«Лесная азбука» 3

Познавательные сказки детского писателя В.Зотова о животном и растительном мире в исполнении Ю.Яковлева, О.Табакова, В.Невинного, Г.Жженого, В.Гафта, В.Ланового.
Бонус - "Голоса птиц и зверей".

" Стрекоза. Липа.Черника. Вороний глаз. ит.д."

«Лесная азбука» – это серия познавательных сказок о животном и растительном мире нашего леса, которые помогут детям ближе познакомиться с зеленым чудом, название которому – лес, с удивительным и неповторимым миром его обитателей. Сказки написаны в увлекательной игровой форме. В их озвучивании принимали участие известные артисты театра и кино.

Владимир Рафаилович Зотов - 1821г.
русский писатель, критик, журналист. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Рафаила Михайловича Зотова. Воспитанник Царскосельского лицея. На службе пробыл до 1861, после чего посвятил себя исключительно литературе, работая в качестве поэта, драматурга, романиста, критика, историка, фельетониста и редактора разных изданий. Ещё будучи в лицее, помещал мелкие стихотворения в «Маяке» и «Северной Пчеле» и напечатал отдельным изданием поэму в стихах «Две колонны» (Александровская и Вандомская, Санкт-Петербург, 1841). В 1842 была поставлена на императорской сцене его первая драма в стихах «Святослав». Всего Зотов написал в стихах и прозе 41 театральную пьесу, из которых 27 были сыграны на русской сцене, среди них оригинальные драмы: «Новгородцы» (1844), «Жизнь Мольера» (1843), «Дочь Карла Смелого» (1843), «Сын степей» (1844), «Расин» (1851), «Шкипер» (СПб., 1844), «Чума в Милане» (1844). Вместе с графом Соллогубом Зотов написал либретто для рубинштейновской «Куликовской битвы». В 1856 был премирован драматический пролог его «30-е августа 1856», на столетний юбилей русского театра. Зотов написал также много романов и повестей, разбросанных в «Репертуаре» (1842 и 1843), «Литературной Газете» (1848 и 1849), «Отечественных записках»: «Вольтижёрка» (1849), «Старый дом» (1850 и 1851), «Докторша» (1865) и др. В 1843 Зотов редактировал «Театральную Летопись», в 1847 - «Литературную Газету», с 1850 по 1856 принимал деятельное участие в издании «Пантеона», работая в то же время в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях», редакции Краевского, где помещал статьи по истории литературы и журналистики (1855-1857). В «Сыне Отечества» Старчевского Зотов поместил много критических и политических статей и «Заграничные письма» (1857). Позже он редактировал «Иллюстрацию», «Иллюстрированный Семейный Листок», «Иллюстрированную Газету», «Иллюстрированную Неделю», «Иллюстрированный Вестник», а также «Северное Сияние», в котором почти один составлял статьи по истории русской литературе и прочим отделам. С 1873 Зотов был секретарем редакции «Голоса».Позже Зотов - постоянный сотрудник «Исторического вестника» и «Наблюдателя». Энциклопедически образованный, Зотов деятельно участвовал в лексикографических изданиях, был в 1861-1864 помощником редактора «Энциклопедического Словаря», почти единолично составил III том «Настольного Словаря» Толя, в «Словаре» Березина поместил много статей и написал всю букву «Л» подряд, до слова Литва. Полезным трудом является его «История всемирной литературы» (1876-1882), составленная по важнейшим историко-литературным пособиям. Воспоминания Зотова помещены в «Историческом вестнике» (1890, № 1-6): « Санкт-Петербург в сороковых годах». Очерк пятидесятилетия литературной деятельности Зотова там же, № 11, С.Шубинского. Умер 18 февраля 1896 года.
http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post174154053/

«Лесная азбука» 1

Познавательные сказки детского писателя В.Зотова о животном и растительном мире в исполнении Ю.Яковлева, О.Табакова, В.Невинного, Г.Жженого, В.Гафта, В.Ланового.
Бонус - "Голоса птиц и зверей".

1.Белка. Волк. Заяц-беляк. Ёж

«Лесная азбука» – это серия познавательных сказок о животном и растительном мире нашего леса, которые помогут детям ближе познакомиться с зеленым чудом, название которому – лес, с удивительным и неповторимым миром его обитателей. Сказки написаны в увлекательной игровой форме. В их озвучивании принимали участие известные артисты театра и кино.

