(1805-1844)
Родился в семье в семье фермера в Шароне (шт. Вермонт) 23 декабря 1805. Когда Джозефу было 10 лет, семья переехала в Пальмиру (шт. Нью-Йорк). О юности Смита известно мало; рассказывают, что он отличался религиозностью и в 14-летнем возрасте пережил видение Бога и Иисуса Христа. Как утверждает Смит , в 1823 ангел по имени Морони явился ему и рассказал о существовании книги на золотых пластинах, содержащей "полноту вечного Евангелия" и рассказ о прежних обитателях континента, потомках благочестивого еврея, переселившегося ок. 600 до н.э. из Иерусалима в Америку. Из этого рода и был автор книги, пророк Мормон. Место, где хранится книга, было открыто Смиту в 1827, и с помощью магических камней (или очков) - урим и туммим - он перевел ее на английский язык с языка оригинала, написанного особыми, по словам Смита , "новоегипетскими" иероглифами. Книгой Мормона (Book of Mormon, 1829) Смит завоевал себе множество последователей, которых он организовал в церковь (1830). Смит учил, что его церковь - единственно истинная и что Бог через него восстановил древнее священство, погибшее в миру в результате человеческой испорченности. В его церкви Библия почиталась как священная книга, но Смит утверждал, что и его перевод древних писаний, Книга Мормона, и Бесценная жемчужина (Pearl of Great Price, 1851), а также его опубликованные откровения Учение и заветы (Doctrine and Covenants, 1835) являются божественными писаниями.
Враждебность соседей к новой религии вынудила Смита в 1831 перебраться со своей церковью в Киртленд (шт. Огайо), а оттуда еще дальше на запад, в штат Миссури. Мормоны были предприимчивыми людьми, их общины ("ограды Сиона") с обобществленным хозяйством процветали. Поселенцы в Миссури побаивались этих странных людей, возникали стычки, что привело к повторному аресту Смита и других мормонских лидеров. В 1839 мормоны были изгнаны из Миссури. Большинство из них вернулось в Науву (шт. Иллинойс). Здесь Смит учредил сплоченную теократическую общину, имевшую собственную милицию. Ссылаясь на божественные откровения и свое лидерство в священстве, Смит управлял делами общины во всех сферах - экономической, общественной и богословской. У него было известное политическое влияние, и в 1844 он выразил желание стать президентом США. В общине стало нарастать недовольство Смитом . Его противники издавали газету "Экспозитор", в которой он подвергался ожесточенной травле. Вскоре Смит навлек на себя гнев властей штата и вместе со своим братом Хайрамом был арестован по обвинению в государственной измене и заговоре. Их поместили в тюрьму в Карфагене (шт. Иллинойс), а через три дня, 27 июня 1844, они были расстреляны толпой.

По общему признанию, Смит был исключительно одаренным человеком, с богатым воображением и блестящими организационными способностями. Основанная им религия крайне эклектична. Идея, что человечество способно к вечному прогрессу, повлияла и на его теологию (он учил о "прогрессирующих" стадиях спасения).

Книга Мормона
Происхождение
Ангел Мороний Золотые листы Джозеф Смит Оливер Каудери Свидетели Книги Мормона Изменённый египетский
Историческая достоверность и критика
Анахронизмы Археология Генетика Лингвистика Limited geography model
Пророки и Люди
Иисус Авинадей Аммон Алма Старший Алма, сын Алмы Царь Вениамин Брат Иареда Самуил Ламанит Капитан Мороний Енос Геламан Легий Нефий Мормон Мороний
Портал «Книга Мормона»

Джо́зеф (Ио́сиф) Смит -младший (англ. Joseph Smith, Jr. ; 23 декабря (18051223 ) , Шэрон, округ Виндзор, штат Вермонт , США - 27 июня , Картидж, штат Иллинойс , США) - американский религиозный деятель, основатель и первый президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (1830-1844), основатель движения Святых последних дней , кандидат в президенты США (1844).

Один из президентов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней Уилфорд Вудраф сказал о Джозефе Смите :

Он был пророком Божьим и заложил фундамент самой великой работы и самого великого устроения из всех, когда-либо установленных на Земле.

Происхождение, семья и детские годы

Джозеф Смит был американцем в шестом поколении. Его предки эмигрировали в Америку из Англии в XVII веке . Родители Джозефа Смита, Джозеф Смит-старший и Люси Мак Смит, поженились в в Тэнбридже, штат Вермонт. Они начали свою жизнь при благоприятных финансовых обстоятельствах, однако в последующие годы Джозеф Смит-старший потерял своё первое фермерское хозяйство и его материальное положение неоднократно менялось. Семье Смитов пришлось неоднократно переезжать, поскольку глава семьи перепробовал самые разные возможности заработка - занимался фермерством на лесистых холмах Новой Англии , был подённым рабочим на других фермах, управлял коммерческим предприятием и работал школьным учителем.

Джозеф Смит-младший родился 23 декабря 1805 в поселении Шарон, штат Вермонт, пятым ребёнком в семье, в которой всего будет одиннадцать детей. Родители назвали его в честь отца. Дети в семье Смитов рождались в таком порядке: не получивший имени сын (умер сразу после рождения), Алвин, Хайрам , Софрония, Джозеф, Самуил, Ефрем (не прожил и двух недель), Уильям, Катерин, Дон-Карлос и Люси.

В возрасте семи лет Джозеф Смит, как и другие дети в его семье, пережил эпидемию сыпного тифа в Уэст-Лебаноне, штат Нью-Гэмпшир . Однако если его братья и сёстры выздоровели без осложнений, у Джозефа Смита развился опасный очаг инфекции на левой ноге. Доктор Натан Смит из Дартмутского медицинского колледжа, находившегося в близлежащем Ганновере, штат Нью-Гэмпшир, согласился выполнить смелую по тем временам операцию, разрезав мягкие ткани и удалив часть кости. Джозеф Смит мужественно перенёс операцию, отказавшись от спиртного - единственного анестезирующего средства, которое мог предложить ему хирург. Несколько лет после этого Джозефу Смиту пришлось ходить на костылях, а лёгкая хромота сохранилась у него на всю жизнь.

По словам Джозефа Смита, в 1820 году, когда ему было 14 лет, его внимание привлёк стих из Послания Иакова : «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, - и дастся ему» (Иаков 1:5). Весной того же года Джозеф Смит отправился в рощу неподалеку от своего дома и начал молиться. Позднее он рассказывал, что сначала он оказался во власти некой тёмной силы, но затем она покинула его и он увидел над собой в воздухе двух лиц. Один из них, указывая на другого, сказал: «Сей есть Мой Возлюбленный Сын, слушай Его». Иисус Христос предупредил юношу о том, чтобы он не присоединялся ни к одной из существующих церквей, ибо «все они неправильны и все их вероучения омерзительны в Его глазах. Они проповедуют заповеди человеческие как учения, имеющие вид Божественного, но отрицают силу его» . Джозефу Смиту было также обещано, что «когда-нибудь в будущем ему станет известна полнота Евангелия» .

Явления Морония

В течение трёх лет Джозефу Смиту никто не являлся до 21 сентября . Как рассказывал Джозеф Смит, в ответ на его вечернюю молитву его комната на чердаке наполнилась светом, и ему явился небесный посланник по имени Мороний .

Он назвался ангелом Божьим, посланным, чтобы принести радостные вести о том, что завет, который Бог заключил с древним Израилем, вот-вот должен исполниться, что скоро должна начаться подготовительная работа ко Второму пришествию Мессии; что приблизилось время, когда Евангелие во всей его полноте будет проповедовано в силе всем племенам, чтобы народ мог быть подготовлен к тысячелетнему царствованию. Мне было сказано, что я избран в качестве орудия в руках Бога для осуществления некоторых из Его целей в этом великолепном учении .

Мороний также сказал Джозефу Смиту, что на близлежащем холме сокрыт в земле сборник древних писаний, выгравированных на золотых листах древними пророками. Эти священные летописи рассказывали о народе, который был выведен Богом из Иерусалима в Западное полушарие за 600 лет до Р. Х. Мороний был последним пророком среди того народа, и именно он укрыл в тайнике летописи, которые Бог обещал явить людям в последние дни. Джозефу Смиту предстояло перевести эти священные письмена на английский язык .

В течение следующих четырёх лет Джозеф Смит должен был ежегодно в один и тот же день, 22 сентября, встречаться с Моронием на холме и получать новые знания .

Организация церкви

Начало работы над «Книгой Мормона»

Два места собирания святых

В июне 1831 Джозеф Смит и другие руководители церкви отправились в Миссури, где, согласно откровению, Бог намеревался открыть святым «землю наследия» (см. Учение и Заветы 52:3-5, 42-43). Преодолев почти 1500 км, в июле 1831 в округе Джексон, штат Миссури, на западной границе США Джозеф Смит объявил о том, что им получено откровение о необходимости основать в местности Индепенденс город, который должен стать современным Сионом , местом собирания святых последних дней, и построить храм (см. Учение и Заветы 57:1-3). В августе 1831 была проведена церемония освящения земли в качестве места собирания и участка строительства храма. После этого Джозеф Смит вернулся в Огайо, где призвал своих последователей собираться в Миссури. Сотни святых последних дней перенесли немалые лишения, чтобы добраться до западной границы США того времени.

