Tамара Пономаренко
В помощь аттестующимся «Отчет об инновационной деятельности»

Уважаемые коллеги! Получила сообщения с просбой разместить отчеты для прохождения аттестации . Представляю отчеты педагогов , которые они вкладывают в аттестационное портфолио . Надеюсь некоторым этот материал будет полезен.

Отчёт

об инновационной деятельности воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка - детский сад №31 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

Евтушенко Надежды Григорьевны

Педагогический коллектив МАДОУ центр развития ребенка – детский сад №31 работает по программе «Детство» , которая является программой нового поколения. Она предполагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это всестороннее развитие личности ребенка и сохранение психического и физического здоровья. Свою основную цель мы видим в обеспечении целостного подхода к организации работы по данному направлению.

С 2008 по 2012 год наш детский сад являлся муниципальной экспериментальной площадкой по теме : «Формирование представлений о профессиях у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности ".

Активно участвовала в экспериментальной работе ДОУ. Являюсь членом творческой группы «Поиск» , исполнителем проекта. В своей работе использую широкий диапазон инновационных , организационных и методических приемов. Владею информационно- техническими технологиями и применяю их в своей работе. Своей целью в интеллектуальном развитии своих воспитанников считаю создание условий, поддерживающих и развивающих познавательную активность и общие интеллектуальные способности дошкольников, формирующих познавательные потребности и мотивацию детей, дающих возможности реализовывать индивидуальные познавательные интересы.

Ознакомление дошкольников с многообразием мира профессий позволяет мне расширить осведомленность об окружающем мире и кругозор, формировать у детей познавательный интерес, элементарный опыт профессиональных действий, способствовать ранней профессиональной ориентации. В ходе экспериментальной деятельности разработала серию занятий по ознакомлению с профессиями, востребованными именно в нашем районе (доярка, строитель, швея, тракторист, повар и др.) .

Исследовательская и проектная деятельность воспитанников является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Поэтому активно использую преимущества проектной деятельности как основы формирования ключевых компетенций воспитанников. Разработала проект «Кулинарный поединок» , который направлен на ознакомление дошкольников с профессией повара, кулинара, позволил расширить осведомленность об окружающем мире и кругозор, сформировал у детей познавательный интерес, сформировал элементарный опыт профессиональных действий, способствовал ранней профессиональной ориентации.

В своей работе я широко использую опытно – экспериментальную деятельность дошкольников . В группе оборудована мини – лаборатория, в которых имеются различные центры.

Я провожу с детьми занятия с использованием игрового экспериментирования и собственно исследовательской деятельности , которые позволяют обеспечить детей арсеналом исследовательских действий, расширить их представления о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и взаимоотношениях

Таким образом, целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволила выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности , способствовала всестороннему развитию.

Компьютерные технологии – особое направление в работе с детьми, которое, способно помочь его развитию . Поэтому я апробирую использование интегрированных занятий, включающих мультимедийные средства. Мультимедийная презентация – это интерактивный способ представления информации по принципу «рассказываю и показываю» .

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

В данный момент коллектив продолжает работать в экспериментальном режиме. С июня 2012года детский сад является муниципальной экспериментальной площадкой по теме «Толерантность – дорога к миру» . Являюсь исполнителем проекта.

Воспитатель ___ Н. Г. Евтушенко

Заведующий МАДОУ

центр развития ребенка –

детский сад №31 ___ О. И. Голева

Старший воспитатель МАДОУ

центр развития ребенка –

детский сад №31 ___ Т. И. Пономаренко

Отчёт учителя-экспериментатора об опытно- экспериментальной

и инновационной деятельности за 2015/16уч.год

    Общие сведения об учителе

    1. ФИО: Мутуева Цыбегмит Цыреннамдаковна

      Предмет: химия

      Стаж работы: 27 года

      Учебный год

      Экспериментальный класс

      11проф

      9 класс

    2. Повышение квалификации (курсы, семинары (тема, год, месяц, место прохождения)): КПК

по теме «Реализация идей ФГОС второго поколения в процессе преподавания химии»2014 год, Агинское, «Достижение требований ФГОС в обучении химии»,2013г., Чита

    Краткая информация об опытно-экспериментальной и инновационной деятельности

    1. Тема эксперимента (инновационной деятельности): «Познавательная активность и ее развитие на уроках химии»»

      Цель эксперимента: развитие познавательной активности учащихся через использование современных технологий и методов обучения.
      Задачи эксперимента:

    повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

    более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

    возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

    усиление прикладного, практического характера химии;

    развитие способностей обучающихся через овладение надпредметными способами деятельности, рефлексией.

Срок проведения эксперимента: 2014-2015

2.3 Ожидаемые результаты эксперимента: Развитие мыслительных операций учащихся путем включения их в познавательную коллективную деятельность на уроке и внеурочное время.

2.4 Форма подведения итогов эксперимента: Обобщение опыта работы, мастер-класс

3. Краткий анализ содержания ОЭ и ИД

3.1. Дидактические формы работы с учащимися

Практическое занятие

Исследовательская работа

Проектная деятельность

Самостоятельная работа

Коллективные учебные занятий с созданием ситуации взаимообучения

Экскурсия

3.2. Применение новых технологий обучения

Характеристика используемых УМК (их соответствие целям и задачам эксперимента)

УМК: Автор, название, состав УМК, издательство, год издания

Анализ

О.С. Габриелян

Соответствует ли предлагаемый материал задачам эксперимента?