Владимир Рафаилович Зотов - 1821г.
русский писатель, критик, журналист. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Рафаила Михайловича Зотова. Воспитанник Царскосельского лицея. На службе пробыл до 1861, после чего посвятил себя исключительно литературе, работая в качестве поэта, драматурга, романиста, критика, историка, фельетониста и редактора разных изданий. Ещё будучи в лицее, помещал мелкие стихотворения в «Маяке» и «Северной Пчеле» и напечатал отдельным изданием поэму в стихах «Две колонны» (Александровская и Вандомская, Санкт-Петербург, 1841). В 1842 была поставлена на императорской сцене его первая драма в стихах «Святослав». Всего Зотов написал в стихах и прозе 41 театральную пьесу, из которых 27 были сыграны на русской сцене, среди них оригинальные драмы: «Новгородцы» (1844), «Жизнь Мольера» (1843), «Дочь Карла Смелого» (1843), «Сын степей» (1844), «Расин» (1851), «Шкипер» (СПб., 1844), «Чума в Милане» (1844). Вместе с графом Соллогубом Зотов написал либретто для рубинштейновской «Куликовской битвы». В 1856 был премирован драматический пролог его «30-е августа 1856», на столетний юбилей русского театра. Зотов написал также много романов и повестей, разбросанных в «Репертуаре» (1842 и 1843), «Литературной Газете» (1848 и 1849), «Отечественных записках»: «Вольтижёрка» (1849), «Старый дом» (1850 и 1851), «Докторша» (1865) и др. В 1843 Зотов редактировал «Театральную Летопись», в 1847 - «Литературную Газету», с 1850 по 1856 принимал деятельное участие в издании «Пантеона», работая в то же время в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях», редакции Краевского, где помещал статьи по истории литературы и журналистики (1855-1857). В «Сыне Отечества» Старчевского Зотов поместил много критических и политических статей и «Заграничные письма» (1857). Позже он редактировал «Иллюстрацию», «Иллюстрированный Семейный Листок», «Иллюстрированную Газету», «Иллюстрированную Неделю», «Иллюстрированный Вестник», а также «Северное Сияние», в котором почти один составлял статьи по истории русской литературе и прочим отделам. С 1873 Зотов был секретарем редакции «Голоса».Позже Зотов - постоянный сотрудник «Исторического вестника» и «Наблюдателя». Энциклопедически образованный, Зотов деятельно участвовал в лексикографических изданиях, был в 1861-1864 помощником редактора «Энциклопедического Словаря», почти единолично составил III том «Настольного Словаря» Толя, в «Словаре» Березина поместил много статей и написал всю букву «Л» подряд, до слова Литва. Полезным трудом является его «История всемирной литературы» (1876-1882), составленная по важнейшим историко-литературным пособиям. Воспоминания Зотова помещены в «Историческом вестнике» (1890, № 1-6): « Санкт-Петербург в сороковых годах». Очерк пятидесятилетия литературной деятельности Зотова там же, № 11, С.Шубинского. Умер 18 февраля 1896 года.

«Лесная азбука» 14

«Лесная азбука» – это серия познавательных сказок о животном и растительном мире нашего леса, которые помогут детям ближе познакомиться с зеленым чудом, название которому – лес, с удивительным и неповторимым миром его обитателей. Сказки написаны в увлекательной игровой форме. В их озвучивании принимали участие известные артисты театра и кино.

Познавательные сказки детского писателя В.Зотова о животном и растительном мире в исполнении Ю.Яковлева, О.Табакова, В.Невинного, Г.Жженого, В.Гафта, В.Ланового.
Бонус - "Голоса птиц и зверей".

