Практическая работа

Определение норм рационального питания.

Цель: научиться планировать меню дневного рациона с учетом качественного и количественного состава пищи.

Оборудование: таблица калорийности, калькулятор.

Предварительные сведения.

Режим питания включает: количество приемов пищи в течение суток; распределение суточного рациона по его энергоценности, химическому составу, продуктовому набору и массе на отдельные приемы пищи; интервалы между приемами пищи.

Четырехразовое питание наиболее благоприятствует умственной и физической работе с интервалом 2-3 часа.

Распределение энергетической ценности суточных рационов

Прием пищи

Энергетическая ценность, %

1.Завтрак

25-30

2.Обед

35-40

3.Полдник

5-10

4.Ужин

20-25

Ход работы:

1. Из предлагаемого перечня блюд и продуктов составьте меню на один день (завтрак, обед, полдник и ужин). Заполните таблицу.

Режим питания

Наименования блюд и пищевых продуктов

Масса, г

Содер-жание белка, г

Содер-жание жиров, г

Содер-жание углево-дов, г

Кало-рий-ность, ккал

Завтрак

4.хлеб

итого

Обед

5.хлеб

итого

Полдник

итого

Ужин

4.хлеб

итого

Всего:

2 .Подсчитайте расход калорий в течение суток, используя таблицу: заполните графы «Б» и «В», перемножьте данные из граф «А», «Б», «В» и заполните графу «Сумма ккал».

Вид деятельности

ккал/ч

количество часов

масса тела

Сумма ккал

Прогулка, ходьба

Легкий бег

10,3

Плавание

Танцы

Легкая физическая (домашняя) работа

Тяжелая физическая работа

Чтение, письмо и другая умственная работа

Сидение у телевизора

Одевание, раздевание

Прием пищи

Сон

Итого:

Оценка результатов

I . Сравните суммы потребляемых и расходуемых калорий, сделайте вывод из полученных данных:

Потребляемые калории _____________________________________________

Расходуемые калории _______________________________________________

II .Ответьте на вопросы:

1 .Соответствует ли сумма калорий, потребляемая с пищей, расходуемой сумме калорий?

*да

*нет

2. При ответе «нет» - калорий потребляется меньше или больше, чем расходуется?

*больше (избыточная энергетическая ценность питания приводит к нарушению обмена веществ, увеличению массы тела и ожирению);

*меньше (недостаточная энергетическая ценность вредна здоровью, поэтому необходим постоянный контроль за энергетической полноценностью питания).

3. Дефицит каких питательных веществ вы обнаружили в вашем меню?

*белков (жизненно необходимые вещества; служат материалом для образования клеток, тканей, органов, входят в состав ферментов и большинства гормонов, гемоглобина и других соединений, выполняющих в организме особо важные и сложные функции; отличаются от жиров и углеводов тем, что не накапливаются в резерве и не образуются из других пищевых веществ, то есть являются незаменимой частью пищи);

*жиров (обладают высокой энергетической ценностью, участвуют в обменных процессах, обеспечивают всасывание из кишечника ряда минеральных веществ и жирорастворимых витаминов , улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости; могут образовываться из углеводов и белков, но в полной мере ими не заменяются; избыток вызывает расстройство пищеварения);

*углеводов (составляют существенную часть пищевого рациона, необходимы для нормального обмена белков и углеводов; в комплексе с белками они образуют некоторые гормоны и ферменты, секреты слюны и других желез, а также биологически важных соединений; они могут синтезироваться в организме из жиров и белков, однако длительный их недостаток приводит к нарушению обмена веществ; снижение уровня глюкозы в крови вызывает слабость, сонливость, головокружение, головные боли, потливость; избыток углеводов переходит в жиры и ведет к ожирению).

*прочих веществ

4. Предложите варианты изменения дневного рациона с учетом этого дефицита.

Приложение. Пищевая энергетическая ценность некоторых блюд.