Не полностью соответствует

Доступность и научность изложения материала

Способствует развитию практических умений и навыков

Достаточно ли творческих, развивающих задач?

Не достаточно

Позволяет ли методический аппарат организовать самостоятельную работу учащихся?

Не в полной мере

Оформление учебника

Достаточно красочное, содержит много иллюстраций

    Распространение передового опыта и педагогических идей по результатам ОЭ и ИД.

    1. Разработка учебно-методических материалов по теме эксперимента (название, вид (печатное, электронное), где опубликовано или уровень экспертизы (муниципальный , региональный, федеральный ), как используется) - методические разработки уроков по технологии деятельностного подхода,

4.2. Трансляция положительного опыта реализации ОЭ и ИД

Тема

Форма

(реферат, творческая работа, доклад, публикация, открытый урок)

Уровень

(федеральный, региональный, муниципальный)

    Поззнавательная активность на уроках химии

Деятельностная модель урока химии в условиях ФГОС

Открытый урок

Семинар зам. поНМР

Семинар учителей химии

Познавательная активность и ее развитие на уроках химии

Обобщение опыта, мастер -класс

Муниципальный

Обучение в малых группах сотрудничества

Открытый урок, 9 класс

муниципальный

    Характеристика и результаты мониторинга эффективности опытно-экспериментальной и инновационной деятельности

Применяя современные технологии и методы обучения создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса, это позволяет выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; способствует формированию основ самостоятельной деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время, формированию рефлексивной деятельности. По результатам анкетирования среди 9-х классов, можно сделать вывод, что навык рефлексивной деятельности у учащихся сформирован. Они могут объективно оценить свои знания и указать на существующие пробелы в знаниях (расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций, работать с электрохимическим рядом напряжений металлов, решать задачи). По видам деятельности на уроках химии учащиеся отдают предпочтение: 71% - лабораторным работам, 14% - презентации самостоятельных и творческих работ с использованием ИКТ, 9% - самостоятельной работе, 5% - другие виды работ.

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагается ребятам на листочке отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«/ » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.

В классах, где регулярно проводится подобная рефлексия, отмечается более высокий уровень активности учащихся, сформирован навык рефлексии своей деятельности.

За последние три года увеличились показатели качества знаний и степени обученности учащихся.

При 100% успеваемости качество знаний в межаттестационный период составило:


СТЕПЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ:

Учащиеся являются постоянными участниками школьного и районного этапа предметной олимпиады по химии, принимают участие в конкурсах, проектах, активно работают в школьном и районном научном обществе учащихся (НОУ). Выступают с докладами и представляют свои исследовательские работы на конференциях различных уровней.

2014-2015 учебный год –Муниципальный этап ВОШ-Ринчинова Ц., 1м., 11кл., Дармаева Б., 11кл.,

НПК «Шаг в будущее»-Базарбанина Ж.1м.

6. Выводы, проблемы, возникающие при подготовке инновационных и экспериментальных проектов, предложения.

Трудности в работе и пути их преодоления: Перспективы дальнейшего развития и совершенствования опыта.
Направление развития образования определяется ФГОС второго поколения. В содержании и методах обучения предполагается смещение целевого акцента обучения с усвоения объема знаний на усвоение учащимися методов и приемов самостоятельной познавательной деятельности. При этом выделяют личностную успешность как полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

Представленный опыт соответствуют современным тенденциям в развитии образования. Перспективы в совершенствовании подходов к формированию потребности обучающихся в активной познавательной деятельности, в самоактуализации через различные виды деятельности.



Директор Дома научно-технического творчества МГДД(Ю)Т, г. Москва, канд. псих. наук

Кспериментальная и инновационная деятельность лежит в основе развития как отдельных учреждений дополнительного образования детей, так и системы в целом. Благодаря этому происходит обновление содержания образования. Самой главной функцией экспериментальной и инновационной деятельности является инициация творческой самостоятельности педагога, повышение его мотивации к собственному профессиональному развитию, постоянному самосовершенствованию, которое проявляется в использовании в собственной практике новшеств, стремлении повысить качество работы, применении новых, в том числе самостоятельно разработанных, методик и дидактических средств. Эта функция создает условия для развития субъектной позиции педагогов в их профессиональной деятельности, что создает все необходимые и достаточные условия для развития субъектности учащихся.

Анализ практики экспериментальной и инновационной работы учреждений дополнительного образования позволяет выделить следующие актуальные направления экспериментальной работы:

1. Конкретизация миссии и специфического содержания дополнительного образования как отдельного вида образования в контексте его образовательных и социальных функций; психолого-педагогических оснований построения содержания дополнительного образования детей.

