся состояния демографической ситуации, находятся на особом контроле у руководства нашего региона, района.

За последние 5 лет население Трубчевского муниципального района сократилось на 1 909 человек, за последний год – на 320 человека.

В целях улучшения демографической ситуации в районе в администрации Трубчевского муниципального района создан Координационный совет по демографической политике. Разработан комплексный межведомственный план мероприятий по улучшению демографической ситуации в Трубчевском муниципальном районе на 2016-2018 годы. На заседаниях совета за 1 полугодие 2017 года рассматривались вопросы о состоянии общей смертности населения, о профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия, о мерах поддержки семей в решении жилищных проблем, о мероприятиях по содействию занятости населения, о работе по пропаганде семейных ценностей и другие.

По статистическим данным за 1 полугодие 2017г в районе родилось 132 ребёнка, т.е. на 25 детей меньше, чем за аналогичный период 2016г (1 полугодие 2016г – 157 детей). Среди причин сокращения рождаемости можно выделить следующие. Увеличилось количество абортов. Всего проведено абортов 144, из них 28 - самопроизвольных. Медицинских абортов - 116 (в 2016г - 85). В 1 полугодии 2017г увеличилось количество медицинских абортов за счет увеличения количества медикаментозных абортов (щадящих методов прерывания беременности, не вызывающих тяжелых осложнений). В 1 половине 2016г было сделано 48 медикаментозных абортов, а в 2017 году - 82.

В районе отмечается высокий уровень демографической старости (доля лиц старшего трудоспособного возраста к общему населению Трубчевского района): на 01.01.2016г – 28,4 %, на 01.01.2017г – 28,8 % (в целом по Брянской области на 01.01.2016г – 26,9 %).

На уровень рождаемости в нашем районе и во всей Брянской области оказывают влияние последствия экологической катастрофы на Чернобыльской АЭС. Известный факт, что Брянская область пострадала больше всех регионов Российской Федерации.

В целях сохранения здоровья женщин и детей проводятся целевые медицинские осмотры женского населения. За 1 полугодие 2017 года всего осмотрено 3 966 женщин, взяты анализы на онкоцитологию у 3 454 женщин, кроме того, женщинам старше 40 лет проводится маммография с целью выявления ранних форм заболеваний молочных желез. В 1 полугодии 2017г проведено 2 080 маммографий.

Проводится своевременная постановка на учет женщин репродуктивного возраста с выраженным отягощенным анамнезом для проведения лечебных и реабилитационных мероприятий.

За 1 полугодие 2017г. взято на учет с отягощенным акушерским анамнезом 34 женщины. 7 женщин, страдающих бесплодием, направлены в центр планирования семьи для проведения необходимого обследования и лечения.

Проводятся мероприятия по профилактике нежелательной беременности среди женщин. С целью предупреждения абортов проводятся беседы по использованию различных контрацептивов.

Для совершенствования мед. помощи матерям и детям по программе «Родовой сертификат» выдано 105 сертификатов в 1 полугодии 2017г. За счет сертификатов направлены денежные средства на приобретение медикаментов, мягкого инвентаря и медицинского оборудования на сумму 274 449 руб., на выписанные льготные рецепты роженицам – на сумму 95 561руб.

В целях выявления ранних форм заболеваний детского населения проводятся профилактические медицинские осмотры детского населения. По плану необходимо провести в 2017 году диспансеризацию 4 730 детей. За 1 полугодие прошли диспансеризацию 3 499 детей (73,9), из них выявлено с хроническими заболеваниями 29 человек (0,8%), которые находятся на диспансерном учете. Подлежит профилактическим медицинским осмотрам в 2017 году 292 ребенка первого года жизни, осмотрено 107 детей (36,6%).

На учете состоят 85 детей-инвалидов. Все дети проходят реабилитацию и лечение согласно индивидуальной программе ребенка.

В текущем году 38 детей получили санаторно-курортное лечение, из них 1 - ребенок-инвалид.

На диспансерном учете состоят 65 детей – сирот. Из них 2 ребёнка-инвалида, которые получили индивидуальную программу реабилитации. Проведена диспансеризация 43 детей. Впервые выявлены заболевания у 7 детей, которые поставлены на диспансерный учет.

Непосредственное влияние на воспроизводство населения оказывают брачность и разводимость. За 1 полугодие 2017г в нашем районе зарегистрированы 72 брака (1 полугодие 2016г – 73) и 61 развод (1 полугодие 2016г – 80).

Показатель общей смертности остаётся высоким в районе. За 1 полугодие 2017г в районе умерли 335 чел. (1 полугодие 2016г – 305 чел.).

Ведущая причина в структуре общей смертности - заболевания органов кровообращения - на 1 месте. На 01.07.2017г умерло 146 человек. Показатель смертности от заболеваний системы кровообращения на 100 тыс. населения составил 417,3 (это на 10,8% больше, чем в 1 полугодии 2016 года - 376,6).

2-е место в причинах смертности занимают заболевания нервной системы. В 1 полугодии 2017г умерло 83 человека. На 100 тыс. населения смертность составила 237,5 (это на 27% больше, чем за аналогичный период 2016 г. - 186,9).

Злокачественные новообразования занимают 3-е место среди причин смертности населения района. От злокачественных новообразований умерло 40 человек. Смертность на 100 тыс. населения составила 114,3 (это на 14,3% больше, чем в 2016г. - 79,3).

Из общего количества умерших 77 человек - в трудоспособном возрасте, что составляет 390,9 на 100 тыс. человек трудоспособного населения (это на 21,4% больше, чем в 2016 году - 322,1).

Среди причин смертности трудоспособного населения 1 место занимает смертность от заболеваний системы кровообращения - всего умерло 34 человека. На 100 тыс. трудоспособного населения показатель составляет 172,6, что на 20,4% больше чем в 1 полугодии 2016 г. (143,4 на 100 тыс.).

На 2 месте смертность от злокачественных новообразований. Умерло 14 человек, что составляет 70,1 на 100 тыс. трудоспособного населения. Это в 2,8 раза больше, чем в 2016г. – 24,8

На 3 месте смертность от травм, отравлений и других воздействий внешних причин. Умерло 9 человек трудоспособного возраста. Смертность на 100 тыс. трудоспособного населения составила 45,7 (это на 34,1% меньше, чем в 2016г. – 69,4).

Одним из главных мероприятий по снижению смертности населения в трудоспособном возрасте является выявление заболеваний в ранние сроки. С этой целью проводятся профилактические, периодические и целевые медицинские осмотры, диспансеризация определенных групп взрослого населения. План проведения диспансеризации взрослого населения на 2017 год - 4 215 человек, за 1 полугодие прошли диспансеризацию 2 393 человек (56,8%). Все больные с выявленными заболеваниями взяты на диспансерный учет и за ними ведется динамическое наблюдение. У врачей всех специальностей на диспансерном учете состоит 12 655 чел, в том числе 817 детей от 0 до 14 лет, 245 подростков 15-17 лет, 12 655 чел. от 18 лет и старше. С больными, состоящими на диспансерном учете, проводятся необходимые лечебно-профилактические мероприятия. Лица трудоспособного возраста при необходимости направляются на стационарное лечение. Из 1 594 больных, пролеченных в стационаре, 706 - трудоспособного возраста (44,3%).

