Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations – ASEAN) была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке пятью странами: Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В 1984 г. к организации присоединился Бруней, в 1995 – Вьетнам, в 1997 – Лаос и Мьянма, в 1999 – Камбоджа. Таким, образом, в настоящее время в АСЕАН насчитывается 10 государств-членов. Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

В Бангкокской декларации об учреждении АСЕАН уставными целями Ассоциации определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в ЮВА. Юридической базой взаимоотношений стран Ассоциации служат Декларация согласия АСЕАН 1976 года, Вторая Декларация согласия АСЕАН («Балийское согласие-2») 2003 года, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 года к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года – Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года – Россия и Южная Корея, в июле 2005 года – Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 г. – Австралия.

Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил. Договор о дружбе и сотрудничестве представляет собой своеобразный кодекс международных отношений в регионе в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

В 2004 г. в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности Ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. 20 ноября 2007 г. в ходе 13-го саммита АСЕАН в Сингапуре, приуроченного к 40-летию Ассоциации, Устав АСЕАН был подписан лидерами "десятки". Его принятие стало отправной точкой нового этапа эволюции АСЕАН, ее трансформации в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью. Для этого Устав должен быть ратифицирован всеми странами-членами Ассоциации.

В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на тесное взаимодействие и либерализацию в субрегионе ЮВА на базе вступившего в силу с 1 января 2002 г. Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО).

В ходе 13-го саммита АСЕАН 20 ноября в Сингапуре подписан План создания Экономического сообщества АСЕАН К 2015 г. Документом предусмотрен комплекс мер по либерализации и гармонизации политики стран "десятки" в торговой, таможенно-тарифной, инвестиционной, финансовой, конкурентной, производственной сферах, а также в сфере услуг и занятости.

Сегодня АСЕАН с её 570-миллионным населением, совокупным ВВП в 1,1 трлн. долл. США, внешнеторговым оборотом в 1,4 трлн. долл. США и темпами экономического роста, опережающими среднемировые, представляет собой центр интеграционных процессов в АТР и складывающейся там новой расстановки сил.

Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия. Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 г. и вступил в силу в 1997 г. Страны АСЕАН добиваются его признания ядерными державами и в настоящее время ведут консультации с «пятеркой», включая Россию, по доработке текста Протокола об их присоединении к Договору

Политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г., через 6 дней после обретения независимости), Вьетнам, (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, общая площадь 4,5 млн км2, их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США.

ЦЕЛИ АСЕАН: В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются:

Установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН

Ускорение экономического, социального и культурного развития ее государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи

Поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели

ЗАДАЧИ : создание ТС в рамках соглашений о преференциальной торговле, совместных промышленных объектов и товарных ассоциаций стран-пр-лей тех или иных видов Т.

В 1992 г. на саммите в Сингапуре - решение о формировании ЗСТ . Стратегическая цель - повышение к/сп стран-членов на основе устран торговых барьеров, роста привлекательности гос-ств для зарубежных инвестиций , достижение эконом стабильности в регионе.

Основные направления:

Сокращение ставок пошлин до 0-5% на промышленную и с/х продукцию, за искл продукции нефтехимии, автомобилестроения, металлургии ;

Введение общего эфф-ного преференц-ного тарифа; гармонизацию нац стандартов в соответ с м/н нормами;

Ликвидацию кол-ных ограничений во взаимной торговле пром Т;

Введение принципа взаимного признания в отнош сертификатов кач-ва;

Соглашение о формировании инвестиционной зоны - 7 окт 1998 г. Цель - формирование конкурентоспособной инвестиционной зоны с более либеральным и прозрачным режимом для роста внутри- и внерегиональных инвестиций; повышение конкурентоспособности экономик стран-участниц; прогрессивное снижение или ликвидация инвестиционных барьеров и правил, мешающих капиталопотокам и реализации инвестиционных проектов в рамках АСЕАН.


У АСЕАН есть договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 года к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года - Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года - Россия и Южная Корея, в июле 2005 года - Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 г. - Австралия. ОНИ НЕ ВХОДЯТ В АСЕАН просто к договору эдд.

Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил. Договор о дружбе и сотрудничестве представляет собой своеобразный кодекс международных отношений в регионе в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

В 2004 г. в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности Ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. 20 ноября 2007 г . в ходе 13-го саммита АСЕАН в Сингапуре, приуроченного к 40-летию Ассоциации, Устав АСЕАН был подписан лидерами "десятки". Его принятие стало отправной точкой нового этапа эволюции АСЕАН, ее трансформации в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью.

В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на тесное взаимодействие и либерализацию в субрегионе ЮВА на базе вступившего в силу с 1 января 2002 г. Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО).

В ходе 13-го саммита АСЕАН 20 ноября в Сингапуре подписан План создания Экономического сообщества АСЕАН К 2015 г. Документом предусмотрен комплекс мер по либерализации и гармонизации политики стран "десятки" в торговой, таможенно-тарифной, инвестиционной, финансовой, конкурентной, производственной сферах, а также в сфере услуг и занятости.

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящий и координирующий механизм - регулярные совещания министров иностранных дел. Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Постоянный комитет, возглавляемый министром иностранных дел страны - текущего председателя АСЕАН, которые сменяются в алфавитном порядке (в настоящее время - Сингапур).

В Джакарте функционирует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. Генеральный Секретарь АСЕАН назначается сроком на пять лет. В 2003-2007 гг. этот пост занимал сингапурец Онг Кенг Йонг, с 1 января 2008 г. на очередной пятилетний срок его сменил бывший министр иностранных дел Таиланда С. Питсуван. Сотрудники Секретариата АСЕАН выбираются путем открытого конкурса по всему региону.

В АСЕАН действует 11 специализированных комитетов, ежегодно проводится более 300 мероприятий, включая встречи министров экономики и торговли, руководителей правоохранительных органов и т.д.

АСЕАН имеет свои вооруженные силы - ВМС, которые проводят совместные учения.

НАПРАВЛЕНИЯ :

1) Содействовать социально-экономическому развитию всех групп населения, включая мигрантов.

2) Противостоять террористическим вызовом; активно содействовать освобождению Корейского полуострова от ядерного оружия .

3) Развивать энергетическую кооперацию в рамках АСЕАН, включая создание единой энергосистемы и строительство Транс-АСЕАНского газопровода.

В 70-е годы зародилась система т.н. диалогов Ассоциации с ведущими государствами мира, прежде всего в АТР, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС и ПРООН. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан.

Диалоговое взаимодействие осуществляется с помощью специальных механизмов, головными среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества (СКС).

Асеановский региональный форум был создан в 1994 г. в рамках превентивной дипломатии. Встречи проводятся ежегодно в одной из столиц АСЕАН.

Согласно бюллетеню председателя на первом АРФ, целями АРФ являются:

1) стимулирование конструктивных диалога и консультаций по вопросам политики и безопасности;

2) создание весомого вклада в усилия, направленные на создание доверительных отношений и превентивной дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

При Московском государственном институте международных отношений (Университете) открыт ЦЕНТР АСЕАН. Совместную декларацию Россия-АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом (2 июля 2004 г., Джакарта, Индонезия); Финансовый фонд диалогового сотру. РФ И АСЕАН

3)Облицовочная плитка одинакового качества стоит в России 5 д.е., на Украине - 3 д.е. и в Молдавии - 2,6 д.е. Россия вводит 100 %-ный импортный тариф на ввоз плитки из Украины и Молдавии.

а) Будет ли Россия продолжать импортировать плитку?

б) Если после этого Россия и Украина создадут таможенный союз, будет ли Россия сама производить плитку или импортировать?

Ответ:

а) Россия не будет импортировать плитку ни из одной из стран, так как это дороже производства внутри страны. Внутренняя цена составляет 5 д.е., а цена плитки из Украины с учетом тарифа - 6 д.е. (3 + 3), из Молдавии - 5,2 д.е. (2,6 + 2,6).