Наименование блюд и пищевых продуктов

Масса, г

Калорийность, ккал

Первые блюда

1.Суп овощной со сметаной

245/20

10,2

20,2

2.Суп молочный с лапшой

275/50

15,2

16,4

42,5

3.Суп картофельный на мясном бульоне со сметаной

140/10

25,5

4.Щи свежие на мясном бульоне

350/20

10,0

22,9

5.Борщ вегетарианский со сметаной

285/20

14,3

36,2

Вторые блюда

1.Фрикадельки говяжьи

18,0

14,0

10,9

2.Биточки (тефтели, шницель рубленый, котлеты) говяжьи

18,1

18,4

10,9

3.Говядина отварная

16,1

4.Бефстроганов из говядины

18,0

22,2

5.Курица отварная

22,3

11,5

6.Курица жареная

20,7

21,3

7.Паштет из печени

18,0

15,3

8.Рыба отварная в маринаде с растительным маслом

17,3

10,7

9.Рыба, жаренная на растительном масле

19,5

10,7

10.Рис отварной со сливочным маслом

50/10

37,7

11.Рисовый плов с говядиной

50/125

20,7

18,2

40,7

12.Вермишель отварная с маслом

40/1

29,5

13.Пюре картофельное на молоке со сливочным маслом

250/50/5

33,6

14.Картофель отварной со сливочным маслом

150/10

10,0

20,8

15.Картофель жареный

210/10

31,3

16.Капуста, тушенная с растительным маслом

150/5

12,1

17.Голубцы, фаршированные рисом и мясом

100/120/20

24,5

18,0

30,3

18.Пюре из кабачков со сливочным маслом и сметаной

270/5/20

10,2

18,9

19.Зеленый горошек со сливочным маслом

125/10

20.Сосиски молочные

1 шт.

12,3

25,3

Холодные блюда. Закуски. Салаты.

1.Студень из говядины

14,2

2.Рыба заливная

19,1

3.Салат их моркови, яблок со сметаной и сахаром

150/57/30/10

26,3

4.Салат из свеклы, яблок с растительным маслом

125/57/10

16,7

5.Салат из свежей капусты со сметаной

190/20

6.Салат из квашеной капусты с растительным маслом и сахаром

185/10/15

11,0

7.Салат овощной с растительным маслом и яблоками

160/10/20

11,3

17,1

16,7

Домашняя выпечка

1.Ватрушка дрожжевая с творогом

16,8

17,1

59,6

2.Пирог с яблоками

11,1

65,2

3.Яблоки, запеченные с сахаром

140/10

24,2

4.Оладьи из муки с яблоками, сливочным маслом и сахаром

170/0,5/15/10

15,4

39,1

5.Чай с молоком без сахара

0,5/50

6.Кофе с молоком без сахара

7/50

7.Компот из сухофруктов с сахаром

46/15

43,3

8.Кисель из клюквы с сахаром

30/30

40,5

Завтрак

1.Яйцо куриное вареное

1 шт.

2.Омлет жареный

2 шт.

12,0

18,3

3.Творог со сметаной

100/20

14,6

15,9

23,9

4.Сметана с сахаром

100/15

29,9

18,1

5.Кефир (простокваша) с сахаром

180/5

26,5

13,4

6.Каша манная молочная

50/150

10,5

10,0

48,5

7.Каша рисовая молочная

50/150

49,7

8.Каша геркулесовая с маслом

50/5

11,4

13,5

44,2

9.Каша гречневая рассыпчатая

29,9

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Лабораторная работа «Гигиеническая оценка рациона питания» Цель работы: 1. Изучить основы гигиенического нормирования питания для разных групп населения, в т.ч. для школьников лет. 2. Оценить питание школьников в соответствии с нормами 3. Разработать рекомендации по коррекции рациона питания с учетом физиологических потребностей. Ход работы: 1. Изучение норм рационального питания. 2. Определение суточной потребности человека в энергии и пищевых веществах с помощью таблиц. 3. Решение ситуационной задачи по анализу и оценке адекватности питания с точки зрения соответствия энергетической ценности. 4. Составление рекомендаций по рациону питания в плане сбалансирования его по основным пищевым веществам. Нормы рационального питания Физиологические нормы питания включают в себя количественную характеристику (калорийность рациона) и качественную характеристику (содержание в рационе белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов). Калорийность или энергетическая ценность выражается в килокалориях (ккал) или в килоджоулях (кдж). 1 ккал представляет такое количество тепла, которое необходимо для нагревания 1 л воды на 1 С. 1 ккал = 4,18 кдж. Потребность человека в энергии должна соответствовать его суточным энерготратам, так как избыток потребления энергии неизбежно приводит к отложению жира, т.е. к ожирению. Энергетический баланс у детей характеризуется оптимальными показателями роста и развития, а у взрослых стабильностью массы тела. Суточные энерготраты в обычных условиях состоят из нерегулируемых и регулируемых трат. Нерегулируемые траты складываются из энергии, затрачиваемой на основной обмен трат энергии на усвоение пищи. Величина основного обмена (ВОО) зависит от массы тела, возраста, пола, физиологического состояния и других внешних и внутренних факторов. Регулируемые траты это расход энергии при выполнении различных видов работ. Ориентировочные энерготраты при разных видах деятельности представлены в таблице 1. Таблица 1 Ориентировочный расход энергии при различных видах деятельности (включая основной обмен) Вид деятельности Энерготраты, ккал/мин кг Вид деятельности Бег 180 м/мин 0,1780 Мытье посуды 0,0343 Бег 8 км/час 0,1357 Мытье пола 0,0548 Беседа сидя 0,0252 Подметание пола 0,0402 Беседа стоя 0,0267 Стирка белья 0,0530 Отдых стоя 0,0264 Глажение белья 0,0323 Отдых сидя 0,0229 Письмо 0,0240 Прием пищи сидя 0,0236 Одевание, раздевание 0,0281 Речь, доклад 0,0369 Гимнастика 0,0845 Работа на компьютере 0,0247 Ходьба на лыжах 0,0546 Энерготраты, ккал/мин кг Коэффициент физической активности (КФА) это соотношение энерготрат на выполнения определенного вида работ и величины основного обмена за единицу времени. КФА показывает, во сколько раз энерготраты организма на данный вид работы превышают величину основного обмена. Соотношение общих энерготрат на все виды деятельности и величины основного обмена отражает уровень физической активности человека в целом за сутки и используется для расчета суточных энерготрат человека.