Первый храм

В декабре 1832 года Джозеф Смит объявил о том, что им получено откровение о необходимости постройки храма в Киртланде. Мормоны с энтузиазмом начали эту работу, несмотря на то, что многие нуждались в жилье и даже еде. 27 марта храм был освящён. Неделю спустя, 3 апреля 1836, как гласит официальная церковная историография, в храме Джозефу Смиту и Оливеру Каудери явились Иисус Христос (Учение и Заветы 110:7), Моисей , Елияс и Илия , которые «восстановили утраченные ключи священства». Иными словами, тем самым Церковь Иисуса Христа святых последних дней получила эксклюзивное право совершать христианские таинства, в том числе запечатывать вместе членов семей на время и всю вечность (Учение и Заветы 110:11-16).

Организация миссионерской работы

В первые годы существования церкви Джозеф Смит активно разъезжал по окрестностям, проповедуя новое учение. Миссионеры были посланы в различные части США и Канады. Летом первые миссионеры во главе с апостолом Хибером Ч. Кимбаллом отправились в Англию. Хибер Ч. Кимбалл при этом оставил свою семью практически без средств к существованию. За один год в Англии к церкви присоединились около двух тысяч человек. Впоследствии Джозеф Смит направил в Великобританию апостолов, которые служили там с по . К 1841 более шести тысяч человек в Великобритании стали сторонниками церкви Смита, многие из них иммигрировали в Америку.

Исход из Киртланда

Святые последних дней подвергались гонениям с первых дней пребывания в Киртланде. В - преследование усилилось. К неприязни со стороны властей и обывателей прибавилось недовольство Джозефом Смитом со стороны бывших и некоторых нынешних членов церкви. Джозефа Смита постоянно вызывали в суд для рассмотрения десятков уголовных и гражданских дел, его обвиняли в большом количестве преступлений, он был вынужден скрываться от тех, кто хотел лишить его жизни. Ни по одному делу вина Джозефа Смита не была доказана.

В январе 1838 Джозеф Смит и его семья были вынуждены оставить Киртланд и искать убежища в Фар-Уэсте, штат Миссури . К концу года большинство святых последних дней из Киртланда последовали за ним, оставив свои дома и храм.

Джозеф Смит в Миссури

Изгнание из округа Джексон и марш «Лагеря Сиона»

Святые последних дней начали обживаться в округе Джексон, штат Миссури, с лета . Спустя два года там насчитывалось 1200 мормонов, что составляло около трети местного населения. Прибытие такого количества переселенцев вызвало беспокойство у местных жителей, поскольку это грозило изменением расклада политических сил: большинство новоприбывших были из северных штатов и не поддерживали принятую на Юге систему рабства. Жители Миссури также отнеслись с подозрением к учению Джозефа Смита. Наконец, их возмущало то, что мормоны вели торговлю преимущественно между собой. 24 марта 1832 года толпа нападает на основателя мормонской церкви Джозефа Смита младшего, раздев его, избив и вымазав в смоле и перьях. Жена с маленьким ребёнком были выброшены нападавшими из дома, причём ребёнок через несколько дней умер. Смит был оставлен умирать, но смог добраться до своих сторонников, которые провели всю ночь за отдиранием смолы, много раз разодрав при этом кожу. На следующий день Смит уже проповедовал в своей церкви, хотя всё ещё был покрыт ранами, и был очень слаб. В ноябре мормонов вынудили покинуть округ. Многие из мормонов переправились через Миссисипи и поселились в округе Клей, штат Миссури.

В 1841 были также проведены первые запечатывания супружеских пар. В Джозеф Смит продиктовал откровение, в котором была описана вечная природа завета бракосочетания (Учение и Заветы 132). Учения, содержащиеся в этом откровении, проповедовались Джозефом Смитом с , включая учение о многожёнстве.

Поскольку было очевидно, что строительство храма затянется на много лет, Джозеф Смит принял решение проводить храмовое облечение вне храмовых стен. 4 мая в комнате на верхнем этаже своего «Магазина из красного кирпича» Джозеф Смит совершил первые таинства облечения для небольшой группы мормонов, включая Бригама Янга. Джозеф Смит не дожил до окончания строительства храма.

Смерть

Чувствуя, что тучи сгущаются, в марте Джозеф Смит провёл собрание для Кворума двенадцати апостолов, объявив, что теперь они владеют всеми ключами для проведения церковной работы после его смерти.

До конца своей жизни Джозеф Смит публично отрицал участие в многожёнстве. Многие его близкие соратники были возмущены такими действиями и выступили против Смита. Один из его бывших соратников, Уилльям Ло, устроил типографию в Наву и опубликовал первый номер газеты «Наву Экспозитор» 7 июня 1844, в котором описал действия Джозефа Смита . Будучи мэром Наву, Джозеф Смит приказал своим маршалам разнести типографию и уничтожить «Наву Экспозитор» . Это действие возбудило ещё большее негодование населения. Смит объявил военное положение. Губернатор Иллинойса Томас Форд собрал добровольное ополчение, чтобы предотвратить войну между сторонниками и противниками Смита, и предложил Смиту сдаться добровольно под его охрану и предстать перед судом за уничтожение печатного пресса.

Джозеф Смит распустил свой легион и бежал, но после некоторого колебания сдался под охрану губернатора в тюрьме города Картидж (Карфаген) и стал ожидать суда. В тюрьме Смит был вооружён пистолетом, и с ним находились его брат Хайрам, Уиллард Ричардс и Джон Тейлор (в будущем - третий по счёту президент церкви).

27 июня в 20:05 погромщики с лицами, вымазанными сажей, ворвались в тюрьму и застрелили Джозефа и Хайрама Смитов.

Учения Джозефа Смита, не поддерживаемые в настоящее время

В настоящее время Церковь Иисуса Христа святых последних дней не поддерживает учение Джозефа Смита относительно закона посвящения применительно к управлению имуществом, мотивируя это тем, что Бог отменил этот закон, так как святые последних дней не готовы соблюдать его (Учение и Заветы 119).

Кроме того, в настоящее время Церковь Иисуса Христа святых последних дней не поддерживает учение о многожёнстве . Джозеф Смит впервые представил это учение в , с тех пор в течение нескольких десятилетий многие члены церкви заключали полигамные браки. В президент церкви Уилфорд Вудраф опубликовал манифест, положивший конец многожёнству (Официальное заявление 1).

Напишите отзыв о статье "Смит, Джозеф"

Примечания

Литература

  • Daynes K. M. . - Urbana and Chicago: University of Illinois Press , 2001. - 305 p. - ISBN 0-252-02681-0 .

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий Смит, Джозеф

«Une maitresse femme! Voila ce qui s"appelle poser carrement la question. Elle voudrait epouser tous les trois a la fois», [«Молодец женщина! Вот что называется твердо поставить вопрос. Она хотела бы быть женою всех троих в одно и то же время».] – подумал Билибин.
– Но скажите, как муж ваш посмотрит на это дело? – сказал он, вследствие твердости своей репутации не боясь уронить себя таким наивным вопросом. – Согласится ли он?
– Ah! Il m"aime tant! – сказала Элен, которой почему то казалось, что Пьер тоже ее любил. – Il fera tout pour moi. [Ах! он меня так любит! Он на все для меня готов.]
Билибин подобрал кожу, чтобы обозначить готовящийся mot.
– Meme le divorce, [Даже и на развод.] – сказал он.
Элен засмеялась.
В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. Она советовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже, и священник сказал ей, что это невозможно, и, к радости ее, указал ей на евангельский текст, в котором (священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа.
Вооруженная этими аргументами, казавшимися ей неопровержимыми, княгиня рано утром, чтобы застать ее одну, поехала к своей дочери.
Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась.
– Да ведь прямо сказано: кто женится на разводной жене… – сказала старая княгиня.
– Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j"ai des devoirs, [Ах, маменька, не говорите глупостей. Вы ничего не понимаете. В моем положении есть обязанности.] – заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая то неясность в ее деле.
– Но, мой друг…
– Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses… [Ах, маменька, как вы не понимаете, что святой отец, имеющий власть отпущений…]
В это время дама компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть.
– Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu"il m"a manque parole. [Нет, скажите ему, что я не хочу его видеть, что я взбешена против него, потому что он мне не сдержал слова.]
– Comtesse a tout peche misericorde, [Графиня, милосердие всякому греху.] – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом.
Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери.
«Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня.