2. Развитие концепции адаптивности и вариативности работы учреждений дополнительного образования как условие эффективной работы с различными контингентами учащихся (одаренными, находящимися в сложной жизненной ситуации, с особенностями развития и др.); раскрытия способностей каждого ребенка; развития личности, становления культурной идентичности, формирования социальной компетентности;

3. Разработка и практическая апробация различных педагогических и образовательных технологий на базе учреждений дополнительного образования с последующей трансляцией в практику работы общеобразовательных учреждений. Отработка модели учреждения дополнительного образования как ресурсного центра системы образования в области образовательных технологий, профильного обучения, развивающего обучения и др.; принципов интеграции с учреждениями общего, профессионального образования;

4. Развитие интегрированных межведомственных проектов с широким привлечением ресурсной базы профессиональных учреждений и организаций (НИИ, вузов, учреждений культуры, спортивных объединений и др.); региональных моделей развития дополнительного образования детей и проектирование соответствующих инфраструктур;

5. Развитие модели деятельности профессиональных сообществ на базе учреждений дополнительного образования (молодых педагогов, общественных тематических профессиональных объединений, экспертных сообществ и др.);

6. Выявление наиболее перспективных направлений развития предметно-темати¬ческого содержания работы учреждений дополнительного образования и блоков дополнительного образования общеобразовательных учреждений (направленностей дополнительного образования детей); разработка соответствующего программно-методического обеспечения. Уровневая дифференциация программ дополнительного образования детей; разработка инвариантных и вариативных компонентов содержания отдельных направленностей дополнительного образования;

7. Разработка совокупности моделей уч¬реждения дополнительного образования детей с различным соотношением учебной, воспитательной, социальной, методической работы; их ресурсного сопровождения (научного, кадрового, методического, информационного, психологического и др.).

Успешное развитие актуальных направлений экспериментальной работы и наработка значительного объема экспериментальных разработок - авторских образовательных программ и методик; форм организации образовательного процесса, определяет актуальность широкого развития инновационной деятельности в сфере дополнительного образования детей.

Понятие «инновация» в последнее время активно вводится в обиход самых разных сфер жизни общества. Так, говорят об инновациях в экономике, инновационном развитии государств, инновационной политике в образовании. Поскольку образование играет решающую роль в кадровом и интеллектуальном развитии эффективной экономики будущего, проблема инновационности образования имеет особое значение.

В литературе прослежено, что термин «инновация» появился в сфере социологии культуры и культурной антропологии и был непосредственно связан с идеей диффузии культурных феноменов. Ныне этот термин широко используется и в других сферах, в том числе в образовании. «Под инновацией понимается любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования»1.

Возникает вопрос: кем и для чего вводится? Какова мотивация этого действия со стороны участников образовательного процесса?

Если обратиться к практике конкретных учреждений дополнительного образования детей, можно выделить следующие пути появления новшеств в традиционном образовательном процессе (или элементов развития, изменения в рамках устоявшейся схемы функционирования образовательного учреждения):

 применение разработок педагогов, которые они выполнили самостоятельно, в рамках курсов повышения квалификации, под влиянием участия в конференциях, при работе в рамках профильных лабораторий методических центров, научных лабораторий педагогических институтов, при обучении в аспирантуре и т.д. Таковыми, например, являются авторские образовательные программы дополнительного образования;

 использование научно-методических разработок, созданных учеными в педагогических институтах, на профильных кафедрах вузов, в научных учреждениях системы РАО;

 реализация межучрежденческих проектов различного уровня, позволяющих знакомиться и осмысливать функционирование образовательной и социальной практики в других учреждениях и на основе этого создавать новые технологии и методики образовательной работы;

 использование ученических инициатив в области творческой деятельности, ученического самоуправления, организации содержательного досуга и использования свободного времени.

Анализ этих путей позволяет сделать вывод о том, что инновационная деятельность возникает по инициативе конкретных людей - педагогов, учащихся. Таким образом, в труде конкретного педагога или управленца образовательной системы инновации выстраиваются при творческом введении в собственную педагогическую практику новых элементов, которые педагог может почерпнуть во внешнем мире. Инновационная деятельность учащихся основана на инициации и поддержке самостоятельных творческих инициатив и организации продуктивной деятельности.

Источниками таких элементов, или новшеств, используемых в собственной практике, могут быть:

 курсы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. К сожалению, в настоящее время далеко не все действующие курсы обеспечивают возможность получения педагогами инновационного импульса; не всегда в рамках курсов дается материал по особенностям разных образовательных практик, которые могут быть выделены и использованы слушателями;

 участие в научно-методических (для педагогов), исследовательских (для учащихся) конференциях и конкурсах, на которых происходит встреча с коллегами и сверстниками, заинтересованные беседы, обмены мнениями, неформальные обсуждения сути образовательных практик; встреча с учеными, открывающими новый смысл в повседневной педагогической или исследовательской деятельности;

 соискательство и аспирантура - мощный фактор введения педагога в научное сообщество, средство рефлексии, обобщения и осознания собственной практики с позиций науки, повышение мотивации к собственному профессиональному развитию и использованию новшеств в повседневной практике;

 участие в общественных профессиональных организациях, экспертных сообществах по экспертизе проектов инновационного развития образовательных учреждений, результатов работы экспериментальных образовательных учреждений и др.;

 реализация межучрежденческих проектов, когда инновационный ресурс разных учреждений объединяется в целях достижения общей цели;

 участие в экспериментальной деятельности - проектное выстраивание инновационной деятельности, когда необходимые новации поэтапно планируются и реализуются, оценивается их эффективность и перспективность;

 взаимодействие с очагами инноваций - ресурсными центрами, реализующими инновационную работу по отдельным проблемам развития образования.