Проводятся необходимые мероприятия, направленные на снижение потребления алкоголя, табака, наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ. За 1 полугодие 2017г поставлены на диспансерный учет 41 чел. с алкогольной и наркотической зависимостью. Из них 3 - с алкогольными психозами, 19 - с хроническим алкоголизмом, 12 - с бытовым пьянством и 7 человек склонных к наркомании. Все они пролечены стационарно и за ними ведется динамическое наблюдение.

С целью выявления больных туберкулезом и другой легочной патологией проводятся целевые осмотры на туберкулез. Осмотрено всего 11 300 чел., из них 1 537 детей, 516 подростков. Из числа осмотренных обследованы флюорографически 8 971 чел. (40,6% от годового плана). 1 549 детям проведены туберкулиновые пробы.

Большое внимание уделяется профилактике заболеваемости и снижению смертности от заболеваний системы кровообращения. Пациенты проходят обучение в «Школах здоровья». За 1 полугодие 2017г обучено 1 504 человека. Больные с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения направляются в региональные сосудистые центры и первичные сосудистые отделения для лечения и реабилитации. Больные трудоспособного возраста направляются на стационарное лечение. В региональные сосудистые центры с ОКС направлены 12 человек, в первичные сосудистые отделения - 15 человек. С острым нарушением мозгового кровообращения направлены 21 человек в региональный сосудистый центр Брянской областной больницы №1.

При необходимости для проведения высокотехнологичной медицинской помощи больные по квотам департамента здравоохранения направляются в федеральные клиники. В 1 полугодии 2017г были направлены 23 человека. С врачами ЛПУ района и заведующими ФАПов регулярно проводятся занятия по повышению профессиональных знаний. Врачи и средние медицинские работники проходят переподготовку на центральных базах и дистанционно без отрыва от производства. Прошли переподготовку 17 врачей, средних медработников - 31.

Большое внимание уделяется проведению санитарно-просветительской работы среди населения на актуальные медицинские темы. Проводятся лекции и беседы среди учащихся школ, средних учебных заведений, семинары с врачами и средними медицинскими работниками. Кроме того, еженедельно на оперативных совещаниях с врачами ЦРБ, зав. отделениями, заведующими ФАП-ов решаются вопросы по улучшению медицинского обслуживания населения района. За 1 полугодие 2017 года проведено 36 совещаний.

С целью привлечения недостающих медицинских кадров устанавливается контакт с выпускниками высших и средних медицинских учебных заведений, в первую очередь с теми, кто обучается по целевым направлениям для привлечения их к работе в ЦРБ. Руководство ЦРБ посещает «Ярмарки вакансий» при медицинских ВУЗах. Сегодня район нуждается в укреплении медицинскими кадрами ЛПУ и в первую очередь терапевтической участковой службы и ФАПы.

Учитывая общую тревожную демографическую ситуацию, в районе принимаются меры, направленные на её улучшение.

В целях стимулирования рождаемости ГКУ «ОСЗН Трубчевского района» оказывает более 20 видов мер социальной поддержки семьям с детьми (ежемесячные, единовременные, дополнительные пособия). Выдан 41 сертификат на областной материнский (семейный) капитал (на 3 и последующего ребёнка в размере 100 000 руб.)

Управление Пенсионного фонда в Трубчевском муниципальном районе за 1 полугодие 2017г выдало 79 сертификатов на материнский (семейный) капитал (в 1 полугодии 2016г – 70). Размер капитала составляет на сегодняшний день 453 026 руб.

С целью оказания материальной помощи малообеспеченным семьям с детьми в комплексном центре социального обслуживания населения Трубчевского района в 1 полугодии 2017г была оказана помощь 113 семьям на сумму 566 918 руб.

В администрации Трубчевского муниципального района создана комиссия по оказанию помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. За отчётный период была оказана материальная помощь из средств районного бюджета 1 семье на сумму 15 000 руб.

С целью поддержки многодетных семей и во исполнение закона о бесплатном выделении земельных участков семьям, имеющим 3 и более детей, администрацией Трубчевского муниципального района с 2011 года по настоящее время были поставлены на учёт 186 многодетных семей, из которых 138 семей уже получили земельные участки. Из них – 8 семей получили участки в 1 полугодии 2017 года.

В Трубчевском районе принимаются меры по улучшению жилищных условий семей. В рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» социальные выплаты на приобретение или строительство жилья получат в этом году 4 семьи, общий размер социальных выплат – 3 465 785 рублей.

Администрация Трубчевского муниципального района участвует в реализации федеральной и областной подпрограмм, а также районного мероприятия по обеспечению жильём молодых семей. На сегодняшний день в сводном списке состоят 29 молодых семей. В 2017 году 4 молодые семьи (одна из которых – многодетная) получили свидетельства о праве на социальные выплаты. В 2017 году из районного бюджета семьям будут выделены денежные средства в размере 731 241 рублей (10 % от всего размера социальной выплаты – 39,3 %).

В районе ведётся работа по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам специализированного жилого помещения. По состоянию на 01.07.2017 года право на получение жилья возникло у 30 лиц этой категории. В 2017 году на эти цели району выделены денежные средства из областного и федерального бюджетов в размере 8 075 727 рублей, что позволит приобрести 9 квартир на первичном рынке жилья (в 2016 году - 5 квартир).

По состоянию на 01.07.2017г. в центре занятости населения на регистрационном учёте в качестве безработных состоит 541 человек. За 1 полугодие 2017г были проведены следующие мероприятия по содействию занятости населения:

Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, в т.ч. попавшие в трудную жизненную ситуацию - 43 человека;

Временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы – 2 человека;

Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые – 0 человек;

Содействие самозанятости безработных граждан - 11 человек;

Организация проведения общественных работ - 21 человек;

Организация профессиональной ориентации граждан – 382 человека;

Психологическая поддержка безработных граждан – 14 человек;

Социальная адаптация безработных граждан – 28 человек;

Профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации безработных граждан – 9 человек;

ГКУ «ЦЗН Трубчевского района» за 1 полугодие 2017 года было проведено 8 ярмарок вакансий, в т.ч. 2 ярмарки учебных мест.

На территории Трубчевского района в 2016-2017 учебном году реализацию общеобразовательных программ обеспечивали 15 общеобразовательных учреждений (из них 3 филиала), где обучались 2 537 учащихся (2 451 – в 2015-2016 учебном году). Завтраками охвачено 100% учащихся (100% - в 2016 году), завтраками и обедами – 71% учащихся (71 % - в 2016 году).