В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма.
«Sur ce je prie Dieu, mon ami, de vous avoir sous sa sainte et puissante garde. Votre amie Helene».
[«Затем молю бога, да будете вы, мой друг, под святым сильным его покровом. Друг ваш Елена»]
Это письмо было привезено в дом Пьера в то время, как он находился на Бородинском поле.

Во второй раз, уже в конце Бородинского сражения, сбежав с батареи Раевского, Пьер с толпами солдат направился по оврагу к Князькову, дошел до перевязочного пункта и, увидав кровь и услыхав крики и стоны, поспешно пошел дальше, замешавшись в толпы солдат.
Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели. Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было.
Хотя ядра и пули не свистали здесь по дороге, по которой он шел, но со всех сторон было то же, что было там, на поле сражения. Те же были страдающие, измученные и иногда странно равнодушные лица, та же кровь, те же солдатские шинели, те же звуки стрельбы, хотя и отдаленной, но все еще наводящей ужас; кроме того, была духота и пыль.
Пройдя версты три по большой Можайской дороге, Пьер сел на краю ее.
Сумерки спустились на землю, и гул орудий затих. Пьер, облокотившись на руку, лег и лежал так долго, глядя на продвигавшиеся мимо него в темноте тени. Беспрестанно ему казалось, что с страшным свистом налетало на него ядро; он вздрагивал и приподнимался. Он не помнил, сколько времени он пробыл тут. В середине ночи трое солдат, притащив сучьев, поместились подле него и стали разводить огонь.
Солдаты, покосившись на Пьера, развели огонь, поставили на него котелок, накрошили в него сухарей и положили сала. Приятный запах съестного и жирного яства слился с запахом дыма. Пьер приподнялся и вздохнул. Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера, и разговаривали между собой.
– Да ты из каких будешь? – вдруг обратился к Пьеру один из солдат, очевидно, под этим вопросом подразумевая то, что и думал Пьер, именно: ежели ты есть хочешь, мы дадим, только скажи, честный ли ты человек?
– Я? я?.. – сказал Пьер, чувствуя необходимость умалить как возможно свое общественное положение, чтобы быть ближе и понятнее для солдат. – Я по настоящему ополченный офицер, только моей дружины тут нет; я приезжал на сраженье и потерял своих.
– Вишь ты! – сказал один из солдат.
Другой солдат покачал головой.
– Что ж, поешь, коли хочешь, кавардачку! – сказал первый и подал Пьеру, облизав ее, деревянную ложку.
Пьер подсел к огню и стал есть кавардачок, то кушанье, которое было в котелке и которое ему казалось самым вкусным из всех кушаний, которые он когда либо ел. В то время как он жадно, нагнувшись над котелком, забирая большие ложки, пережевывал одну за другой и лицо его было видно в свете огня, солдаты молча смотрели на него.
– Тебе куды надо то? Ты скажи! – спросил опять один из них.
– Мне в Можайск.
– Ты, стало, барин?
– Да.
– А как звать?
– Петр Кириллович.
– Ну, Петр Кириллович, пойдем, мы тебя отведем. В совершенной темноте солдаты вместе с Пьером пошли к Можайску.
Уже петухи пели, когда они дошли до Можайска и стали подниматься на крутую городскую гору. Пьер шел вместе с солдатами, совершенно забыв, что его постоялый двор был внизу под горою и что он уже прошел его. Он бы не вспомнил этого (в таком он находился состоянии потерянности), ежели бы с ним не столкнулся на половине горы его берейтор, ходивший его отыскивать по городу и возвращавшийся назад к своему постоялому двору. Берейтор узнал Пьера по его шляпе, белевшей в темноте.
– Ваше сиятельство, – проговорил он, – а уж мы отчаялись. Что ж вы пешком? Куда же вы, пожалуйте!
– Ах да, – сказал Пьер.
Солдаты приостановились.
– Ну что, нашел своих? – сказал один из них.
– Ну, прощавай! Петр Кириллович, кажись? Прощавай, Петр Кириллович! – сказали другие голоса.
– Прощайте, – сказал Пьер и направился с своим берейтором к постоялому двору.
«Надо дать им!» – подумал Пьер, взявшись за карман. – «Нет, не надо», – сказал ему какой то голос.
В горницах постоялого двора не было места: все были заняты. Пьер прошел на двор и, укрывшись с головой, лег в свою коляску.

Едва Пьер прилег головой на подушку, как он почувствовал, что засыпает; но вдруг с ясностью почти действительности послышались бум, бум, бум выстрелов, послышались стоны, крики, шлепанье снарядов, запахло кровью и порохом, и чувство ужаса, страха смерти охватило его. Он испуганно открыл глаза и поднял голову из под шинели. Все было тихо на дворе. Только в воротах, разговаривая с дворником и шлепая по грязи, шел какой то денщик. Над головой Пьера, под темной изнанкой тесового навеса, встрепенулись голубки от движения, которое он сделал, приподнимаясь. По всему двору был разлит мирный, радостный для Пьера в эту минуту, крепкий запах постоялого двора, запах сена, навоза и дегтя. Между двумя черными навесами виднелось чистое звездное небо.
«Слава богу, что этого нет больше, – подумал Пьер, опять закрываясь с головой. – О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему! А они… они все время, до конца были тверды, спокойны… – подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты – те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они – эти странные, неведомые ему доселе они, ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей.
«Солдатом быть, просто солдатом! – думал Пьер, засыпая. – Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека? Одно время я мог быть этим. Я мог бежать от отца, как я хотел. Я мог еще после дуэли с Долоховым быть послан солдатом». И в воображении Пьера мелькнул обед в клубе, на котором он вызвал Долохова, и благодетель в Торжке. И вот Пьеру представляется торжественная столовая ложа. Ложа эта происходит в Английском клубе. И кто то знакомый, близкий, дорогой, сидит в конце стола. Да это он! Это благодетель. «Да ведь он умер? – подумал Пьер. – Да, умер; но я не знал, что он жив. И как мне жаль, что он умер, и как я рад, что он жив опять!» С одной стороны стола сидели Анатоль, Долохов, Несвицкий, Денисов и другие такие же (категория этих людей так же ясно была во сне определена в душе Пьера, как и категория тех людей, которых он называл они), и эти люди, Анатоль, Долохов громко кричали, пели; но из за их крика слышен был голос благодетеля, неумолкаемо говоривший, и звук его слов был так же значителен и непрерывен, как гул поля сраженья, но он был приятен и утешителен. Пьер не понимал того, что говорил благодетель, но он знал (категория мыслей так же ясна была во сне), что благодетель говорил о добре, о возможности быть тем, чем были они. И они со всех сторон, с своими простыми, добрыми, твердыми лицами, окружали благодетеля. Но они хотя и были добры, они не смотрели на Пьера, не знали его. Пьер захотел обратить на себя их внимание и сказать. Он привстал, но в то же мгновенье ноги его похолодели и обнажились.
Ему стало стыдно, и он рукой закрыл свои ноги, с которых действительно свалилась шинель. На мгновение Пьер, поправляя шинель, открыл глаза и увидал те же навесы, столбы, двор, но все это было теперь синевато, светло и подернуто блестками росы или мороза.
«Рассветает, – подумал Пьер. – Но это не то. Мне надо дослушать и понять слова благодетеля». Он опять укрылся шинелью, но ни столовой ложи, ни благодетеля уже не было. Были только мысли, ясно выражаемые словами, мысли, которые кто то говорил или сам передумывал Пьер.
Пьер, вспоминая потом эти мысли, несмотря на то, что они были вызваны впечатлениями этого дня, был убежден, что кто то вне его говорил их ему. Никогда, как ему казалось, он наяву не был в состоянии так думать и выражать свои мысли.
«Война есть наитруднейшее подчинение свободы человека законам бога, – говорил голос. – Простота есть покорность богу; от него не уйдешь. И они просты. Они, не говорят, но делают. Сказанное слово серебряное, а несказанное – золотое. Ничем не может владеть человек, пока он боится смерти. А кто не боится ее, тому принадлежит все. Ежели бы не было страдания, человек не знал бы границ себе, не знал бы себя самого. Самое трудное (продолжал во сне думать или слышать Пьер) состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего. Все соединить? – сказал себе Пьер. – Нет, не соединить. Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли – вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо! – с внутренним восторгом повторил себе Пьер, чувствуя, что этими именно, и только этими словами выражается то, что он хочет выразить, и разрешается весь мучащий его вопрос.
– Да, сопрягать надо, пора сопрягать.
– Запрягать надо, пора запрягать, ваше сиятельство! Ваше сиятельство, – повторил какой то голос, – запрягать надо, пора запрягать…
Это был голос берейтора, будившего Пьера. Солнце било прямо в лицо Пьера. Он взглянул на грязный постоялый двор, в середине которого у колодца солдаты поили худых лошадей, из которого в ворота выезжали подводы. Пьер с отвращением отвернулся и, закрыв глаза, поспешно повалился опять на сиденье коляски. «Нет, я не хочу этого, не хочу этого видеть и понимать, я хочу понять то, что открывалось мне во время сна. Еще одна секунда, и я все понял бы. Да что же мне делать? Сопрягать, но как сопрягать всё?» И Пьер с ужасом почувствовал, что все значение того, что он видел и думал во сне, было разрушено.
Берейтор, кучер и дворник рассказывали Пьеру, что приезжал офицер с известием, что французы подвинулись под Можайск и что наши уходят.
Пьер встал и, велев закладывать и догонять себя, пошел пешком через город.
Войска выходили и оставляли около десяти тысяч раненых. Раненые эти виднелись в дворах и в окнах домов и толпились на улицах. На улицах около телег, которые должны были увозить раненых, слышны были крики, ругательства и удары. Пьер отдал догнавшую его коляску знакомому раненому генералу и с ним вместе поехал до Москвы. Доро гой Пьер узнал про смерть своего шурина и про смерть князя Андрея.