б) После создания таможенного союза следует ожидать хотя бы частичный импорт плитки из Украины.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - крупнейшая межгосударственная политико-экономическая организация региона. В её задачи входит решение множества вопросов в различных сферах деятельности на межправительственном уровне. В то же время за годы своего существования организация значительно трансформировалась и претерпела изменения. Давайте определим, что представляет собой Ассоциация государств Юго-Восточной Азии и выясним причины её создания.

Предыстория создания

Прежде всего давайте остановимся на событиях, которые предшествовали образованию АСЕАН.

Предпосылки для интеграции стран в регионе стали появляться ещё после окончания Второй мировой войны и получения ими независимости. Но первоначально эти процессы носили скорее военно-политический, а не экономический характер. Это было связано с тем, что бывшие метрополии, хотя и предоставили своим колониям независимость, но в то же время старались не утратить политического влияния в регионе и не допустить установления коммунистических режимов на территории Индокитая.

Итогом этих стремлений стало возникновение в 1955-1956 г. военно-политического блока СЕАТО, который предусматривал обеспечение коллективной защиты в регионе. В организацию входили следующие государства: Таиланд, страна Филиппины, Пакистан, Австралия, США, Франция, Великобритания. Кроме того, с блоком тесно сотрудничали Республика Корея и Республика Вьетнам. Но данный военно-политический союз просуществовал недолго. Вначале из него вышел ряд стран, а в 1977 году он был окончательно упразднен. Причиной стала все меньшая заинтересованность бывших метрополий в делах региона, поражение США в войне в Индокитае, а также установление коммунистических режимов в ряде государств.

Стало понятно, что объединение на военно-политической основе недолговечно и носит сиюминутный характер. Страны региона нуждались в более тесной экономической интеграции.

Начальные шаги на пути к этому были сделаны в 1961 году, когда образовалась организация ASA. В неё входили государство Филиппины, федерация Малайзия и Таиланд. Но все-таки изначально этот носил вторичное значение по отношению к СЕАТО.

Образование АСЕАН

Руководство стран ASA и других государств региона понимало, что экономическое сотрудничество должно расширяться как территориально, так и качественно. С этой целью в 1967 году в Бангкоке был подписан договор, получивший название Декларация АСЕАН. Подписантами её являлись, кроме представителей стран ASA, уполномоченные делегаты, представляющие государство Сингапур и Индонезию. Именно эти пять стран стояли у истоков АСЕАН.

Считается моментом, с которого стала функционировать Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

Цели организации

Настало время выяснить, какие цели на момент своего образования преследовала Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Они были сформулированы в указанной выше Декларации АСЕАН.

Главными целями организации являлось форсирование динамики экономического развития её членов, интеграция между ними и взаимодействие в различных сферах деятельности, установление мира в регионе, увеличение торгового оборота внутри Ассоциации.

Каждая из этих целей была направлена на достижение глобальной идеи - установление благоденствия в регионе.

Члены АСЕАН

К настоящему времени 10 стран включает в себя Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Состав организации сформирован из следующих членов:

  • государство Таиланд;
  • федерация Малайзия;
  • страна Филиппины;
  • страна Индонезия;
  • город-государство Сингапур;
  • султанат Бруней;
  • Вьетнам (СРВ);
  • Лаос (ЛНДР);
  • Союз Мьянма;
  • Камбоджа.

Первые пять из указанных стран были основателями АСЕАН. Остальные вливались в организацию на протяжении истории её развития.

Расширение АСЕАН

Султанат Бруней, Вьетнам, страна Лаос, Мьянма и Камбоджа были включены в состав АСЕАН в последующие годы. Государства региона все больше втягивались во взаимную интеграцию.

Государство Бруней стало первой страной региона, которая присоединилась к пятерым учредителям АСЕАН. Это случилось в 1984 году, то есть почти сразу, как только страна получила независимость от Великобритании.

Но присоединение Брунея носило одиночный характер. В середине - второй половине 90-х годов сразу несколько стран вступило в АСЕАН, а это уже свидетельствовало об определенной тенденции и престижности членства в организации.

В 1995 году членом АСЕАН стал Вьетнам - страна, управление в которой было основано на марксисткой идеологии. Нужно отметить, что до этого в АСЕАН входили только страны, которые за основу развития брали западную модель. Вхождение в организацию коммунистического государства свидетельствовало об углублении интеграционных процессов в регионе и о приоритете экономического сотрудничества над политическими разногласиями.