Во всех учреждениях образования была разработана и реализуется комплексно-целевая программа «Каникулы - 2017», по итогам которой оздоровлением и отдыхом планируется охватить 2100 школьников, что составляет 83 % от контингента учащихся. В 2017 году пришкольные лагеря с дневным пребыванием работали на базе 15 учреждений образования в 1 смену с 1 июня по 30 июня (было принято 749 детей в возрасте от 6 до 17 лет, 780 детей – в 2016 году), что составляет 30% от контингента учащихся.

В учреждениях образования регулярно проводятся мероприятия по безопасности дорожного движения и дорожно-транспортного травматизма детей и подростков. Также в учреждениях образования практикуется проведение лекций сотрудниками МО МВД РФ «Трубчевский», направленных на профилактику дорожного травматизма. За 1 полугодие проведено 26 лекций.

В районе сложилась система работы с родителями, которая включает в себя родительские собрания, диалоги о воспитании, педагогические практикумы, индивидуальные консультации и др. Классные руководители практикуют организацию совместной деятельности родителей и детей: праздники ("Мамин праздник", "День именинника", "Папа, мама, я – спортивная семья"), экскурсии, походы, дни здоровья. В учебном процессе немало времени отводится на рассмотрение вопросов, касающихся семейных отношений, воспитания, традиций, конфликта «отцов и детей», ведения домашнего хозяйства, здорового образа жизни. При организации внеклассной работы все образовательные учреждения стараются привлекать родителей.

По проблемам современной семьи и реализации семейной политики в первом полугодие 2017 года проводились районные семинары и совещания.

Весомую психологическую помощь семьям и детям района по решению семейных конфликтов, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также с целью предупреждения асоциального поведения детей и молодёжи оказывают специалисты Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Трубчевского района. За 1 полугодие 2017г были проведены:

Индивидуальные консультации с семьями педагогами-психологами - 48 чел.;

Индивидуальная работа с семьями, состоящими на учете (диагностические обследования, консультации) - 52 консультации педагогов-психологов; 19 диагностических обследований учителя-логопеда и педагогов-психологов;

Индивидуальная работа с несовершеннолетними, состоящими на учете в КПН и ЗП (57 чел.);

Индивидуальные занятия с детьми и молодёжью от 3 до 18 лет - 65 чел.

На базе центра работает «Телефон доверия», за отчётный период поступило 7 обращений.

Центр проводит работу и с кандидатами в опекуны (попечители), приёмные родители и усыновители. За отчётный период подготовлено 9 кандидатов.

С целью профилактики вредных привычек и формирования здорового образа жизни в районе проводятся Дни здоровья, соревнования по различным видам спорта, активно функционирует ледовая арена «Вымпел», городской стадион.

В районе регулярно осуществляются патронажи семей, находящихся в социально опасном положении. Члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав за 1 полугодие провели 165 выездов в семьи. Сотрудниками МО МВД РФ «Трубчевский» за 1 полугодие 2017г были составлены 2 протокола за нарушение правил продажи алкогольной продукции, привлечены к административной ответственности 34 несовершеннолетних за распитие алкогольной продукции и появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Профилактическая работа по пресечению употребления алкоголя, курения, употребления наркотических и психотропных средств проводится постоянно. 2 раза в месяц в вечернее время осуществляются межведомственные рейды в места проведения досуга молодёжи.

В районе актуальной остается проблема социального сиротства. За 1 полугодие 2017г 3 родителя (3 семьи) лишены родительских прав в отношении 3 детей; 2 родителя (1 семья) ограничены в родительских правах в отношении 2 детей. После лишения, ограничения родителей в родительских правах работа с ними продолжается по восстановлению их в правах, но такие случаи единичные. В 2017 году восстановлена в родительских правах 1 мать, ограниченная судом в родительских правах в отношении 1 ребенка.

В течение 1 полугодия 2017 года в районе были выявлены 8 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2016 году - 13 детей). Из числа выявленных детей:

2 - сироты (в 2016 году – 1);

6 - детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. социальные сироты (в 2016 году – 12). Все выявленные дети устроены на воспитание в семьи.

В районе проводится большая работа по пропаганде семейных ценностей. В 1 полугодии 2017г прошли мероприятия, посвящённые Международному дню семьи, Дню семьи, любви и верности, Дню защиты детей, акции «Семья», «Добро без границ», «Подросток». В этом году 2 семьи стали участниками регионального этапа Всероссийского конкурса «Семья года». 1 семья, прожившая в браке 50 лет, была награждена памятной медалью «За любовь и верность». Руководство района традиционно поздравляет наших долгожителей с 90, 95 и 100-летием, посещая их на дому. В поселениях в рамках семейных праздников поздравляют супружеские пары, отметившие «серебряные» и «золотые» свадьбы. Ежеквартально на базе отдела ЗАГС проходят заседания «Школы молодой семьи». Стало доброй традицией проводить в дни семейных праздников торжественные церемонии бракосочетания. С представителями молодёжи проводились круглые столы на тему «Здоровая семья – здоровая Россия». Все значительные мероприятия освещаются на страницах районной газеты «Земля трубчевская», на официальном сайте районной администрации.

Ситуация в современной России требует целенаправленного вмешательства государства в процессы движения и воспроизводства населения как на федеральном, так и региональном уровнях. Необходимо снизить уровень смертности по стране, обеспечить его здоровье.

В последнее время был принят ряд федеральных законов, направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, на защиту интересов семей и детей, на увеличение уровня рождаемости.

Например, в 2001г. были внесены изменения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", благодаря которым произошло:

1) увеличение размера ежемесячного пособия на детей "матерей-одиночек".

2) введение дополнительного пособия к началу учебного года детям из малообеспеченных семей;

3) усиление социальной защиты путем предоставления гражданам, имеющих детей, пособия в зависимости от среднедушевого дохода семьи ежемесячно.

Если ранее молодые семьи не решались завести детей из-за опасения, что они не смогут обеспечить им благополучное детство и дальнейшую жизнь, считая, что текущих доходов будет недостаточно. То благодаря этим изменениям в законе у молодых семей появилась уверенность в поддержке со стороны государства, что положительно сказывается на уровне рождаемости всей страны.

Не меньшую поддержку со стороны государства обеспечивает Федеральный закон "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" направленный на поддержку учащихся детей.

Для расширения возможностей обеспечения и поддержки здоровья детей и их отдыха существует два закона федерального уровня: "О льготах на проезд на междугороднем транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" и "О льготе на проезд на междугороднем транспорте для отдельных категорий, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях".

Федеральный закон "О государственной поддержке многодетных семей" имеет важное значение. Для улучшения демографической ситуации в России и обеспечения условий для полноценного развития детей из многодетных семей он предполагает целенаправленную систему мер по государственной поддержке многодетных семей. По этому закону предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом, электричеством, бесплатное обеспечение лекарствами детей в возрасте до 6 лет, бесплатный проезд детей из многодетных семей в общественном транспорте и т.д.