Отметим, что из всех перечисленных источников, только повышение квалификации является нормативно заданной обязанностью педагога (периодическое повышение квалификации), остальные же всегда являются результатом собственного, внутреннего желания педагога, который находит время и возможности для дополнительной нагрузки. Напрямую выполнение подобной работы не влияет ни на качество образовательного результата, ни на оплату труда. Для учащихся в общем случае вообще не задана необходимость инновационной деятельности; хотя в ряде наиболее эффективных учреждений такие мотивы специально создаются и поддерживаются педагогическим коллективом.

Здесь возникает ключевой вопрос: каковы механизмы возникновения у педагогов и учащихся мотивации к инновационной деятельности? Как стимулировать желание педагогов профессионально развиваться, расширять кругозор, интересоваться достижениями коллег? Как привить учащимся культуру стремления к новшествам, желание постоянно обновлять способы своей деятельности? Надо помнить, что эта мотивация должна поддерживаться в условиях крайней загруженности педагога и учащегося, когда практически весь временной и психологический ресурс уходит на непосредственное проведение занятий и организацию внутришкольной жизни.

Главным ответом на этот вопрос является рассмотренная выше необходимость постоянного и всестороннего развития субъектности участников образовательного процесса как главной цели современного образования. Постановка задачи развития субъектной позиции учителя и ученика задает необходимость введения новшеств в образовательную практику. Будучи развернутым, такой процесс неизбежно стимулирует развитие субъектной позиции участников образовательного процесса, обозначая перед ними все новые рубежи, освоение которых требует новых интеллектуальных и деятельностных средств и, как следствие, дает каждому участнику образовательного процесса возможность самоактуализации и самореализации. Основные факторы актуализации развития субъектной позиции для конкретного педагога, которые обычно являются самоценными:

 встреча с творческим коллегой из другого образовательного учреждения, обсуждение с ним практики образования, анализ, сопоставление результативности;

 контакты со специалистами соответствующего профессионального сообщества, которые позволяют понять основные факторы развития профессионального сообщества, цели и задачи, которые ставятся в соответствующей профессиональной сфере, современную специфику ее работы;

 реальные результаты, достигнутые в образовании конкретных учащихся благодаря применению на занятиях новых подходов.

Механизмом развития инновационной деятельности является сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Именно через такое взаимодействие реализуется ресурсная функция образовательного учреждения в определенной области.

Сетевое взаимодействие в образовании - проблема чрезвычайно актуальная: умение учителей и учеников строить продуктивные горизонтальные связи (между учителями-предметниками из разных школ, между школьниками в рамках общественных организаций и т.д.) является для образования важнейшей задачей. Между тем, в реальной практике остается открытым вопрос о запуске механизмов такого взаимодействия, особенно когда речь идет о государственных структурах. Будучи по природе своей весьма консервативной, что обеспечивает системе образования функцию воспроизводства социума, она очень тяжело воспринимает новации в области сетевого взаимодействия. Этому способствуют также традиционно сильная вертикальная структура управления и наличие многочисленных форм контроля на разных уровнях. Тем не менее о перспективности сетевого взаимодействия в образовании говорить можно и нужно: значительный по содержанию и достаточно массовый опыт экспериментальной и инновационной деятельности основан на контакте педагогов из разных учреждений и регионов и задает вектор их творческого профессионального развития.

Попробуем обозначить основные предпосылки и условия, необходимые для возникновения и развития сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях. В центре такого взаимодействия всегда оказываются педагог, директор, завуч, которые изначально имеют мотивы к поиску продуктивных внешних контактов, как средству своего профессионального и личностного развития.

Что же необходимо для развития сетевого взаимодействия?

Во-первых, надо, чтобы педагог разработал проект собственного профессионального развития и образовательный проект работы с учащимися, через который он будет его реализовывать. Что представляет собой проект собственного профессионального развития? Это постановка задачи изменения методик, способов, форм преподавания своего предмета исходя из самостоятельно поставленных задач улучшения образования учащихся в рамках данного предмета. Возникает ключевой вопрос: зачем это нужно учителю? Ведь дополнительные затраты времени и сил налицо. Думается, что определяющим здесь является возможность самореализации и повышение собственного профессионального ресурса. Без постановки целей собственного развития никакого разговора о сетевом взаимодействии быть не может. Без них все разговоры будут сводиться к сентенциям типа «вы мне поставили задачу, а я не могу ее выполнить», «обеспечьте меня литературой, компьютером», «вы мне не дали телефон того-то». Иными словами, у работника не возникнет собственных потребностей в поиске дополнительных ресурсов для достижения цели, потому что она поставлена извне и не является для него личностно значимой. Проект профессионального развития должен предполагать освоение новой предметной информации и новых способов работы с детьми. А это означает, что учителю придется обращаться за недостающими ресурсами, например интеллектуальными, информационными, административными, возможно, за пределы своего образовательного учреждения.

На практике проект профессионального развития нередко (а скорее, часто) подменяется «отпиской», положенной в папку экспериментальной работы школы, которая проводится в русле очередной глобальной программы развития образования. Учителю при этом важно одно - адекватно оперировать в ней терминологией, измененной в соответствии с программой. Так воспроизводится и консервируется психология «двойной морали». Педагог понимает, что для успешной работы ему нужны две не связанные друг с другом вещи: выстроить учебную работу с конкретными детьми в тех формах, которые он интуитивно рассматривает, как эффективные, да еще создать несколько текстов «для начальства». Эти тексты необходимы, хотя и составляют тяжелую повинность педагогического труда, поскольку никак не связаны с реальным образовательным процессом. В итоге реальное профессиональное развитие педагога идет на интуитивном, эмпирическом уровне; одновременно повышается нормативно-бюрократическая квалификация учителя, ученикам абсолютно не нужная.