2 Таблица 2 Энерготраты взрослого человека при различной физической активности по отношению к величине основного обмена (КФА) Виды деятельности КФА Сон 1,0 Лежащее положение, отдых сидя 1,2 Ходьба: по дому 2,5 прогулка медленная 2,8 в обычном темпе 3,2 с грузом 10 кг 3,5 Прием пищи 1,5 Езда в транспорте 1,7 Приготовление пищи, уход за детьми 2,2 Повседневная уборка по дому 2,7 Чтение, учеба дома 1,6 Для школьников и студентов: занятия на уроке перерывы между занятиями реферирование литературы запись лекций, выполнение лабораторной работы 1,9 2,5 2,0 2,6 Занятия спортом: легкая активность (бильярд, кегли, гольф) умеренная активность (танцы, плавание, теннис) тяжелые упражнения (футбол, атлетика, гребля) 2,1-4,4 4,2-6,6 6,6 и выше Определение суточных энерготрат подростков Расчет суточных энерготрат, необходимый для определения калорийности суточного рациона, можно произвести с разной степенью точности. Так, приблизительно оценить суточные энерготраты человека можно, отнеся его к одной из 5 групп трудоспособности населения и с учетом пола и возраста, ориентировочно определив суточную потребность в энергии. Для подростков значение суточной потребности в энергии указано в таблице 3. Таблица 3 Суточная потребность детей и подростков в энергии, белках, жирах и углеводах Возраст, Пол Энергия, Белки, г Жиры, Углеводы, лет ккал всего в т.ч. животные г г 0-6 мес мес года лет лет лет м ж лет м ж Более точно определить этот показатель можно, если исходить из среднестатистических величин основного обмена для человека определенного пола, возраста и массы тела. Для этого необходимо найти в таблице 4 соответствующую величину основного обмена, рассчитать величину основного обмена в час (ВОО = ОО: 24)

3 Таблица 4 Величины основного обмена (ккал) для взрослого человека в зависимости от пола, массы тела, возраста Масса тела, кг лет лет лет года Мужчины Женщины Затем надо составить хронометраж различных видов умственной и физической деятельности за сутки; умножить ВОО на КФА из таблицы 2 для данной группы населения. Работа оформляется в виде таблицы. Например, необходимо рассчитать энерготраты у водителя городского автобуса мужчины 40 лет с массой тела 70 кг: ВОО = 65 ккал/час (1550:24). Таблица 5 Пример расчёта энерготрат Вид деятельности Время, час КФА ВОО энерготрат, ккал/сутки Сон и отдых в постели 8 1,0 65,0*8= 520 Профессиональная активность 6 3,23 65,0*6*3,23= 1260 Самостоятельная активность: дорога на работу,0*2*3,0= 390 и домой, работа по хозяйству, активный отдых, пассивный отдых, чтение 8 1,5 65,0*8*1,5= 780 Всего Задание 1. Рассчитать собственные энерготраты. Оформить в виде таблицы. Собственные энерготраты Возраст Пол Суточная потребность (ВОО) по таблице 3 Таблица 6 Расчет энергетической ценности продуктов Для определения индивидуальных потребностей человека в основных веществах применяется формула оптимального соотношения белков, жиров и углеводов. Например, в рационе школьников и студентов соотношение белки: жиры: углеводы должно быть 1: 1,1: 4,8 (по весу). Следовательно, при таком соотношении 12% калорийности суточного рациона обеспечивается белками, 30% жирами и 58% углеводами.

