Фернан Магеллан - португальский и испанский мореплаватель-первооткрыватель, который жил в конце 15 - начале 16 веков. Это сообщение - рассказ о нём и его великом путешествии, перевернувшем мир.

Жизнь путешественника до совершенных им открытий

Краткие факты из биографии:

  1. Родился Ф. Магеллан в португальском городе Саброза в 1480 г.
  2. В 12 лет мальчик получил возможность служить пажом у португальской королевы. Так 1492 по 1504 года он находился в составе свиты при королевском дворе, где и получил образование. Он изучал такие науки, как астрономия, космография, навигация, геометрия, военное морское дело. И здесь же он узнал о том, насколько важны для Португалии развитие экономических взаимоотношений с другими странами и открытие новых торговых путей для их развития.

В 15-16 веках между Испанией и Португалией шла активная конкурентная борьба за захват земель и освоение новых морских путей. Победитель получал не только новые территории и подданых, но и больше возможностей для ведения торговли с разными странами. Особенно важными считались экономические и торговые связи с Индией и Молуккскими островами (в те времена их называли островами Пряностей) из-за торговли специями.

В средние века специи были самым дорогостоящим товаром и приносили европейским торговцам баснословные прибыли. Поэтому вопрос доминирования в торговых отношениях был принципиально важным.

  1. С 1505 по1513 года Магеллан принимал участие в морских сражениях и проявил себя, как отважный воин. За эти качества он был награжден чином морского капитана. Вероятно, именно в этот период, во время многочисленных походов к Индийским берегам, у Магеллана появляется мысль о том, что путь до Индии в восточном направлении слишком длинный. Идя по традиционному маршруту, утвердившемуся после , мореплавателям приходилось огибать Африку, проходя западное и восточное её побережье и пересекать Аравийское море. На весь путь одну сторону приходилось затрачивать около 10 месяцев. Магеллан решил, что возможно, получится сократить расстояние, если отправится на запад. По одной из версий, тогда-то и зародилась мысль отыскать пролив в Южном море. Ни Магеллан, ни другие путешественники того времени понятия не имели об истинных размерах Земного шара.
  2. Идея поиска нового торгового пути не нашла поддержки у Португальского короля, и подав в отставку со службы, Магеллан в 1517 г. отправился жить в Испанию, где перешёл на службу к испанскому королю Карлу 1. Ему уже было 37 лет и с этого момента в биографии путешественника появляются новый великие страницы.

Экспедиция Магеллана

Получив поддержку Испанского короля и финансирование из бюджета Испании, Магеллан принялся за организацию экспедиции. На подготовку к ней ушло около 2-х лет.

В сентябре 1519 года маленькая флотилия, состоящая из 5-ти парусных кораблей и 256 моряков на них, вышла из испанского порта Сан-Лукарас и взяла курс в сторону Канарских островов. 13 декабря 1519 г. моряки вошли в бухту Баня-Санта-Лусия (Бухта Рио-де-Жанейро в наст. время), открытую ранее португальцами.

Далее путь продолжился вдоль побережья Южной Америки и в январе 1520 г. флотилия прошла земли, где сегодня находится столица Уругвая Монтевидео. Ранее это место открыл испанский исследователь Хуан Солис, который посчитал, что здесь и есть проход в Южное море.

В октябре 1520 г. флотилия вошла в очередную неизвестную бухту. Отправленные на разведку 2 судна вернулись к остальным кораблям только лишь через неделю и сообщили о том, что до конца бухты дойти им не удалось и что перед ними, вероятно морской пролив. Экспедиция отправляется в путь.

К середине ноября 1920 г., преодолев узкий, извилистый и усеянный скалами и мелями пролив, корабли выходят к океану, не нанесенному ни на одну карту.

Позже этот пролив будет назван в честь Магеллана - Магеллановым проливом. Пролив разделяет континентальную часть Южной Америки и острова Огненной Земли и соединяет Тихий и Атлантический океаны.

В течение 98 дней длилось путешествие Магеллана и его команды по Южному морю. За время путешествия природа была благосклонна к капитану и ему посчастливилось пройти этот отрезок пути без штормов, ураганов и бурь. Поэтому мореплаватель дал Южному морю новое название - Тихий океан.

К тому моменту, когда экспедиция достигла Марианских островов, было пройдено уже 13 тысяч километров. Это было первое в мире безостановочное путешествие такой протяженности.

Пополнив запасы продовольствия на о. Гуам, в марте 1521 года экспедиция двинулась дальше в поисках Молуккских островов или островов Пряностей, как их тогда называли.

Здесь Магеллан решил подчинить земли и туземцев власти Испанского короля. Часть населения повиновалась пришлым европейцам, другая же часть отказалась признавать власть Испании. Тогда Магеллан применил силу и со своей командой напал на жителей о. Мактан. В бою с туземцами он погиб.

Руководство экспедицией и оставшимися в живых испанцами взял на себя Себастьян Элькано - опытный и храбрый моряк , имевший опыт руководства командой судна.

В течение полугода остатки флотилии бороздили воды Тихого океана, и в ноябре 1521 г. корабли экспедиции добрались до островов Пряностей. В декабре 1521 г. единственный оставшийся от флотилии корабль, загруженный пряностями и специями, берёт курс на запад и отправляется домой. Ему предстоит пройти 15 000 километров: Индийский и часть Атлантического океана - до Гибралтарского пролива.

В Испании экспедицию уже и не ожидали обратно. Однако в сентябре 1522 года корабль вошел в Испанский порт Сант- Лукар.

Так закончился великий поход, в результате которого впервые удалось обойти вокруг земли под парусами. Несмотря на то, что сам Магеллан - инициатор и идейный вдохновитель похода, не дожил до триумфального завершения экспедиции, его начинание имело огромное значение для дальнейшего развития наук.

Результаты экспедиции Магеллана:

  • Из всех европейских путешественников, он первым пересек Тихий океан.
  • Было совершено первое в мире задокументированное кругосветное плавание.
  • В результате экспедиции было доказано, что:
    1. Земля имеет шарообразную форму, поскольку постоянно придерживаясь западного направления, в Испанию экспедиция вернулась уже с востока.
    2. Земля покрыта не отдельными водоёмами, а единым Мировым океаном, омывающим сушу и занимает океан гораздо большие площади, чем предполагалось.
  • Был открыт ранее неизвестный пролив, соединяющий Атлантику с Тихим океаном, который позже был назван Магеллановым проливом.
  • Были открыты новые острова, позже названные его именем.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

: достичь Азии, следуя на запад. Колонизация Америки еще не успела принести существенных прибылей в отличие от колоний португальцев в Индии, и испанцам хотелось самим плавать к Островам Пряностей и получать выгоду. К тому времени стало ясно, что Америка - это не Азия , но предполагалось, что Азия лежит сравнительно недалеко от Нового Света . В 1513 году Васко Нуньес де Бальбоа , пройдя Панамский перешеек , увидел Тихий океан , названный им Южным морем. С тех пор пролив в новое море искало несколько экспедиций. Примерно в те годы португальские капитаны Жуан Лишбоа и Иштебан Фроиш дошли примерно до 35°ю.ш. и открыли устье реки Ла-Платы. Они не могли его серьёзно исследовать и приняли огромный затопленный эстуарий Ла-Платы за пролив .

Магеллан, судя по всему, имел подробные сведения о поисках португальцами пролива и, в частности, о Ла-Плате, которую он считал проливом в Южное море. Эта уверенность сыграла важную роль в планировании им экспедиции, однако он был готов к поискам других путей в Индию, если этот окажется ложным .

Ещё в Португалии важную роль в подготовке экспедиции играл компаньон Магеллана астроном Руй Фалеру. Он создал способ исчисления долготы и произвел вычисления, из которых следовало, что Молуккских островов легче достичь, отправляясь на запад, и что эти острова лежат в полушарии, «принадлежащем» Испании по Тордесильясскому договору . Все его расчёты, как и способ исчисления долготы, впоследствии оказались неверными. Какое-то время Фалеру числился в документах по организации плавания перед Магелланом, но в дальнейшем он всё больше оттесняется на второй план, и командующим экспедиции назначается Магеллан. Фалеру составил гороскоп , из которого следовало, что ему нельзя отправляться в экспедицию, и остался на берегу .

Подготовка

В снаряжении экспедиции большую роль сыграли европейские купцы, не имевшие возможности поучаствовать в прибыльной торговле с Ост-Индией из-за монополии португальцев. Хуана де Аранду, которому по договору с Магелланом полагалась восьмая часть прибыли, оттесняют от кормушки, объявив, что это соглашение «не соответствует интересам нации» .

По договору с королем от 22 марта 1518 года Магеллан и Фалеру получали одну пятую часть чистых доходов от плавания, права наместничества на открытых землях, двадцатую часть прибыли, получаемой от новых земель, и право на два острова, если будет открыто более шести островов .