Х
30 го числа Пьер вернулся в Москву. Почти у заставы ему встретился адъютант графа Растопчина.
– А мы вас везде ищем, – сказал адъютант. – Графу вас непременно нужно видеть. Он просит вас сейчас же приехать к нему по очень важному делу.
Пьер, не заезжая домой, взял извозчика и поехал к главнокомандующему.
Граф Растопчин только в это утро приехал в город с своей загородной дачи в Сокольниках. Прихожая и приемная в доме графа были полны чиновников, явившихся по требованию его или за приказаниями. Васильчиков и Платов уже виделись с графом и объяснили ему, что защищать Москву невозможно и что она будет сдана. Известия эти хотя и скрывались от жителей, но чиновники, начальники различных управлений знали, что Москва будет в руках неприятеля, так же, как и знал это граф Растопчин; и все они, чтобы сложить с себя ответственность, пришли к главнокомандующему с вопросами, как им поступать с вверенными им частями.
В то время как Пьер входил в приемную, курьер, приезжавший из армии, выходил от графа.
Курьер безнадежно махнул рукой на вопросы, с которыми обратились к нему, и прошел через залу.
Дожидаясь в приемной, Пьер усталыми глазами оглядывал различных, старых и молодых, военных и статских, важных и неважных чиновников, бывших в комнате. Все казались недовольными и беспокойными. Пьер подошел к одной группе чиновников, в которой один был его знакомый. Поздоровавшись с Пьером, они продолжали свой разговор.
– Как выслать да опять вернуть, беды не будет; а в таком положении ни за что нельзя отвечать.
– Да ведь вот, он пишет, – говорил другой, указывая на печатную бумагу, которую он держал в руке.
– Это другое дело. Для народа это нужно, – сказал первый.
– Что это? – спросил Пьер.
– А вот новая афиша.
Пьер взял ее в руки и стал читать:
«Светлейший князь, чтобы скорей соединиться с войсками, которые идут к нему, перешел Можайск и стал на крепком месте, где неприятель не вдруг на него пойдет. К нему отправлено отсюда сорок восемь пушек с снарядами, и светлейший говорит, что Москву до последней капли крови защищать будет и готов хоть в улицах драться. Вы, братцы, не смотрите на то, что присутственные места закрыли: дела прибрать надобно, а мы своим судом с злодеем разберемся! Когда до чего дойдет, мне надобно молодцов и городских и деревенских. Я клич кликну дня за два, а теперь не надо, я и молчу. Хорошо с топором, недурно с рогатиной, а всего лучше вилы тройчатки: француз не тяжеле снопа ржаного. Завтра, после обеда, я поднимаю Иверскую в Екатерининскую гошпиталь, к раненым. Там воду освятим: они скорее выздоровеют; и я теперь здоров: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба».
– А мне говорили военные люди, – сказал Пьер, – что в городе никак нельзя сражаться и что позиция…
– Ну да, про то то мы и говорим, – сказал первый чиновник.
– А что это значит: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба? – сказал Пьер.
– У графа был ячмень, – сказал адъютант, улыбаясь, – и он очень беспокоился, когда я ему сказал, что приходил народ спрашивать, что с ним. А что, граф, – сказал вдруг адъютант, с улыбкой обращаясь к Пьеру, – мы слышали, что у вас семейные тревоги? Что будто графиня, ваша супруга…
– Я ничего не слыхал, – равнодушно сказал Пьер. – А что вы слышали?
– Нет, знаете, ведь часто выдумывают. Я говорю, что слышал.
– Что же вы слышали?
– Да говорят, – опять с той же улыбкой сказал адъютант, – что графиня, ваша жена, собирается за границу. Вероятно, вздор…
– Может быть, – сказал Пьер, рассеянно оглядываясь вокруг себя. – А это кто? – спросил он, указывая на невысокого старого человека в чистой синей чуйке, с белою как снег большою бородой, такими же бровями и румяным лицом.
– Это? Это купец один, то есть он трактирщик, Верещагин. Вы слышали, может быть, эту историю о прокламации?
– Ах, так это Верещагин! – сказал Пьер, вглядываясь в твердое и спокойное лицо старого купца и отыскивая в нем выражение изменничества.
– Это не он самый. Это отец того, который написал прокламацию, – сказал адъютант. – Тот молодой, сидит в яме, и ему, кажется, плохо будет.
Один старичок, в звезде, и другой – чиновник немец, с крестом на шее, подошли к разговаривающим.
– Видите ли, – рассказывал адъютант, – это запутанная история. Явилась тогда, месяца два тому назад, эта прокламация. Графу донесли. Он приказал расследовать. Вот Гаврило Иваныч разыскивал, прокламация эта побывала ровно в шестидесяти трех руках. Приедет к одному: вы от кого имеете? – От того то. Он едет к тому: вы от кого? и т. д. добрались до Верещагина… недоученный купчик, знаете, купчик голубчик, – улыбаясь, сказал адъютант. – Спрашивают у него: ты от кого имеешь? И главное, что мы знаем, от кого он имеет. Ему больше не от кого иметь, как от почт директора. Но уж, видно, там между ними стачка была. Говорит: ни от кого, я сам сочинил. И грозили и просили, стал на том: сам сочинил. Так и доложили графу. Граф велел призвать его. «От кого у тебя прокламация?» – «Сам сочинил». Ну, вы знаете графа! – с гордой и веселой улыбкой сказал адъютант. – Он ужасно вспылил, да и подумайте: этакая наглость, ложь и упорство!..
– А! Графу нужно было, чтобы он указал на Ключарева, понимаю! – сказал Пьер.
– Совсем не нужно», – испуганно сказал адъютант. – За Ключаревым и без этого были грешки, за что он и сослан. Но дело в том, что граф очень был возмущен. «Как же ты мог сочинить? – говорит граф. Взял со стола эту „Гамбургскую газету“. – Вот она. Ты не сочинил, а перевел, и перевел то скверно, потому что ты и по французски, дурак, не знаешь». Что же вы думаете? «Нет, говорит, я никаких газет не читал, я сочинил». – «А коли так, то ты изменник, и я тебя предам суду, и тебя повесят. Говори, от кого получил?» – «Я никаких газет не видал, а сочинил». Так и осталось. Граф и отца призывал: стоит на своем. И отдали под суд, и приговорили, кажется, к каторжной работе. Теперь отец пришел просить за него. Но дрянной мальчишка! Знаете, эдакой купеческий сынишка, франтик, соблазнитель, слушал где то лекции и уж думает, что ему черт не брат. Ведь это какой молодчик! У отца его трактир тут у Каменного моста, так в трактире, знаете, большой образ бога вседержителя и представлен в одной руке скипетр, в другой держава; так он взял этот образ домой на несколько дней и что же сделал! Нашел мерзавца живописца…