Владимир Рафаилович Зотов - 1821г.
русский писатель, критик, журналист. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Рафаила Михайловича Зотова. Воспитанник Царскосельского лицея. На службе пробыл до 1861, после чего посвятил себя исключительно литературе, работая в качестве поэта, драматурга, романиста, критика, историка, фельетониста и редактора разных изданий. Ещё будучи в лицее, помещал мелкие стихотворения в «Маяке» и «Северной Пчеле» и напечатал отдельным изданием поэму в стихах «Две колонны» (Александровская и Вандомская, Санкт-Петербург, 1841). В 1842 была поставлена на императорской сцене его первая драма в стихах «Святослав». Всего Зотов написал в стихах и прозе 41 театральную пьесу, из которых 27 были сыграны на русской сцене, среди них оригинальные драмы: «Новгородцы» (1844), «Жизнь Мольера» (1843), «Дочь Карла Смелого» (1843), «Сын степей» (1844), «Расин» (1851), «Шкипер» (СПб., 1844), «Чума в Милане» (1844). Вместе с графом Соллогубом Зотов написал либретто для рубинштейновской «Куликовской битвы». В 1856 был премирован драматический пролог его «30-е августа 1856», на столетний юбилей русского театра. Зотов написал также много романов и повестей, разбросанных в «Репертуаре» (1842 и 1843), «Литературной Газете» (1848 и 1849), «Отечественных записках»: «Вольтижёрка» (1849), «Старый дом» (1850 и 1851), «Докторша» (1865) и др. В 1843 Зотов редактировал «Театральную Летопись», в 1847 - «Литературную Газету», с 1850 по 1856 принимал деятельное участие в издании «Пантеона», работая в то же время в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях», редакции Краевского, где помещал статьи по истории литературы и журналистики (1855-1857). В «Сыне Отечества» Старчевского Зотов поместил много критических и политических статей и «Заграничные письма» (1857). Позже он редактировал «Иллюстрацию», «Иллюстрированный Семейный Листок», «Иллюстрированную Газету», «Иллюстрированную Неделю», «Иллюстрированный Вестник», а также «Северное Сияние», в котором почти один составлял статьи по истории русской литературе и прочим отделам. С 1873 Зотов был секретарем редакции «Голоса».Позже Зотов - постоянный сотрудник «Исторического вестника» и «Наблюдателя». Энциклопедически образованный, Зотов деятельно участвовал в лексикографических изданиях, был в 1861-1864 помощником редактора «Энциклопедического Словаря», почти единолично составил III том «Настольного Словаря» Толя, в «Словаре» Березина поместил много статей и написал всю букву «Л» подряд, до слова Литва. Полезным трудом является его «История всемирной литературы» (1876-1882), составленная по важнейшим историко-литературным пособиям. Воспоминания Зотова помещены в «Историческом вестнике» (1890, № 1-6): « Санкт-Петербург в сороковых годах». Очерк пятидесятилетия литературной деятельности Зотова там же, № 11, С.Шубинского. Умер 18 февраля 1896 года.

«Лесная азбука» 2

Познавательные сказки детского писателя В.Зотова о животном и растительном мире в исполнении Ю.Яковлева, О.Табакова, В.Невинного, Г.Жженого, В.Гафта, В.Ланового.
Бонус - "Голоса птиц и зверей".

"Лягушка. Кукушка. Дятел. Оляпка. Пчела"

«Лесная азбука» – это серия познавательных сказок о животном и растительном мире нашего леса, которые помогут детям ближе познакомиться с зеленым чудом, название которому – лес, с удивительным и неповторимым миром его обитателей. Сказки написаны в увлекательной игровой форме. В их озвучивании принимали участие известные артисты театра и кино.

Владимир Рафаилович Зотов - 1821г.
русский писатель, критик, журналист. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Рафаила Михайловича Зотова. Воспитанник Царскосельского лицея. На службе пробыл до 1861, после чего посвятил себя исключительно литературе, работая в качестве поэта, драматурга, романиста, критика, историка, фельетониста и редактора разных изданий. Ещё будучи в лицее, помещал мелкие стихотворения в «Маяке» и «Северной Пчеле» и напечатал отдельным изданием поэму в стихах «Две колонны» (Александровская и Вандомская, Санкт-Петербург, 1841). В 1842 была поставлена на императорской сцене его первая драма в стихах «Святослав». Всего Зотов написал в стихах и прозе 41 театральную пьесу, из которых 27 были сыграны на русской сцене, среди них оригинальные драмы: «Новгородцы» (1844), «Жизнь Мольера» (1843), «Дочь Карла Смелого» (1843), «Сын степей» (1844), «Расин» (1851), «Шкипер» (СПб., 1844), «Чума в Милане» (1844). Вместе с графом Соллогубом Зотов написал либретто для рубинштейновской «Куликовской битвы». В 1856 был премирован драматический пролог его «30-е августа 1856», на столетний юбилей русского театра. Зотов написал также много романов и повестей, разбросанных в «Репертуаре» (1842 и 1843), «Литературной Газете» (1848 и 1849), «Отечественных записках»: «Вольтижёрка» (1849), «Старый дом» (1850 и 1851), «Докторша» (1865) и др. В 1843 Зотов редактировал «Театральную Летопись», в 1847 - «Литературную Газету», с 1850 по 1856 принимал деятельное участие в издании «Пантеона», работая в то же время в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях», редакции Краевского, где помещал статьи по истории литературы и журналистики (1855-1857). В «Сыне Отечества» Старчевского Зотов поместил много критических и политических статей и «Заграничные письма» (1857). Позже он редактировал «Иллюстрацию», «Иллюстрированный Семейный Листок», «Иллюстрированную Газету», «Иллюстрированную Неделю», «Иллюстрированный Вестник», а также «Северное Сияние», в котором почти один составлял статьи по истории русской литературе и прочим отделам. С 1873 Зотов был секретарем редакции «Голоса».Позже Зотов - постоянный сотрудник «Исторического вестника» и «Наблюдателя». Энциклопедически образованный, Зотов деятельно участвовал в лексикографических изданиях, был в 1861-1864 помощником редактора «Энциклопедического Словаря», почти единолично составил III том «Настольного Словаря» Толя, в «Словаре» Березина поместил много статей и написал всю букву «Л» подряд, до слова Литва. Полезным трудом является его «История всемирной литературы» (1876-1882), составленная по важнейшим историко-литературным пособиям. Воспоминания Зотова помещены в «Историческом вестнике» (1890, № 1-6): « Санкт-Петербург в сороковых годах». Очерк пятидесятилетия литературной деятельности Зотова там же, № 11, С.Шубинского. Умер 18 февраля 1896 года.