Португальцы пытались противодействовать организации экспедиции, но на прямое убийство не решились. Они старались очернить Магеллана в глазах испанцев и заставить их отказаться от плавания. В то же время факт, что экспедицией будет командовать португалец, вызывал недовольство многих испанцев. В октябре 1518 года произошло столкновение между участниками экспедиции и толпой севильцев. Когда Магеллан поднял на кораблях свой штандарт , испанцы приняли его за португальский и потребовали снять. К счастью для Магеллана конфликт удалось погасить без особых жертв . Чтобы приглушить противоречия, Магеллану было предписано ограничить число португальцев в экспедиции пятью участниками, однако из за недостатка моряков в ней оказалось около 40 португальцев .

Состав и снаряжение экспедиции

В экспедицию готовилось пять кораблей с запасом продовольствия на два года. Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой продуктов, товаров и снаряжения. В качестве провизии были взяты на борт сухари, вино, оливковое масло, уксус , солёная рыба, вяленая свинина, фасоль и бобы, мука, сыр, мед, миндаль , анчоусы , изюм, чернослив , сахар, айвовое варенье, каперсы , горчица, говядина и рис. На случай столкновений имелось около 70 пушек, 50 аркебуз , 60 арбалетов , 100 комплектов лат и другое вооружение. Для торговли взяли материю, металлические изделия, женские украшения, зеркала, колокольчики и (ее использовали в качестве лекарства). Экспедиция обошлась более чем в 8 миллионов мараведи .

Экспедиция Магеллана
Корабль Тоннаж Капитан
Тринидад 110 (266) Фернан де Магеллан
Сан-Антонио 120 (290) Хуан де Картахена
Консепсьон 90 (218) Гаспар де Кассада
Виктория 85 (206) Луис де Мендоса
Сантьяго 75 (182) Жуан Серран

По штатному расписанию на судах полагалось находиться более, чем 230 морякам, но кроме них в экспедиции было немало сверхштатных участников, среди которых был родосский рыцарь Антонио Пигафетта , составивший подробное описание путешествия. А также прислуга и рабы вплоть до негров и азиатов, среди которых стоит упомянуть раба Магеллана Энрике, родившегося на Суматре и взятого Магелланом в качестве переводчика. Именно он станет человеком, первым вернувшимся на родину, обогнув земной шар. Несмотря на запрет в экспедиции нелегально оказалось несколько женщин-рабынь (вероятно индианок). Вербовка моряков продолжалась и на Канарских островах . Всё это затрудняет подсчёт точного количества участников. Разные авторы исчисляют количество участников от 265 до не менее чем 280 .

Магеллан лично командовал Тринидадом. Сантьяго командовал Жуан Серран - брат Франсишка Серрана, спасенного Магелланом в Малакке. Тремя другими кораблями командовали представители испанской знати, с которыми у Магеллана сразу начались конфликты. Испанцам не нравилось, что экспедицией командует португалец. Кроме того, Магеллан скрывал предполагаемый маршрут плавания, и это вызывало недовольство капитанов. Противостояние было довольно серьёзным. Капитану Мендосе даже было передано специальное требование короля прекратить препирательства и подчиниться Магеллану. Но уже на Канарских островах Магеллан получил сведения что испанские капитаны договорились между собой убрать его с поста, если посчитают, что он им мешает .

Атлантический океан

Капитан Сан-Антонио Картахена, являвшийся представителем короны в плавании, во время одного из рапортов демонстративно нарушил субординацию и стал называть Магеллана не «капитан-генерал» (адмирал), а просто «капитан». Картахена был вторым лицом в экспедиции, по статусу почти равным командиру. В течение нескольких дней он продолжал это делать несмотря на замечания Магеллана. Тому пришлось терпеть это, пока капитаны всех кораблей не были созваны на Тринидад для решения вопроса о судьбе матроса-преступника. Забывшись, Картахена снова нарушил дисциплину, но на этот раз он был не на своем судне. Магеллан лично схватил его за шиворот и объявил арестованным. Картахене разрешили находится не на флагманском корабле, а на кораблях сочувствующих ему капитанов. Командиром Сан-Антонио стал родственник Магеллана Алвару Мишкита .

29 ноября флотилия достигла побережья Бразилии , а 26 декабря 1519 года - Ла-Платы , где проводились поиски предполагаемого пролива. Сантьяго был послан на запад, но вскоре вернулся с сообщением, что это не пролив, а устье гигантской реки. Эскадра начала медленно продвигаться на юг, исследуя берег. На этом пути европейцы впервые увидели пингвинов .

Продвижение на юг шло медленно, кораблям мешали штормы, близилась зима, а пролива все не было. 31 марта 1520 года , дойдя до 49°ю.ш. флотилия встает на зимовку в бухте, названной Сан-Хулиан .

Мятеж

Семья Магеллановых пингвинов в Патагонии

Встав на зимовку, капитан распорядился урезать нормы выдачи продовольствия, что вызвало ропот среди моряков, уже измотанных длительным сложным плаванием. Этим попыталась воспользоваться группа офицеров недовольных Магелланом.

Магеллан узнает про мятеж только утром. В его распоряжении остается два корабля Тринидад и Сантьяго, почти не имевший боевой ценности. В руках же заговорщиков три крупных корабля Сан-Антонио, Консепсьон и Виктория . Но мятежники не желали дальнейшего кровопролития, опасаясь, что им за это придется отвечать по прибытии в Испанию . К Магеллану была послана шлюпка с письмом в котором говорилось, что их цель всего лишь заставить Магеллана правильно выполнить приказы короля. Они согласны считать Магеллана капитаном, но он должен советоваться с ними по всем своим решениям и не действовать без их согласия. Для дальнейших переговоров они приглашают Магеллана прибыть к ним для переговоров. Магеллан в ответ приглашает их на свой корабль. Те отказываются .

Усыпив бдительность противника, Магеллан захватывает шлюпку перевозившую письма и сажает гребцов в трюм. Мятежники больше всего опасались удара по Сан-Антонио, но Магеллан решил напасть на Викторию, где находилось много португальцев. Шлюпка, в которой находится альгвасил Гонсало Гомес де Эспиноза и пять надежных людей, отправляется к Виктории. Поднявшись на корабль, Эспиноза вручает капитану Мендосе новое приглашение от Магеллана прибыть на переговоры. Капитан начинает читать его с ухмылкой, но дочитать не успевает. Эспиноза наносит ему удар ножом в шею, один из прибывших матросов добивает мятежника. Пока команда Виктории пребывала в полной растерянности на борт вскакивает еще одна, на этот раз хорошо вооруженная, группа сторонников Магеллана во главе с Дуэрте Барбозой , незаметно подошедшая на другой шлюпке. Экипаж Виктории сдается без сопротивления. Три корабля Магеллана: Тринидад, Виктория и Сантьяго - встают у выхода из бухты, перекрывая мятежникам путь к бегству .

После того, как у них отняли корабль, мятежники не решились вступить в открытое столкновение и, дождавшись ночи, попытались проскользнуть мимо кораблей Магеллана в открытый океан. Это не удалось. Сан-Антонио был обстрелян и взят на абордаж . Сопротивления не было, жертв тоже. Вслед за ним сдался и Консепсьон .

Для суда над мятежниками был создан трибунал . 40 участников мятежа были приговорены к смерти, но тут же помилованы, поскольку экспедиция не могла терять такое количество матросов. Был казнён только совершивший убийство Кесадо. Представителя короля Картахену и одного из священников, активно участвовавшего в мятеже, Магеллан казнить не решился, и они были оставлены на берегу после ухода флотилии. Больше про них ничего не известно .

Через несколько десятилетий, в эту же бухту зайдет Френсис Дрейк , которому также придется совершить кругосветное плавание. На его флотилии будет раскрыт заговор и в бухте состоится суд. Он предложит мятежнику выбор: казнь, или его оставят на берегу, как Магеллан Картахену. Подсудимый выберет казнь .

Пролив

В мае Магеллан послал Сантьяго во главе с Жуаном Серраном на юг для разведки местности. В 60 милях к югу была найдена бухта Санта-Крус . Ещё через несколько дней в бурю корабль потерял управление и разбился. Моряки, кроме одного человека, спаслись и оказались на берегу без пищи и припасов. Они пытались вернуться к месту зимовки, но из-за усталости и истощения соединились с основным отрядом только через несколько недель. Потеря судна, специально предназначенного для разведки, а также припасов, находящихся на нём, нанесла большой ущерб экспедиции.

Магеллан сделал Жуана Серрана капитаном Консепсьона. В результате все четыре корабля оказались в руках сторонников Магеллана. Сан-Антонио командовал Мишкита, Викторией Барбоза .