Во-вторых, педагог составляет перечень недостающих ресурсов, необходимых ему для реализации проекта собственного профессионального развития. Это та информация, знания, методики, приемы работы с детьми, которыми он не владеет и для приобретения которых вынужден обращаться «вовне». На предыдущем этапе произошло ключевое событие: педагог сформулировал для себя цель, достижение которой определил, как условие собственного развития. А теперь, на данном, втором, этапе проводит сложную аналитическую работу: выявляет недостающие ресурсы и определяет, куда можно обратиться за ними - в другие школы, в методический центр, в НИИ, вузы и т.д. Наличие там этих ресурсов определяет успешность развития сетевых взаимодействий.

В-третьих, педагог разрабатывает конкретный запрос: что именно он хочет узнать, какую информацию получить, чему научиться и т.д. Это имеет решающее значение при встрече со специалистом из другой области (скажем, из науки). Напомним, что каждая профессиональная область имеет свой профессиональный язык, мало понятный представителю другой профессии. Поэтому точная и понятная формулировка запроса часто является непременным условием для эффективности взаимодействия.

В-четвертых, педагог готовит презентацию собственного ресурса, отсутствующего у возможного партнера. Это очень важный фактор, заинтересовывающий партнера в предоставлении запрашиваемых ресурсов. Идея сетевого взаимодействия и состоит в кооперации ресурсов, за счет чего обе стороны более эффективно двигаются к достижению своих целей. Без взаимной выгоды сетевое взаимодействие не возникает. Предметом интереса могут быть самые разнообразные ресурсы: доступ к библиотеке, содержательность общения, обучение собственных детей и т.д.

В-пятых, педагог создает возможности (в разных формах) для содержательного общения и обсуждения перспектив. Обратимся к примерам. Представим себе встречу одноклассников через 15 (20, 30) лет после выпуска из школы. Предположим, один из этих выпускников - педагог, который поставил себе цель выполнить со своими учениками качественную исследовательскую работу. Естественно, что встреча бывших одноклассников может ограничиться милым общением и воспоминаниями о прежней школьной жизни. Но реален и другой сценарий: среди одноклассников один оказывается кандидатом наук, заведующим лабораторией в НИИ, или заведующим юридическим отделом преуспевающей компании, или главным технологом нефтедобывающего предприятия. В разговоре с ним наш педагог конкретно и точно рассказывает, фактически формулирует, чего ему не хватает для проведения исследовательской работы. С этого момента их общение становится предметным и направленным в будущее. Педагог выясняет, что у одноклассника есть ребенок школьного возраста, и предлагает перевести его в свою школу, где гораздо интереснее. Приглашает также принять будущим летом участие в семейной исследовательской экспедиции. В ответ одноклассник соглашается предоставить ученикам этого учителя возможность работать на профессиональном оборудовании и консультировать их. Так сетевое взаимодействие возникает в процессе общения конкретных людей, руководствующихся, естественно, своими конкретными интересами и ценностными установками.

Сетевое взаимодействие не терпит единых «административных» алгоритмов. Определение взаимной выгоды, предъявление имеющихся и недостающих ресурсов происходит каждый раз индивидуально, но главное - чтобы это явление имело место.

Таким образом, условия для развития сетевого взаимодействия в образовательной системе возникают там и тогда, где и когда реализуется:

1) субъектная позиция участника образовательного процесса - учителя, администратора, выражающаяся в разработке проекта;

2) объективно оцениваются ресурсы для осуществления проекта и выделяются те, которые нужно привлечь;

3) на недостающие ресурсы разрабатываются технические требования, понятные потенциальным партнерам, которые располагают этими ресурсами, но представляют другие профессии;

4) разрабатываются презентации собственных ресурсов для возможного использования их потенциальными партнерами;

5) разрабатывается система возможных встреч и содержательного общения с представителями разных профессий как с потенциальными партнерами.

Эффективность сетевого взаимодействия на уровне учителя зависит от того, насколько качественной будет рефлексия каждого из пяти его шагов в этом взаимодействии. На управленческом уровне эффективность определяется комфортностью условий для реализации всей последовательности шагов.

Перспективы развития системы дополнительного образования

В докладе экспертной группы «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе» в рамках социально-экономической стратегии развития России до 2020 года рассматривается несколько возможных сценариев развития сферы образования, среди которых выделены: реставрационный, стабилизационный, модернизационный, инновационный. Дополнительное образование, являясь наиболее уязвимой с точки зрения нормативной базы подсистемой, имеет весьма различные перспективы в рамках каждого из этих сценариев.

Реставрационный сценарий поддерживается частью нашего общества и предполагает восстановление институтов и механизмов управления образованием прошлого века. Для дополнительного образования это означает возврат к системе максимального бюджетного финансирования системы; возможно - определение перечня направленностей и примерных образовательных программ, обязательных для каждого учреждения; развитие разноуровневых и преемственных систем фестивалей, конкурсов, организуемых системой. В этом сценарии, который в целом маловероятен, остаются неясными механизмы обновления содержания и организации образовательного процесса. Иллюстрацию к реставрационному сценарию можно найти, например, в системе внешкольного образования Республики Беларусь, где, в целом, все очень неплохо; сохранены все традиционные направления деятельности, система методической работы, преемственная система фестивалей и конкурсов.