Волк

Сорока уселась на ветку березы, хотела, было лететь дальше, как увидела волков. Решила белобокая поговорить с ним и слетела пониже.
- Ох, и хитры, же серые, — затараторила Сорока. — Друг за другом бегут, лапы ставят след в след. Бежит целая стая, а на снегу след только одного волка. Вот и попробуй, догадайся сколько вас здесь пробежало.
- Ты лучше помолчи, прикрикнул на длиннохвостую вожак стаи, старый Волк, — а то всю нашу добычу распугаешь.
- Посмотрите на них! Собрались один одного меньше, не унимается сорока.
- Ты разве не знаешь, что, кроме меня и Волчицы, в стае наши дети? Они родились в этом и прошлом году, — объяснил птице Волк.
- А что я же я летом-то их не видела? — опять заволновалась Сорока. — Где ты их прятал?
- Ох, и любопытная ты, стрекотуха! — вздохнул Волк. — Ну, так и быть, слушай, расскажу тебе про наши волчьи обычаи.
Зимой мы, волки, ведем бродячую жизнь. Днем прячемся в зарослях кустарников и по оврагам, а в сумерки и по ночам выходим на охоту. А когда приходит пора вырастить волчат, устраиваем себе логово. Делаем его недалеко от воды, в местах, к которым трудно добраться.
Весной у волчицы рождаются детеныши, слепые, покрытые буровато-серым пухом. Волчата похожи на лисят, лишь кончик хвоста у них серый, а у лисят — белый.
И целое лето мы, родители, выкармливаем малышей. Только к осени все вместе покидаем логово…
Вдруг старый Волк прервал свой рассказ. Он услышал вой других волков и насторожился.
- Нас предупреждают об опасности. Надо скорее отсюда уходить.
- По-моему, все волки воют абсолютно одинаково, — длиннохвостая перелетела на соседнее дерево. — Как из этого можно что-нибудь понять?
- Эх ты, тараторка! Сколько в лесу живешь, а не знаешь, что мы воем по-разному, — сворачивая с просеки сказал вожак. — Это тебе наш вой кажется одинаковым, а на самом деле мы так сообщаем друг другу и о найденной добыче, и о приближении опасности….
- Ни за что бы не подумала, — перебила его Сорока-белобока, — что волки могут так разговаривать друг с другом на большом расстоянии. — Ни за что бы не подумала…. Ни за что…. — вновь и вновь повторяла она, улетая прочь.

Клест-еловик

Зима на дворе вьюжная, сердитая. Никто не отваживается в лютый мороз птенцов выводить. Только Клест со своей подругой ничего не страшатся. Сделают в шатре еловых веток толстенное, из мелких веточек собранное гнездо. Утеплят его шерстью да перьями и выводят свое потомство.
Сам Клест-еловик — буровато-красный, словно переспелая ягода, а крылья и хвост у него черно-бурые. Подружка Клеста — зеленовато-серая.
- А вдруг яйца в гнезде замерзнут? — спросила их Белка. — Тогда птенцов у вас не будет.
-Не замерзнут. Я на них полмесяца сижу, своим теплом согреваю, — объяснила самка, не двигаясь с места. — А мой друг тем временем мне семена из еловых шишек носит. Клюв у нас с перекрещенными концами, крестообразный — «клестный».
- За это меня Клестом и называют, — вмешался в разговор самец. — Вставлю клюв между чешуйками шишки, отогну их и семечку достану. Потому я и живу там, где растут ели. Потому и прозвище такое получил — еловик. А в сосновых лесах проживают наши родственники — клесты-сосновики. Они сосновые шишки особенно уважают. Семена ели, сосны да лиственницы — лучшая для нас, клестов, пища! Ну, а уж если не хватает ее, тогда кормимся семенами клена и ясеня. Не отказываемся и от почек хвойных деревьев, березы. Так-то!