В середине этого нового рассказа Пьера позвали к главнокомандующему.
Пьер вошел в кабинет графа Растопчина. Растопчин, сморщившись, потирал лоб и глаза рукой, в то время как вошел Пьер. Невысокий человек говорил что то и, как только вошел Пьер, замолчал и вышел.
– А! здравствуйте, воин великий, – сказал Растопчин, как только вышел этот человек. – Слышали про ваши prouesses [достославные подвиги]! Но не в том дело. Mon cher, entre nous, [Между нами, мой милый,] вы масон? – сказал граф Растопчин строгим тоном, как будто было что то дурное в этом, но что он намерен был простить. Пьер молчал. – Mon cher, je suis bien informe, [Мне, любезнейший, все хорошо известно,] но я знаю, что есть масоны и масоны, и надеюсь, что вы не принадлежите к тем, которые под видом спасенья рода человеческого хотят погубить Россию.
– Да, я масон, – отвечал Пьер.
– Ну вот видите ли, мой милый. Вам, я думаю, не безызвестно, что господа Сперанский и Магницкий отправлены куда следует; то же сделано с господином Ключаревым, то же и с другими, которые под видом сооружения храма Соломона старались разрушить храм своего отечества. Вы можете понимать, что на это есть причины и что я не мог бы сослать здешнего почт директора, ежели бы он не был вредный человек. Теперь мне известно, что вы послали ему свой. экипаж для подъема из города и даже что вы приняли от него бумаги для хранения. Я вас люблю и не желаю вам зла, и как вы в два раза моложе меня, то я, как отец, советую вам прекратить всякое сношение с такого рода людьми и самому уезжать отсюда как можно скорее.
– Но в чем же, граф, вина Ключарева? – спросил Пьер.
– Это мое дело знать и не ваше меня спрашивать, – вскрикнул Растопчин.
– Ежели его обвиняют в том, что он распространял прокламации Наполеона, то ведь это не доказано, – сказал Пьер (не глядя на Растопчина), – и Верещагина…
– Nous y voila, [Так и есть,] – вдруг нахмурившись, перебивая Пьера, еще громче прежнего вскрикнул Растопчин. – Верещагин изменник и предатель, который получит заслуженную казнь, – сказал Растопчин с тем жаром злобы, с которым говорят люди при воспоминании об оскорблении. – Но я не призвал вас для того, чтобы обсуждать мои дела, а для того, чтобы дать вам совет или приказание, ежели вы этого хотите. Прошу вас прекратить сношения с такими господами, как Ключарев, и ехать отсюда. А я дурь выбью, в ком бы она ни была. – И, вероятно, спохватившись, что он как будто кричал на Безухова, который еще ни в чем не был виноват, он прибавил, дружески взяв за руку Пьера: – Nous sommes a la veille d"un desastre publique, et je n"ai pas le temps de dire des gentillesses a tous ceux qui ont affaire a moi. Голова иногда кругом идет! Eh! bien, mon cher, qu"est ce que vous faites, vous personnellement? [Мы накануне общего бедствия, и мне некогда быть любезным со всеми, с кем у меня есть дело. Итак, любезнейший, что вы предпринимаете, вы лично?]
– Mais rien, [Да ничего,] – отвечал Пьер, все не поднимая глаз и не изменяя выражения задумчивого лица.
Граф нахмурился.
– Un conseil d"ami, mon cher. Decampez et au plutot, c"est tout ce que je vous dis. A bon entendeur salut! Прощайте, мой милый. Ах, да, – прокричал он ему из двери, – правда ли, что графиня попалась в лапки des saints peres de la Societe de Jesus? [Дружеский совет. Выбирайтесь скорее, вот что я вам скажу. Блажен, кто умеет слушаться!.. святых отцов Общества Иисусова?]
Пьер ничего не ответил и, нахмуренный и сердитый, каким его никогда не видали, вышел от Растопчина.

Когда он приехал домой, уже смеркалось. Человек восемь разных людей побывало у него в этот вечер. Секретарь комитета, полковник его батальона, управляющий, дворецкий и разные просители. У всех были дела до Пьера, которые он должен был разрешить. Пьер ничего не понимал, не интересовался этими делами и давал на все вопросы только такие ответы, которые бы освободили его от этих людей. Наконец, оставшись один, он распечатал и прочел письмо жены.
«Они – солдаты на батарее, князь Андрей убит… старик… Простота есть покорность богу. Страдать надо… значение всего… сопрягать надо… жена идет замуж… Забыть и понять надо…» И он, подойдя к постели, не раздеваясь повалился на нее и тотчас же заснул.
Когда он проснулся на другой день утром, дворецкий пришел доложить, что от графа Растопчина пришел нарочно посланный полицейский чиновник – узнать, уехал ли или уезжает ли граф Безухов.
Человек десять разных людей, имеющих дело до Пьера, ждали его в гостиной. Пьер поспешно оделся, и, вместо того чтобы идти к тем, которые ожидали его, он пошел на заднее крыльцо и оттуда вышел в ворота.
С тех пор и до конца московского разорения никто из домашних Безуховых, несмотря на все поиски, не видал больше Пьера и не знал, где он находился.

Ростовы до 1 го сентября, то есть до кануна вступления неприятеля в Москву, оставались в городе.
После поступления Пети в полк казаков Оболенского и отъезда его в Белую Церковь, где формировался этот полк, на графиню нашел страх. Мысль о том, что оба ее сына находятся на войне, что оба они ушли из под ее крыла, что нынче или завтра каждый из них, а может быть, и оба вместе, как три сына одной ее знакомой, могут быть убиты, в первый раз теперь, в это лето, с жестокой ясностью пришла ей в голову. Она пыталась вытребовать к себе Николая, хотела сама ехать к Пете, определить его куда нибудь в Петербурге, но и то и другое оказывалось невозможным. Петя не мог быть возвращен иначе, как вместе с полком или посредством перевода в другой действующий полк. Николай находился где то в армии и после своего последнего письма, в котором подробно описывал свою встречу с княжной Марьей, не давал о себе слуха. Графиня не спала ночей и, когда засыпала, видела во сне убитых сыновей. После многих советов и переговоров граф придумал наконец средство для успокоения графини. Он перевел Петю из полка Оболенского в полк Безухова, который формировался под Москвою. Хотя Петя и оставался в военной службе, но при этом переводе графиня имела утешенье видеть хотя одного сына у себя под крылышком и надеялась устроить своего Петю так, чтобы больше не выпускать его и записывать всегда в такие места службы, где бы он никак не мог попасть в сражение. Пока один Nicolas был в опасности, графине казалось (и она даже каялась в этом), что она любит старшего больше всех остальных детей; но когда меньшой, шалун, дурно учившийся, все ломавший в доме и всем надоевший Петя, этот курносый Петя, с своими веселыми черными глазами, свежим румянцем и чуть пробивающимся пушком на щеках, попал туда, к этим большим, страшным, жестоким мужчинам, которые там что то сражаются и что то в этом находят радостного, – тогда матери показалось, что его то она любила больше, гораздо больше всех своих детей. Чем ближе подходило то время, когда должен был вернуться в Москву ожидаемый Петя, тем более увеличивалось беспокойство графини. Она думала уже, что никогда не дождется этого счастия. Присутствие не только Сони, но и любимой Наташи, даже мужа, раздражало графиню. «Что мне за дело до них, мне никого не нужно, кроме Пети!» – думала она.

  • Чат с мормоном

  • Встретиться с миссионерами

    Я подтверждаю, что у меня есть согласие на предоставление контактной информации данного лица Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Я также понимаю, что представители Церкви выполнят мой запрос связаться со мной или с лицом, которое я рекомендую.

  • Получить Книгу Мормона

    Спасибо, что заказали Книгу Мормона в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Миссионеры свяжутся с вами в ближайшие несколько дней.

    Спасибо, что заказали Библию в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Миссионеры свяжутся с вами в ближайшие несколько дней.

  • Джозеф Смит

    "Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам". Амос 3:7

    Джозеф Смит: Пророк Бога

    Западная часть Штата Нью-Йорк в США в начале XIX века была известна, как «выжженный округ». Религиозный пыл людей был силен. Многие религии посылали служителей на поиски новообращенных для своей паствы. Так, что казалось, что уже некого было обращать в веру. Это было время и место богословского смятения.

    В таких условиях родился Джозеф Смит-младший, сын Джозефа и Люси Мак Смит. Его большая семья нашла себя в сердце этого религиозного возрождения, желая жить правильно, но не имея уверенности, к какой из конкурирующих церквей им следует присоединиться. Разные члены семьи Джозефа склонялись к различным религиям, но ни один из них не был уверен, что избранная им церковь была истинной Церковью Христа.

    Члены мормонской Церкви делятся своими чувствами и свидетельством о Джозефе Смите, Пророке.

    Ищущий истину

    Джозеф слышал так много конкурирующих версий истины, что решил, что нужно обратиться к Богу за ответом.

    Джозеф обратился за руководством к Библии. Он читал:

    "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему" (Иакова 1:5).

    Этот стих произвел на него глубокое впечатление. Он решил молиться о том, что ему делать, веря, что Бог услышит и ответит.

    Пророк Бога

    В ответ на кроткую молитву, Бог призвал Джозефа вновь установить Церковь Иисуса Христа.

    Весной 1820 года Джозеф пошел в рощу рядом со своим домом и склонил колени в молитве. Он описал то, что с ним произошло: «…я увидел прямо у себя над головой столп света ярче солнца, который постепенно спускался, пока не упал на меня. <…> Когда же свет почил на мне, я увидел двух Лиц, стоявших в воздухе надо мной, славу и блеск Которых невозможно описать. Один из Них, обратившись ко мне и назвав меня по имени, сказал, указывая на другого: Сей есть Мой Возлюбленный Сын. Слушай Его!». (Джозеф Смит – История 1:16–17).

    Это видение Небесного Отца и Его Сына Иисуса Христа было началом призвания Джозефа Смита Пророком Божьим. Ему было сказано, что ни одна из Церквей на Земле не имела полноты истины. Через некоторое время Джозеф Смит был избран, чтобы установить Церковь Христа и восстановить священство, или власть действовать от имени Бога. Бог привел его к древним летописям и дал силу перевести их на английский язык. Эта летопись называется «Книга Мормона». Он продолжал молиться и получать откровения для Церкви в течение своей жизни. Эти откровения были собраны в книгу Священных Писаний, названную «Учение и Заветы». Она показывает, что Бог все еще ведет Своих детей сегодня. 6 апреля 1830 года Джозеф Смит официально организовал Церковь Иисуса Христа Святых последних дней.