Стабилизационный сценарий предполагает конкретизацию и нормативное закрепление социальных обязательств государства в сфере услуг по образованию и социализации для всех обучающихся, проведение четкого разделения на бесплатные и платные услуги для населения; фиксации ответственности региональных и муниципальных бюджетов по обеспечению функционирования и развития системы. Обеспечиваются социальные гарантии государства педагогическим работникам. Этот сценарий должен предполагать закрепление системы дополнительного образования как неотъемлемой части всей образовательной системы, решающей свои специфические задачи. В целом система дополнительного образования рассматривается, как значительный ресурс в обеспечении доступности и качества общего образования; углубленной подготовки по отдельным предметам мотивированных учащихся, выполнение функций компенсации и социальной адаптации для дезадаптированных в условиях школы детей.

В рамках модернизационного сценария принципиальной инновацией становится перенос акцента от процессуального подхода (запуск новых институтов и процессов), к четкой ориентации на достижение новых результатов, нового качества российского образования, нового качества человеческого капитала России, создание системы образовательных сервисов для удовлетворения разнообразных запросов подрастающего поколения. При этом предполагается развитие мотивации и готовности к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике; развитие социальных компетенций и гражданских установок, целенаправленное формирование гражданской идентичности. В условиях этого сценария учреждения дополнительного образования могут взять на себя функции интеграции ресурсов образования, науки, культуры, спорта, иных социальных институтов для построения и осуществления новых сфер образования: научно-практического, художественного, социокультурного, физкультурно-спортивного, духовно-нравственного. Возможно развитие конкурсного финансирования (на основе как социального заказа, так и государственного заказа в перспективных для развития экономики и культуры областях) программ дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей, стимулирующих конкуренцию по качеству. Это дает основания для построения своего, отличного от других видов, содержания дополнительного образования; определение и создание институтов измерения вклада дополнительного образования в качество образования; закрепления за ним функций важнейшего института развития образования.

Инновационный сценарий предусматривает выход за рамки формальной системы в сферу неформального (открытого) образования и социализации, использование новых ресурсов, возможностей и механизмов государственно-частного (поддержка детских индустрий, медиапроекты и др.) и социального партнерства. При этом сценарии учреждения дополнительного образования могут стать центрами формирования территориальных сетей образования и социализации, деятельность которых включает все виды программ и услуг за рамками государственных образовательных стандартов; они превращаются в комплексные социальные учреждения, оказывающие многопрофильные услуги в сфере образования, культуры, спорта, социального обеспечения и здравоохранения. При этом важнейшее значение имеет акцент на приоритет психолого-педагогического содержания реализуемых программ, что определяет главный результат их деятельности в сфере развития личностной сферы ребенка, предполагает научное обоснования динамики и этапности этого процесса, применение обоснованных методик оценки уровня этого развития. Учреждения дополнительного образования становятся базой (в партнерстве с профессиональными организациями) для создания телепередач, ведения блогов, организации сетевых развивающих игр, организации детских фирм и компаний и др.

При любом из сценариев главная задача системы дополнительного образования, которая позволит ей сохраниться - занять значимое и понятное для общества место в структуре преобразований.

В настоящее время перспективы развития содержания дополнительного образования и принципов его функционирования как системы видится в разграничении ответственности и полномочий между разными заказчиками - родителями, муниципальными образованиями, субъектами федерации. Формы дополнительного образования, удовлетворяющие платежеспособный спрос населения на образовательные услуги, выходящие за рамки образовательных стандартов, целесообразно организовать в виде платных образовательных услуг населению.

На области ответственности муниципального образования целесообразно определить формы, способствующие:

 организации свободного времени и досуга детей и молодежи, принадлежащих к группе социального риска;

 профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки в области востребованных в районе профессий для предприятий, испытывающих дефицит предложений на рынке труда;

 организации работы местных детских общественных организаций и объединений.

В области ответственности субъектов РФ целесообразно определить формы дополнительного образования, способствующие:

 созданию системы поиска, отбора, социального лифтинга талантливых и одаренных детей и организации с ними различных форм образовательной деятельности;

 развитию уникальных, имеющих давние традиции и высокие результаты творческих коллективов в области науки и культуры;

 реализации программ летнего оздоровительного образовательного отдыха; профильных лагерей и смен.

Дополнительное образование детей в России является уникальной образовательной практикой, направленной на индивидуальное развитие каждого учащегося, в свое время обеспечившей высокий уровень образования, способствовавший повышения культурного уровня общества, формирование единых социокультурных норм у населения на пространстве СССР и стран социалистического лагеря.

Дополнительное образование выполняет важнейшую социальную миссию - поддержание культурного многообразия, организации содержательного досуга, социального лифтинга, выявления и развития одаренности школьников. Оно способствует становлению важнейшей антропологической характеристики человека - его субъектности - как хозяина и распорядителя собственной жизни, задавая и открывая перед каждым молодым человеком внутренний смысл его будущей профессиональной и социальной деятельности.