В 1997 году Ассоциация государств Юго-Восточной Азии пополнилась сразу двумя членами. Ими стали Лаос и Мьянма. Первая из них также является страной, выбравшей коммунистический тип развития.

Тогда же в организацию должна была вступить Камбоджа, но из-за политических неурядиц это было отложено на 1999 год. Впрочем, в 1999-м все прошло гладко, и государство стало десятым членом АСЕАН.

Положение наблюдателей имеют Папуа-Новая Гвинея и ДР Восточный Тимор. Кроме того, в 2011 году Восточный Тимор подал официальную заявку на полноправное членство в организации. Пока эта заявка находится на рассмотрении.

Органы управления

Давайте рассмотрим структуру управления АСЕАН.

Высшим органом Ассоциации является саммит глав государств, входящих в неё. С 2001 года он проводится ежегодно, а до того времени встречи организовывали один раз в три года. Кроме того, сотрудничество проходит в формате совещаний представителей министерств иностранных дел стран-участников. Они также проводятся ежегодно. В последнее время все чаще стали проходить совещания и представителей других министерств, в частности сельского хозяйства и экономики.

Текущее руководство делами АСЕАН возложено на Секретариат организации, расположенный в столице Индонезии Джакарте. Главой этого органа является Кроме того, АСЕАН насчитывает почти три десятка профильных комитетов и более сотни рабочих групп.

Деятельность АСЕАН

Рассмотрим данной организации.

В настоящее время основополагающим документом, который берется за основу при определении общего стратегического развития организации и взаимоотношений внутри неё, является договор, подписанный в Бали делегатами стран-участниц.

С 1977 года стало действовать соглашение по упрощенной торговле между государствами региона. Интеграция стран Юго-Восточной Азии в экономике была закреплена в 1992 году созданием региональной зоны получившей название АФТА. Многими экспертами именно это считается главным достижением АСЕАН. На данном этапе Ассоциация, как субъект международного права, работает над заключением договоров о свободной торговле с Китаем, Индией, Новой Зеландией, Японией, Республикой Кореей и рядом других стран.

В начале 90-х годов особенно значимой стала угроза экономического и политического доминирования Соединенных Штатов в регионе. Этому постаралась препятствовать Малайзия. Страна предложила создать Совет, в который бы, кроме государств АСЕАН, входили КНР, Республика Корея и Япония. Эта организация должна была защищать региональные интересы. Но проект не удалось воплотить в жизнь, так как он встретил упорное сопротивление со стороны США и Японии.

Впрочем, Китай, Корею и Японию все-таки удалось привлечь к деятельности Ассоциации. С этой целью была создана в 1997 году организация "АСЕАН плюс три".

Ещё одной важной программой является задача обеспечения безопасности и политической стабильности в регионе. С 1994 года начал работать форум по вопросам безопасности, получивший название АРФ. Тем не мене, члены организации не захотели превращать АСЕАН в военный блок. В 1995 году они подписали соглашение, которое признавало Юго-Восточную Азию регионом, свободным от ядерного оружия.

В рамках организации также активно решаются вопросы по проблемам окружающей среды.

Перспективы развития

Дальнейшая экономическая интеграция государств региона, а также углубление сотрудничества с другими странами АТР является приоритетом деятельности АСЕАН в будущем. Данную программу призвано реализовать Единое сообщество АСЕАН, основанное в 2015 году.

Ещё одна задача организации на ближайшее время - преодоление разрыва в экономическом развитии между её членами. Таиланд, страна Сингапур и Малайзия в экономическом плане на сегодняшний день опережают другие государства региона. К 2020 году планируется в значительной мере сократить этот разрыв.

Значение организации

Значение АСЕАН для развития стран Юго-Восточной Азии очень велико. С момента возникновения Ассоциации один из самых отсталых регионов Азии влился в число передовых не только на континенте, но и в мире. Кроме того, значительно уменьшилось количество вооруженных конфликтов в регионе. Развитие экономических связей между членами Ассоциации способствует их процветанию.