Так же существует ряд законов, направленных на защиту детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а так же внесенные изменения в этот закон направлены на защиту прав и интересов указанной категории детей, а так же на обеспечение их жилой площадью и получение ими образования.

Известно, что в России перед обществом стоит важнейшая проблема - угрожающие масштабы бедности в стране. Так же известно, что эта проблема усугубляет демографический кризис. Для решения этой проблемы государство приняло ряд законов, ориентированных на адресное оказание социальной помощи малообеспеченным гражданам.

Одним из таких законов является Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". При установленных минимальных гарантиях государства денежных доходов граждан он осуществляет меры по социальной защите населения Российской Федерации.

Для реализации закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" было принято два Федеральных закона. Первый: "О государственной социальной помощи" - определяет порядок оказания социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Второй: "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" - устанавливает натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимые для сохранения жизни и здоровья человека.

Здоровье населения, снижение уровня смертности, увеличение продолжительности жизни - важнейшие демографические показатели, на улучшение которых направлены такие федеральные законы как: "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О здравоохранении в Российской Федерации" от 21 ноября 2011года, "О качестве и безопасности пищевых продуктов" с изменениями от 19 июля 2011года, "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года.

Кроме нормативно-правовых актов по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации существует целый ряд федеральных целевых программ. В частности программы: "Дети России", "Безопасное материнство", План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации. Постановления, такие как "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства" и "О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощи".

Основная цель правительственных мер по улучшению демографической обстановки в стране - это увеличение число детей в семьях.

С 1 января 2007 года вступил в силу закон "О материнском капитале". Этот Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Материнский капитал изначально составлял 250 тысяч рублей, которые выплачиваются при рождении второго ребенка. Причем эта сумма индексируется, чтобы с годами ее не "съела" инфляция. Таким образом, в 2013 году для тех, кто еще не воспользовался материнским капиталом, он будет составлять 408 тысяч 960 рублей 50 копеек.

Таким образом, рождаемость в стране стимулируют материально. И как считают в Правительства - такая поддержка поможет решению острой демографической проблемы в стране.

Подводя общие итоги, необходимо отметить, что все вышеперечисленные меры оказывают положительное влияние на демографическую обстановку, но не способны в корне изменить обстановку в стране, которая требует проведения комплексных, целенаправленных и последовательных мер законодательной и исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Обеспечение достойного уровня и качества жизни населения - это основа для улучшения воспроизводства населения. Не вызывает сомнения, что текущая демографическая ситуация требует вмешательства не только государственных, но и всех гражданских институтов общества.

Правительству Российской Федерации требуется совместно с Федеральным Собранием Российской федерации и с субъектами Российской Федерации разработать комплексную общероссийскую программу по выводу страны из демографического кризиса. В ней необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на улучшение воспроизводства населения, повышение уровня и качества жизни, обеспечении государственной гарантии гражданам на качественную бесплатную медицинскую помощь, формирование в обществе идеологии и практики жизнесохранительного образа жизни, всемерное укрепление института семьи и другие меры, способствующие коренному улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.

Под редактирована 7.05.2019 г.

Наше правительство стремиться повысить рождаемость в стране, с целью увеличения численности населения в России. Делает это, в основном за счёт финансового и налогового стимулирования рождения в семьях, второго и в большей степени третьего ребёнка.

Правда при этом приходится смириться с прогрессирующей социально-иждивенческой болезнью общества, увеличению численности асоциальных семей, живущих только за счёт пособий от государства.

Проблема ещё и в том, что при невысоком уровне доходов населения (особенно когда семья живёт на кредитах, выплачивать которые можно только при работе обоих супругов) , вырастить в семье ещё одно ребёнка становится затратным делом. При этом обеспечить всем им надлежащий уход, воспитание, образование (вырастить из них достойных граждан) . Вдобавок, современная молодая семья предпочитает жить отдельно от родителей, что увеличивает им ежедневную нагрузку - заботу о детях.

Если рассматривать современную демографическую проблему в национальном срезе. То..., к сожалению, в русских семьях (в отличие от семей других национальностей) утратилась национальная черта заводить больше двух детей. Из-за чего численность в процентном соотношении, русских к другим национальностям в России уменьшается.

Так, согласно всероссийской переписи населения за 2010 год , русское население составляет 80,9% (111 млн. человек) от общей численности населения РФ. По сравнению с 2002 г. численность русских сократилась на 4,9 млн. человек.

Повысить рождаемость граждан в стране, как и улучшить национальную демографическую ситуацию в России, можно следующими способами.

Первый (рассматриваемый в данной статье) .

Согласно проведённых расчётов, с использованием данных из последней всероссийской переписи населения 2010г. (Том 2. Возрастно-половой состав и состояние в браке п.5. Население по возрастным группам, полу и состоянию в браке по субъектам Российской Федерации http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm) .

Выясняется, что в России, каждый 6-ой мужчина в возрасте от 25 до 49 лет, никогда не состоял в браке , и каждая 8-я женщина в возрасте от 25 до 49 лет, тоже никогда не состояла в браке (включая незарегистрированный – гражданский брак) .
(В расчётах, суммарное количество мужчин (женщин) в возрасте от 25 до 49 лет, делил на суммарное количество мужчин (женщин) того же возраста, никогда не состоящих в браке. Возрастные группы 18-24 года не использовал по причине их учёбы в техникумах и ВУЗах, а от 50 лет и старше не использовал в связи с малой вероятностью появления в их семье ребёнка в случае вступления их в брачный союз.)

Расчёты говорят о том, что можно увеличить рождаемость в стране на 10% (так как каждая 8-я женщина никогда не состояла в браке) , только лишь за счёт увеличения количества семей, путём стимулирования создания большего количества супружеских пар.

Что можно осуществить через национальный сайт знакомств, то есть с независимыми разделами по коренным национальностям России, отдельно для русских на территории всех областей, краёв и городов федерального значения, как и отдельно для каждой коренной национальности на территории их отдельных национальных Республик, Автономной области, Автономных округов, входящих в состав РФ.

С финансовым обеспечением национального сайта знакомств от вводимого налога на бездетность, с финансированием под каждый раздел с учётом собранных средств от граждан той или иной национальности.

Правительства Республик, Автономной области и Автономных округов, при желании, могут принять решение создавать свои отдельные национальные сайты знакомств (если всероссийская перепись населения показала уменьшение граждан их национальности), или отказаться от их создания .

Налог на бездетность для граждан (для каждой коренной национальности) уплачивается только на их признанной национальной территории, с целью защиты национальных интересов коренных народов России (поддержание высокой доли граждан своей национальности на их признанной национальной территории - Республики, Автономной области, Автономного округа) .