Реализация субъектно-деятельностного подхода в дополнительном образовании позволяет рельефно выявить его социальную и историческую миссию как особого вида образования, направленного на выявление и развитие индивидуальных и личностных задатков и способностей детей и их эффективную реализацию в социуме и профессиональной деятельности. Таким образом, дополнительное образование напрямую способствует самореализации каждого человека; повышению стабильности общества и эффективному взаимодействию разных его составляющих; подготовке инициативных, мотивированных кадров, способных осуществить опережающую модернизацию экономики.

Проектно-исследовательская деятельность и научно-техническое творчество (объединяемое собирательным термином «научно-практическое образование) является одной из наиболее эффективных технологий в сфере дополнительного образования, широко применяется не только в учреждениях дополнительного образования, но и в лицеях и гимназиях, общеобразовательных уч¬реждениях в целом.

Нормативная база и программные установки дополнительного образования на основе субъектно-деятельностного подхода позволяют адекватно выстроить цепочку: миссия - цели - задачи - среда - технологии - результат, определив логику и структуру образовательной работы в этой сфере.

Вселяет надежду то, что важнейшая роль дополнительного образования в контексте развития социума и его кадрового потенциала неоднократно подчеркивалась первыми лицами государства. Так, в феврале 2012 года в.в. путин писал: «необходимо вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Оплату педагогов дополнительного образования, уровень квалификации которых сопоставим с учительским (включая спортивные школы и школы искусств), надо поэтапно довести до уровня зарплаты учителей общеобразовательной школы. В результате этих мер мы рассчитываем к 2018 году увеличить долю школьников, вовлеченных в дополнительные программы, до 70-75%, в том числе не менее 50% - на бесплатной основе».

Выходные данные сборника:

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Насыров Шамиль Таирович

соискатель АТиСО г. Москва

Переход экономики страны на инновационный путь развития во многом определяется интеллектуальными возможностями общества, способностью его членов эффективно решать задачи создания, распространения и использования высоких технологий. Успешно решать указанные задачи по плечу только образованному населению, высококвалифицированным рабочим кадрам и специалистам по приоритетным направлениям развития науки и техники. Качество подготовки рабочих и специалистов непосредственно зависит от инновационной активности образовательных учреждений разных уровней. То, что без инновационной деятельности сегодня невозможно поддерживать современный уровень качества образования, является уже аксиомой.

Исследователи отмечают, что обращение к проблемам инноватики и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явилось результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе.

Под инновационной деятельностью в образовании понимается деятельность, направленная на изучение передового педагогического опыта, научные исследования в области педагогики и психологии, и внедрение их разработок и научных результатов в образовательные учреждения, освоение ими образцов новой образовательной практики и формирование культуры инноваций. В ходе осуществления инновационной деятельности происходит отработка организационно-экономических механизмов управления системой образования, обновление содержания и форм образовательного процесса в результате введения в образовательную практику объектов интеллектуальной собственности, в частности объектов авторского права разработчиков новых образовательных (педагогических) технологий.

Решение задач повышения интеллектуального потенциала общества требует мобилизации внутренних резервов всей системы образования, разработки и внедрения новых методик и технологий обучения, направленных на достижение возможно большего эффекта при наименьших материальных затратах .

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

О том, как сделать эффективными процессы изменений, происходящие в сфере экономики, были осознаны раньше, чем в образовании. Возросшая конкуренция между фирмами требовала интенсификации их обновления для получения преимущества в конкурентной борьбе. Одним из следствий этого стало усиление внимания к изучению проблем обеспечения эффективности изменений. Основоположниками новой научной дисциплины, получившей название инноватика, считают немецкого ученого М. Герхарда и австрийского экономиста Й. Шумпетера.

Инновационные процессы в образовании стали предметом специального изучения примерно с конца 1950-х годов. Первоначально исследователями решалась задача обобщения педагогических новшеств и информирования о них общественности. В последующем круг задач значительно расширился. Стали исследоваться процессы оценки педагогических новшеств, их внедрения, педагогическое творчество учителей, опытно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях, управление процессами изменений, препятствия на пути распространения и освоения педагогических новшеств и

др. По мере расширения и углубления исследований процессов изменений в образовании все более актуализировалась потребность в интеграции получаемых знаний и их обобщении. Это стало началом оформления педагогической инноватики как самостоятельной научной дисциплины. Ее становление обусловлено как логикой развития практики образования, так и логикой развития науки .

Педагогическая инноватика, в отличие от педагогики, - молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80-х гг. прошлого века, т.е. примерно 20 лет назад. Сегодня педагогическая инноватика находится в стадии становления и эмпирического поиска.

Первоначальное движение учителей-новаторов, сменило «движение» ученых. Имеется ввиду, что в последние годы внимание учёных к инновациям в образовании приобрело буквально взрывной характер. В то же время нельзя сказать, что на все вопросы, связанные с педагогическими инновациями, получены исчерпывающие ответы.

Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении, использовании и применении на практике .

Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то учёных интересует система знаний и соответствующих им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, её собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.

Всё это - методологические аспекты изучения и конструирования педагогических нововведений.

Педагогическая инноватика и её методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования происходящей сегодня модернизации образования. Состояние и научное обеспечение этого глобального инновационного процесса в нашей стране сегодня оставляет желать лучшего. Многие новшества, такие, как стандарты, новая структура школы, профильный компонент общего среднего образования, единый госэкзамен, не являются, в методологическом смысле, проработаны - ми, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств.