В планах организации - достижение ещё более значимых вершин.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе действуют торгово-экономические организации регионального и субрегионального уровней. К последним относится АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии. Именно с этой организации начался интеграционный процесс в АТР и именно в ней объединены наиболее динамичные новые индустриальные страны Азии.

В состав АСЕАН входят: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины (1967 г.), Бруней (1984 г.), Вьетнам (1995 г.), Лаос (1997 г.). Камбоджия (1998 г.).

Центростремительными силами азиатской интеграции являются: стратегически важное географическое положение на пересечении мировых торговых путей, переход к либеральной модели построения рыночной экономики, предполагающий допуск иностранного капитала и экспортоориентированность реструктуризированной экономики.

К центробежным силам, тормозящим интеграцию, можно отнести различия в уровне развития экономики, политическом устройстве, религиозных и культурных традициях, а также островную разбросанность государств.

Интеграционный процесс в рамках АСЕАН включает в себя:

  • в соответствии с Соглашением о создании зоны преференциальной торговли (1977 г.) предоставление торговых льгот странам-участницам;
  • в соответствии с Соглашением АФТА (ASEAN Free Trade Arrangment) — создание зоны свободной торговли. Соглашение вступило в силу с
    1 января 2002 г.;
  • схемы промышленного сотрудничества АСЕАН;
  • в соответствии с рамочным соглашением о зоне инвестиций АСЕАН (АИА) либерализацию движения капитала.

После финансового кризиса 1997-1998 гг. страны АСЕАН делают акцент на привлечении (неспекулятивных) прямых инвестиций. К 2010 г. предполагается предоставление иностранным инвесторам национального режима принимающей страны. Уже сейчас получила практическое развитие концепция треугольников экономического роста (Сингапур, 1989 г.). Имеется в виду развитие приграничных торгово-экономических отношений между тремя соседними странами. Такие «треугольники» имеют более либеральный режим для трансграничного движения всех факторов производства и выраженную экспортную направленность. Например, «платиновый треугольник», стороны которого проходят по реке Меконг с юга Китая через Камбоджу и Вьетнам.

В 1970-е гг. зародилась система так называемых диалогов АСЕАН с ведущими государствами мира прежде всего в АТР. Полномасштабными партнерами по диалогу являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также и ПРООН. Диалоговое взаимодействие осуществляется с помощью Совместных комитетов сотрудничества (СКС). Такое партнерство послужило основой для создания механизма углубленного взаимодействия АСЕАН с восточной «тройкой» (Китай, Япония, Южная Корея) в формате 10 + 3, который был формализован в 2000 г. и предусматривает проведение саммитов в формате «тринадцати» и 10 + 1 параллельно с встречами АСЕАН.

В декабре 2005 г. состоялся первый в истории саммит России и АСЕАН (г. Куала-Лумпур, Малайзия). В ходе встречи были подписаны сразу два масштабных документа: Декларация о всеобъемлющем партнерстве России и стран — членов АСЕАН и Комплексная программа действий по сотрудничеству на 2005-2015 гг. Предполагается взаимное расширение связей в области экономики, политики, безопасности (борьба с терроризмом), научно-техническое и информационное сотрудничество, взаимодействие в области туризма и культуры. В частности, была достигнута договоренность о безвизовых поездках граждан России и Таиланда. Сергей Лавров — глава МИД РФ — подчеркнул, что видит в Ассоциации важного партнера в создании многополярного мира, формировании целостной системы региональной безопасности, противодействии новым вызовам и угрозам.

Особенности формирования АСЕАН

В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН,Association of South East Asian Nations - ASEAN "). Она образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке (Бангкокская декларация). В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд. Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.). Вьетнам (в 1995 г.). Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

Страны АСЕАН занимают стратегическое положение на пути из Индийского океана в Тихий, находясь на перекрестке, соединяющем Тихоокеанский бассейн с Ближним Востоком, Африкой и Европой. Группировка обладает крупными запасами природных ресурсов. АСЕАН-10, включающая все 10 стран Юго-Восточной Азии, фактически стала крупной региональной группировкой общей площадью 4,487 млн км 2 .