Пролив Магеллана

Во время зимовки моряки вступили в контакт с местными жителями. Они были высокого роста. Для защиты от холода они обматывали ноги большим количеством сена, поэтому были названы патагонцами (большеногими, рождёнными с лапами) . Сама страна по их имени была названа Патагония . По приказу короля было необходимо привезти в Испанию представителей встретившихся экспедиции народов. Поскольку матросы опасались схватки с высокими и сильными индейцами, они пошли на хитрость: давали им в руки множество подарков, а когда те уже не могли больше ничего удержать в руках, предлагали им в подарок ножные кандалы, назначение которых индейцы не понимали. Так как руки были заняты, патагонцы соглашались чтобы кандалы цепляли к их ногам, пользуясь этим матросы их сковывали. Так удалось захватить двух индейцев, но это привело к столкновению с местными жителями с жертвами с обеих сторон. Ни один из пленников не дожил до возвращения в Европу .

24 августа 1520 года флотилия вышла из бухты Сан-Хулиан. За время зимовки она лишилась 30 человек. Уже через два дня экспедиция вынуждена была остановиться в бухте Санта-Крус из-за непогоды и повреждений. В путь флотилия вышла только 18 октября. Перед выходом Магеллан объявил, что будет искать пролив вплоть до 75°ю.ш., если же пролив не обнаружится, то флотилия пойдет к Молуккским островам вокруг мыса Доброй Надежды .

21 октября под 52°ю.ш. корабли оказались у узкого пролива ведущего в глубь материка. Сан-Антонио и Консепсьон посылаются на разведку. Вскоре налетает буря длившаяся два дня. Моряки опасались, что посланные на разведку корабли погибли. И они действительно чуть не погибли, но когда их понесло к берегу, перед ними открылся узкий проход, в который они вошли. Они оказались в широкой бухте, за которой последовали еще проливы и бухты. Вода все время оставалась соленой, а лот очень часто не доставал дна. Оба судна вернулись с радостной вестью о возможном проливе .

Флотилия вошла в пролив и много дней шла по настоящему лабиринту скал и узких проходов. Пролив впоследствии был назван Магеллановым . Южную землю, на которой ночами часто виделись огни, назвали Огненной Землей . У «реки Сардин» был созван совет. Кормчий Сан-Антонио Эстебан Гомиш высказался за возвращение домой из-за малого количества провианта и полной неизвестности впереди. Другие офицеры не поддержали его. Магеллан хорошо помнил судьбу Бартоломео Диаша , открывшего мыс Доброй Надежды, но уступившего команде и вернувшегося домой. Диаш был отстранён от руководства будущими экспедициями и так никогда и не попал в Индию. Магеллан объявил, что корабли пойдут вперёд .

У острова Доусон пролив делится на два канала, и Магеллан снова разделяет флотилию. Сан-Антонио и Консепсьон идут на юго-восток, два других корабля остаются для отдыха, а на юго-запад отправляется лодка. Через три дня лодка возвращается и моряки сообщают, что видели открытое море. Вскоре возвращается Конспесьон, но от Сан-Антонио нет известий. Пропавший корабль ищут несколько дней, но всё бесполезно. Позже выяснилось, что кормчий Сан-Антонио Эстебан Гомеш поднял мятеж, заковал в цепи капитана Мишкиту и ушёл домой в Испанию. В марте он вернулся в Севилью, где обвинил Магеллана в измене. Началось следствие, всю команду посадили в тюрьму. Над женой Магеллана установили надзор. Впоследствии бунтовщиков выпустили, а Мишкита оставался в тюрьме вплоть до возвращения экспедиции .

28 ноября 1520 года корабли Магеллана выходят в океан. Путь по проливу занял 38 дней. На долгие годы Магеллан останется единственным капитаном, прошедшим пролив и не потерявшим ни одного корабля.

Тихий океан

Выйдя из пролива, Магеллан 15 дней шел на север, дойдя до 38°ю.ш., где повернул на северо-запад , а 21 декабря 1520 года, дойдя до 30°ю.ш., повернул на северо-запад .

Магелланов пролив. Эскиз карты Пигафетты. Север внизу.

Флотилия прошла по Тихому океану не менее 17 тыс. км. Такие огромные размеры нового океана оказались неожиданными для моряков. При планировании экспедиции исходили из предположения, что Азия находится сравнительно близко от Америки. Кроме того, в то время считалось, что основную часть Земли занимает суша, и только сравнительно небольшую - море. Во время пересечения Тихого океана стало ясно, что это не так. Океан казался бескрайним. В южной части Тихого океана находится множество обитаемых островов, на которых можно было бы получить свежие припасы, но маршрут флотилии прошел в стороне от них. Не готовая к такому переходу, экспедиция испытывала огромные лишения .

«В продолжение трёх месяцев и двадцати дней , - отмечал в своих дорожных заметках летописец экспедиции Антонио Пигафетта, - мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы питались сухарями, но то уже не были сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями, которые сожрали самые лучшие сухари. Она сильно воняла крысиной мочой. Мы пили жёлтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловью кожу, покрывающую грот-грей, чтобы ванты не перетирались; от действия солнца, дождей и ветра она сделалась неимоверно твёрдой. Мы замачивали её в морской воде в продолжение четырёх-пяти дней, после чего клали на несколько минут на горячие угли и съедали её. Мы часто питались древесными опилками. Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать» .

Кроме того, на кораблях свирепствовала цинга. Погибло, по разным источникам, от одиннадцати до двадцати девяти человек . К счастью для моряков, за все время плавания не было ни одной бури и они назвали новый океан Тихим.

Во время плавания экспедиция дошла до 10 °C.ш. и оказалась заметно севернее Молуккских островов, к которым стремилась. Возможно, Магеллан хотел убедиться, что открытое Бальбоа Южное море является частью этого океана, а, возможно, он опасался встречи с португальцами, которая для его потрепанной экспедиции закончилась бы плачевно. 24 января 1521 года моряки увидели необитаемый остров (из архипелага Туамоту). Высадиться на него не представлялось возможности. Через 10 дней был обнаружен еще один остров (в архипелаге Лайн). Высадиться тоже не удалось, но экспедиция наловила акул для пропитания .

6 марта 1521 года флотилия увидела остров Гуам из группы Марианских островов . Он был населен. Лодки окружили флотилию, началась торговля. Вскоре выяснилось, что местные жители воруют с кораблей все, что попадется под руку. Когда они украли шлюпку, европейцы не выдержали. Они высадились на остров и сожгли селение островитян, убив при этом 7 человек. После этого они забрали лодку и захватили свежие продукты. Острова были названы Воровскими (Ландронес). При уходе флотилии местные жители преследовали корабли на лодках, забрасывая их камнями, но без особого успеха .

Через несколько дней испанцы первыми из европейцев достигли Филиппинских островов , которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. Опасаясь новых столкновений, он ищет необитаемый остров. 17 марта испанцы высадились на острове Хомонхом. Переход через Тихий океан закончился .

Смерть Магеллана

На острове Хомонхом был устроен лазарет, куда перевезли всех больных. Свежая пища быстро вылечила моряков, и флотилия отправилась в дальнейший путь среди островов. На одном из них раб Магеллана Энрике, родившийся на Суматре, встретил людей, говорящих на его языке. Круг замкнулся. Впервые человек обошёл землю .

Началась оживлённая торговля. За железные изделия островитяне легко отдавали золото и продукты. Впечатлённый силой испанцев и их оружием, властитель острова раджа Хумабон соглашается отдаться под покровительство испанского короля и вскоре крестится под именем Карлос. Вслед за ним крестится его семья, множество представителей знати и простых островитян. Покровительствуя новому Карлосу-Хумабону, Магеллан пытался привести под его власть как можно больше местных правителей .

Смерть Магеллана

Памятник Лапу-Лапу на острове Себу

Вот что написал о смерти адмирала историограф экспедиции, Антонио Пигафетта :

…Островитяне по пятам преследовали нас, выуживая из воды уже однажды использованные копья, и таким образом метали одно и то же копье пять-шесть раз. Узнав нашего адмирала, они стали целиться преимущественно в него; дважды им уже удалось сбить шлем с его головы; он оставался с горстью людей на своем посту, как подобает храброму рыцарю, не пытаясь продолжать отступление, и так сражались мы более часу, пока одному из туземцев не удалось тростниковым копьём ранить адмирала в лицо. Разъярённый, он тотчас же пронзил грудь нападавшего своим копьём, но оно застряло в теле убитого; тогда адмирал попытался выхватить меч, но уже не смог этого сделать, так как враги дротиком сильно ранили его в правую руку, и она перестала действовать. Заметив это, туземцы толпой ринулись на него, и один из них саблей ранил его в левую ногу, так что он упал навзничь. В тот же миг все островитяне набросились на него и стали колоть копьями и прочим оружием, у них имевшимся. Так умертвили они наше зерцало, свет наш, утешение наше и верного нашего предводителя.