    Руководитель Церкви Иисуса Христа

    начало


    Священная роща, Манчестер (около Пальмиры, штат Нью-Йорк)

    Утром прекрасного, ясного дня в начале весны 1820 года молодой Джозеф вошел в эту рощу, чтобы помолиться в заранее выбранном для этого месте. Здесь Бог-Отец и Его воскресший Сын, Иисус Христос, явились Джозефу Смиту, чтобы начать Восстановление Евангелия в последние дни.


    Тропа Священной рощи

    Священная Роща расположена в 400-ах метрах к западу и от бревенчатого дома Смитов в Пальмире, и от их каркасного дома в округе Манчестер.


    03 Бревенчатый дом семьи Смитов, Пальмира

    Приблизительно в 1818 году семья Джозефа Смита-старшего построила бревенчатый дом в лесу в нескольких милях к югу от деревни Пальмира, штат Нью-Йорк, и переехала туда. На приобретенных в собственность 40 гектарах земли, ставших семейной фермой, молодой Джозеф и его братья и сестры учились упорно трудиться, любить друг друга и делать то, что велел им Бог. В этом доме члены семьи Смитов вместе читали Библию и "всегда проводили семейные молитвы".


    Общая комната в доме семьи Смитов

    Люси Мак Смит так сказала о вечерних семейных беседах: "Джозеф время от времени излагал нам сведения, которые трудно даже представить себе. Он описывал древних жителей этого континента, их одежду, как и на каких животных они путешествовали, их города, здания в мельчайших деталях, как они вели войны, а также их религиозные службы. Все это он рассказывал так легко, как если бы вся его жизнь прошла среди них" (History of Joseph Smith, 83).


    Каркасный дом семьи Смитов, Манчестер (около Пальмиры)

    Смиты выращивали у себя на ферме пшеницу, кукурузу, бобы и лён. У них также был садовый участок, где росли 200 яблонь в дополнение к тому, что они собирали кленовый сок с 1 200-1 500 деревьев сахарного клёна (Ensign, Aug. 1985, 24-26).


    Общая комната в каркасном доме Смитов

    Живя в этой домашней Люси Макк Смит красил бы "покрытия клеенки для столов, стендов, и т.д.," и продают им в городе, чтобы помочь зарабатывать деньги для семьи (История Джозефа Смита, 64).


    Холм Кумора, Манчестер (около Пальмиры)

    Золотые листы, содержащие Книгу Мормона, были зарыты в холме Кумора приблизительно в пяти километрах к юго-востоку от семейной фермы Смита. Ранним утром 22 сентября 1823 года ангел Мороний показал Джозефу Смиту в видении точное место, где были зарыты эти древние летописи. Позже в тот же день Джозеф пошел к тому месту, которое показал ему ангел.


    Место публикации Книги Мормона, Пальмира

    Книга Мормона впервые была напечатана и продавалась в доме Грандина, расположенном в центре города Пальмира, штат Нью-Йорк. После перевода текста с золотых листов Джозеф Смит "договорился с господином Эгбертом Б. Грандином напечатать пять тысяч экземпляров"1 Книги Мормона. Публикация Книги была финансирована Мартином Харрисом, другом семьи, заложившим часть своей фермы, чтобы гарантировать стоимость печати в размере 3 000 долларов.


    Печатный станок в доме Грандина

    После того, как Грандин согласился напечатать Книгу Мормона, Джон Гильберт стал основным наборщиком, набиравшим Книгу Мормона. Это делалось путем последовательной установки каждой буквы на матрицу станка.


    Ферма Питера Уитмера, Фейет

    Церковь Иисуса Христа Святых последних дней была организована по велению Господа в доме Питера Уитмера в Фейете, штат Нью-Йорк, 6 апреля 1830 года. Джозеф Смит переехал в дом Уитмера в июне 1829 года, чтобы избежать преследований в штате Пенсильвания. В течение месяца после прибытия Пророк закончил перевод Книги Мормона, ангел Мороний показал золотые листы Трем Свидетелям и Господь показал то, как установить Его Церковь.


    Дом Нюэла К. Уитни, Киртланд, штат Огайо

    Святые последних дней начали перебираться из штата Нью-Йорк в Киртланд, штат Огайо, в 1831 году. Джозеф и Эмма Смит переехали в феврале того года. Они были любезно приглашены жить в доме Нюэла и Элизабет Уитни, имевших пятерых детей, где они оставались в течение нескольких недель.


    Ферма Исаака Морли, Киртланд, штат Огайо

    Джозеф Смит жил на ферме Морли с марта до сентября 1831 года. Исаак Морли, один из самых ранних поселенцев Киртланда, присоединился к Церкви в 1830 году. Он пригласил многих ранних новообращённых жить на его ферме, территория которой составляла 32 га, и вскоре после прибытия Пророка в штат Огайо построил здесь маленький домик для Джозефа и Эммы Смит.


    Склад Нюэла K. Уитни, Киртланд, штат Огайо

    Осенью 1832 года Джозеф Смит переезжает из Хайрама, штат Огайо, обратно в Киртланд. Епископ Нюэл К. Уитни приготовил жилище для семьи Пророка в помещении своего склада, и Джозеф прожил здесь до зимы следующего года. В течение того времени склад Уитни служил штаб-квартирой Церкви. Много откровений, входящих теперь в книгу «Учение и Заветы», были получены Пророком в этом месте, включая Слово Мудрости, клятву и завет Священства и повеление строить храм в Киртланде. Джозеф также заканчивает здесь большую часть своего вдохновлённого перевода Библии.


    Храм в Киртланде, Киртланд

    В декабре 1832 года Бог повелел Джозефу Смиту построить храм в Киртланде, штат Огайо. Пророк и еще несколько человек видели храм Киртланда в видении, которое легло в основу его проекта. Строительство началось в июне 1833 года в период большой бедности в Церкви. Работа замедлилась в 1834 году, потому что многие братья ушли с Лагерем Сиона. Когда они возвратились, Джозеф Смит стал трудиться вместе с другими, добывая в карьере песчаник, и энергичные усилия по строительству храма были возобновлены. Члены Церкви приносили огромные жертвы, чтобы закончить этот «Дом Господа».


    Дом Джона Джонсона, Хайрам

    Джозеф Смит и его семья переехали в дом Джона и Эльзы Джонсон в Хайраме, штат Огайо, в сентябре 1831 года. Джонсоны были новообращёнными в Церкви и познакомились с Пророком, когда были в Киртланде. В течение года, когда Джозеф Смит оставался здесь, дом Джонсона служил штаб-квартирой Церкви. Джозеф получал в этих стенах обильные откровения, включая великолепное видение Отца и Сына и трех степеней славы. Здесь также были проведены несколько конференций. В ноябре 1831 года конференция проголосовала за то, чтобы издать Книгу Заповедей, содержащих откровения, полученные Пророком. Господь одобрил эту книгу, которая, в конечном счете, стала Учением и Заветами.


    Тюрьма в Либерти, Либерти, штат Миссури

    Джозеф Смит вместе с несколькими церковными руководителями были несправедливо заключены в тюрьму Либерти с декабря 1838 до апреля 1839 года. Джозеф страдал, не имея поддержки и зная, что Святых последних дней изгоняли из Миссури согласно губернаторскому "Указу об истреблении". Пророк и его товарищи были заключены в грубую каменную тюремную камеру размером 4,25 на 4,25 метра, с потолком высотой чуть более 180 сантиметров. Свет и воздух проникали в камеру через два маленьких зарешеченных окна. Шесть заключенных страдали от зимней стужи, грязи, голода и болезни.


    Земельный участок Джозефа Смита и Мэншн-хаус, Наву, штат Иллинойс

    Джозеф Смит переехал на земельный участок в Наву в бревенчатый дом на восточном берегу реки Миссисипи после бегства из Миссури в апреле 1839 года. Здесь он вновь вернулся к Святым, нашедшим убежище возле этого болотистого городского поселения, первоначально называвшегося Коммерс, в штате Иллинойс. Здесь Джозеф решил предпринять попытку выстроить город, и Святые осушили болота и обустроили территорию. В течение четырех лет они построили один из самых больших городов в Иллинойсе, которому Пророк дал название Наву, что значит прекрасный. Этот земельный участок служил штаб-квартирой Церкви в течение приблизительно двух лет. В 1840 году Джозеф увеличил размеры дома. Здесь Джозеф записал инструкции о замещающем крещении для умерших, и Господь открыл ему, что Святые должны построить в Наву храм.