В соответствии с Бангкокской декларацией целями организации являются: «(i) ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления... в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также (ii) установление мира и стабильности в регионе... через... приверженность принципам Устава ООН».

В принятой Декларации АСЕАН ставились следующие цели :

  • ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восгочной Азии;
  • укрепление мира и региональной стабильности;
  • расширение активного сотрудничества и взаимопомощи стран- участниц в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров:
  • развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства;
  • расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц;
  • установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями.

АСЕАН открыта для всех стран Юго-Восточной Азии, признающих ее принципы, цели и задачи. Этим документом зафиксирован статус ежегодной конференции министров иностранных дел как главного рабочего органа АСЕАН, правомочного принимать решения по реализации положений Декларации, обсуждать коренные проблемы деятельности Ассоциации, решать вопросы приема новых членов.

Особенности развития региональной экономической интеграции в рамках АСЕАН определяются рядом факторов.

  • Высокая динамика экономического роста и политическая стабильность в регионе.
  • Однотипность (но дифференцированность) экономик стран- участниц и имеющиеся вследствие этого трудности в расширении взаимной торговли.
  • Участие в интеграционных процессах государстве различным уровнем экономического развития и разными политическими системами.

Организационная структура АСЕАН

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМ ИД). Проводятся встречи министров, отвечающих за другие отрасли: сельское хозяйство, рыболовство, энергетику, окружающую среду, финансы, информатизацию, инвестиции, труд, юстицию, искоренение бедности, науку, технологии, социальное обеспечение, транспорт, туризм и др. Достигнута договоренность об учреждении межпарламентской ассоциации АСЕАН(Asian Interparlamentary Organisation - A IPO ).

Текущее руководство деятельностью АСЕАН осуществляет Постоянный комитет под председательством министра иностранных дел страны-устроительницы очередного совещания министров иностранных дел. В Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем АСЕАН. Генеральный секретарь назначается по принципу ротации. Первым Генеральным секретарем был индонезийский дипломат Хартоно Ректохарсоно. Сотрудники Секретариата АСЕАН выбираются путем открытого конкурса по всему региону.

Председательство в организации осуществляется в порядке установленной очередности со сроком в один год в соответствии с алфавитным расположением стран на английском языке. Соответственно, в 2006 г. председательствуют Филиппины, в 2007 г. — по порядку Сингапур. На СМ ИД председательствует министр иностранных дел той страны, которая возглавляла организацию в прошлом году. В АСЕАН действуют 11 специализированных комитетов.

Для поддержки международных отношений в регионе и за его пределами АСЕАН учредила комитеты, состоящие из глав дипломатических миссий, расположенных в следующих столицах: Брюссель, Лондон, Париж, Вашингтон, Токио, Канберра, Оттава, Веллингтон, Женева, Сеул, Ныо-Дели, Ныо-Йорк, Пекин, Москва, Исламабад.

Юридической базой взаимоотношений стран АСЕАН является Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. В настоящее время странами-членами АСЕАН разработан механизм возможного присоединения к Договору внерегиональных государств, включая Россию, которая неизменно заявляет о своем позитивном отношении к этому документу.

История становления и политическое развитие

Первые шаги к межгосударственному сотрудничеству в Юго-Восточной Азии можно найти еще в годы «холодной войны». Однако тогда оно носило ярко выраженный военно-политический характер и сводилось к участию в глобальном противостоянии двух систем, например в составе такого одиозного блока, как СЕАТО (Организация договора стран Юго-Восточной Азии). Попытки межгосударственных объединений на экономической основе носили подчиненный характер и не могли претендовать на самостоятельную роль в международных отношениях (например. Ассоциация Юго-Восточной Азии). В этом плане больше повезло возникшей в преддверии периода разрядки АСЕАН. Она сумела развиться в невоенное региональное объединение стран с высоким международным авторитетом.