Ворона

Трясогузка

Трясогузка перелетела с одного дерева на другое. А потом опустилась на землю.
- Здравствуй, голубушка! — качнула ветками Ива, приветствуя свою старую знакомую. — Едва только лед на реке сошел, ты тут как тут.
- Добрый день, тетушка Ива, — радуясь встрече ответила Белая Трясогузка, птица с белым животиком и серыми перышками на грудке, головке, крыльях и хвостике. — В этот раз я не так уж и рано! А иной год, бывает, прилетаю, когда ледоход еще не кончился.
- Знаю, знаю. Недаром ведь говорят: «Трясогузка прилетает — хвостиком лед разбивает». Тяжеловато сейчас тебе придется, милая. Насекомых-то пока немного, поди-ка разыщи их, чтобы прокормиться. Дня не хватит.
- Что верно, то верно, — согласилась птица. — Но по сравнению с тем, что меня дальше ожидает, это мелочи. Через месяц-то забот у меня прибавится, выводить и прикармливать птенцов буду.

Ну-ну, Трясогузушка-соседушка, дело хорошее, нужное! А где же нынче нездо вить станешь? — спросила с ветки прилетевшая Синица.
- на земле, пожалуй, под корнями деревьев или под кучей хвороста. А то, может, и в каком-нибудь дупле устроюсь….
- в раздумье ответила Трясогузка и продолжала говорить, будто сама с собой. — Сначала высижу яички, а потом птенчиков своих выкармливать начну. Сложное это дело — птенцов выкормить! Бывало и со счета собьешься, сколько раз в день приходится прилетать в гнездо и приносить детенышем еду. Но я трудностей не боюсь!
- очнувшись от задумчивости, птица вспорхнула, слетела на берег и быстро побежала. Стройная, с длинным, постоянно покачивающимся хвостиком. Одно слово — Трясогузка.
- Цици-фьюить! Ох, и ловка же птица, — засвистала Синичка. — И на земле, и в воздухе насекомых ловит. Часто видела, как взлетит, сделает сложный пирует, схватит муху или бабочку — и снова бежит по дорожке, других насекомых собирает.
- Чик-чирик! — поприветствовал всех серый городской Воробышек. — Рад вас видеть, друзья, и хочу рассказать о том, что сам видел: Белая Трясогузка даже людей е боится, правда-правда! Часто она вообще не взлетает при приближении человека. а спокойно продолжает себе бежать по дорожке. Не то, что ее родственница Трясогузка Желтая. Та более осторожна….
Кто-то об этом знал, а для кого-то это было новостью. На разговор слетелись и другие птицы.
Развеселился Воробей, спрыгнул на землю и, подражая Трясогузке, побежал за ней. Да ничего у него из этого не получилось. Хвостом хотел покачать, как она, — куда там! Рассмеялся лесной народ. А Воробьишка застеснялся и улетел.

Клен

Хочешь посмотреть настоящую золотую осень? — спросил лисенок у своего друга.
- Еще как! — подпрыгнул на радостях Заяц.
- Тогда побежали со мной.
Лисенок показывал дорогу, а Зайка старался от него не отставать.
Они миновали поляну и очутились на небольшой горке.
- Смотри! — Лисенок показал на деревья.
- Красота, какая! — очарованно произнес серый.
Солнце освещало разноцветные листья кленов, которые росли среди зеленых елей.
Малыши спустились вниз, и подошли к большому Клену. Листья у него очень красивые. Все они одинаковые по форме, с пятью-семью острыми выступами, и все имеют длинный черенок. У каждого листа своя окраска, каждый привлекателен по-своему. Дерево словно горит и радует глаз разнообразием оттенков багряного и зеленого, оранжевого и желтого.
- Видишь, какие они чистые? — Лисенок посмотрел на друга. — Словно дождем умытые.
- Да.. Послушай, раз он такой аккуратный, наверное, грязнуль не любит.
- А кто их любит-то? — засмеялся Лисенок и смахнул с лапы прилипшую травинку.
- Ой, крылышко полетело! — воскликнул Зайка.
- Крылышко несет плод и называется все это крылаткой, — пояснил Лисенок. — На следующий год из плода вырастет деревцо.
Малыши еще долго стояли и любовались Кленом.
- А давай наберем букеты и подарим нашим мамам, — предложил Зайка.
- Вот здорово будет! — согласился Лисенок.
И они стали собирать листья. Желтые, красные, багряные, многоцветные…