    Магазин из красного кирпича, Наву, штат Иллинойс

    В своем Магазине из красного кирпича в Наву, Иллинойсе, Пророк Джозеф Смит подготовил преемников, чтобы продолжить великое и могущественное дело Бога. 1Построенный в 1841 году, этот магазин стал штаб-квартирой Церкви вскоре после его завершения. Галантерейный магазин был расположен на первом этаже, а офис Джозефа и зал для собраний заняли верхний этаж. Здесь ключи Священства для управления Церковью были возложены на плечи Двенадцати Апостолов. Пророк провел много часов, обучая этих братьев в последние месяцы своей жизни таким образом, чтобы они могли вести Церковь без него.


    Храм в Наву, Наву

    Храм в Наву был первым, в котором проводились такие таинства как запечатывание брака на вечность и крещения для умерших. Строительство этого храма, который был столь неотъемлемой частью работы Господа, не было закончено до мученической смерти Джозефа Смита.


    Тюрьма в Картидже, Картидж

    В тюрьме Картиджа 27 июня 1844 года толпа убила Пророка Джозефа Смита и его брата Хайрама, которые таким образом запечатали своей кровью свидетельства об Иисусе Христе. Несколькими днями ранее Пророк и его спутники добровольно пошли в Картидж, центр округа, расположенный приблизительно в 32-ух километрах к юго-востоку от Наву, чтобы дать ответ на обвинения в учинении общественных беспорядков. Джозефа и Хайрама содержали в тюрьме Картиджа до предстоящего разбирательства, и губернатор Иллинойса гарантировал им защиту от насилия со стороны толпы.


    Тюрьма в Картидже, Картидж

    Пророк Джозеф Смит и его брат Хайрам

    Джозеф Смит вел растущую Церковь через физические, эмоциональные и духовные невзгоды.

    Иногда, когда мы достигаем ответственных позиций, мы чувствуем, что больше не нуждаемся в помощи, но Джозеф Смит даже больше полагался на Господа после того, как был призван в качестве Пророка. Он знал, что его ответственность была в том, чтобы распространять не свои собственные учения, а то, что явил ему Бог. Большинство текстов, составляющих Учение и Заветы – ответы Бога на молитвы и вопросы Джозефа Смита. Он просил, чтобы Бог разъяснил части Евангелия, а также просил о руководстве в том, как следовало вести Церковь и все растущих числом мормонов. Бог сказал ему призвать Апостолов, Пророков и других руководителей, чтобы присматривать за Церковью.

    Ранние мормоны претерпевали серьезные преследования из-за того, что воспринимались своими соседями как экономическая, политическая и религиозная угроза. Так что Джозеф и люди, призванные им помогать ему, были вынуждены руководить многочисленными мормонскими переселениями в более доброжелательные районы страны. Несмотря на все страдания, которые им пришлось вынести, первые члены Церкви строили храмы, делали миссионерскую работу, строили процветающие города и некоторые служили в армии Соединенных Штатов во время переселения на запад. За несколько лет до смерти Джозефа Господь указал ему организовать Кворум Двенадцати Апостолов, и в конечном счете Он даровал им все ключи, права, и власть, необходимые для того, чтобы вести Церковь. После смерти Джозефа Смита Бригам Янг, тогда старший Апостол на Земле, сменил его как второй Пророк и Президент Церкви. Сегодняшний Пророк, Russell M. Nelson, является уполномоченным преемником Джозефа Смита. Его власть и власть прочих Апостолов Церкви связана неразрывной цепочкой таинств с Иисусом Христом, и важную роль в этой цепочке сыграл Джозеф Смит.

    Преданный муж и отец

    Тяжелое бремя руководства Церковью не отдалило Джозефа от его ответственности перед женой и детьми; оно увеличило его любовь к ним.

    Один из более поздних Пророков Церкви сказал ее членам: «Никакой успех не может компенсировать неудачу в семейной жизни». Это утверждение прозвучало более века после смерти Джозефа Смита, но Джозеф был примером этой идеи всю свою жизнь. Даже при том, что Джозефа часто преследовали и иногда заключали в тюрьму по ложным обвинениям, он всегда в первую очередь думал о своей семье. Он написал жене, Эмме, во время своего заключения в тюрьму в Миссури:

    «Скажи детям, что я жив и полагаю, что я приду и увижу их в ближайшее время. Утешь их сердца, насколько это возможно, и постарайся утешиться сама, насколько это в твоих силах».

    Джозеф жил по тому учению, которое проповедовал: укрепление наших семей должно быть важным приоритетом нашей жизни. Когда его жизнь была в опасности, Джозеф полагался на свою веру в Иисуса Христа, чтобы поддержать не только себя, но также жену и детей.

    Мученик Восстановленного Евангелия

    Джозеф Смит отдал свою жизнь ради истины.

    Порой мы думаем, что умереть ради дела – это вернейший показатель преданности, но жить ради чего-то обычно требует намного большего. Джозеф Смит сделал и то, и другое. Он прожил всю свою жизнь в служении Богу, страдая от насмешек и насилия ради того, во что верил. Его смерть не имела сочувствия мира; он был застрелен толпой, будучи заточен в тюрьму по ложным обвинениям.

    Он показал свою преданность Богу в жизни и в смерти. О нем было сказано: «Он был великим в жизни и умер великим в глазах Бога и своего народа; и… запечатал своей кровью свою миссию и свои деяния» (Учение и Заветы 135:3).

    Пророк Джозеф Смит и его брат Хайрам. Тюрьма в Картидже, Картидж, штат Иллинойс.

    Некоторые люди по ошибке полагают, что мормоны поклоняются Джозефу Смиту. Это не правда; мы поклоняемся Богу Отцу и Его Сыну Иисусу Христу. Джозеф не был ни совершенным человеком, ни Божеством. Он был добродетельным человеком, выполнившим свое необычное призвание.

    Он выполнял работу Бога до того дня, в который была отнята его жизнь, и мы чтим его за его веру, смирение и благочестие. Мы благодарны за Церковь, которую он помог установить, за Священное Писание, которое он перевел, за откровения, которые он получил и за его учения, помогающие нам понимать пути Божии.

    То, как преданно Джозеф Смит трудился в течение своей краткой жизни, вдохновляет нас выполнять наши собственные обязанности вне зависимости от того, малы они или велики.

    Джозеф Смит и его жены

    Тодд Комптон составил список из 33 жен Джозефа Смита. Десятерым женщинам из этого списка не было еще и 20 лет:
    Хелен Мар Кимбалл (14 лет)
    Нэнси М. Уинчестер (14 лет)
    Флора Энн Вудворт (16 лет)
    Сара Энн Уитни (17 лет)
    Сара Лоуренс (17 лет)
    Люси Уокер (17 лет)
    Фанни Элгер (16-19 лет)
    Эмили Доу Партридж (19 лет)
    Мария Лоуренс (19 лет)
    Мелисса Лот (19 лет)
    и прочие


    Надо сказать, Джозеф Смит был настоящим красавчиком

    Впрочем, по фото не скажешь

    Преподобный Джозеф Смит в детстве был храбрым мальчиком. Когда ему надо было сделать операцию на ноге, девятилетний Джозеф отказался от виски (уж такая была тогда анестезия) и мужественно выдержал жуткое удаление части кости.

    Иногда я думаю, что именно в это время у него начались галлюцинации. В 14 лет в рощице ему явились, ни много ни мало, сам Господь вместе с Иисусом Христом. Они были весьма озабочены религиозным воспитанием юноши. Они предупредили его, чтобы он не присоединялся ни к одной из конфессий, ибо «все они неправильны и все их вероучения омерзительны в Его глазах. Они проповедуют заповеди человеческие как учения, имеющие вид Божественного, но отрицают силу его». Джозефу Смиту было также обещано, что «когда-нибудь в будущем ему станет известна полнота Евангелия»

    Через 3 года явился Джозефу посланник Бога Мороний. Прямо на чердак явился, весь в сиянии, и сообщил, где найти золотые скрижали со священными письменами.

    Четыре года усердно переводил Джозеф Смит священные тексты на английский, а потом Бог у него золотые скрижали отобрал. Но перевод остался. Как гласит официальная церковная историография, когда Джозеф Смит и его соавтор Оливер Каудери работали над переводом «Книги Мормона», они прочитали повествование о посещении Иисусом Христом древних нефийцев.

    15 мая 1829 они пришли на берег реки Саскуэханна недалеко от дома Джозефа Смита в Хармони, чтобы помолиться относительно своего крещения. Им явился небесный посланник, назвавший себя Иоанном Крестителем. Он даровал им священство Аароново и сказал, что теперь они должны креститься. Позднее Джозефа Смита и Оливера Каудери посетили апостолы Пётр, Иаков и Иоанн, которые даровали им священство Мелхиседеково и посвятили их в апостолы. Тем самым Джозеф Смит и Оливер Каудери получили власть совершать таинства, необходимые для организации церкви и спасения.

    Так появилась церковь мормонов.