4 Потребность в пищевых веществах ориентировочно определяют по нормам физиологической потребности для лиц соответствующего пола, возраста и группы труда (см. таблицу 3). По составу продукта можно определить его энергетическую ценность. Для этого содержание веществ умножают на коэффициенты энергетической ценности (для белков и углеводов 4, для жиров 9). Пример в таблице 7. Таблица 7 Примерный расчет энергетической ценности продуктов Основные пищевые вещества Содержание (г) в 100 г продукта Коэффициент энергетической ценности, ккал/г Белки 5,5 4 22,0 Жиры 9,2 9 82,8 Углеводы 21,4 4 85,6 Общая энергетическая ценность продукта 190,4 Энергетическая ценность, ккал/100 г продукта Если известна общая калорийность рациона и его состав, то можно определить вклад основных пищевых веществ в общую калорийность. Например, калорийность рациона 2000 ккал и он содержит 75 г белков, 100 г жиров и 200 г углеводов. Таблица 8 Пример расчета вклада основных пищевых веществ (в %) в общую калорийность рациона. белков жиров углеводов Калорийность 75г 4 ккал/г = 300 ккал 100г 9ккал/г = 900 ккал 200г 4ккал/г = 800 ккал Вклад в общую калорийность 300/ % = 15% 900/ % = 45% 800/ % = 40% Оптимальное соотношение 12% 30% 58% Из расчёта видно, что в указанном рационе недостаточно углеводов, превышено количество белков, а содержание жиров превышено в 1,5 раза. Гигиеническая оценка фактического питания Задание 2. Составить примерный рацион питания (за сутки) и оценить его сбалансирования по основным пищевым веществам. 1. Использовать таблицу 9 для составления рациона суточного питания. Таблица 9 Содержание основных питательных веществ в порционном питании Наименование продукта Порция, г Содержание в 100 г продукта, г Белки Жиры Углеводы (усваиваемые) Картофель Макароны Капуста белокочанная Морковь свежая Говядина (вырезка) Котлеты Колбаса Докторская Сосиски Курица Горбуша Яйцо (куриное) Хлеб пшенич Яблоки Томаты Сыр голландский Майонез столовый

5 Учесть, что в таблице содержание веществ указано в 100 г продукта, а не в порции. При составлении рациона необходимо сделать пересчёт. Например, в 130 г картофеля: 2*130/100 = 2,6 г белка, 0,4*130/100 = 0,52 г жира, 15*130/100= 19,5 г углеводов. Данные внести в таблицу (число строк можно изменять в соответствии с рационом питания) Таблица 10 Содержание основных питательных веществ в рационе питании Содержание в рационе, г Рацион питания Порция, г (в пересчёте на порцию) Белки Жиры Углеводы Завтрак: Обед: Ужин: Итого: - 2. Рассчитать энергетическую ценность рациона питания (по образцу таблицы 7) Расчет энергетической ценности рациона питания Содержание (г) Коэффициент энергетической в рационе питания ценности, ккал/г Основные пищевые вещества Белки 4 Жиры 9 Углеводы 4 Общая энергетическая ценность рациона питания Таблица 11 Энергетическая ценность, ккал 3. Определить вклад основных пищевых веществ в общую калорийность (по образцу таблицы 8). Таблица 12 Расчёт вклада основных пищевых веществ (в %) в общую калорийность рациона. белков жиров углеводов Калорийность Вклад в общую калорийность Оптимальное соотношение 12% 30% 58% 4. Сделать выводы: а) о соответствии энергетической ценности рациона питания (таблица 11) суточной потребности в энергии (таблица 6). б) об оптимальности соотношения основных питательных веществ в указанном рационе питания (таблицы 8 и 12). 5. Составить рекомендации по изменению рациона питания (в т.ч. используя таблицу 3).


Математика правильного питания = Выполнили: Катышева А. Симахина Е. АКТУАЛЬНОСТЬ Закон «Об образовании в РФ» глава 4 статья 37 Проект приказа Минздрава России «Об утверждении рекомендаций по рациональным

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПИТАНИЮ ЖЕНСКОЙ БАС- КЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ: БИОХИМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Сорокина И.Е. Самарский государственный социально-педагогический университет Самара, Россия Биологические дисциплины

МАОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа 2» Здоровое питание школьников (для родителей) Сохранение и укрепление здоровья обучающихся является целью современной реформы образования в России, одним

Оценка рациональности питания. Элективное занятие по физике 8 класс 05.11.2009 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им.д.тарасова г.озерска Калининградской области

Методические материалы к лекционным занятиям по дисциплине Основы физиологии и гигиены питания Лекции по разделу 1. Введение. Физиология питания (28 часов) Перечень лекций по разделу 1: 1. Предмет и задачи

ЦИКЛИЧНОЕ МЕНЮ питания школьников 7 11 лет р.п. Старая Майна 2016 год Пояснительная записка. Для детей организовано полноценное питание с учетом физиологических потребностей растущего детского организма.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2 РАСЧЕТЫ СУТОЧНОГО РАЦИОНА С ПОМОЩЬЮ MICROSOFT EXCEL 2007 (ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 260800) Задание. Произвести расчет суточной потребности в основных пищевых веществах (белках, жирах,

РАЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 Рациональные нормы потребления пищевых продуктов подготовлены на основе рекомендаций к сбалансированному

ЗАКОНЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ Питание один из главных факторов, влияющих на здоровье населения. Для обеспечения роста, нормального развития и жизнедеятельности, способствующих укреплению здоровья и профилактике

Здоровое питание для школьника К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной

В.И. Дорошевич ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВАХ И ЭНЕРГИИ Кафедра военной эпидемиологии и военной гигиены ВМедФ в БГМУ Общеизвестно то обстоятельство,

Основные принципы здорового питания школьников. Питание школьника должно быть сбалансированным Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно

ЗАКОНЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ МОЖЕШЬ ТОЛЬКО ТЫ! ДАТЬ ШАНС ЗДОРОВЬЮ www.takzdorovo.ru Законы здорового питания Информация предоставлена НИИ питания РАМН. Под редакцией проф., доктора мед. наук А.К. Батурина.

ЗАКОНЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ МОЖЕШЬ ТОЛЬКО ТЫ! ДАТЬ ШАНС ЗДОРОВЬЮ www.takzdorovo.ru В фундаменте нашего здорового питания лежат три важных закона, несоблюдение которых неминуемо наказывается: приводит к потере

Принципы здорового питания школьников ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Областной многопрофильный техникум» Рабочая программа Обще профессиональной дисциплины

Возрастные физиологические особенности обмена веществ и энергии. Терморегуляция. Метаболизм Совокупность всех химических реакций, протекающих в организме. Фазы метаболизма Ассимиляция процесс усвоения

КРИТЕРИЙ 3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ В современных условиях к здоровью школьников предъявляются повышенные требования, и обеспечить высокий его уровень является важной и ответственной задачей.

Рациональное питание школьника Одной из составляющих здорового образа жизни является рациональное питание. Рациональное (здоровое) питание является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ. СТАТЬИ О ШКОЛЬНОМ ПИТАНИИ. Автор статьи: Мария Евсеева Источник: http://www.za-partoi.ru/zdorovoe-pitanie.html Дата: 06.02.2014 К составлению полноценного рациона школьника

Здоровое питание Здоровое питание это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний. Всякий есть, что

Рациональное питание «Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой и здоровой пищей, то они и не знали бы болезней и им легче было бы управлять своей душой и телом».

ГКУЗ "ВОЦМП", Волгоград Урок Особенности питания в пожилом возрасте Согласно классификации Всемирной Организации Здравоохранения, пожилой возраст начинается после 60 лет, а старческий после 75. Старение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ 3 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физиология питания Москва 011 СПО Программа учебной дисциплины разработана

ГБУЗ «Пензенский областной центр медицинской профилактики» врач по медицинской профилактике Т.В. Чепасова Это специальная организационная форма профилактического консультирования группы пациентов (цикл

1.Цели и и дисциплины. Подготовка специалистов по дисциплине «Физиология питания» позволит на высоком профессиональном уровне участвовать в организации и совершенствовании технологических процессов продовольственных

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСУКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Техникум транспорта г. Орска имени Героя России С. А. Солнечникова» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030401 «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ОСНОВНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 4 КУРС, ВЕСЕННИЙ

Правила здорового питания школьников Здоровое питание школьника - залог успеха в учебном году Правильное питание - это основа здоровья человека. Как правило, пищевая ценность различных блюд во многом зависит

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАНЯТИЕ 4 Определение энергетической ценности готовых к употреблению блюд с учетом коэффициентов усвояемости и потерь при тепловой кулинарной обработке. Цели работы: - образовательные: приобрести

Здоровое питание школьников Полноценное сбалансированное питаниеважнейшее условие нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. На период от 7 до 18 лет, который

Для правильной организации питания детей в дошкольных учреждениях ведётся следующая документация: - утвержденный набор продуктов для дошкольных учреждений; - перспективные меню-раскладки и примерное 10-дневное

Рацион детский сад. 12 час. Неделя 1. понедельник Сезон лето -осень вещества (мг) Минеральные Масса Пищевые вещества (г) Прием пищи, наименование блюда рец. порции Б Бжив Ж У ценность C B1 В2 Ca Fe 1 2

Питание детей дошкольного и школьного возраста. Физиологические особенности детей дошкольного возраста характеризуются продолжающимися высокими темпами роста, интенсивной двигательной активностью, структурной

Правила здорового питания школьника Подростковый возраст-это период, когда возрастают физиологические потребности в пищевых веществах. Молодые люди, у которых с раннего возраста выработались здоровые пищевые

Об установлении норм питания участникам спортмероприятий Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по туризму и спорту от 11 сентября 2002 года N 06-2-2/208. Зарегистрирован в Министерстве юстиции

«Есть, для того чтобы жить, а не жить, для того, что бы есть». Все о диете. Мнение эксперта «Мы все хотим и мечтаем о каком-то чуде, мы хотим быть стройными, красивыми, здоровыми. Как достигнуть этого?