То есть русские уплачивают налог на бездетность, только на территории субъектов краёв, областей и городов федерального значения (и не уплачивают налог на территории национальных Республик, Автономной области, Автономных округов) , соответственно граждане других коренных национальностей России, уплачивают налог на бездетность, только на их признанной национальной территории (Республики, Автономной области, Автономного округа) и не уплачивают налог на территории субъектов краёв, областей и городов федерального значения.

Если граждане отдельных национальностей, постоянно проживающих не на их признанной национальной территории, желают уплачивать налог на бездетность (чтобы быть зарегистрированным на национальном сайте знакомств) , то им сначала придётся ждать (или добиваться) когда их национальная Республика, Автономная область или Автономный округ (к национальности которой он принадлежит) , сменят своё федеративное устройство на край или область.

Отчасти, такая национальная позиция (политика) позволит объединению коренных народов России, за счёт желания национальной молодежи сменить федеративное устройство своей национальной Республики, Автономной области, Автономного округа, на край или область, с целью расширения возможностей по поиску своей половинки на национальном сайте знакомств, как и регистрации на нём, в случае проживания не на их признанной национальной территории.

Второй способ улучшить демографическую ситуацию в России (рассматривается в отдельной статье) можно за счёт Введения пенсии, частично зависящей от количества детей и их заработной платы . Предоставив возможность работающим гражданам, перечислять часть своих взносов на страховую часть трудовой пенсии, непосредственно своим родителям-пенсионерам, на их личные пенсионные счета (2% страхового взноса при рождении первого ребёнка, 4% при рождении второго, 7% при рождении третьего и последующих детей) .

Это, более правильный способ повысить заинтересованность родителей иметь нескольких детей (как и в правильном их воспитании, в получении детьми хорошего образования, привитии трудолюбия) , в сравнении со способом предоставления права женщинам более раннего выхода на пенсию за рождение третьего ребёнка (недостатком данного способа будет стимулирование социального иждивенчества среди асоциальных семей в рождении большего количества детей, без особой заботы о них и их будущем) .

Третий, четвёртый, пятый и шестой способы лишь косвенным образом влияют на улучшения условий для создания семьи и рождения детей. Это повышение возможности трудоустройства для молодёжи, снижение стоимости и жилья (повышение его доступности) , стимулирование здорового образа жизни детей и граждан трудоспособного возраста. Налоговая поддержка сельских поселений (для их возрождения) за счёт перевода части налога НДФЛ (3% от 13%) с заработной платы (дохода) граждан в местный бюджет, где проживают их родители. Данные способы рассматриваются в отдельных статьях, ссылки на них внизу статьи.

Седьмой способ повышения рождаемости (но не улучшение демографической ситуации) за счёт запрещения абортов, как и вывод их из ОМС. Имеет слишком существенные недостатки, приводящие к увеличению количества рождённых детей с плохим здоровьем, врождёнными патологиями (из-за зачатия их от случайных связей от употребления родителями алкоголя, наркотиков, больными СПИДОМ и другими заболеваниями) .

Восьмой способ , стимулирование родителей деньгами, налоговыми льготами. Как отметил вначале статьи, это ведёт к появлению социально-иждивенческой болезни в обществе. Плюс увеличению налоговой нагрузки на экономику, а также стремление либеральной власти изъять недостающие поступления налогов и социальных взносов в дефицитные бюджеты с граждан, иными способами, вплоть до повышения пенсионного возраста (что собственно было и сделано властью) .

Учитывая советский опыт (и ошибки) использования налога на бездетность. (К сведению, во времена СССР, для бездетных мужчин от 20 до 50 лет и бездетных замужних женщин от 20 до 45 лет размер налога составлял 6% от зарплаты. Подробнее на ВикипедиЯ - Налог на бездетность) А, также условия современного капиталистического общества.

Налог на бездетность, в размере 6%, должен взиматься только для мужчин начиная с 24 - 25 лет (а не с 20, как было ранее, меньше надо справок собирать и т.п.) , для женщин нет (в место этого, лучше заставить платить алименты тех, кто отказался от своего ребёнка в роддоме) .

Деньги с налога на бездетность должны направляться на создание супружеских пар, для помощи поиска холостякам (неженатым мужчинам) своей второй половинки (будущей невесты, жены), через национальный сайт знакомств. Это лучший способ поиска холостякам своей второй половинки, позволяющий познакомиться с большим количеством девушек (незамужних женщин) за меньшие деньги, сэкономив время.

Поэтому налог на бездетность будет восприниматься холостяками не как налог, а как возможность воспользоваться не дорогим качественным сервисом по поиску своей второй половинки (выбора будущей невесты), облегчающий первоначальное знакомство, где деньги в основном идут на привлечение внимание к себе девушек (незамужних женщин).

Далее. Дополнительно, освобождаются от уплаты налога на бездетность:
- у кого есть ребёнок (или усыновлённый ребёнок);
- молодожёны, до 3 лет с момента заключения брака;
- больные, которые по медицинским показанием не способные родить (бесплодные и т.п.), находящиеся на учёте у нарколога, психиатра;
- осужденные по Уголовным статьям, включая тех, кто ранее отбыл наказание по уголовным статьям, включая условное ограничение свободы (из-за высоких показателей рецидивов – повторного совершения ими преступлений, лучше обезопасить девушек от знакомства с ними) .

Временно освобождаются от уплаты налога на бездетность те, кто имеет административное наказание, до полного возмещения уплачиваемого административного штрафа, имеющие кредитную задолженность, на время её возмещения.

Для молодожёнов состоящих в супружеских отношениях более 3х лет и не заведших детей, не регистрируемых на сайте знакомств, а так же для холостяков уплачивающих данный налог, но отказавшихся от регистрации на национальном сайте знакомств, налог на бездетность с уменьшенным в 2 раза размером ставки (3%) полностью переводится детям-сиротам проживающих в дет.домах или опекунских семьях в регионе.

В целях создания и функционирования национального сайта знакомств, необходимо возложить дополнительные обязанности (национальной службы знакомств) на местные органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

Теперь приблизительно, как должен работать данный сайт знакомств.

Холостяки учитываются в ЗАГСе по месту жительства. Им, на сайте знакомств создают профили их страниц с денежными счетами, куда зачисляются деньги с удержанного налога за бездетность с их зарплаты, за вычетом 13% НДФЛ (это налог, который должны оплатить получательницы подарков от холостяка, он переводится детям-сиротам проживающих в дет.домах или опекунских семьях в этом регионе) , дополнительно ещё переводятся часть с процентов, на расходы связанные с поддержанием работоспособности сайта знакомств, оплаты работы сотрудникам ЗАГС занимающихся модерацией личных страниц пользователей.

может быть дополнительно увеличен в два (три) раза, если холостях:
- имеет вредные привычки ;
- имеет избыточный вес;
- после временного освобождения от уплаты налога на бездетность (по причине выплаты административного штрафа, кредитной задолженности) , на тот же период.

Это как минимум будет стимулировать мужчин, избавляться от вредных привычек, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.