Важный шаг в политическом становлении АСЕАН — принятие в ноябре 1971 г. Куала-Лумпурской декларации о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии. В ней заявлялось, что нейтрализация региона представляет собой «желанную цель», что все страны-участницы примут необходимые усилия по обеспечению признания и уважения ЮВА в качестве зоны, отвергающей вмешательство извне. План нейтрализации предполагал урегулирование противоречий на двух уровнях: среди самих членов АСЕАН и между АСЕАН и внерегиональными державами, готовыми принять обязательство признать нейтральный статус асеановского субрегиона и гарантировать невмешательство в его внутренние дела.

Завершение II индокитайской войны весной 1975 г. придало мощный импульс развитию договорно-правовой и организационной базы АСЕАН. На первом саммите АСЕАН на острове Бали (Индонезия) одобрены Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация о согласии. Первый документ закрепил принципы, которыми пять государств-основателей Ассоциации обязались руководствоваться в развитии взаимных отношений, а также в урегулировании возникающих споров и конфликтов. Договор предусматривал, что партнеры по АСЕАН будут предпринимать усилия для мирного решения возникающих взаимных противоречий в интересах укрепления мира в регионе, отказываться от угрозы применения силы и все спорные вопросы будут решать посредством дружественных переговоров. В тексте Договора нашла свое отражение идея превращения Юго-Восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета. В Декларации АСЕАН о согласии провозглашаюсь, что «пятерка» основавших ее стран совместно и индивидуально будет стремиться к созданию благоприятных условий для установления и развития сотрудничества между государствами ЮВА.

В организационном плане на Балийском саммите принято решение о создании постоянного Секретариата АСЕАН, и проблемы нейтрализации и обеспечения безопасности асеановские руководители рассматривали в тесной увязке с приданием региону безъядерного статуса. В силу особой сложности проблемы лишь в 1995 г. государ- ства-участники сумели подойти к подписанию Договора о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (South-East Asia Nuclear Free Zone). Однако для его практического вступления в силу необходимо подписание отдельного протокола к Договору всеми ядерными державами. Его подписание тормозят разногласия по вопросу, считать ли Индию и Пакистан ядерными державами. От признания или непризнания ядерного статуса этих стран со стороны АСЕАН и других ядерных держав зависит судьба Договора.

В 1994 г. в рамках превентивной дипломатии по инициативе АСЕАН запушен механизм Асеановского регионального форума (АРФ). Задача АРФ — обеспечение путем диалога и консультаций бесконфликтного развития обстановки в Юго-Восточной Азии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В ежегодных заседаниях АРФ участвуют страны АСЕАН и их внерегиональные партнеры по диалогу, в том числе Россия, США, Китай, Япония и др. Участники АРФ ставят задачу продвигаться от осуществления мер доверия через превентивную дипломатию к созданию надежной системы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В рамках АРФ имеются два направления сотрудничества: диалог на официальном межправительственном уровне; взаимодействие между неправительственными организациями и академическими кругами.

Учитывая особую сложность и потенциальную взрывоопасность обстановки в регионе Южно-Китайского моря, где сталкиваются и взаимно накладываются территориальные притязания шести прибрежных государств и территорий (Брунея, Вьетнама, КНР, Малайзии, Тайваня, Филиппин), страны АСЕАН в 1992 г. выступили с Манильской декларацией. Она призывала все вовлеченные стороны ограничиться мирными средствами в урегулировании спорных вопросов, а также избегать действий по милитаризации расположенных в акватории Южно-Китайского моря островов и приступить к совместному освоению их ресурсов. В июле 1996 г. в Джакарте на конференции министров иностранных дел АСЕАН выдвинута идея принятия «регионального кодекса поведения» в регионе Южно-Китайского моря, который явился бы фундаментом укрепления взаимопонимания в этом регионе. Однако по состоянию на конец 2002 г. условия и сроки принятия такого кодекса — предмет затянувшихся дебатов между АСЕАН и Китаем.