Подготовил 6Б класс Здоровое питание залог успеха в учебном году Правильное питание - это основа здоровья человека. Пища единственный источник, с которым учащийся получает необходимый пластический материал

Составьте персональную программу HERBALIFE24 Линия HERBALIFE24 сбалансированное питание для спортсменов 24 часа в сутки. 5 продуктов, разработанных с учетом особых потребностей до, во время и после тренировок,

Режим питания Соблюдение режима питания одно из необходимых условий рационального питания. Важно не только что и сколько мы едим, но также когда и как часто. Секреты правильного питания. Мы живём не для

Социологические науки СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Курихин Илья Вячеславович студент Сбродова Анастасия Александровна студентка Чирков Сергей Игоревич студент Ляпунова Татьяна Владимировна канд. мед. наук, старший

Конспект урока на тему: «Нормы питания» Предварительное домашнее задание. Учащимся в течение недели до урока предлагается записать в тетради количество продуктов, которые они употребляют ежедневно в пищу.

1 день Наименование блюд, Выход Белки Жиры Углеводы Калории продуктов нетто Каша манная молочная с маслом 154/205 6,24 6,10 19,70 158,64 Крупа манная 33,3/44,4 33,3/44,4 Молоко 70/80 70/80 Сахар 3/5 3/5

2 1. Цель и задачи дисциплины 1.1. Целью изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины - является приобретение студентами теоретических знаний и практических умений, необходимых для осуществления профессиональной

Организация питания Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов. Назовем их: 1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая

Здравствуйте! Организация обучения студентов Тюменского государственного медицинского университета вопросам гигиены питания Докладчик: профессор каф. гигиены, экологии и эпидемиологии Гульнур Ахмеровна

Рациональное питание Под рациональным питанием понимают питание, которое удовлетворяет физиологические потребности человека в основных пищевых веществах и энергии, обеспечивает поддержание здоровья, хорошего

«5» за питание Дерево держится своими корнями, а человек пищей. Азербайджанская пословица Чем мы будем заниматься? Цель урока: : формировать понятие «здоровое питание» Задачи: 1) познакомиться с правилами

Согласовано: Утверждаю: Директор МАУ "ДОЛ "Дуденево" С.С. Ускова " " 2017 год Примерное 14-ти дневное меню Приложение 9 к СанПиН 2.4.4.3155-13 Приём пищи Наименование блюда Выход блюда День 1 Пищевые вещества

Разработала к.б.н. доцент Борисова Ольга Олеговна План лекции 1. Гигиена. Гигиена физической культуры и спорта. Предмет, цели, история развития 2. Гигиеническая характеристика питания 2.1 Что мы едим (белки,

Умение определять энерготраты и составлять пищевой рацион Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1430 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

Управление здравоохранения администрации г. Оренбурга «Центр медицинской профилактики» ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ памятка для родителей детей школьного возраста г. Оренбург Пирамида питания Жиры

Основы здорового питания Основы здорового питания В чем суть здорового питания? Здоровое питание это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Центр развития ребёнка детский сад «Калинка» Утверждено приказом 32 от «07» марта 2014г. Примерное двухнедельное меню г.абакан,

Аннотация 1. Цель и задачи дисциплины (модуля) Цели дисциплины - сформировать научные представления о питании как средстве поддержания физической работоспособности спортсменов. Подготовить учащихся к самостоятельной

Соблюдение здорового образа жизни во время беременности - одно из главных условий ее успешного завершения для будущей матери, ребенка и детей вообще. Если женщина вела здоровый образ жизни и до беременности,

А.А. Королев ГИГИЕНА ПИТАНИЯ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ 2016 Глава 5 ПИТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ 5.1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ Интегральным показателем при анализе качества

ПРОГРАММА «Здоровое питание здоровое поколение» МБОУ «СОШ 13» Проблема здоровья проблема питания? Здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни и способствовать крепкому физиологическому,

Муниципальное образовательное учреждение Уржумская средняя общеобразовательная школа Программа «Здоровое питание школьников» 1. Цель программы Обеспечить улучшение состояния здоровья детей путем формирования

Питание населения России А.К.Батурин ФГБУ «НИИ питания» Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин «Основы государственной политики в области здорового питания на период до 2020 года» Целевые

ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ МОСКВА, 2009 1 Особенности построения здорового рациона питания детей школьного возраста: 1. Разнообразие продуктов особенно важно для детей - именно в детском возрасте осуществляется формирование

Продукты разные нужны, блюда разные важны Образовательная программа «Правильное питание» 6 класс Грибенюк Г.В. Правильное питание Когда речь идет о правильном питании, часто говорят, что в одних продуктах

Чем проще пища, тем она приятнее - не приедается, тем здоровее и тем всегда и везде доступнее. Л.Н. ТОЛСТОЙ Здоровое питание - здоровый ребенок. А здоровый ребенок в семье это самое важное для родителей.