Мужчина-холостяк, через национальный сайт знакомств может отправить понравившиёся девушке предложение пообщаться с прикреплённым платным "подарком" (денежной суммой от 100 руб) . В конце каждого месяца неизрасходованная денежная сумма на счёте холостяка перечисляется в процентном соотношении девушкам, с которыми холостяк в течение месяца больше общался.

Незамужние (не состоящие в браке) девушки и женщины через ЗАГС (по месту постоянного проживания) добровольно могут зарегистрироваться на государственном сайте знакомств.

Наверное, все незамужние девушки (женщины) захотят практически на халяву, только за виртуальное общение, возможность получать в месяц денежными "подарками" суммы размером максимум до одного МРОТ для девушек-студенток (только на период их очного обучения в ВУЗе и техникуме до 24-х летнего возраста) , для остальных девушек с 18 лет до половины МРОТ, с последующим постепенным ежемесячным уменьшением к 24 годам до четверти МРОТ, и дальнейшим постепенным окончательным уменьшением до 1/10 МРОТ к 30 годам.

Для девушек-студенток, дополнительные деньги помогут в студенческой жизни, избавить от поиска вечерней работы, избежать быть вовлечённой в занятие проституцией. Единственно местные органы ЗАГС должны рекомендовать студенткам в знакомствах через сайт, ограничится только онлайн общением (перепиской).

Для зарегистрированных на сайте знакомств девушек (незамужних женщин) изначально скрыты их личные страницы от показа холостякам.

Девушки (женщины) используя расширенный поисковый фильтр сайта знакомств, через анонимный просмотр страниц мужчин-холостяков, ознакомляются с информацией указанной в их анкетных данных. (Помимо внешних данных в анкете, указываются и другие данные, по которым можно судить, как о характере и поведении мужчины, так и о его возможных требованиях к будущей невесте, жене (к примеру, информационной подсказкой "?" указать данные вероятные требования к будущей жене, напротив религии которую исповедует мужчина) .

По результатам ознакомления, девушки (женщины) принимают решение предоставить возможность некоторым из них просматривать свои страницы, тем самым знакомиться с ними, общаться, посредством дарения денежных подарков (оформленные в виде симпатичных подарков изображений – цветов, украшений, сладостей, игрушек и т.д.) .

Местный орган ЗАГС (выполняющий обязанности брачного агентства) должен регистрировать только девушек и женщин, при условии, что они не состоят в браке (включая гражданский), и готовы не реже 1 раза в год проходить видео онлайн процедуру показа внешнего вида, фигуры (по которой можно определить внешние данные девушки, женщины) . Эта видеозапись, в дальнейшем должна быть доступна на их личных страницах сайта, то только тем мужчинам-холостякам, кто подарил девушке (женщине) денежные подарки (в данном случае, мужчинам-холостякам придётся расплачиваться за каждый просмотр видеозаписи) .

Видео запись будет использоваться программным сервисом сайта для биометрической идентификации фотографий загружаемых на личные страницы сайта девушками (женщинами), чтобы не допустить подмену своих фотографий чужими, не соответствующих возрасту, ретушированные, с излишним макияжем на лице, использование цветных линз и т.д.

Удерживаемый 13% налог с суммы денежного подарка (переводимый получательнице подарка от холостяка) может быть дополнительно увеличен в два, три (четыре) раза, если девушка (женщина):
- имеет вредные привычки - курит, злоупотребляет алкоголем ;
- имеет избыточный вес или наоборот сильно малый вес для её роста;
- имеет на теле пирсинг, татуировки;
- окрашенные волосы сильно отличающийся от её естественного цвета волос.

Если женщина прибегала к отдельным видам пластической операции по увеличению груди (и других частей тела) за счёт силикона или ботекса и т.п., то ей должно быть отказано в регистрации на данном сайте знакомств.

Девушкам (женщинам), чтобы получать ежемесячно больше денег от мужчин, придётся следить за своим внешним видом, для чего потребуется бросить вредные привычки (курение и употребление алкоголя) , заняться спортом (фитнесом, аэробикой), и отказаться от медицинских процедур по изменению внешности, методами причиняющие в будущем вред её здоровью.

Девушки (женщины) задержанные правоохранительными органами за занятие проституции будут надолго исключены с сайта знакомств.

Если будет установлено, что девушка (незамужняя женщина) совместно проживает с мужчиной, она также будет исключена с данного сайта знакомств.

Чтобы исключить негативный момент для государства, когда молодые девушки из сельской местности (особенно студентки) через городской орган ЗАГС будут пытаться выйти за муж за горожан (что бы остаться жить в городе, тем самым уменьшают количество жителей в сельской местности) .

Для этого местные органы ЗАГС должны регистрировать девушек-студенток только по месту их постоянного проживания (месту проживания родителей) .

Вдобавок, городским мужчинам-холостякам на сайте должна быть запрещена возможность просматривать личные страницы девушек-студенток, из населённых пунктов с меньшей численностью населения. Как и для городских мужчин-холостяков должна быть запрещена возможность отправлять денежные подарки девушкам и женщинам, которые проживают в населённом пункте с меньшей численностью населения.

И на оборот, мужчинам-холостякам из малых населённых пунктом на сайте предоставляется возможность знакомиться с девушкам-студентками, которые проживают в городе с большей численностью населения. А так же им предоставляется возможность отправлять денежные подарки девушкам и женщинам, проживающим в городе с большей численностью населения (для стимулирования оттока девушек из города в село) .

Подытожу статью…. Если средства от взимаемого налога на бездетность направить на создание супружеских пар (для поиска холостякам своей второй половинки, увеличения количества супружеских пар) , получим увеличение рождаемости детей в России.

За счёт большой численности кандидатов на сайте знакомств, улучшим выбор партнёров для создания крепкой семьи (удачного брачного союза) , сокращения числа разводов.

Для справки. Если использовать данные Ростата по количеству заключённых брачных союзов (браков) и разводов (в процентном соотношении на 1000 человек населения) за 2018 год (6,1% браков, против 4% разводов) , то выходит что больше половины (66%) брачных союзов сейчас распадаются (6,1*100/4=65,6%) .

Внутренняя конкуренция на сайте за свою привлекательность, как между девушками (незамужними женщинами), так и между мужчинами, будет стимулировать всех вести здоровый образ жизни (отказаться от вредных привычек), заниматься спортом.

Дополнительно через сайт знакомств, можно влиять на национальную молодёжь, заинтересовывая её в стремлении в более тесном государственном объединении их национальных республик с Россией, через смену федеративного устройства на край или область, с целью расширения возможности поиска своей второй половинки.

Так же влиять на отказ молодёжи от наиболее радикальных религиозных течений, с их рядом чрезмерных ограничений в семейных и общественных отношениях, не согласующиеся с общероссийскими нормами светского государства, снижающих привлекательность партнёров для девушек (женщин), не желающих слишком сильно ограничивать себя в семейных правах, в свободе самовыражения в одежде и т.д.