Завершение экспедиции

В результате поражения погибло девять европейцев, но ущерб репутации был огромен. Кроме того сразу же дала себя знать потеря опытного руководителя. Вставшие во главе экспедиции Жуан Серран и Дуарте Барбоза вступили в переговоры с Лапу-Лапу предлагая ему выкуп за тело Магеллана, но тот ответил, что тело не будет выдано ни при каких условиях. Неудача переговоров окончательно подорвала престиж испанцев, и вскоре их союзник Хумабон заманил их на обед и устроил резню, убив несколько десятков человек, в том числе почти весть командный состав . Кораблям пришлось срочно отплыть. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов .

Там были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный маршрут. На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только два корабля. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме , а «Виктория » - на запад в обход Африки . «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии . «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила маршрут. Экипаж был пополнен некоторым числом островитян-малайцев (почти все из них погибли в дороге). На корабле вскоре стало не хватать провизии (Пигафетта отмечал в своих записях: «Кроме риса и воды, у нас не осталось съестного; из-за недостатка соли все мясные продукты попортились» ), и часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев. Однако большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

9 июля 1522 года изношенный корабль с измождённым экипажем подошёл к островам Зелёного мыса, португальскому владению. Не сделать здесь остановки было невозможно по причине крайнего недостатка питьевой воды и провизии. Здесь Пигафетта пишет:

«В среду, 9 июля, мы добрались до островов Святого Иакова и тут же отправили лодку к берегу за провизией, придумав для португальцев историю, будто мы потеряли нашу фок-мачту под экватором (на самом же деле мы потеряли её у мыса Доброй Надежды), и за это время, что мы её восстанавливали, наш капитан-генерал уехал с двумя другими кораблями в Испанию. Расположив их таким образом к себе, а также отдав им нашего товару, нам удалось получить от них две груженные рисом лодки… Когда наша лодка снова подошла к берегу за рисом, были задержаны тринадцать человек экипажа вместе с лодкой. Опасаясь того, чтобы некоторые каравеллы не задержали также и нас, мы в спешном порядке направились дальше»

Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию - он лишь хотел найти западный маршрут к Молуккам и возвратиться назад, вообще для любого коммерческого рейса (а рейс Магеллана был таким) кругосветное путешествие бессмысленно. И только угроза нападения португальцев заставила один из кораблей продолжать следовать на запад, причём если бы «Тринидад» проделал свой маршрут благополучно, а «Виктория» была бы пленена, никакого кругосветного путешествия не было бы.

Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей . Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.

Потерянный день

Кроме того, как обнаружилось, участники экспедиции «потеряли день » . В те времена ещё не было понятия о разнице между местным и Всемирным временем, так как самые далёкие торговые экспедиции проходили в обоих направлениях практически по одному и тому же маршруту, пересекая меридианы сначала в одном направлении, потом в обратном. В этом же случае, впервые зафиксированном в истории, экспедиция вернулась в начальный пункт, так сказать, «не возвращаясь», но двигаясь только вперёд, на запад.

На кораблях с христианским экипажем, как полагается, для поддержания порядка вахт , счисления движения, ведения записей, но, в первую очередь, для соблюдения церковных католических праздников , велось счисление времени . Хронометров в те времена не было, моряки пользовались песочными часами (от этого на флоте и был счет времени по склянкам). Начало счёта суточного времени было в полдень . Естественно, каждый ясный день моряки определяли момент полудня, когда Солнце было в самой верхней точке , то есть пересекало местный меридиан (с помощью компаса или по длине тени). От этого вёлся и счет дней календаря , в том числе воскресных дней, пасхалий и всех прочих церковных праздников . Но ведь каждый раз моряки определяли время местного полудня, соответствующего меридиану, на котором в этот момент находилось судно. Корабли плыли на запад, вслед за движением Солнца по небосводу, догоняя его. Поэтому, будь у них современный хронометр или простые часы , настроенные на местный полдень порта Санлукар-де-Баррамеда , моряки бы заметили, что их день чуть длиннее обычных 24 часов и их местный полдень всё больше и больше отстаёт от родного испанского, переходя постепенно на испанский вечер, ночь, утро и снова день. Но, поскольку хронометра у них не было, плавание их было чрезвычайно неспешным и с ними случались более важные и страшные происшествия, то об этой «мелочи» со временем никто просто не думал. Церковные праздники эти отважные испанские моряки отмечали со всей тщательностью, как ревностные католики , но, как оказалось, по своему собственному календарю . В итоге, когда моряки вернулись в родную Европу, оказалось, что их корабельный календарь отстал от календаря родины и Церкви на целые сутки. Это произошло на островах ЗелёногоМыса. Вот как описал это Антонио Пигафетта:

… мы подошли наконец к островам Зеленого Мыса. В среду, 9 июля, мы добрались до островов Святого Иакова [Сантьяго] и тут же отправили лодку к берегу за провизией […] Мы поручили нашим людям, отправившимся на лодке к берегу, расспросить, какой это был день, и они узнали, что у португальцев был четверг, что нас весьма удивило, так как у нас была среда, и мы никак не могли понять, отчего могла произойти такая ошибка. Я чувствовал себя хорошо все время и делал отметки каждый день без перерывов. Как выяснилось впоследствии, тут не было никакой ошибки, ибо мы шли все время по направлению к западу и вернулись к тому же пункту, куда двигалось и солнце, и таким образом выиграли двадцать четыре часа, в чем никаких сомнений быть не может.

Оригинальный текст (итал.)

Al fine, costretti dalla grande necessità, andassemo a le isole de Capo Verde.

Mercore, a nove de iulio, aggiungessemo a una de queste, detta Santo Iacopo e subito mandassemo lo battello in terra per vittuaglia […]

Commettessimo a li nostri del battello, quando andarono in terra, domandassero che giorno era: me dissero come era a li Portoghesi giove. Se meravigliassemo molto perchè era mercore a noi; e non sapevamo come avessimo errato: per ogni giorno, io, per essere stato sempre sano, aveva scritto senza nissuna intermissione. Ma, come dappoi ne fu detto, non era errore; ma il viaggio fatto sempre per occidente e ritornato a lo stesso luogo, come fa il sole, aveva portato quel vantaggio de ore ventiquattro, come chiaro se vede.

То есть они неправильно праздновали воскресенья , святую Пасху и прочие праздники .

Таким образом было открыто, что при путешествиях вдоль параллелей , то есть в плоскости суточного вращения Земли вокруг своей оси, время как бы меняет свою длительность. Если двигаться на запад , за Солнцем , догоняя его, день (сутки) как бы удлиняется. Если же двигаться на восток , навстречу Солнцу, отставая от него, сутки, наоборот, укорачиваются. Для преодоления этого парадокса позже была разработана система часовых поясов и понятие линии перемены дат . Эффект смены часовых поясов теперь испытывает каждый, кто предпринимает дальние, но быстрые, путешествия в широтном направлении на самолётах или скоростных поездах.

Примечания

  1. , с. 125
  2. , с. 125-126
  3. Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  4. , с. 186
  5. КАПИТУЛЯЦИЯ
  6. , с. 188
  7. , с. 192
  8. Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  9. , с. 126-127
  10. , с. 190
  11. , с. 192-193
  12. Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  13. , с. 196-197
  14. , с. 199-200
  15. , с. 128
  16. , с. 201-202
  17. , с. 202
  18. , с. 202-203
  19. , с. 203

Фернан Магеллан (1470-1521) - португальский мореплаватель. Первым совершил кругосветное плавание и пересек океан, названный им Тихим. Доказал наличие единого Мирового океана и предоставил практическое свидетельство того, что Земля имеет форму шара. Родился в Португалии в дворянской семье.

Была организована экспедиция из пяти судов («Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория») под руководством Магеллана, которая вышла в море по направлению к Рио-де-Жанейро. Продвигаясь к югу материка, он открыл все атлантическое побережье Южной Америки. Двигались только днем, чтобы не пропустить пролив. В марте экспедиции пришлось встать на зимовку в удобной бухте. В ту же ночь на кораблях начался бунт во главе с командирами кораблей: трудности и лишения, выпавшие на их долю, очень озлобили людей. Бунт был жестоко подавлен самим Магелланом, и в начале октября флот направился к югу. В октябре того же года, к югу от Ла-Платы, обогнули материк и вошли в залив, названный в честь Святого Юлиана. Примерно месяц он обследовал его, но прохода в Южное море не обнаружил. На берегу пролива экспедиция однажды увидела огни костров и Магеллан назвал место Огненной Землей. Вскоре экспедиция подошла к восточному устью пролива, которое носит теперь его имя.