Современные подходы к организации гигиенического воспитания специалистов летних оздоровительных организаций Сидукова О.Л. старший преподаватель кафедры гигиены и медицинской экологии БелМАПО Актуальность

У ВАС ПРОБЛЕМЫ С ВЕСОМ? Ни для кого не секрет, что в последнее десятилетие заболеваемость ожирением приняла характер эпидемии. Еще совсем недавно граждане России рассказывали друг другу анекдоты о чудовищно

1. Определить суточную потребность человека в энергии и пищевых веществах с помощью таблиц.

2. Решить ситуационную задачу по анализу и оценке адекватности питания с точки зрения соответствия энергетической ценности и качественного состава рациона нормам физиологических потребностей организма в пище, для чего рассчитать энергетическую ценность рациона питания, определить качественный состав пищи (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества – кальций, фосфор, витамины – А, В 1 , С), определить соотношение между белками, жирами и углеводами, процент содержания белков и жиров животного и растительного происхождения, определить соотношение кальция и фосфора, оценить рациональность режима питания по кратности приема пищи и распределению энергетической ценности рациона по отдельным приемам пищи.

Методика работы Метод определения суточных энерготрат

Расчет суточных энерготрат, необходимый для определения калорийности суточного рациона, можно произвести с разной степенью точности. Так, приблизительно оценить суточные энерготраты человека можно, отнеся его к одной из 5 групп трудоспособности населения и с учетом пола и возраста, ориентировочно определив суточную потребность в энергии (см. табл. 3-6). Более точно определить этот показатель можно, если исходить из среднестатистических величин основного обмена для человека определенного пола, возраста и массы тела. Для этого необходимо найти в таблице 14 соответствующую величину основного обмена, рассчитать величину основного обмена в час (ВОО=ОО: 24); составить хронометраж различных видов умственной и физической деятельности за сутки; умножить ВОО на КФА из таблицы 15 для данной группы населения. Работа оформляется в виде таблицы.

Например, необходимо рассчитать энерготраты у водителя городского автобуса – мужчины 40 лет с массой тела 70 кг: ВОО = 65 ккал/час (1550:24).

Вид деятельности

Время, час

ВОО энерготрат, ккал/сутки

Сон и отдых в постели

Профессиональная активность

Самостоятельная активность: дорога на работу и домой, работа по хозяйству, активный отдых,

пассивный отдых, чтение

Всего

Таблица 14

Величины основного обмена (ккал) для взрослого

человека в зависимости от пола, массы тела, возраста

Масса тела, кг

года

Мужчины

Форма урока: практическая работа.

Цель урока:

  1. Выявить, правильно ли составлен рацион питания каждого ученика.
  2. Формирование понятия “рацион”, “энергетическая ценность”.
  3. Воспитывать бережное отношение к здоровью, соблюдению режима питания.
  4. Развить логическое мышление, умение анализировать.

Оборудование и материалы:

Таблицы:

  1. “Физиологические нормы суточного питания школьников по энергетической калорийности”.
  2. “Энергетическая ценность пищевых продуктов (в 100 граммах)”.
  3. Процентное распределение суточного рациона питания по режиму дня.
  4. Пищеварительная система.

Пищевые продукты: сахар, рис, гречневая крупа, макароны, печенье в пачках и т.д.

Ход урока

1 этап. Постановка цели.

В результате процессов обмена веществ в нашем организме образуется энергия, которую мы затрачиваем для жизнедеятельности организма. Откуда берется эта энергия? Это зависит от выполняемой работы. Посмотрите таблицу №1.

Таблица №1. Физиологические нормы суточного потребления школьников к пищевым веществам и калорийности рациона.

Возраст

Белок

Углевод

Калорийность

Всего

Жив.белок

всего

Жив. жир

4-17(мальчики)

4-17(девочки)

Найдите объяснение терминов “Рацион”, "энергетическая ценность" по учебнику.

“Рацион” - это норма, количество пищевых продуктов (в граммах) за сутки.

“Энергетическая ценность” - количество энергии, освобождающейся при распаде данных пищевых продуктов (в килокалориях).

2 этап. Выполнение практической работы.

Учащиеся рассаживаются по группам. Перед каждой группой на столах расставляем пищевые продукты, на упаковках которых указаны калорийность или энергоценность. Также раздаем таблицы, в которых указаны энергетическая ценность некоторых пищевых продуктов.

Таблица №2. Энергетическая ценность пищевых продуктов (в 100 граммах).

Порядок работы:

1. Для определения своего суточного рациона питания заполните эту таблицу.

2. Энергоценность пищевых продуктов найдите по таблице №2 или по упаковке пищевых продуктов, имеющихся на столах.

3. Вычислите общую сумму суточной энергоценности (калорийности).

4. Сравните с данными таблицы №1.

5. Сделайте вывод:

Правильно ли составлен ваш суточный рацион питания?

Если сумма энергоценности мала, как можно восполнить недостаток, увеличивая калорийность или количество пищи?