- Семья, регистрация браков -

В нашей стране высокий уровень разводов (распадов) молодых семейных пар. Необходимо исправлять сложившуюся ситуацию.

Государство должно для общества создавать нормальные, здоровые супружеские пары.

Издать закон, обязывающий мужчину и женщину при подачи в ЗАГС заявления на регистрацию брака, предоставлять также автобиографию, медицинскую справку о состоянии здоровья с указанием, если есть, его (её) тяжелых болезней, недугов, находился ли он (она) под наблюдением психиатра, состоит ли он (она) на учёте у нарколога, полиции (привлекался или нет он (она) к уголовной, административной ответственности), имеет ли кредитную задолженность перед банком (микро финансовой организацией).

С данными документами, должны ознакомиться родители подавших заявление юноши и девушки, а органы ЗАГСа (представляющие интересы государства) вынести решение о регистрации брака через месяц если все нормально в документах. Или отложить регистрацию брака на пол года, если в справках указано, что человек болеет или находился (находится) под наблюдением у психиатра, нарколога, привлекался к уголовной, неоднократно к административной ответственности, имеет кредитную задолженность, а также если один из родителей не согласен на регистрацию брака. Предоставив юноше и девушке, по больше время на раздумье, получше узнать друг друга, оценить возможные проблемы в будущем.

Тем самым государство обезопасит молодых людей, будь то девушка или юноша, от заключения брака, который возможно заранее обречен на распад.

Ещё, порекомендую прочитать статьи, предложения в которым можно рассатривать, как новые, современный меры демографической политики в России

Пенсия, частично зависящая от количества детей и их заработной платы Использование пенсионных накоплений и взносов для повышения доступности ипотеки

Нынешняя возрастная структура населения, с высокой долей населения в трудоспособном возрасте и пока еще высокой, но сокращающейся долей женщин в активном репродуктивном возрасте, создает дополнительные возможности для экономического и демографического развития. Именно в ближайшие 2-3 года дополнительные меры, направленные на рост рождаемости и поддержку семей с детьми, создание условий для совмещения профессиональных обязанностей родителей с воспитанием детей могут дать максимальный эффект. В дальнейшем с каждым годом придется прикладывать все больше усилий, чтобы добиться изменений. Через 10 лет будет поздно. Полная компенсация текущей убыли населения потребует увеличения суммарного коэффициента рождаемости почти в 2 раза, что нереально.

Потенциал дополнительных мер особенно важен для вторых и последующих рождений. Женщины оценивают вероятность рождения ближайшие три года 2го ребенка в 1,4 раза выше, а 3-го в 1,66 раз выше, если будут какие-нибудь дополнительные к ныне действующим мерам помощи семьям. Следует учитывать и тот факт, что в активном репродуктивном возрасте сейчас находятся те, кто вырос в двухдетной и трехдетной семьях, что в значительной степени повышает вероятность появления у них второго, третьего и последующего ребенка. Если для молодого поколения не будут созданы лучшие условия для рождения и воспитания детей, то уже через несколько десятилетий коренное население России может быть замещено миграционным притоком из сопредельных государств. Доля «коренных» жителей страны и дальше будет неуклонно сокращаться. Такой сценарий приведет к тому, что уже к середине текущего столетия значительная часть населения России будет мигрантами и их потомками. Исторический шанс демографического возрождения будет упущен.

Для преодоления демографической ямы необходима обновленная государственная стратегия демографической и семейной политики. Семейная политика должна быть ориентирована на снижение препятствий у семей иметь желаемое число детей, наибольшими из которых по данным многолетних исследований являются материальные и жилищные трудности, неуверенность в завтрашнем дне. Необходимо добиться радикального снижения уровня семейного неблагополучия - экономического и социального. На федеральном уровне должна быть сформирована система социальных гарантий и экономических возможностей для рождения и воспитания нескольких детей в семье. Многодетная семья должна стать важнейшей общественной ценностью - желаемой социальной нормой. При этом не следует забывать о необходимости поддержки молодых семей, стимулировании более раннего появления первого ребенка в семье и сокращении временных периодов между рождениями детей.



Государство совместно с работодателями должно обеспечить условия для того, чтобы молодое поколение имело возможность одновременно решать две задачи - рождение большего числа детей и профессиональную занятость, совмещать родительские обязанности и карьеру, что актуально, прежде всего, для женщин. В связи с этим развитие системы услуг по уходу за детьми до 3 лет должно быть выделено в отдельную государственную задачу. В области здравоохранения главными целями должно стать, радикальное снижение смертности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего мужского, сохранение здоровья детей и молодежи, активное долголетие старшего поколения. В миграционной политике основные усилия должны быть сосредоточены на формирование миграционного притока, обеспечивающего рост человеческого потенциала, прежде всего за счет соотечественников, проживающих за рубежом. Для смягчения и преодоления последствий «демографической ямы» должен быть выработан оптимистический сценарий демографического развития, который позволит в перспективе обеспечить рост численности населения - до 154-156 млн. чел. к 2050 году.



В качестве одного из таких сценариев можно рассматривать вариант, предполагающий при ежегодном миграционном приросте 300 тыс. чел. достижение к 2018 и 2025 гг. следующих целевых показателей:

Таблица 1.

Такой оптимистический сценарий в нынешней ситуации кажется труднореализуемым. Для его выполнения необходимо, чтобы в течение ближайших 5 лет (до 2018 года) в России родилось не менее 9 млн. 420 тыс. детей, а до 2025 года примерно 22 млн. 730 тыс. детей. Это соответственно на 980 тыс. детей и на 2 млн. 325 тыс. детей больше, чем при нынешних целевых ориентирах Концепции демографической политики. При этом нужно добиться сокращения смертности по сравнению с параметрами Концепции в абсолютных показателях на 2,1 млн. человек к 2018 году и не менее чем на 5,76 млн. человек к 2025 году. Очевидно, что оптимистический сценарий может быть достигнут только в случае, если будут приняты адекватные поставленным целям дополнительные меры поддержки семей с детьми и меры по снижению смертности населения, прежде всего мужчин в трудоспособном возрасте. В то же время, постановка параметров рождаемости и смертности в абсолютных показателях позволит на уровне субъектов Российской Федерации выработать конкретные действия по их достижению с учетом особенностей демографической ситуации. Опыт демографически успешных стран Европы, и недавний опыт России, показали, что за сравнительно короткое время можно добиться существенных успехов в повышении рождаемости и снижении смертности. Например, благодаря эффективным мерам поддержки семей с детьми во Франции за 1994-2010 гг. удалось поднять коэффициент суммарной рождаемости с 1,6 до 2,07 ребенка на женщину и выйти на уровень воспроизводства населения, Швеция за 1999-2010 гг. - с 1,5 до 1,98 ребенка на женщину.