Первый переход через Тихий океан начался 28 ноября. На оставшихся трех кораблях Магеллан вышел в неизвестный океан, обогнул Америку с юга по открытому им проливу. Так как погода в это время была очень хорошей, он назвал океан Тихим. Почти 4 месяца продолжалось плавание, за время которого людям приходилось питаться сухарной пылью, смешанной с червями, пить гнилую воду, есть воловьи кожи, древесные опилки и корабельных крыс. Вскоре начались голод и цинга, многие умирали. Пересекая океан, он прошел не менее 17 тыс. км, но открыл лишь два островка - один в архипелаге Туамоту, другой - в группе Лайн. 6 марта 1521 г. Магеллан открыл остров Гуам.

На трех судах осталось всего 115 человек - людей не хватало, и судно «Консепсион» пришлось сжечь. Несколько месяцев корабли блуждали в поисках островов пряностей. У острова Тидоре испанцы дешево купили много гвоздики, мускатного ореха и т. д. и разделились: «Виктория» с капитаном Хуаном Элькано двинулась на запад вокруг Африки, а «Тринидад», нуждавшийся в ремонте, остался. Капитан Элькано, боясь встречи с португальцами, держался значительно южнее обычных путей. Он первым прошел по центральной части Индийского океана и, открыв лишь остров Амстердам, доказал, что «южный» материк не достиг этой широты. 6 сентября 1522 г. «Виктория» завершила кругосветное путешествие и возвратилась домой, чуть позже вернулся «Тринидад». Но на нем привезли столько пряностей, что их продажа компенсировала потерю остальных кораблей.

Путешествие Магеллана считается одним из величайших событий XVI в.: отправившиеся на запад экспедиции, вернулись обратно с востока и доказали таким образом, что Земля имеет форму шара; впервые европейцы пересекли самый большой из океанов - Тихий, открыв проход из Атлантики. Кроме того, экспедиция выяснила, что значительно большую часть поверхности земли занимает не суша, как думали Колумб и его современники, а океаны. Именем Магеллана названы два звездных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака) и пролив. Все путешествия Магеллана описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта.

21. Итоги ВГО .

В результате ВГО была подтверждена шарообразность земли и единство мирового океана. Были открыты континенты и страны, уточнились ландшафтные параметры и эконмические возможности ранее известных восточных стран, прежде всего Китая и Индии. Появилась новая информация о ресурсах, возможностях двух Америк и островных территорий.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 596 | Нарушение авторского права страницы

04.12.2017 23:32

Наука и открытия

Преодолев опасные проливы под Южной Америкой, португальский штурман Фердинанд Магеллан вышел в Тихий океан с тремя кораблями, став первым европейским исследователем, который достиг Тихого океана из Атлантики.

20 сентября 1519 года Магеллан отправился из Испании, пытаясь найти западный морской путь к Островам пряностей Индонезии.

Под его командованием находилось пять кораблей с общей численностью команды в 270 мужчин. Первой точкой маршрута оказался порт в западной Африке, затем мореплаватель посетил Бразилию, где исследовалюжноамериканское побережье с целью поиска пролива в Тихий океан.

21 октября Магеллан, наконец, обнаружил пролив, который так упорно искал. Магелланов (тогда он, конечно, так не назывался) пролив, располагался недалеко от южной континентальной границы Южной Америки, отделяя Огненную Землю и континентальную часть материка.

Пролив преодолело только три судна из пяти. Команде понадобилось 38 дней, чтобы проплыть весь коварный пролив.

Флот Магеллана пересек океан в западном направлении за 99 дней. За весь период экспедиции океан был достаточно спокойным, чтобы его назвали «Тихим», от латинского слова «pacificus», что означает «спокойный».
К завершению экспедиции команда испытывала катастрофическую нехватку еды.

6 марта 1521 года экспедиция высадилась на острове Гуам. Десять дней спустя они бросили якорь на Филиппинском острове Себу — корабли находились всего в 400 милях от Островов пряностей.

После смерти Магеллана, оставшаяся часть команды отправилась на двух кораблях к Молуккским островам.

6 сентября 1522 года только один корабль экспедиции прибыл обратно в испанский порт Санлукар-де-Баррамеда. На обратном пути команда пересекла на корабле Индийский океан и обогнула мыс Доброй Надежды, тем самым став первой, совершившей кругосветное плавание. 1739 год: русские корабли достигают Японии

22.06.2018 20:09

Наука и открытия

Русская императрица Анна Иоанновна издала указ, согласно которому имперская экспедиция должна была исследовать побережья и острова

Дальнего Востока, а также по возможности вступить в контакт с жителями Японского архипелага.

Издан такой указ был по итогам первой Камчатской экспедиции, прошедшей под началом Мартына Шпанберга, русского мореплавателя. Первая экспедиция имела целью изучение возможностей постройки судов на Камчатке, а также исследование водных путей для доставки грузов. Шпанберг в качестве отчёта предоставил императрице записку, в которой указывал на возможность изучения потенциальных морских путей до берегов Северной Америки и Японии.

Было решено отправить вторую экспедицию, подготовка к которой началась в 1737 году.

Строительство новых судов проходило под тщательным наблюдением Адмиралтейств-коллегии и лично Шпанберга. Позже его определили на самостоятельное судно с индивидуальным заданием, суть которого заключалась в изучении западного побережья Камчатского полуострова.

Экспедиция выдвинулась летом 1738 года и за время плавания было обнаружено свыше тридцати новых островов, включая Итуруп, Шикотан и Зелёный.

Фернан Магеллан

Экспедицию прервала зима.
Переждав её, Шпанберг отправился изучать морские пути снова и уже 22 мая достиг берегов Японии.

По прибытии команда Шпанберга вступила в контакт с местным населением, уточняя информацию об экономике, политике и обычаях страны, попутно обмениваясь товарами. Тем не менее, по причине распространяющихся среди команды болезней, экспедицию было решено остановить, а больных доставить в родной порт.

Португальский путешественник Фердинанд Магеллан (1480-1521 гг.) был первым европейцем, совершившим экспедицию вокруг света. Он путешествовал через Атлантический океан, через южную оконечность Южной Америки, через каналы и окруженные горами заливы, а затем через Тихий океан.

И в конце концов вернулся в Испанию, совершив первое кругосветное путешествие в мире.

Магеллан родился в знатной португальской семье, и в молодом возрасте, был королевским придворным.

Когда ему было 25 лет, он поступил на службу в португальский флот и провел следующие шесть лет, участвуя в военных сражениях. В 1513 году, во время битвы с маврами в Марокко, Магеллан получил серьезную рану копьем в левое колено, которая привела его к пожизненной хромоте.

А вернувшись в Португалию в 1514 году, он узнал, что был обвинен в незаконной торговле скотом с маврами. Король Португалии уволил Магеллана из военно-морского флота, и Магеллан в сердцах объявил о завершении своей верности Португалии.

В 1517 году он предложил свои услуги главному конкуренту Португалии, испанскому королю Карл I, и начал новый этап своей карьеры, как испанский исследователь.

20 сентября 1519 года 39-летний Магеллан и около 270 человек отплыли из Испании, на пяти кораблях: Тринидад, Сан-Антонио, Консепсьон, Виктория, и Сантьяго. Их целью было добраться до Молуккских островов, по западному маршруту — который избегал контролируемого португальцами мыса Доброй Надежды.

Суда шли юго-западным курсом, пересекая Атлантику и оказались в Южной Америке, в Рио-де-Жанейро, три месяца спустя. Они по-прежнему шли на юг вдоль побережья, исследуя все заливы и устья рек на территории нынешних Уругвая и Аргентины, пытаясь найти пролив в Тихий океан. 31 марта уставший и недовольный экипаж на борту трех судов поднял мятеж против своих командиров.

Магеллан быстро восстановил контроль над своей командой, в результате чего один из капитанов был убит в ближнем бою, а бунтовщики высажены в одиночестве на берег.

Кругосветное путешествие Фернана Магеллана

Наконец, в октябре 1520 года был найден проход — ныне известный как Магелланов пролив — это действительно привело к Тихому океану.

Вторая половина путешествия проходила так же трудно, как и первая.

Только три корабля осталась после того, как один утонул, а второй дезертировал; провианта было очень мало и люди умирали от цинги. Достигнув острова Гуам в 1521 году, Магеллан занимался грабежами деревень в отместку туземцам за кражу. В том же году, на Филиппинских островах, Магеллан был убит в стычке с туземцами на острове Мактан. Два из его кораблей продолжали путешествие, достигнув Молуккские острова специй в ноябре 1521 года. 8 сентября 1522 года, только один корабль, Виктория, капитаном которой был испанец Хуан Себастьян де Элькано, добрался до Испании, с 17 оставшимися членами экипажа.

Колумб (слева) и Магеллан (справа) (1480 — 1521)

Настоящим открытием Тихого океана стало кругосветное плавание Фернана Магеллана.

Магеллан (Fernando Magalhaens) — известный португальский мореплаватель (1480 — 1521).