Лиственница

Зайка весело бежал по лесу, но вдруг увидел, что одна из елок стоит совсем желтая, и остановился.
- Тетушка Елка! Тетушка Елка! — закричал он, стоявшему рядом дереву. — Беда случилась. Ваша соседка заболела. Посмотрите, какая она желтая.
- Глупенький, — улыбнулась Ель.
- Это же Лиственница. Все мы, хвойные деревья, вечнозеленые. Только у нее одной хвоинки на зиму осыпаются.
- Недаром про меня говорят: «Из семейки сосен, елок, а зимует без иголок», — отозвалась Лиственница.
Под порывом ветра ее ветки закачались, и желтые иголки посыпались, словно дождик с неба.
Узкие плоские хвоинки, мягкие и нежные. Как только на всех деревьях начинают опадать листья, Лиственница желтеет, а потом и вовсе остается без хвои. Оттого, наверное, и назвали это красивое и стройное дерево Лиственницей.
- Лишь летом и осенью я нарядная, а зимой у меня иголок нет, зимой я неприметная, — вздохнула светолюбивая Лиственница.
- Да что ты, подружка! Зимой ты тоже хороша. Твои ветки усыпаны короткими побегами, будто маленькими бугорочками, а еще на ветках у тебя много нарядных мелких шишек.
Весной из-под тех самых бугорочков покажутся целые семейки зеленых хвоинок. А среди них загорятся на солнце шишечки с мягкими дымчато-малиновыми чешуйками.
Солнце вышло из-за тучи и осветило Лиственницу.
- Ну, прямо вся золотая, как сказочная Златовласка! — восхитился Зайка.

Лиса

Увидела Лисица Серого и решила с ним заговорить, а то скучно одной по лесу бегать.
- Здравствуй, куманек! — улыбнулась Волку Лиса, сама вся рыжая, только кончик хвоста белый.
- Здравствуй, здравствуй, — щелкнул зубами Волчище. — Опять что-нибудь скверное затеяла?
- Я затеяла? Да я за всю жизнь ни разу никому плохого не сделала! — возмутилась рыжая.
- А кто брату моему посоветовал в прорубь хвост опустить? — напомнил Волк. — Еле ноги унес.
- Так это же сказка! — махнула лапой Лиса.
- А Колобка кто съел? А Петушка-Золотого Гребешка кто хитростью в лес заманил? — не унимался тот.
- И ты всему поверил? — Лисица обвила ноги пушистым хвостом. — Ты больше слушай, тебе еще и не такого наговорят.
- Ну, если все это неправда, то уж в курятнике хозяйничать ты мастерица. Только пух и перья после тебя остаются.
- Ха-ха-ха! — рассмеялась плутовка. — Ну, ты, оказывается, совсем меня не знаешь. На домашних птиц нападаю очень редко. Я все больше на грызунов охочусь. Полевки, мыши, да суслики — вот моя еда. Если землеройка попадется — и ее съем. Когда уж совсем голодная буду, могу напасть на зайца или куропаткою Летом не откажусь от насекомых и ягод.
- Да-а-а, кума! — протянул Волчище. — Опять, наверное, ты меня обманываешь. Летом-то на мышей охотиться можно, я поверю, а где же ты зимой их найдешь.
- Подожди, подожди. — Лиса потянула носом. — Чуешь?
- Что? — Серый недоуменно повертел головой.
- Мышь скребется.
- Никого не вижу, Да где она скребется-то? — удивился Волк.
- У тебя под ногами, — ответила рыжая и всеми четырьмя лапами бросилась на то место, где стоял Волк.
Волчище от неожиданности подпрыгнул и отскочил в сторону. А Лиса начала быстро копать снег. Цап-царап — и во рту плутовка мышь.
- Совсем маленькая оказалась мышка. Не наелась я. Придется еще мышковать.
- Ну и хитрая же ты, рыжая! — Волк восхищенно посмотрел на Лисицу. — Да и красива ты, плутовка.
- Что, верно, то верно. Вот из-за красивого меха мне охотники с собаками покоя и не дают. Спасибо, хвост помогает, собак с пути сбивает. Я его поворачиваю в одну сторону, а сама бегу в другую.
- Хорошо бы и мой мне так же помогал. — Волчище повернул голову и посмотрел на свой хвост.
- Все у тебя не так как у других, — проворчала Лиса. — Хочешь, я тебе сделаю твой хвост как у меня?
- Нет уж, спасибо! Опять хочешь обхитрить? Не получится.
- Ну, как знаешь, — равнодушно сказала плутовка. — Тогда не мешай мне на мышей охотиться.