При этом Франция и демографически успешные страны Северной Европы расходуют до 4-5% ВВП на семейную политику, что является одним из факторов успеха. Россия сейчас расходует из федерального бюджета на поддержку семей с детьми 0,8% ВВП и примерно столько же из региональных бюджетов. Важным фактором успешности семейной политики является наличие сильных институтов, обеспечивающих эффективное управление, межуровневую координацию и межсекторное партнерство. Во Франции, например, такими являются Высший совет по делам семьи и детей, Национальная касса семейных пособий, Национальный союз семейных ассоциаций. В России институты семейной политики пока не получили должного развития. Главная особенность настоящего момента состоит в том, что в результате реализации мер демографической политики в 2007-2012 гг. у семей с детьми сформированы значительные ожидания государственной поддержки. Если нынешние ожидания семей не оправдаются, а демографическая политика будет воспринята как политическая кампания, и

для возвращения доверия потребуются значительно большие время и ресурсы. Опыт Советского союза и стран Восточной Европы в 1970-1980 гг. свидетельствует о том, что меры семейной политики без поступательности и долгосрочности сохраняли эффективность в течение 2-3 лет. Российский и международный опыт последних десятилетий напротив подтверждает эффективность продолжительных и поступательных мер. Эффективность продолжительных мер для обеспечения роста суммарного коэффициента рождаемости, прежде всего для женщин 1990-х годов рождения, прогнозируют и ведущие российские эксперты.

В России существуют колоссальные резервы для снижения смертности при использовании лучшей международной практики. Возможности обеспечить увеличение ожидаемой продолжительности жизни в постсоветский период продемонстрировали культурно близкие к России страны - Эстония и Польша. Есть положительные примеры в регионах России, например, в Республике Ингушетия с 1999-2009 гг. средняя ожидаемая продолжительность жизни возросла с 70 до 80 лет. Опыт стран Северной и Центральной Европы показывает, что смертность можно существенно снизить за счет продолжения реформ, направленных на повышение эффективности системы здравоохранения, ограничения доступности и сокращения потребления крепких алкогольных напитков, нелегального алкоголя, изменения структуры потребления алкоголя, сокращения табакокурения, поддержки общественного движения за здоровый образ жизни. Должно быть значительно повышена доступность лекарственных средств для населения, в особенности для больных тяжелыми хроническими, социально значимыми, в том числе онкологическими заболеваниями. Существенным фактором повышения рождаемости и снижения смертности должно стать партнерство государства с социально ориентированными общественными и религиозными организациями традиционных конфессий, которые оказывают поддержку многодетным семьям, выступают в защиту семейных ценностей, поддержку здорового образа жизни. При других вариантах развития событий замещение убывающего населения возможно только за счет роста миграции. При этом надо учитывать, что потенциал миграции из традиционных для России стран-доноров сокращается, а определяемых понятием «соотечественники» и вовсе исчерпывается. Продолжающаяся эмиграция из России не замещается по качественному составу иммиграционным притоком. Реальный миграционный потенциал «нового» зарубежья, ориентированный на Россию, не превышает 5-6 млн. человек. На постсоветском пространстве миграционные потоки переориентируются на страны ЕС, США и др. В этих условиях проблематично долгое время удерживать сальдо миграции в 300 тыс. человек, без серьезного расширения круга стран - основных миграционных доноров. Поэтому следует обратить особое внимание на такие приоритеты, как повышение рождаемости и снижение смертности населения.

Каковы же приоритетные направления стратегии преодоления последствий «демографической ямы»? Следует выделить приоритеты для реализации демографического оптимистического сценария.

В области рождаемости и семейной политики:

Создание условий для совмещения женщинами профессиональных и родительских обязанностей, прежде всего за счет развития системы услуг по уходу за детьми до 3 лет.

Создание механизмов улучшения жилищных условий семьи по мере рождения детей.

Создание системы социальных гарантий и экономических возможностей, необходимых для рождения и воспитания нескольких детей в семье.

Государственная поддержка многодетных и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Укрепление института семьи и сокращение уровня семейного неблагополучия - бедности, разводов, социального сиротства.

В сфере охраны здоровья населения:

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний через диагностику и фармакологический контроль повышенных уровней холестерина и сахара в крови, артериального давления.

Совершенствование экстренной медицинской помощи при сердечно-сосудистых катастрофах, ДТП и пр.

Формирование здорового образа жизни и снижение потребления крепкого и нелегального алкоголя, табака, в том числе за счет повышение акцизов до уровня стран Центральной и Восточной Европы.

Снижение смертности от внешних причин, прежде всего мужского населения.

Улучшение условий и безопасности труда в организациях.

Гармонизация медицинских практик (клинических рекомендаций, стандартов и протоколов ведения заболеваний) с таковыми в Европе, США, Канаде, Австралии.

Обеспечение территориальной и экономической доступности медицинской помощи на селе.

Повышение доступности лекарственных средств для населения.

В миграционной политике:

Формирование необходимых условий для привлечения мигрантов, по своему качественному составу, способных увеличить человеческий капитал России.

Содействие возвращению соотечественников, постоянно проживающих в странах ближнего и дальнего зарубежья и создание условий для их приоритетного расселения в геополитически важных для страны регионах (прежде всего, южные районы Дальнего Востока).

Создание условий, способствующих сокращению эмиграции из России молодых образованных людей и высококвалифицированных кадров.

Упрощение порядка оформления гражданства для всех групп мигрантов, включая и временных, если их качественные параметры, соответствуют интересам долгосрочного экономического развития России, оказание им необходимой помощи по интеграции в российское общество.

Заключение

Принятые к реализации с 2006 года Национальные проекты в сфере здравоохранения, строительства доступного жилья, улучшения качества жизни, будут способствовать созданию условий для смягчения демографического кризиса, однако заложенные в них мероприятия являются недостаточно адекватными остроте проблемы. Катастрофическая ситуация еще может быть изменена при условии принятия и осуществления государством комплекса экстренных антикризисных мер в области демографической и семейной политики, направленных на достижение стабилизации численности населения к 2017 гг. и создание условий для его последующего роста.

Неотложное принятие и реализация предлагаемого комплекса мер позволят сократить масштабы ежегодной естественной убыли населения до 270-275 тысяч человек (вместо 800 тысяч человек в 2005 г.). Меры по стимулированию и оптимизации миграции смогут увеличить уровень компенсации этой убыли и создать предпосылки для стабилизации численности населения России. Дальнейшее развитие России как жизнеспособного общества и государства невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"

2. Багдасарян В. Управляема ли демография? // Власть.-2009.

3. Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. //Вопр. Статистики.-2010

4. Борисов В. Демографическая ситуация в современной России. Демографические исследования. 2006.

5. Государственная политика вывода России из демографического кризиса / Монография. В. И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян и др. Под общейредакцией С.С. Сулакшина. 2-е изд. - М.: ЗАО Экономика, Научный эксперт, 2011.

6. Эберштадт Н. Демографический кризис в России в мирное время. - М.: ЗАО Экономика, Научный эксперт, 2014.

7. www.gks.ru официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.