Фернан Магеллан вошёл в историю как первый человек на Земле, совершивший кругосветное путешествие, то есть обогнувший земной шар. Родился 20 ноября 1480 года в Португалии. Принадлежал к дворянству, в детстве служил пажом в свите португальской королевы, получил образование, изучал космографию, навигацию и астрономию. Затем поступил в военно-морской флот.

С 20-ти лет отправился в первое плавание в Индию, где принес португальцам большую пользу подавлением восстания туземцев на полуострове Малакке.

В 1505 году служил в Восточной Африке, участвовал в войне с Индией.

По возвращении в Португалию, он потерял доверие короля, вследствие чего удалился в Испанию и принял испанское подданство. Ф. Магеллан, как и Колумб, хотел найти короткий путь в Индию. Он обратился с предложением об экспедиции к португальскому королю Мануэлю, но того проект не заинтересовал.

Ф.Магеллана это не остановило, и мореплаватель вместе со своим другом, астрономом Рюи Фальера, убедил Карла V в существовании к Югу от Южной Америки прохода из Атлантического в Тихий океан, открытие которого должно было доставить большие выгоды Испании.

Карл V проект одобрил.

Но Магеллану пришлось преодолеть еще немало трудностей, прежде чем он снарядил экспедицию и пустился в море. Осуществлению его замысла всячески препятствовал португальский посол при испанском дворе Алвару да Кошта. Он старался через своих клевретов внушить Магеллану, что его проект неосуществим, что его ждут неисчислимые страдания, что испанское правительство не доверяет ему как иностранцу и королевские чиновники, назначенные в экспедицию, будут чинить препятствия и следить за каждым его шагом, что король Мануэл просит его вернуться в Португалию и готов предоставить ему выгодную должность и т.

д. Уговоры не подействовали, португальский посол подослал к Магеллану наемных убийц. А когда покушение не удалось, Альвару да Кошта и его подручные делали все возможное, чтобы сорвать подготовку экспедиции. Магеллан получал плохое снаряжение, негодные товары, испорченные продукты, на каждом шагу сталкивался с непредвиденными затруднениями. Карл V назначил Магеллана адмиралом и руководителем экспедиции в составе 265 человек и пяти кораблей — «Тринидад», «Сан Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго».

Наконец сборы были закончены.

Присягнув в верности кастильской короне и заставив, в свою очередь, присягнуть офицеров и матросов, Магеллан 20 сентября 1519 года вышел в далекое плавание из гавани Санлукар-де Баррамеда и направился на запад.

Флотилия Магеллана состояла из пяти кораблей: «Тринидад» («Троица») водоизмещением в 110 тонн, на котором развевался флаг адмирала; «Сан-Антонио» водоизмещением в 120 тонн, под начальством инспектора флота Хуана де Картахены; «Кон-сепсион» («Зачатие») водоизмещением в 90 тонн, под начальством Гаспара де Кесады; «Виктория» («Победа») водоизмещением в 85 тонн, под начальством казначея флота Луиса де Мендосы, и «Сант-Яго» водоизмещением в 75 тонн, под начальством «кормчего его высочества» Жуана Серрана.

Относительно благополучное плавание Магеллана длилось всего несколько дней, до Канарских островов.

Главный капитан флота отказался от рекомендации португальских лоций и, дойдя до широты Гвинейского залива, его каравеллы повернули на юго-запад. Решение флагмана вызвало недовольство Хуана де Картахены, родственника короля, капитана «Сан-Антоньо», назначенного Карлом V инспектором экспедиции. Как только флотилия пересекла экватор, инспектор заявил, что Фернан Магеллан нарушает королевские инструкции. Горячий спор закончился приказом об аресте инспектора.

Картахена затаил обиду.

От экватора Магеллан повернул к «Земле Святого Креста» (Бразилия), и 13 декабря 1519 года флот бросил якорь в великолепной гавани Санта-Люсия, известной теперь под именем Рио-де-Жанейро. Впрочем, Магеллан был не первым европейцем, посетившим эту бухту, как долго полагали историки. С 1507 по 1510 год в букте Санта-Люсия жил один из спутников Магеллана, Жуан Лопиш Карвалью. На корабле «Консепсион» плыл вместе с ним в качестве юнги его десятилетний сын, рожденный женщиной бразильского племени тамажу.

Бывали в этой бухте и другие португальские моряки.

10 января каравеллы вошли в устье Ла-Платы. На карту местности впервые наносится наименование «Монтвиди» (ныне здесь расположена столица Уругвая — Монтевидео).

Великий первооткрыватель Магеллан лихорадочно ищет пролив в Южное море. Но ни Ла-Плата, ни залив Сан-Матиас не оправдали надежд экспедиции. Когда тщательные поиски пролива в этом месте не увенчались успехом, Магеллан повел свои корабли еще дальше к югу. По пути моряки заходили во все бухты, надеясь найти этот пролив, и охотились на пингвинов, несмотря на то, что мясо этих пернатых жестко и малопитательно.

Капитан решил укрыться на зимовку в гавани Сан-Хулиан.

Ирония судьбы: мореплаватели находились буквально рядом с проливом, который искали.

Предвидя продолжительность зимовки и не надеясь пополнить съестные припасы в этой суровой стране, Магеллан приказал экономить провизию и установить для людей строгий рацион. Необходимо было дотянуть до весны, не подвергая экипаж большим лишениям, чтобы потом добраться до более плодородных мест. Но эта мера усилила недовольство матросов, и несколько офицеров, стоявших на стороне Хуана де Картахены, решили вызвать возмущение.

В бухте Сан-Хулиан оказалось мало пресной воды.

Матросов угнетала эта унылая, безжизненная местность. Поэтому в середине мая, несмотря на дурную погоду, Магеллан послал к югу на разведку корабль «Сант-Яго» во главе с капитаном Серраном. Через несколько дней испанцы открыли под 50° южной широты реку Санта-Крус. 22 мая поднялась сильная буря, и корабль разбило о прибрежные скалы. Весь экипаж уцелел, за исключением одного матроса.

‘ + content_h1 + ‘

Потерпевшие крушение с величайшим трудом добрались до бухты Сан-Хулиан, после чего Серран был назначен капитаном на «Консепсион».

После этой неудачной попытки Магеллан решил ждать улучшения погоды. Только 24 августа флотилия покинула бухту Сан-Хулиан. Достигнув реки Санта-Крус, корабли простояли здесь около двух месяцев. Испанцы отдохнули, запаслись дровами и пополнили, насколько это было возможно, съестные припасы. С наступлением весны Магеллан повел корабли еще дальше к югу.

Следуя вдоль береговой полосы, он тщательно исследовал все излучины в поисках вожделенного пролива.

Однако дальнейшее путешествие складывалось уже не так удачно. Корабли Магеллана попали в полосу антарктических штормов. Команда уже готова была свергнуть капитана, который завёл их на «край света», но благодаря силе и хитрости Ф.Магеллану удалось подавить мятеж и восстановить порядок.

Надо было обладать волевыми качествами, чтобы продолжать плавание с людьми, готовыми ради собственной выгоды на любые предательства.

В пролив вошли только три судна: одно погибло, другое изменнически оставило Магеллана и возвратилось в Испанию. Пролив был пройден в полтора месяца и 16-го ноября суда Магеллана уже плыли по Тихому океану.

Именно настойчивость капитана флотилии привела к открытию прохода из Атлантики в Южное море.

На 52 южной параллели открылась широкая выемка, разведка, состоявшая из двух судов, подтвердила, что это не река — везде была соленая вода.

Отныне новый морской путь на восток был проложен, и надежды Магеллана сбылись. Однако эпопея на этом не закончилась. Самые большие трудности и трагические события были еще впереди.

В необъятном океане капитан ни разу не встретился со штормом. Океан был удивительно тихим и спокойным.

Его назвали «Пасифико»- «Тихий», «Мирный». В XVII веке это имя окончательно утвердилось вместо названия «Южное море».

Жестокий голод и болезни преследовали путешественников. Запасы провизии подходили к концу, большая часть команды была больна цингой. Девятнадцать человек умерло, около тридцати надолго выбыли из строя, измученные страшной болезнью.

Все считали себя обреченными на смерть. За три месяца и двадцать дней корабли прошли четыре тысячи лиг, но кругом расстилалась все та же беспредельная водная пустыня. За это время лишь однажды мореплаватели натолкнулись на скалистые, бесплодные островки, получившие название Несчастных островов, так как там не нашлось ничего, что могло бы поддержать силы голодных людей.

Многие уже не надеялись живыми увидеть землю.

Больше трёх месяцев корабли провели в Тихом океане, прежде чем 4 марта 1521 г. на горизонте показалась земля. Это были острова ранее не известного Филиппинского архипелага. Здесь команде удалось пополнить свои запасы. Испанцы были здесь хорошо встречены туземцами, один из вождей которых, Зебу, принял христианство и подданство испанского короля.