Кедровка

Вы не подскажете, где проживает Кедровка? — спросил Снегирь-почтальон у Клеста-еловика. — Мне нужно вручить ей извещение на посылку с кедровыми орехами.
- В нашем лесу я знаю только Ореховку, а о Кедровке не слышал.
- А может, мне и нужна Ореховка? — засомневался Снегирь. — Может, в адресе имя перепутали?
- Тогда летите вон в ту чащу, — показал Клест. — Встретите темную птицу с тонким длинным клювом, вот ей и выручите извещение.
Полетел Снегирь в чащу и вскоре встретил птицу величиной немного меньше галки.
_ Извините, уважаемая! Вы, случайно, не Ореховка или Кедровка? — спросил он вежливо.
- Я и Кедровка, и Ореховка, — открыла свой тонкий длинный клюв птица. — Меня называют по-разному. А зачем я вам понадобилась?
- Посылочка вам пришла. — Снегирь достал из почтовой сумки извещение.
-Та-а-ак! Хорошо! — обрадовалась длинноклювая. — Сестрица кедровые орехи мне прислала. Понимаете, я очень люблю кедровые орехи и семена ели, Правда, до созревания шишек приходится питаться лесными насекомыми, их личинками да ягодами.
- Посылочку получите побыстрее, — поправил свою сумку почтальон, — а то она у нас на почте занимает много места.
- Сегодня получу, — пообещала птичка, — и положу в свою кладовую до зимы.
- Да как же вы зимой найдете орехи в снегу? — удивился Снегирь.
- Я разыскиваю свои кладовые под снегом даже на полуметровой глубине, — ответила Кедровка.
- И неужели вы съедите так много орехов? — не отставал красногрудый почтальон.
- Те орешки, которые я не съем, прорастут, и на месте моей кладовой вырастет новый могучий кедр. Так я помогаю ему расселяться. И что же мы все разговариваем? — встрепенулась Кедровка. — Полетели лучше на почту за посылкой.
Взмахнула Кедровка своими черными крыльями и полетела вместе со Снегирем через лесную чащу.

Опенок Осенний

Мамочка, смотри, грибам земли не хватает, — удивился Лисенок. — Они даже на деревья залезли!
- Ты еще многого не знаешь, — Улыбнулась Лисица. — Осенний опенок часто растет на стволах деревьев. Иногда осенью желто-коричневые шляпки, которые бывают размером с маленькое блюдце, кучками висят так высоко, что до них не дотянуться.
- А вон та семейка устроилась прямо на гнилом пеньке. — Малыш показал на пеньке около дерева. — Мама, а все эти грибы съедобные?
- Конечно, Осенний Опенок очень вкусный. Мимо него никто не проходит. Все кладут его в корзину, всем хочется попробовать этот гриб. А чтобы отличить его от ядовитого лжеопенка, надо посмотреть снизу на пластинки. У съедобных опят они всегда светлые — белые, кремовые или желтоватые.

Медвежонок

Играли зверюшки в лесу на полянке в догонялки. Встали Бельчата и Зайчик в кружок, а Лисенок начал считать.
- На золотом сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных зверей.
- А можно и мне с вами поиграть? — спросил подошедший Мишутка.
- Ты опоздал. К тому же ты нерасторопный и косолапый, — Засмеялся Зайка. — Никого не догонишь.
- Это мы еще посмотрим, кто из нас нерасторопный. А ну-ка, косой, попробуй, сделай как я! — Медвежонок вприпрыжку подбежал к дереву и быстро вскарабкался по его стволу.
- На дерево я залезть не могу, — смутился Зайка.
- То-то! А еще дразнишься! Это только с виду я неуклюж, а на самом деле мы, медведи, очень подвижные и ловкие: можем быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. А в гору я бегу даже быстрее, чем по ровному месту, потому что задние лапы у меня длиннее передних. Вот, посмотри!
- Да, правда! — чуть слышно согласился пристыженный Заяц, а Мишка продолжал:
- Ходим мы по лесу осторожно, стараемся зря не шуметь. Шагаем медленно. Ноги для удобства ставим немного внутрь, косолапим. За это и прозвали нас косолапвми…
- Слезай, Мишутка, — махнул лапкой Лисенок. — Иди к нам.
- Я с мамой за медом ходил. На дерево за ним в дупло к пчелам лазил. Поэтому к вам опоздал, — слезая, объяснил Мишка.
- Наверное, мед вкусный, — задумчиво произнес Лисенок.
- Очень!
- Сколько живу в лесу — никакого меда не встречал, — сказал Зайчонок.
- Мои мама и папа знают, где мед можно найти. Думаете, почему нас зовут «медведи»? Потому, что мы очень любим мед и ведаем, то есть знаем, где его надо искать. Ну, давайте теперь поиграем, а потом пойдем купаться, — предложил Мишутка.
- А ты воды не боишься? — спросил его Зайка.
- Нет, раньше нас мама купала, а сейчас я уже сам могу.
- А я видел, как медведица купает малышей! — радостно крикнул Бельчонок. — Всех по очереди. Схватит медвежонка зубами за загривок и опускает на отмели в воду.
- А в каком месяце ты родился? — спросил Лисенок Мишку.
- В начале февраля. Нас родилось у мамы трое — я и брат с сестрой. Папа говорит, что сначала мы были совсем крошки — слепые, голенькие, слабенькие. Мама держала нас у себя на животе, в теплой шерсти, и согревала горячим дыханием. А уж с наступлением тепла мы подросли и вместе с ней покинули берлогу.
- Говорят, что у тебя есть старший брат? — снова поинтересовался у медвежонка Заяц.
- Да, он родился в прошлом году и помогает маме нас воспитывать. Зовут его Пестуном. Мы подражаем ему и стараемся быть на него похожими. Ну, что ж мы все разговариваем и разговариваем, а не играем? Считай снова, Лисенок, — сказал Мишутка.
- А зачем считаться? Ты пришел самый последний, вот и догоняй нас!
Малыши разбежались по поляне, а Мишутка, встав на задние лапы, осмотрелся и бросился их догонять.
В играх и забавах пролетело все лето. К осени Мишка вырос, потолстел, из смешного малыша превратился в молодого медведя.
Как и другие члены большого медвежьего племени, он устроил себе берлогу в сухом месте, в углублении под вывернутыми с корнями пнем. Залег туда и заснул.
Многие считают, что Мишка в берлоге сосет лапу. И ошибаются. Он не сосет, а лижет ее. Зимой у медведей на подошве отслаивается старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая, нежная кожица зудит и мерзнет. Вот Мишка и облизывает подошвы горячим языком да при этом еще причмокивает губами.
Если Медведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он начинает ходить, искать себе пищу. Таких бродяг зовут шатунами.