Ответьте на вопросы:

  1. В каком соотношении (в %) может быть разделен суточный рацион? Почему?
  2. Что такое сбалансированный рацион питания (1/7 жира, 1/7 белка, 5/7 белка).
  3. Почему жители Севера употребляют больше жирной пищи?
  4. Почему нужно соблюдать режим питания?

В конце урока учащиеся сдают отчетное задание:

Цель, ход работы, результат, вывод.

Ответы на вопрос.

Лабораторная работа

Тема: «Определение норм рационального питания»

Цель работы: Изучить суточный рацион питания, определить количество калорий получаемых в сутки.

Оборудование: Таблицы (смотри ниже)

Ход работы:

    Пользуясь справочной таблицей, определите, сколько белков, жиров, и углеводов содержится в продуктах питания.

    Составьте меню суточного рациона питания.

    Сколько питательных веществ вы получили за день?

    Сколько ккал (кДж) вы получили с пищей? Соответствует ли это количество норме?

Вывод: Какие рекомендации по питанию вам можно предложить?

При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:

калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;
– необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей - возраста), количество белков, жиров и углеводов;
– наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10–15%, второй завтрак – 15–35%, обед – 40 - 50% и ужин 15– 20% от общей калорийности);
– продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;
– в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.

При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90% пищи.

1. Составьте суточный пищевой рацион подростка 14-15 лет

2. Результат расчетов занесите в таблицу.

3. Сделайте выводы: - о калорийности пищевого рациона, об оптимальности пищевого рациона, о выполнении суточных норм в потреблении питательных веществ.

Состав суточного пищевого рациона

Общие выводы:

    Калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии.

    При подборе оптимального пищевого рациона важно учитывать не только калорийность, но и химические компоненты пищи.

    Необходимо учитывать соотношение белков, жиров и углеводов в рационе, их особенности в пищевых продуктах различного происхождения.

Энерготрата среднего подростка (мальчика с массой 34,4 кг) за 1 сутки.

Утренний, вечерний туалет,

одевание, раздевание

0,8

Прием пищи

1,2

разговор

Разговор с собеседником

Итого: 53,2 ккал/кг

53,2 ккал/кг х 34,4 (берем свой вес)кг =1830,08 ккал

1830,08 ккал + 1700 ккал =3530,08 ккал.

За одни сутки у мальчика 14 лет энергозатрата получилась 3530,08 ккал .

Энергозатрата среднего подростка (девочки с массой 35 кг) за 1 сутки

Время, затраченное на деятельность.

(мин)

Общая энерготрата на 1 кг массы тела (ккал/кг.)

Сон

540

10,8

Отдых (сидя)

100

Ходьба

Спокойная по дому

быстрая

3,6

Умственный труд

Чтение

2,4

Занятие на уроках

270

24,3

Физич. труд

Мытье посуды

1,02

Гигиен. процедура.

Утренний, вечерний туалет,

одевание, раздевание

1,2

Прием пищи

1,2

Разговор

Разговор по телефону, с собеседником

1,5

Итого: 52,02 ккал/кг

52,02ккал/кг х 35 (берем свой вес) к г=1820,7 ккал.

1820,7ккал +1700 ккал=3520,7 ккал.

За одни сутки у девочки 14 лет энергозатрата составляет 3520,7 ккал .

Чтобы вычислить среднее суточное восполнение энергии, нужно знать энергетическую ценность продуктов:

Состав пищевых продуктов и их калорийность

Дополнительно

Подсчет энергетических затрат и определение калорийности рациона.

Расчеты можно проводить после выполнения любой физической нагрузки. Формула позволяет установить энергозатраты совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Формула расчета энергозатрат человека в 1 мин при любой физической нагрузке

Q =2,09(0,2 x ЧСС–11,3)кДж/мин

Пример . Допустим, вы 30 мин катались на лыжах, частота сердечных сокращений достигла 120 ударов в минуту. Подсчитаем энергозатраты за 1 мин:

Q =2,09 (0,2 x 120 - 11,3) = 2,09 (24 - 11,3) = 26,5 кДж/мин.

Ответ : за 30 мин израсходовано 795 кДж.

Рассчитайте энергозатраты человека, который плавал в бассейне в течение 15 мин, после чего частота сердечных сокращений достигла130 ударов в минуту.

На основании полученного результата сделайте вывод о зависимости количества затраченной энергии от частоты сердцебиения.

Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

3-4

50-60

60-70

150-200

5-7

65-70

75-80

250-300

8-11

75-95

80-95

350-400

12-14

90-110

90-110

400-500

15-16

100-120

90-110

450-500

Суточная энергетическая потребность детей и подростков различного возраста (ккал )

Возраст, лет

Всего из расчета на среднюю массу тела

3-4

1603 – 1804

5-7

1804 – 2305

8-11

2355 – 2906

12-14

2806 –3307

15-16

3207 - 3508