Магеллан принял участие в войне этого вождя против других и 27 апреля 1521года пал в битве, с 56 испанцами. Так погиб великий мореплаватель Магеллан.

После этого Зебу изменил испанцам и часть их изменнически умертвил. Остальные подняли якорь и, сжегши один из кораблей, отплыли в море.Из пяти кораблей, отправившихся в плавание, только два судна закончили миссию Фернана Магеллана — они увидели Острова Пряностей, находившиеся на Молуккском архипелаге.

Нагруженные пряностями корабли отправились в обратный путь. «Тринидад» пошел к берегам Панамы через Тихий океан, «Виктория» — через Индийский и Атлантический океан в Испанию. Шесть месяцев скитался корабль «Тринидад» в водах Тихого океана и вынужден был вернуться к Молуккским островам. Матросов захватили в плен, где они умерли в тюрьмах и на плантациях.

Каравелла «Виктория» же, выдержав жестокую бурю у мыса Доброй Надежды, вошла в Атлантический океан.

И только 6 сентября 1522 года в аванпорту Севильи, жители Санлукар-де-Баррамеда увидели одинокую каравеллу. Причалив, на берег сошло 18 изможденных человек – это были остатки экспедиции Фернана Магеллана.

Путешествие Фернана Магеллана считается одним из величайших событий XVI века. Эта экспедиция окончательно доказала, что планета действительно имеет форму шара, а моряки стали первыми людьми, которые смогли совершить кругосветное путешествие.

Впервые европейцы пересекли самый большой из океанов — Тихий, открыв проход из Атлантики.

Открыты все побережье Южной Америкк к югу от Ла-Платы, Магелланов пролив, Патагонская Кордильера, остров Гуам и Филиппинские острова.Кроме того, экспедиция выяснила, что большую часть поверхности земли занимает не суша, как думал Колумб и другие, а океаны. Именем Магеллана названы два звездных скопления Большие и Малые Магеллановы облака и пролив (Рисунок ниже).

Кругосветное путешествие Магеллана (более качественный рисунок маршрута Магелланасмотри тут).

Все морские путешествия Фернана Магеллана описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта, участвовавшим в качестве волонтера в экспедиции Магеллана; издание было переведено на французский язык (3 издания) и итальянский; на английском есть издание "First voyage round the World by Magellan" (1874).
См.

так же: Первые мореплаватели и путешественники

Фернан Магеллан (1470-1521) - португальский мореплаватель. Первым совершил кругосветное плавание и пересек океан, названный им Тихим. Доказал наличие единого Мирового океана и предоставил практическое свидетельство того, что Земля имеет форму шара.

Родился в Португалии в дворянской семье.

В 1517 г. он переехал в Испанию и принял испанское подданство. Еще папа Александр VI, разделив Землю меридианом, повелел все земли (и известные, и еще не открытые) к западу от Канарских островов считать собственностью Испании. Это обстоятельство и стало важным поводом для продвижения на запад.

Была организована экспедиция из пяти судов («Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория») под руководством Магеллана, которая вышла в море по направлению к Рио-де-Жанейро.

Продвигаясь к югу материка, он открыл все атлантическое побережье Южной Америки. Двигались только днем, чтобы не пропустить пролив.

В марте экспедиции пришлось встать на зимовку в удобной бухте. В ту же ночь на кораблях начался бунт во главе с командирами кораблей: трудности и лишения, выпавшие на их долю, очень озлобили людей.

Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана

Бунт был жестоко подавлен самим Магелланом, и в начале октября флот направился к югу. В октябре того же года, к югу от Ла-Платы, обогнули материк и вошли в залив, названный в честь Святого Юлиана. Примерно месяц он обследовал его, но прохода в Южное море не обнаружил. На берегу пролива экспедиция однажды увидела огни костров и Магеллан назвал место Огненной Землей.

Вскоре экспедиция подошла к восточному устью пролива, которое носит теперь его имя.

Но в пролив вошли только три судна: один корабль погиб, команда судна «Сан-Антонио» дезертировала, вернувшись в Испанию. Командир корабля оклеветал Магеллана, рассказав королю о якобы его измене. Через полтора месяца экспедиция вышла в Тихий океан.

При пересечении Атлантики мореплаватель использовал впервые свою систему сигнализации, и корабли его флотилии ни разу не потеряли друг друга из виду.

На оставшихся трех кораблях Магеллан вышел в неизвестный океан, обогнул Америку с юга по открытому им проливу. Так как погода в это время была очень хорошей, он назвал океан Тихим. Почти 4 месяца продолжалось плавание, за время которого людям приходилось питаться сухарной пылью, смешанной с червями, пить гнилую воду, есть воловьи кожи, древесные опилки и корабельных крыс. Вскоре начались голод и цинга, многие умирали. Пересекая океан, он прошел не менее 17 тыс. км, но открыл лишь два островка - один в архипелаге Туамоту, другой - в группе Лайн.

Десять дней спустя экспедиция Магеллана достигла Филиппинских островов (1521). Отряд был хорошо встречен населением, а один из местных вождей - Зебу - даже принял христианство и испанское подданство. После этого Магеллан вмешался в распри местных племен и погиб в одной из стычек с туземцами. Зебу же, изменив испанцам, умертвил часть из них. Оставшиеся в живых члены экипажа сбежали на свои корабли и вышли в море.

На трех судах осталось всего 115 человек - людей не хватало, и судно «Консепсион» пришлось сжечь.

Несколько месяцев корабли блуждали в поисках островов пряностей. У острова Тидоре испанцы дешево купили много гвоздики, мускатного ореха и т. д. и разделились: «Виктория» с капитаном Хуаном Элькано двинулась на запад вокруг Африки, а «Тринидад», нуждавшийся в ремонте, остался.

Капитан Элькано, боясь встречи с португальцами, держался значительно южнее обычных путей. Он первым прошел по центральной части Индийского океана и, открыв лишь остров Амстердам, доказал, что «южный» материк не достиг этой широты. 6 сентября 1522 г. «Виктория» завершила кругосветное путешествие и возвратилась домой, чуть позже вернулся «Тринидад». Но на нем привезли столько пряностей, что их продажа компенсировала потерю остальных кораблей.

Путешествие Магеллана считается одним из величайших событий XVI в.: отправившиеся на запад экспедиции, вернулись обратно с востока и доказали таким образом, что Земля имеет форму шара; впервые европейцы пересекли самый большой из океанов - Тихий, открыв проход из Атлантики.

Кроме того, экспедиция выяснила, что значительно большую часть поверхности земли занимает не суша, как думали Колумб и его современники, а океаны. Именем Магеллана названы два звездных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака) и пролив.

Все путешествия Магеллана описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта.

21. Итоги ВГО .

В результате ВГО была подтверждена шарообразность земли и единство мирового океана.

Были открыты континенты и страны, уточнились ландшафтные параметры и эконмические возможности ранее известных восточных стран, прежде всего Китая и Индии.

Появилась новая информация о ресурсах, возможностях двух Америк и островных территорий.

ВГО ускорили процесс первоначального накопления капиталов, а также положили начало колониальной торговли и политики. В колониях одним из источников первоначального накопления капитала стало внеэкономическое принуждение – рабство.

Христофор Колумб в самом начале эпохи создал систему энкомьендо (Рабовладельческие плантации):

— Рабство получило широкое распространение на золотых и серебряных рудниках.

— Революция цен, которая дополнительно углубила разницу в темпах развития капитализма в разных странах Западной Европы.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 595 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

В первой четверти XVI в. европейцы узнали о доселе неизведанной части побережья Южной Америки и существовании узкого пролива, позже названного Магеллановым. Отважные мореплаватели впервые пересекли доказали, что Земля круглая, а Мировой океан - единое целое. Возглавлял эту экспедицию Фернан Магеллан, биография которого изучалась многими исследователями, однако сведения, которыми располагают историки, вызывают споры и представляют большой интерес уже несколько столетий.

Место и точная дата рождения знаменитого португальского и испанского мореплавателя являются предметом дискуссий. Историки называют два населённых пункта, в которых он мог родиться: Порту и Саброза. Фернан Магеллан появился на свет в 1840 г. в небогатой, но знатной дворянской семье. В качестве пажа он входил в свиту королевы Леоноры Ависской. Возможно, именно королева Португалии посодействовала поступлению юноши в мореходную школу. Флотская служба будущего первопроходца началась с участия в восточной экспедиции (1505) в качестве сверхштатного воина.