Зяблик

Как-то раз на опушке леса зверюшки и птицы затеяли разговор о Зябликах, тех самых, которые ранней весной будят своей песенкой просыпающейся от зимнего сна лес.
- Вот и Зяблики к нам прилетели! — пропищала Синица.
- Уж больно они сейчас драчливы, — зацокала Белка, глядя на птицу размером с Воробья в нарядном оперении.
- Это только Зяблики-самцы задиры. Пока они прилетели с юга одни, без самок. Каждый нашел себе место для гнезда и оберегает его от других птиц. Иногда даже дерется с чужаками. Обрати внимание, Белка, они любят светлые сосновые боры или негустой ельник, да чтобы около бора росли кустарники и лиственные деревья. — Желтогрудая перелетела с ветки на ветку. — А за самцами вскоре прилетят самки. После строительства гнезда каждая яйца с круглыми красно-бурыми точками и пятнами.
- Вы, только послушайте, как самец распевает звонкие задорные песни! — шевельнула ушами Зайчиха.
По всему лесу слышалось пение Зяблика. «Фью-фью-фью… Ля-ля-ля…Ви-чиу..кик».
- Как жаль, что он поет до середины лета, — вздохнула Белка, — а потом умолкает до следующей весны. Так порой не хватает его песен!
- И вообще, они такие интересные, эти Зяблики, — затараторила, прилетевшая на разговор, Сорока. — Если к гнезду с яйцами или птенцами приблизится человек и дотронется до них, птицы покидают не только свое гнездо, но и малышей, которые, конечно же, погибают.
…Прошло время. Из теплых краев вернулись самки Зябликов, отложили яйца, высидели птенцов. И вот уже родители над гнездами, носят своим малышам вредных насекомых: долгоносиков, щелкунов, листоедов, гусениц и яйца вредных бабочек. Постепенно птенцы подрастают и вылетают из гнезда…
- Пока мы их подкармливаем и держим возле дома, — объяснила самка птицам, с интересом следившим за малышами. — А когда лето перевалит за середину, — поддержал разговор самец, — мы все — и взрослые, и молодые — начинаем летать стайкой. На опушках леса и лесных полянах кормимся семенами деревьев, кустарников и сорных трав.
- Ишь, как только Зяблики закончили выкармливать птенцов, самцов не узнать, — улыбнулась Белка.
- Почему7 Они, что изменили окраску? — спросил любопытный Бельчонок.
- Нет! — засмеялась мама — Белка. — Самцы из драчливых превратились в дружелюбных, даже к другим птицам в гости летают.
- А где живут Зяблики, когда птенцы уже вырастут?
- Где живут? — мама Белка ласково посмотрела на своего несмышленыша.
- Днем кормятся на земле, а ночью спят на ветках. Чтобы не было холодно, Зяблик нахохлится, словно пушистый комочек, и спрячет клюв в перышках.
- Мамочка, ты разбуди нас, пожалуйста, ночью, — попросили Бельчата, — мы очень хотим посмотреть на эти спящие пушистые комочки.
- Ночью вы тоже должны спать, — возразила Белка. — Да и мешать Зябликам нехорошо. Пусть лучше, пока они с нами, им снятся добрые сны. А настанет осень — они снова полетят на зимовку к югу.
- Мама, а они к нам еще вернутся? — печально вздохнув, спросили малыши.
- Обязательно! Ранней весной вы снова услышите веселую песню: «Фью-фью-фью Ля-ля-ля… Ви-чиу..кик».