    В настоящее время Церковь Иисуса Христа Святых последнего дня владеет значительными финансовыми средствами. Ей принадлежат почти все здания в центральной деловой части современного Солт-Лейк-Сити, телестудии, швейные фабрики, торговые центры, издательства, отели, земельные участки. Свои капиталы она помещает в крупные предприятия в Америке и за рубежом. Экономисты неизменно включают ее в число 50 крупнейших корпораций США.

    1843 полигамия установилась в роли основного учения Церкви, хотя полигамные браки оставались в тайне от публики. Только в 1852 полигамия стала полноправной частью учения Церкви. Многожёнство и секретность послужили поводом для отступления многих членов от церкви и вызвали неприязнь населения. Противниками многожёнства выступали и некоторые лидеры церкви, позднее от неё отлучённые. Смит был тайно женат примерно на 40 женщинах в возрасте от 14 до 50 лет, говорит Тодд Комптон, автор книги «В священном одиночестве: многочисленные жены Джозефа Смита» (In Sacred Loneliness: The Plural Wives of Joseph Smith). Комптон, сам принадлежащий к числу мормонов, не думает, что Смит вступал в интимные отношения с двумя 14-летними девочками.

    Одна из них, Хелен Мар Кимбалл, повзрослев, написала мемуары о своем «замужестве» за Смитом. В них не говорится, занимались ли они сексом, и Комптон говорит: «Это мое толкование фактов».

    Брайан Хэйлс, мормон, в настоящее время работающий над двухтомной книгой о Смите и его женах, полагает, что Смит вступал в интимные отношения с девятью из своих 40 жен. Тринадцать браков, по его мнению, носили «вечный», а не «супружеский» характер.

    «Говорить, что интимные отношения присутствовали более чем в девяти браках», - пишет Хэйлс, - «значит выходить за рамки фактов».

    Однако Лоуренс Фостер, профессор Технологического университета штата Джорджия и автор книги «Религия и сексуальность: шейкеры, мормоны и Онеидская община» (Religion and Sexuality: The Shakers, the Mormons, and the Oneida Community), не видит причин полагать, что Смит не пользовался всей полнотой своих прав в отношении тех женщин, которых он избрал своими «духовными женами». «Он был симпатичным мужчиной, энергичным вождем, обладавшим большой живостью тела и ума, и человеком, не боявшимся переступить через общепринятые правила», - пишет в своей книге Фостер, специалист по религиозной истории Америки. - «Многие его заявления указывают на положительное отношение к сексуальным проявлениям, а также на проблемы, которые он испытывал, пытаясь сдерживать свои порывы».

    Кроме того, в настоящее время Церковь Иисуса Христа святых последних дней не поддерживает учение о многожёнстве. Джозеф Смит впервые представил это учение в 1831, с тех пор в течение нескольких десятилетий многие члены церкви заключали полигамные браки. В 1890 президент церкви Уилфорд Вудрафф опубликовал манифест, положивший конец многожёнству

    В американской истории он известен как главный идеолог религиозного движения мормонов. Вместе с тем для многих граждан Джозеф Смит был обыкновенным авантюристом и лжепророком, поскольку ни одно из его предсказаний так и не сбылось. Примечателен тот факт, что этот «мессия», который был женат на 72 женщинах и далеко не сразу нашел свой путь в жизни. Вполне вероятно, что Джозеф Смит стал руководить одной из крупнейших религиозных сект благодаря тому, что еще во времена его юности в США было распространено огромное количестве течений вероисповедания. В его семье, с формальной точки зрения, все были христианами, однако никто из родственников будущего лжепророка не считал, что конкретная религия - это истина в последней инстанции. Естественно, они практически не посещали службы в церкви.

    Каким же образом обыкновенный юноша из бедной семьи превратился в ярого сторонника мормонского движения? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

    Годы детства

    Безусловно, биография Джозефа Смита не лишена интересных и примечательных фактов. Он родился в 1805 году в штате Вермонт (США). Его отец был простым ремесленником, поэтому семья жила небогато. Как уже подчеркивалось, детство Джозефа пришлось на тот период, когда в Америке господствовала толерантность к религиозным течениям, коих в первой половине 19 столетия было много. Мать будущего проповедника была очень суеверной особой, и интерес к мистике она зародила у собственного сына. Так или иначе, но уже в 14-летнем возрасте юный Джозеф Смит увидел видение, в котором потусторонние силы сообщили ему, что он будет «великим миссионером».

    Искатель кладов

    Вскоре молодой человек заявил, что он обладает уникальными способностями: якобы при помощи магических кристаллов он может находить богатства, зарытые под землей. Особенно он верил в силу «талисмана Юпитера».

    Однако никаких сокровищ он не находил, и общественность поспешила сообщить, что запредельное увлечение оккультными науками негативно отражается на его психике и критическом мышлении, вследствие чего он постепенное утрачивает способность воспринимать реальную действительность. После таких жизненных неудач будущий мессия встал на криминальный путь, занявшись фальшивомонетничеством, как и его однофамилец - Джордж Джозеф Смит, который жил на рубеже 19-20 веков и промышлял серийными убийствами, мошенничеством, а также воровством. Но молодой человек из спустя некоторое время свернул с преступного пути, полностью сосредоточившись на идее миссионерства. А вот британец Джордж Джозеф Смит, который убил всех своих жен, закончил очень плохо - его приговорили к смертной казни через повешение. Но проблемы с законом случались и у идеолога мормонов.

    Еще одно видение…

    Осенью 1823 года во время ночной молитвы Джозеф Смит вновь контактировал с потусторонними силами. Он будто бы увидел свет, который становился все больше, и вдруг у постели молодого человека возник субъект (Мороний) в белой мантии, ноги которого были оторваны от земли… Он сообщил Джозефу, что тот должен исполнить божье повеление.

    Незнакомец поведал Смиту о некой «Золотой книге», в которой отражена вся история США, а еще в ней содержатся важные откровения религиозного толка. Только спустя четыре года идеолог мормонов смог увидеть книгу.

    В 1827 году по велению высших сил миссионер отправился на вершину горы Кумора (штат Нью-Йорк) и в одной из пещер он обнаружил тонкие листы из золота, на которых отчетливо виднелись иероглифы. Также были найдены оптические артефакты, посредством которых и благодаря подсказкам ангела удалось перевести «Золотую книгу» на английский язык. В итоге в 1830 году книга Мормона была издана в количестве 5 000 экземпляров.

    Создание секты

    Вскоре после опубликования религиозных откровений в Файети (Нью-Йорк) была создана первоначально состоявшая из шести человек. Спустя некоторое время численность «нового течения» стала возрастать: к рядам мормонов примкнули авторитетные протестанты - Сидни Ригтон и Парли Пратт. Однако далеко не все члены общества лояльно относились к «новоиспеченной» религиозной структуре. Секта Джозефа Смита порой подвергались презрению и гонению, поэтому ее последователи были вынуждены регулярно менять место жительства. Представители новой веры учредили несколько городов, куда должен явиться «сын Божий».

    Взгляды сектантов

    Вся философия мормонского движения закреплена в нескольких «священных книгах»: «Библия», «Учения и союзы», «Книга Мормона», «Драгоценная жемчужина». Сподвижники новой веры не считают, что у человека есть греховное начало, а после смерти его ждет подземная, земная или небесная слава.

    Мормоны продолжительное время проповедовали принцип многоженства, который впоследствии под давлением американских властей они «упразднили». До сих пор полигамия рассматривается ими как нормальная и естественная форма человеческого бытия. Процедуру крещения (освобождение от грехов и прием в члены церкви) представители новой веры принимают вместо усопших.

    Мормоны тщательно следят за своей внешностью и культурным обликом. Они опрятны, вежливы, интеллигентны и чистоплотны.

    Убийство идеолога

    Проповедничество идеи многоженства не нравилось многим американцам, поэтому они резко критиковали взгляды и убеждения представителей новой веры. После того как широкой общественности стало известно, что сектанты поощряют «гаремную» линию, СМИ начали активно «мусолить» эту тему. В итоге Джозеф Смит (мормон) предпринял попытку физической расправы над «акулами пера», работавшими в периодическом издании «Обозреватель Нову». В дело было вынуждена вмешаться полиция, и идеолог мормонов вместе со своим родственником Хайрумом оказались за решеткой. Однако американцы требовали более сурового наказания для сектантов.

    Однажды они ворвались в тюрьму, чтобы самостоятельно судить миссионеров. В результате перестрелки лидер мормонов был убит.

    Сектанты сегодня

    Детище, которое создал Джозеф Смит, пресвитерианская церковь считает ложным религиозным течением потому, что ее представители не видят в себе греховное начало. Тем не менее в настоящее время мормоны - это крупнейшее религиозное объединение в мире. Численность представителей «Церкви Иисуса Христа святых последнего дня» сегодня составляет почти 7 миллионов человек. Миссионеры-мормоны ведут активную пропаганду своих идей, вовлекая в секту все большее количество людей.