Очевидно, что требуется специальная работа по научному обоснованию глобальных нововведений в общем среднем образовании, принципов и технологий проектирования широкомасштабного педагогического эксперимента .

Задачи, решаемые педагогической инноватикой можно разделить на две большие группы.

Первую группу составляют задачи описательно-объяснительного типа,

призванные дать картину того, что есть в действительности, но не просто на уровне явлений, а на уровне их теоретического объяснения.

Задачи второй группы связаны с разработкой новых моделей деятельности по развитию образовательных систем, созданием новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации. Решение этих задач отвечает на вопрос, какой должна быть эта деятельность, чтобы быть более эффективной, чем существующая.

Рассмотрим некоторые понятия и особенности педагогической инноватики как средства преобразования образования.

Для педагогической инноватики исходными служат понятия «новшество», «нововведение», «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность».

Существуют различные трактовки понятия новшество.

Слово инновация (от лат. in – в и novus – новое) в переводе означает «обновление, новинка, новшество, новизна, изменение». Инновация – это содержание и организация нового, тогда как нововведение – это только организация нового. Под новшеством понимают явление, несущее в себе сущность способа, методики, технологии организации и содержания нового, тогда как инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового .

Например, болгарский исследователь К. Ангеловски , проанализировавший ряд определений этого понятия, констатирует, что в них преобладает его трактовка как изменения, хотя при этом, некоторые ученые имеют в виду новые, другие - количественные, третьи - качественные изменения. Ряд авторов вместо изменений подразумевают просто новинки, нечто новое, процесс внесения нового, новых моделей, процесс обновления и др. Сам К. Ангеловски определяет «педагогическое новшество» как изменения, направленные на улучшение и развитие воспитания и образования .

Позиция Хуторского А.В. по данному вопросу такова: «Прежде всего, следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем, как на уровне школы, так и на уровне региона, страны» .

Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов, инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововведениями и вынуждены будут искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

Список литературы:

1.Ангеловски К. Учителя и инновации: учеб. пособие [Текст] / К. Ангеловски. - М., 1994.

2.Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: учебное пособие [Текст] / В.С. Лазарев. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 352с.

3.Тодосийчук А. Организация инновационной деятельности образовании. – Информационно-аналитический бюллетень: Образование в документах, №16 [Текст] / А. Тодосийчук.- М.: ООО « Фирма « Частное образование С», 2008.

4.Управление образовательными системами: Учебное пособие для студ. ВУЗов [Текст] / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 320с.

5.Хуторской А. В. Вступительный доклад на VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции «Инновации в образовании» [Текст] / А.В. Хуторской. - г. Москва.

6.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений [Текст] / А.В. Хуторской. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 256с.

Статья 20. ФЗ «Об образовании в РФ» 1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально- экономического развития РФ, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования.


Содержание экспериментальной деятельности Статья 20. ФЗ «Об образовании в РФ» 2. «Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяется Правительством РФ».


Содержание инновационной деятельности Статья 20. ФЗ «Об образовании в РФ» 3. «Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно- методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования…»


Форма реализации инновационной деятельности Статья 20. ФЗ «Об образовании в РФ» 3. «Инновационная деятельность …осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями».


Статус ОУ, реализующих инновационную программу, проект Статья 20. ФЗ «Об образовании в РФ» 4. «…организации,.. Реализующие инновационные программы и проекты, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования».


Порядок формирования инновационной инфраструктуры системы образования Статья 20. ФЗ «Об образовании в РФ» 4. «…порядок признания организации федеральной инновационной площадкой, перечень федеральных инновационных площадок устанавливается федеральным органом исполнительной власти… порядок признания организации… региональной инновационной площадкой устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации».


Инновация новый продукт лбо услуга, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат лбо создающее условия для такой экономии. Миндели Л.Э.; научно-технический результат в товарной форме. Кирпичников М.П.


Инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.






Основные составляющие инновационного процесса Новация - новая идеи, новое знание Новые идеи, которые могут быть получены в результате научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно- конструкторских разработок, других видов творческой, интеллектуальной деятельности Инновация л бо нововведение (от англ. innovation - введение нового) Внедрение новшества, т.е. достижение практической применимости нового знания с целью удовлетворения определенных потребностей Диффузия инновации Распространение уже однажды освоенной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях


Коллектив Центра исследований и статистики науки считает, что «понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно- исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии» [Инновационный менеджмент, 1998, с.4]


Виды инноваций в системе образования 1. Производственные инновации: технологические инновации- новые технологии; педагогических инновации - новые методы и приемы преподавания и обучения. 2. Управленческие инновации: экономические инновации - экономические механизмы; организационные инновации - новые организационные структуры и институциональные формы в области образования.


Структура инновационного проекта[править | править исходный текст]правитьправить исходный текст Каждый инновационный проект должен содержать следующие основные разделы: Сущность инновационного проекта, обоснование его деловой привлекательности в резюмирующей форме; Предприятие, реализующее инновационный проект. Полные сведения о деятельности, юридическом статусе, возможностях; Продукт, его характеристика; Анализ рынков сбыта продукции, конкуренция; Стратегия маркетинга инновационного продукта; Организация производственного процесса; Организация управления; Риски и их страхование; Стратегия финансирования.


Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В.; Под редакцией д-ра экон. наук, проф. О.П. Молчановой. - М.: Вита-Пресс, с.: ил. ISBN 5-