Военно-политическое сотрудничество

Лидеры стран АСЕАН на протяжении всей истории Ассоциации категорически отвергали возможность и желательность ее трансформации в военно-политический блок. Оценивая военно-политическую обстановку в Юго-Восточной Азии в целом как стабильную, члены АСЕАН стремятся к сохранению баланса сил крупнейших держав в Азиатско-Тихооке- анском регионе. Под этим понимается сохранение военного присутствия США. Таиланд и Филиппины сохраняют в силе прежние военно-политические соглашения с Вашингтоном — о совместной обороне и оказании военной помоши. Территория этих стран используется для поддержания американского присутствия в регионе, транзита ВВС и ВМС США для операций в «горячих точках», включая Персидский запив. В рамках глобальной антитеррористической кампании США на Филиппинах размещена группа американских военнослужащих для борьбы с местной террористической группировкой «Абу-Сайяф». Малайзия и Сингапур — участники «пятисго- роннего оборонительного соглашения» совместно с Великобританией, Австралией и Новой Зеландией.

Развитие торгово-экономического сотрудничества в рамках АСЕАН

АСЕАН имеет как политические, так и социально-экономические аспекты развития, и значение последних постоянно расширяется (рис. 1 и табл. 1).

Экономическое сотрудничество в АСЕАН концентрируется главным образом в сфере торговли. В 1977 г. подписано Соглашение о торговых преференциях, АСЕАН ПТА(ASEAN Preferential Trading Arrangements , ASEAN РТА), предусматривавшее:

  • торговые преференции на основе заключения долгосрочных контрактов;
  • взаимное предоставление купеческих кредитов по льготным ставкам;
  • либерализацию нетарифных барьеров во взаимной торговле;
  • расширение масштаба тарифных преференций и др.

Рис 1. Основные направления деятельности в рамках АСЕАН

Преференции предоставлялись в результате переговоров и на основе добровольных предложений и действовали по отношению ко всем странам группировки. Установлено, что каждое государство будет рекомендовать для либерализации минимум 50 товарных позиций в квартал.

Таблица 1

Документ

Цель (направление)

Декларация о создании АСЕАН (Association of South East Asian Nations — ASEAN) (Бангкокскэя декларация)

Содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества между странами-членами, упрочение мира и стабильности в ЮВА

Декларация АСЕАН о создании в ЮВА зоны мира, свободы и нейтралитета (ЗОПФАН)

Поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил

Договор о дружбе и сотрудничестве в ЮВА (Бапийский договор)

Кодекс международных отношении в регионе в соответствии с Уставом ООН

Декларация о согласии

Содержит принципы сотрудничества внутри АСЕАН в политической, экономической и функциональной областях

Соглашение по льготной торговле (Preferential Trade Agreement — РТА)

Либерализация торговли, увеличение внутрирегионального торгового сотрудничества, включая обеспечение таможенных тарифных преференций

Соглашение о создании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА) (.Сингапур)

Интеграция и либерализация в регионе Юго-Восточной Азии: снижение таможенных пошлин и нетарифных барьеров. Предполагает следуюиуе меры: согласование тарифной номенклатуры, таможенной оценки; установление системы зеленого прохода, т.е. системы упрощенных таможенных процедур; согласование товарных стандартов; стандартизация продукции с целью снижения издержек производства и выравнивания стандартов стран-членов с международными стандартами; взаимное признание требований, предъявляемых к проверке продукции и выдаче соответствующих сертификатов

Соглашение о единых действующих льготных тарифах стран АСЕАН (СЕПТ — The Common Effective Preferential Tariff, СЕРП

Главный инструмент реализации договоренностей по АФТА- префзренциальный тариф, имеющий всеобщее действие (СЕПТ). Устанавливает необходимость постепенного снижения таможенных пошлин, применимых к промышленным и сельскохозяйственным товарам, до уровня 0-5% в течение 10 лет с момента вступления

Асеановский форум по вопросам безопасности (АРФ) (многостороннее консультативное собрание)

Сотрудничество в области безопасности: обеспечение доверия, развитие превентивной дипломатии и выработка подходов для решения конфликтов. Задача — обеспечение путем диалога и консультаций бесконфликтного развития обстановки как в ЮВА, так и в АТР. Входят члены АСЕАН, наблюдатель — Папуа4|овая Гвинея; КНР и РФ — консультативные партнеры

Договор о создании в ЮВАзоны. свободной от ядерного оружия }

Мы можем оповещать вас о новых статьях,
чтобы вы всегда были в курсе самого интересного.