Имеются сведения об экспедициях, снаряжавшихся с целью изучения Индийского океана, в которые отправлялся молодой Магеллан. Фернан служил в разных местах. Невысокого роста, но физически сильный и уверенный в себе, он показал себя отважным воином в и был удостоен звания капитана. В 1513 г. ненадолго вернулся в Португалию, а в следующем году отправился в Марокко, где получил ранение в ногу, после чего хромал всю оставшуюся жизнь. Сразу после окончания боевых действий его обвинили в тайной продаже противоборствующей стороне добычи. Возмущённый Фернан Магеллан самовольно отправился в Португалию, чтобы оправдаться, однако вызвал этим поступком гнев короля Мануэля I, а после выхода в отставку ему было отказано в увеличении размера пенсии. В ответ на просьбу выделить корабль для поиска новых морских путей португальский король также ответил отказом.

Фернан Магеллан перебрался в Испанию, где ему после долгого торга удалось убедить в необходимости и выгодности экспедиции более сговорчивого испанского короля. Главной были не а - источник пряностей - "золота" XVI столетия. До островов мореплаватель планировал добраться коротким путём со стороны Америки. Свои расчёты, располагая картами берегов южноамериканского континента и отчётами мореплавателей, побывавших в тех краях, он строил не на пустом месте. Флотилия из пяти кораблей, гружённых пушками, другим оружием, а также разными товарами для торговли, отправилась в плавание 20 сентября 1519 г.

Невероятные испытания выпали на долю 256 человек, участвующих в кругосветной регате под руководством Магеллана. 6 сентября 1522 лишь один изношенный корабль под названием «Виктория» с измождённым экипажем в 18 человек причалил к испанскому берегу. На борту судна уже не было человека, благодаря упорству, силе и мужеству которого было совершено первое в мире кругосветное плавание.

Мореплаватель и первопроходец Фернан Магеллан лично не завершил прославившее его на весь мир, поскольку вмешался в междоусобные распри аборигенов и погиб 27 апреля 1521 года в стычке у острова Мактан.


12 февраля 1908 года в Нью-Йорке стартовал первый в мире кругосветный автопробег – весьма смелое и рисковое мероприятие в духе той эпохи великих технических открытий и достижений. Но авантюристы существовали всегда – они жили до 1908 года, они были после него, они прекрасно себя чувствуют и в наше время. И сегодня мы расскажем про историю кругосветных путешествий , начиная от Магеллана и заканчивая современными отважными рыцарями компаса и карты.

Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522)

Уже в самом начале шестнадцатого века стало понятно, что открытые Христофором Колумбом земли не являются ни Индией, ни Китаем. Но предполагалось, что Азия со всеми ее многочисленными богатствами находится не так уж и далеко от Америки. Дело за малым – найти пролив, переплыть через «Южное море» (так называли в те времена водоем, ставший известным как Тихий океан) и добраться до искомых земель, полных пряностей и шелков. Взялся за это дело португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан.



20 октября 1519 года пять кораблей под его командованием вышли из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда. На борту суден насчитывалась команда из более чем двухсот человек. Экспедиции во главе с Магелланом, действительно, удалось обогнуть Американский континент с юга, преодолеть Тихий океан, добраться до Молуккских островов (Острова Пряностей) и вернуться 6 сентября 1522 года в Севилью.



Но во время кругосветного плавания экспедиция потеряла четыре корабля, а из 235 человек личного состава в Испанию вернулось всего тридцать шесть (18 на последнем оставшемся судне и еще столько же разными путями в течение последующих месяцев и даже лет). Погиб в стычках с туземцами сам Магеллан и большинство командиров. А завершил экспедицию капитан Хуан Себастьян Элькано – единственный выживший офицер.

Кругосветное путешествие на велосипеде (1884-1886)

Томас Стивенс стал первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на велосипеде. И стоит понимать, что это был не байк в современном представлении – легкий, спортивный, эргономичный, а стандартный для тех времен «пенни и фартинг» (когда переднее колесо в восемь раз больше заднего). Да и с дорогами ситуация была куда более сложной.



Начав свое путешествие в Сан-Франциско, Стивенс пересек всю Америку с запада на восток до Нью-Йорка. Затем он изрядно поездил по своей родной Англии, проехал через Европу, Османскую Империю, перезимовал в Тегеране как личный гость шаха, побывал в Афганистане, вернулся в Стамбул, приплыл по морю в Индию, отметился в Китае и Японии, а затем вернулся в исходную точку путешествия, потратив на поездку более двух с половиной лет.


Кругосветное путешествие на яхте (1895-1898)

Ставшее легендарным кругосветное путешествие Джошуа Слокама стартовало 25 апреля 1895 года в городе Бостон. 10-метровая яхта Sprey, на которой в одиночку плыл канадско-американский путешественник и авантюрист, сначала пересекла Атлантический океан, приблизившись к Пиренейскому полуострову, затем прошла вдоль западного побережья Африки, снова преодолела Атлантику, прошла через Магелланов пролив, достигла Австралии, побывала в Новой Гвинее, обогнула мыс Доброй Надежды, а 27 июня 1898 года финишировала в городе Ньюпорт в штате Род-Айленд.



Но пышных почестей путешественник по возвращению в США не дождался. Бушевавшая в то время Американо-испанская война оттянула на себя все внимание прессы и общественности. Так что о достижении Слокама заговорили лишь после заключения мира. А в 1900 он выпустил книгу «Один под парусами вокруг света», ставшую всемирным бестселлером и переиздающуюся до сих пор.



Джошуа Слокам пропал без вести во время плавания на яхте в 1909 году в районе Бермудских островов, что стало одной из причин появления легенды о Бермудском треугольнике.

Первый кругосветный автопробег (1908)

12 февраля 1908 года стартовал первый кругосветный автопробег, организованный американской газетой New York Times и французской Matin. Это событие было приурочено к 99-летию со дня рождения Авраама Линкольна. Планировалось, что в нем примут участие 13 экипажей, но семь из них снялись в самый последний момент, до начала поездки.



Главной проблемой первых недель пробега стал холод. Автомобили тех времен не были оснащены обогревателями, а некоторые вообще были без крыши. При этом изначально планировалось, что экипажи переедут из США в Россию через замерзший Берингов пролив. Но жуткие погодные условия на Севере заставили сменить маршрут – машины были погружены на корабль в Сиэтле и транспортированы во Владивосток.



Участники автопробега пересекли всю Евразию. Первым достиг финиша в Париже немецкий экипаж на автомобиле Protos. Случилось это 11 июля, через 169 дней после начала. Но оказалось, что немцы нарушили условие соревнований, за что получили штраф в 15 дней. Так что победителями стали американцы на машине Thomas Flyer, приехавшие к последней точке аккурат 26 июля. Вот для американских участников заезд и стал кругосветным - после триумфа в Париже они вернулись в Нью-Йорк, замкнув, тем самым, круг.

Кругосветное путешествие на самолете (1924, 1957)

Это сейчас можно облететь вокруг Земного шара на авиалайнере чуть более чем за сутки. А в 1924 году четырем самолетам Douglas World Cruiser понадобилось почти полгода. Вернее, это вылетели из Сиэтла 6 апреля четыре летательных аппарата, а вернулись обратно 28 сентября всего два – остальные разбились по дороге.



А первый беспосадочный кругосветный перелет совершили в январе 1957 года , потратив на это 45 часов и 19 минут. По пути они трижды пополняли запасы топлива от самолета-дозаправщика.


Кругосветное путешествие пешком (1970-1974)

20 июня 1970 года братья Дэвид и Джон Кунсты вышли из собственного дома в городе Уосека в Миннесоте и отправились в пешее путешествие вокруг света. Они дошли до Нью-Йорка, где сели на корабль до Лиссабона. Затем они пересекли на своих двоих всю Европу и дошли до Афганистана. Но там на них напали бандиты, Джон был убит, а Дэвид попал на четыре месяца в больницу.



Оправившись, Кунст продолжил свой поход ровно с того места, где погиб его родственник. Но сейчас к нему присоединился третий их брат – Питер. Впрочем, он пропутешествовал «всего» год – нужно было возвращаться домой на работу.



Дэвид Кунст вернулся в родную Миннесоту 5 октября 1974 года, преодолев на пути около 25 тысяч километров, став Послом Доброй воли ЮНИСЕФ, стоптав 21 пару обуви и познакомившись с австралийской учительницей Дженни Сэмюэл, которая сначала стала его спутницей в путешествии, а потом и в жизни.


Беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре (1999)

В конце двадцатого века воздушные шары практически перестали существовать. Остались лишь те, что использовались в рекламных, туристических, спортивных и научных (стратостаты) целях. Но появлялись также аэростаты, созданные специально для установления рекордов. К примеру, Breitling Orbiter 3, на котором в марте 1999 года Бертран Пикар и Брайан Джонс совершили беспосадочный кругосветный перелет длиной 45755 километров и длительностью 19 дней 21 час и 47 минут.



Но этого рекорда Пикару мало! Достойный своего деда, отца и дяди авантюрист собирается в 2015 году совершить первый в истории кругосветный перелет на самолете, получающем энергию исключительно из установленных на нем солнечных панелей.